Статья на тему: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.
статья (младшая группа)
В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольниковю Дается характеристика термина "взаимодействие" педагогов с родителями, отличие его о просвещения, освещаются направления вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО в соотвтестивии со стандартом дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выполнила: Шахматова Таисия Юрьевна.
Статья на тему: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.
На современном этапе большое значение придается взаимодействию, сотрудничеству с семьями воспитанников, вовлечению их в образовательный процесс ДОО. Проблема оказания помощи родителям детей дошкольного возраста не нова: менялось отношение к семье со стороны государства и общества, претерпевали изменения содержание и формы взаимодействия, использовалась различная терминология. В данной статье мы рассмотрим сущность взаимодействия педагога с родителями, особенности вовлечения их в образовательный процесс ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
В дореволюционный период семейное воспитание было основным, государство не вмешивалось в дела семьи. Термин «взаимодействие» с родителями был применен в начале 20 в. и рассматривался с точки зрения подготовки детей к школе, так как часть обязанностей семьи переносится на школу.
Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Современные родители достаточно грамотны, они самостоятельно могут найти нужный материал по вопросам воспитания детей, изучить его. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего ребёнка. Иногда они просят педагога подробнее раскрыть содержание книг по воспитанию ребенка, так как они кажутся им сложными. Обобщенно представим цель взаимодействия: приобщение родителей к жизни детского сада, организация совместной деятельности
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего дошкольное учреждение, в отдельности не может ни один из нас. Очевидным становится необходимость педагогического взаимодействия. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам. В ФГОС говорится, что работа с родителями должны иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус , микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью.
Дошкольного Образовательного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является СОТРУДНИЧЕСТВО.
Основной целью вовлечения родителей в образовательный процесс является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (то есть детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Самыми эффективными формами взаимодействия с родителями воспитанников являются:
1. Коллективные.
2. Индивидуальные.
3. Наглядно – информационные.
4. Информационно-коммуникативные.
Ну а теперь подробнее, формы коллективного взаимодействия с родителями включают в себя:
– родительские собрания, которые проводятся как в традиционной форме, так и в нетрадиционной, пожалуй, это моя самая любимая форма. Я провожу различного рода круглые столы, КВН, викторины, так же мастер-класс, педагогические гостиницы, открытые просмотры)
Так же с привлечением специалистов детского сада (муз. руководителя, инструктора по физ. культуре, мед. сестры). Например, недавно я проводила родительское собрание, был блиц-опрос «Что я знаю о своём ребёнке», на заранее поставленные вопросы ответили дети, те же вопросы были предложены родителям, и после сравнения ответов, я точно могу сказать, что большинство родителей подчеркнули для себя, моменты, о которых даже не могли догадываться.
– совместные досуги и праздники, а также привлечение родителей при проведении организованной образовательной деятельности.
– проведение акций различной направленности, например, благотворительные ("Дары осени", «Зимняя сказка» родители были в восторге, каждая семья моей группы приняла не только активное участие, но и проявила помощь в организации этой акции).
– Привлечение родителей воспитанников в творческих тематических выставках, конкурсах различного уровня, вида и направления: основной целью таких мероприятий является– укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство гордости за своих родителей. А это, между прочим, уже начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
А вот форма наглядно –информационного взаимодействия включает в себя:
– групповой альбом;
– родительские уголки;
– так же родительская газета;
– фотовыставки.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, там размещаются практический материал, который даёт понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет и выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Еще одной формой вовлечения родителей являются консультации и беседы для родителей:
Педагогические, медицинские, психологические. Они проводятся, как коллективно, так и индивидуально.
Информационно-коммуникативные формы: Вся информация о мероприятиях, проводимых в дошкольной организации, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями. На сайте дошкольного образовательно учреждения любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в детском саду, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в событиях.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. Проявлять взаимное уважение друг к другу. Нужно помнить, что у всех людей – разные ресурсы и образ жизни. Что свойственно одному человеку, не подходит другому. Доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
Источники
- Белая К., Волобуева Л., Цапенко М. Семейный детский сад и другие формы взаимодействия с семьей. Библиотечка «Первого сентября». Сер. «Дошкольное образование» Вып.26 М.: Чистые пруды, 2009.
- Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей: Монография. НИИ школьных технологий. М.: 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/20/picture-940495-1674190530.jpg)
«Вовлечение родителей в образовательный процесс групп кратковременного пребывания как составляющая взаимодействия с семьей».
. Показать, как при помощи информационно – просветительной работы с родителями и организации совместной деятельности повысить активность родителей в работе группы....
Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непо...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/16/picture-981545-1513437271.jpg)
Статья на тему:"Вовлечение родителей в здоровьесберегающий процесс ДОО"
Вовлечение родителей в здоровьесберегающий процесс ДОО...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/02/picture-810194-1472805057.jpg)
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-303048-1380127535.jpg)
Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»
Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в обр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/28/picture-1503515-1703745451.jpg)
Презентация на тему - Вовлечение родителей в образовательный процесс. ОБЖ
Поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения....