Педагогический марафон «ФГОС ДО: От теории к практике»
методическая разработка на тему

Филиппова Антонина Владимировна

Цель: формирование компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС в практику ДОО.

Педагогическая игра «Знатоки ФГОС ДО»

Цель: Систематизировать знания педагогов в области ФГОС дошкольного образования.  

Задачи:

1.     Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.

2.     Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.

3.     Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

4.     Способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта, чувства единства и сплоченности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_igra_.rar409.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический марафон

«ФГОС ДО: От теории к практике»

(с 01.09.2014  – 31.12.2015)

Цель: формирование компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС в практику ДОО.

Педагогическая игра «Знатоки ФГОС ДО»

Цель: Систематизировать знания педагогов в области ФГОС дошкольного образования.  

Задачи:

  1. Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.
  2. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС.
  3. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
  4. Способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта, чувства единства и сплоченности.

Оборудование:  проектор, карточки  «Аббревиатура» на каждую команду, 4 таблицы с филвордами «Основные принципы дошкольного образования», набор карточек с  понятиями  к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. 

Я рада приветствовать вас на педагогической игре «Знатоки ФГОС ДО», в  ходе которой  мы с вами снова окунемся в мир ФГОС ДО.

РАЗМИНКА

«Мы не боимся перемен»

Идея - подчеркнуть свою индивидуальность.

Каждая команда придумывает название и девиз (записывает название команды на табличках). Выбирают капитана.

Ведущий знакомит участников игры с правилами:

Правила:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— не оспаривать оценку жюри;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Задание «Аббревиатура».   Время 2 мин.

Командам предлагается расшифровать аббревиатуры,   относящиеся к дошкольному образованию. За каждый правильный ответ – 1 балл. (приложение 1)

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Задание Филворд   «Основные принципы дошкольного образования». Время 5 мин.

В таблице закодирована фраза - один из принципов дошкольного образования, необходимо её найти и зачеркнуть. Слова в филворде могут читаться вверх, вниз, вправо и  влево, и даже под углом, но не пересекаться. (Приложение 2)

Оценивание: за каждое правильное слово 1 балл, дополнительно 1 балл получает, та команда, которая  первая нашла правильный ответ.

 .

II.  ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Задание  «Конкурс капитанов».  Время 1 мин.

Капитаны из команд выбирают набор карточек с  понятиями  к образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Капитан при помощи синонимов, но, не называя самого слова и однокоренных слов, должен донести до команды, что за слово у него на карточке. Капитан может пропускать слова и вворачиваться к ним позже. (Приложение 3)

Оценивание: за каждое отгаданное слово, команда получает 1 балл.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Задание «Пинг-понг»

Ведущий поочередно каждой команде  читает  вопрос , только один из них правильный. Надо назвать правильный ответ. Упражнение проводится методом пинг-понга. Если команда не отвечает,  этот вопрос адресуется другой команде. (Приложение 4)

Оценивание: за каждый правильный ответ – 1 балл.

IV ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Задание  «Знание целевых ориентиров», 5 мин.

 Каждой команде дается карточка с целевыми ориентирами. Одной команде надо выделить  «Целевые ориентиры образования в раннем возрасте», другой команде «Целевые ориентиры образования в дошкольном возрасте». Затем, команды проверяют правильность ответов   противоположной команды! Обсуждение. (Приложение 5).

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПЕДСОВЕТА. РЕФЛЕКСИЯ

 
 Рефлексия: Команда, набравшая наибольшее количество очков, первая выбирает цвет (красный или зеленый).

Красный – критический взгляд на проблему введения ФГОС ДО, с какими трудности введения ФГОС ДО?

Зеленый – ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОС ДО?

 Подводя итоги сегодняшней игры, скажу еще раз о значении повышения компетентности педагога. Эффективность педагогической работы зависит от того, насколько педагог заботится о личностно-профессиональном росте и не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом!. 

В заключении, я хочу вам рассказать одну притчу:

Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: «А куда же бежать дальше.» Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался. 
Но тут он услышал Голос: «Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!»  

Но   Ручеёк   продолжал    стоять.     Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений  и не хотел идти на риск. Тогда Голос снова заговорил: «Если ты остановишься,  то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!»

И Ручеёк решился. Он побежал по пустыне. Ему было очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. И через несколько дней он высох…

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней. 
Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем. Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком. Ручеёк подумал: «Я несколько раз изменял форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!» 

Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом! 
Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди. Главное – быть уверенным в себе и не бояться принимать решения! 

Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится. Сегодняшний педсовет показал преодолимость временных трудностей по внедрению ФГОС.

(приложение 1)

Задание «Аббревиатура».  

ФГОС ДО

ДОО

ИКТ

ОВЗ

ОО  

ООП

АОП

УИЗ  

УМК

ИОС

ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

ДОО — дошкольная образовательная организация.

ОО  –     образовательная область

ИКТ — информационно-коммуникационные технологии

ОВЗ —  ограниченные возможности здоровья.

ООП — основная образовательная программа.

УМК — учебно-методический комплект.

УИЗ  — учебно-игровые занятия

ИОС -    игровые образовательные ситуации

АОП –   адаптированная образовательная программа.

Приложение 2

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства

О

Е

Ь

Б

Ю

М

Ф

Э

Н

Ж

Ф

А

П

О

В

Г

Н

К

Э

Т

Ъ

Ч

А

О

Е

Д

Е

Й

П

Р

О

Ж

Ц

У

Т

Ш

Х

С

Ы

И

О

Н

С

Т

В

А

Х

В

О

Л

Ы

Щ

З

Я

Ц

А

П

В

С

Е

Х

Е

И

Н

2. сотрудничество организации с семьей

Ф

Й

О

Р

Г

А

И

И

Н

Д

О

О

Ю

Н

Ь

Ц

И

У

Ю

К

Ъ

И

З

А

Ч

Р

Е

С

Х

К

Н

А

 Е

Т

П

Ф

Е

С

Е

В

С

О

У

П

У

А

М

К

Т

С

Ц

А

Ц

П

Ь

Г

В

О

Ц

В

Ч

Я

Ё

Й

3. Поддержка инициативы  детей в различных видах деятельности

П

Р

Ж

К

А

Г

Н

Ь

О

Е

З

Л

Ъ

Ю

О

Л

Д

Д

А

И

И

Т

С

Е

Ы

И

Р

Ч

Ф

Й

О

Т

В

Н

Ы

Н

А

Д

Е

Я

И

И

Х

В

У

Д

Ч

К

Т

Ц

Ъ

И

Д

Ц

Я

М

А

И

Ш

Е

А

Х

С

В

4. Учет этнокультурной ситуации развития детей

С

И

Т

Т

З

Х

Я

Р

Й

Щ

У

Ё

Ф

Т

И

А

О

Ш

А

Ч

Э

И

В

З

Н

О

Ц

У

Д

Л

Ъ

Д

Р

Ч

И

Р

Ы

Д

Т

Е

У

Ю

И

А

Г

Й

Е

Э

Т

Я

Т

А

Ш

О

Н

П

Ь

Л

У

К

О

Н

Т

Э

Приложение 3

Задание  «Конкурс капитанов».

Понятия для команд:

Тематическое планирование

 Обучающийся с ОВЗ

Коммуникация

Физическое развитие

Игра

 Задачи

Речевое развитие

Воспитание

Общение

 Здоровьесбережение

Воспитанники

Вариативная часть

Основная программа ДО

Деятельностный подход

Интеграция

Проектная деятельность

Предметно-развивающая среда

Самостоятельная  деятельность

 Обязательная часть

Цель

Индивидуализация

Режим дня

ИКТ

Образовательные области

Традиции (группы, ДОО)

Игровая образовательная ситуация (ИОС)

Приложение 4

1. Задание «Пинг-понг»

1. Какие требования включают в себя ФГОС ДО?

  • К структуре Программы и ее объему
  • К условиям реализации Программы
  • К результатам освоения Программы  

2.  Требования  к условиям  реализации Программы включают  какие  требования

  • Психолого-педагогическим условиям
  • Кадровым условиям
  • Материально-техническим условиям
  • Финансовым условиям
  • Развивающей предметно-пространственной среде.

3.Наполняемость групп согласно ФГОС ДО определяется с учетом?

  • Возраста детей
  • Состояния здоровья детей
  • Специфики Программы

4. К каким условиям реализации Программы относится: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих  их возрастным и индивидуальным особенностям

  • Психолого-педагогическим  условиям

 5. Вариативность среды предполагает:

  • Наличие в Организации и Группе различных пространств (для игры,  конструирования, уединения и т.д.), а также разнообразных  материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей
  • Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

6. К каким условиям реализации Программы относится: Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальным особенностям развития детей

  • Материально-технические  условия

  7. Социальная ситуация развития ребенка это -

  • Фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в этих условиях.

8. Согласно ФГОС ДО  «зона ближайшего развития» это:

  • уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

 9. Подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации это:

  • обучение, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для осуществления деятельности по реализации образовательных программ.

 10. Индивидуализация образования  это:

  • построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования

  11. При каких условиях допускается участие ребенка в психологической диагностике?

  • Только с согласия родителей (законных представителей)

12. Поддержка индивидуальности и инициативы детей возможна через……

  • Создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей

 

Приложение 5

Задание  «Знание целевых ориентиров»,

  1. ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;     
  2. ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;                
  3. использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  4. владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  5. ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  6. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  7. стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  8. ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  9. проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  10. ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  11. проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  12. у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  13. ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  14. у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Знание целевых ориентиров

 Ранний возраст:  1,3,4,7,9,11,14.

Дошкольный возраст:  2,5,6,8,10,12,13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация - консультация для педагогов ДОУ ФГОС ДО - от теории к практике

Содержит информацию - цели, задачи ФГОС ДО, схематично - путь их реализации, раскрывается понятие "культурные практики", консультация по структуре календарного плана, рекомендации к планированию, пути...

Презентация для воспитателей "ФГОС - от теории к практике"

Как создать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное,  ответственное самовыражение?  Следование педагога следующим ...

«Экологическое воспитание дошкольников :теория и практика по ФГОС.»

Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности учителя и воспитателя, если речь идёт о дошколь...

Статья издания "Теория и практика релизации ФГОС общего образования"

Материал республиканской научно -практической конференции...

Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»

Публикация  в сборник  научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в обр...

«Управление ДОО в рамках ФГОС ДО: теория и практика»

Управление дошкольным учреждением – взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязатель...