Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»
статья

Заседко Екатерина Сергеевна

Публикация  в сборник  научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Статья в сборник  научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»

Авторы: Заседко Екатерина Сергеевна

Шохова Екатерина Петровна

Воспитатели

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

центр развития ребенка- детский сад №5

муниципального образования

Усть-Лабинский район

Тема «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»

С принятием Закона РФ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Семья для ребенка-это источник общественного опыта- здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то мы должны решать эту проблему всем миром, т.е. это детский сад, семья и общественность. Современная наука и практика убедительно доказывают, что семья играет уникальную роль в формировании личности ребенка, ее не моет заменить ни один социальный институт, и даже самые квалифицированные педагоги с самыми новейшими методиками не смогут конкурировать с родителями. В семье формируется мировоззрение ребенка, в ней формируется его первичная социализация, его отношение к миру, другим людям, самому себе. Родительская забота, конечно е любовь родителей  способствует становлению у ребенка доверчивости, открытости,  к людям, готовности взаимодействовать с ними и конечно  возникает чувство собственного достоинства. Очень важно чтобы у родителя была возможность принимать участие в образовательном процессе, а при необходимости обратиться за квалифицированной помощью к специалистам[1].

Не все родители открыто идут на контакт. В большинстве случаев, заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду не наблюдается. Каждый интересуется только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами. Современный детский сад долен выступать ресурсным центром развития не только ребенка дошкольника, но психолого-педагогической поддержки родителей. В этом семья оказывает влияние на педагогов, побуждая их к непрерывному развитию, поиску оптимальных методов и форм сотрудничества. Именно поэтому основной формой взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников -это создание единой цели содружества: дети, родители, педагоги, в котором все участники образовательного процесса влияют друг на друга. Очень важно чтобы взрослые принимали детский сад не только с точки зрения удобства, комфортности, безопасности и полезности для ребенка, но и видели в нем ресурс своего развития как родителя.  

Свою работу необходимо строить в трех направлениях:

1.Работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2.Повышение педагогической культуры родителей.

3.Вовлечение родителей в деятельность детского сада, установление партнерских отношений с семьями воспитанников, приобщение к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Толчком для родителя могут послужить различные события, например беседы с другими родителями, участие в детско-родительских мероприятиях: проекты, конкурсы, праздники и т.п.

Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями.

В дошкольных организациях создаются условия, позволяющие привлекать родителей к образовательно-воспитательному процессу. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей.

И чтобы побудить родителей к размышлению о том, как важно им самим участвовать в педагогическом процессе нужна поддержка родителей в нахождении смысла, повышение их компетентности. И эту задачу моно решить создав определенные условия: способы получения информации на стендах, сайтах ДОО, персональных страницах педагогов, где родители могут знакомиться и получать полезные советы, консультации. Разработано множество  форм работы с родителями и детьми.

Для плодотворного общения на первое место выходят родительские клубы, где происходит общение в неформальной обстановке на интересующиеся темы. Часто клуб объединяет разные формы взаимодействия детского сада и семьи. Тематика работы клуба планируется на учебный год, конечно, учитываются запросы родителей (анкеты, беседы). И главное, это диалог в ходе которого, все участники приходят к разрешению заявленных проблем. Опытом своим делятся не только педагоги, но и родители.

Важным также является функционирование консультативного пункта для родителей, где они могут получить квалифицированную помощь работников детского сада, встречи с учителем-логопедом, старшей медицинской сестрой, социальным педагогом, педагогом-психологом и другими специалистами[2].

Интересной формой работе может являться регулярный  выпуск внутрисадовской газеты для родителей и групповых газет, в каждом номере которых родители могут найти вопросы на интересующие их вопросы, увидеть информацию о жизни дошкольного учреждения и поделиться своими секретами воспитания.

В Стандарте обозначены условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, способствующей специфике дошкольного возраста, одним из условий является взаимодействие с родителями(законными представителями)по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Активное включение воспитанников и их родителей в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новое, не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку, родителю сегодня, в проблемах реальной жизни.

В условиях реализации Федерального стандарта к структуре Образовательной программы дошкольного образования, работа с родителями в  учреждении должна охватывать все пять образовательные области развития дошкольников[5].

Советы, которые помогут активизировать участие родителей:

 Проявляйте взаимное уважение друг к другу.

 Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.

Привлекайте родителей, к занимательным мероприятиям детского сада и группы.

Используйте разнообразные виды участия родителей, проявляйте чуткость и понимание.

 Помните! У всех людей - разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому.

Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.

Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.

Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.

Будьте терпеливыми к ним.

Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.

Поддерживайте тесные контакты.

Высказывайте свою признательность им.

Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.

Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.

Поощряйте посещаемость родительских собраний.

Сохраняйте конфиденциальность любой информации.

Обучайтесь навыкам сотрудничества.

Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.

Дети активных родителей становятся увереннее в себе, они задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют любознательность и  инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.

И очевидно, что в процессе такой совместной работы развиваются ни только родители, они заставляют педагогов развиваться. Таким образом развивается наше сообщество: СЕМЬЯ-ДЕТСКИЙ САД, в котором все участники образовательного процесса  получают импульс для собственного развития и каждый получает этот импульс на своем уровне.

Список использованных источников:

  1. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей в микро- и макроструктуре: автореф. дис .... канд. пед. наук: / Т.А.Данилина. - М.,2003.
  2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Лютова Е.Н., Г.Монина «Шпаргалка для родителей» С.-Петербург-Москва, «Речь»,2007г. Периодические издания по организации психологической службы в ДОУ.
  4. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Вовлечение родителей в образовательный процесс: пути решения"

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ФГОС ДО): ПУТИ РЕШЕНИЯ. «Мамы, папы, нам без вас – все равно, что вам без нас» С. Михалков «Сегодня дети – завтра нар...

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ФГОС ДО): ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка....

Статья на тему: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.

В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольниковю Дается характеристика термина "взаимодействие" педагогов с родителями, отличие его о просвещения, освещаю...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...

Презентация на тему - Вовлечение родителей в образовательный процесс. ОБЖ

Поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения....