Статья на тему:"Вовлечение родителей в здоровьесберегающий процесс ДОО"
статья

Луцкова Татьяна Евгеньевна

Вовлечение родителей в здоровьесберегающий процесс ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение родителей в здоровьесберегающий процесс ДОО

Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. Так,  ФГОС ДО предусматривает [4]:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей через использование систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС.

Понимая значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги ДОО целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, используют в работе передовой опыт [2, с. 83].

В настоящее время в ДОО создается единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге, каждый ребенок получает представления о здоровье человека, как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.

В ДОО ведется работа по содействию укрепления здоровья воспитанников, в рамках которых решаются задачи, и проводится работа по сохранению и укреплению здоровья, охране жизни и здоровья детей, профилактике травматизма.

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями считается установление партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия для сохранения и укрепления здоровья детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует с обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.

На сегодняшний день организация работы в ДОО по физическому развитию в соответствии с ФГОС с дошкольниками включает в себя работу с детьми и тесное сотрудничество с родителями по приобретению опыта в двигательной деятельности, становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными правилами и нормами.

Информационно-просветительская работа с родителями включает в себя проведение [1, с. 56-57]:

- родительского всеобуча, т.е. цикла бесед и лекций («Физические упражнения в дошкольном учреждении и дома», «Вредные привычки у взрослых и их влияние на здоровье детей» и т. д.);

- цикла коллективных консультаций для родителей («Утренняя гимнастика», «Безобидные сладости» и т. д.);

- использование родительских уголков как средства информационного просвещения;

- оформление и использование наглядно-текстовой информации (буклеты, папки, стенды, памятки и т.д.).

Консультативная работа с родителями предполагает:

- проведение работы психолога с родителями по укреплению их психологического здоровья (консультации, АКС – анализ конкретных ситуаций, практикум);

- консультации и рекомендации инструктора по ФИЗО, логопеда, воспитателей, музыкальных руководителей.

Диагностическая работа включает в себя:

- собеседование;

- интервьюирование;

- анкетирование.

Организационная работа:

- проведение общедошкольных родительских собраний;

- работа родительских клубов;

- Дни открытых дверей;

- проведение семинаров-практикумов;

- проведение совместных мероприятий с целью вовлечения родителей в образовательный процесс;

- проектная деятельность в детском саду.

Родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, проводимые медсестрой, педагогом-психологом, воспитателями ДОО помогают родителям решить проблемы со здоровьем детей, вооружить их теоретическими знаниями и практическими умениями.

Пропаганда здорового образа жизни, необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима – такие темы должны постоянно затрагиваться при встречах с родителями.

На конференции «Физкультура и здоровье» родители могут познакомиться с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. Вниманию присутствующих могут быть представлены: презентации нетрадиционных оздоровительных методик (приемы релаксации, точечного массажа; упражнения для снятия зрительного утомления; физкультурного оборудования – «Домашний уголок для занятий физкультурой». А выступления из опыта семейного воспитания «Наша спортивная семья» обязательно вызовет живой отклик среди присутствующих. Результатом подобных конференций станет знакомство родителей воспитанников с новыми формами и методами физического воспитания в семье.

Семинары-практикумы на темы сохранения здоровья должны стать традицией в детском саду. Например, на одном из них «Роль закаливании в развитии детей» можно представить практический и наглядный материал по знакомству с методикой закаливания в каждом возрастном периоде. А обмен знаниями и умениями среди родителей поможет выявить положительный опыт закаливания в конкретных семьях. Родители могут поделиться системой своего оздоровления, оценить её результативность [5, с. 224].

Необходимо осуществлять обучение родителей самостоятельному проведению утренней гимнастики, подвижных игр в помещении и на улице; знакомить с содержанием физических упражнений через практические действия детей и одновременную демонстрацию методики воздействия на них.

Следует приглашать родителей на различные занятия, включая физкультурные, совместное участие взрослых и детей в проведении соревнований, подвижных игр и эстафет под руководством педагогов и специалистов; привлекать к участию в семейных встречах не только родителей, но и бабушек, дедушек, старших или младших братьев и сестер.

Информационные источники в уголке для родителей, фотостенды, буклеты, памятки-инструкции, альбомы должны содержать рекомендации в период адаптации ребенка в ДОО, по профилактике различных заболеваний, дорожного травматизма, отравления грибами, советы по организации питания и досуга ребенка в домашних условиях.

Необходимо разработать рекомендации для родителей по оздоровлению детей в семье, в период их подготовки к поступлению в школу и на начальном этапе обучения [3, с. 87].

В ДОО следует использовать разнообразные развивающие оздоровительные формы работы с семьями, такие, как неделя Здоровья, Дни здоровья.

Опишем некоторые из них.

7 апреля ежегодно проходит тематический день, посвященный Всемирному Дню Здоровья.

Это способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей, повышению активности родителей в проведении совместных оздоровительных мероприятий с детьми. Ведь только здоровый ребенок жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и взрослыми. А это залог успешного развития личности, формирования привычки и потребности в здоровом образе жизни.

Осуществляется и кружковая работа по дополнительному образованию, где проводятся разнообразные мероприятия. Для родителей оформляются папки-передвижки, проводятся беседы, консультации.

Также, необходимо регулярно расширять предметно-развивающую среду по физическому развитию в группах дидактическими играми и наглядным материалом для проведения занятий, физкультурным оборудованием.

Работает Клуб молодых родителей.  Его цель: обучение родителей педагогическим приемам и методам воспитания обучения и оздоровления детей раннего возраста.

Приглашаем в Семейную гостиную. Цель: пропаганда здорового образа жизни семьи, привлечение родителей к оздоровлению детей.

Детский туризм. Цель: развитие выносливости старших дошкольников в походах, улучшение  родительско-детских взаимоотношений. Родителям предлагают вместе с детьми совершить поход в парк культуры и отдыха, по достопримечательностям нашего города, в Сосновую рощу и т. д.

Персональные выставки рисунков и поделок детей. Цель: раскрыть творческие способности дошкольников с заниженной самооценкой. Привлечение же родителей к выполнению работ на выставку позволит решить сразу несколько задач: повысить оценку способностей детей в глазах родителей, улучшить родительско-детские взаимоотношения, развивать творческие способности дошкольников.

Спортивные соревнования. Родители являются непосредственными участниками, как в подготовке таких соревнований, так и в их проведении. Они получают не меньше удовлетворения от участия в соревнованиях, чем дети.

На наш взгляд, в ДОО следует разработать программу по взаимодействию родителей, детей и педагогов в совместной творческой гостиной. Цель данной программы: разработка и организация научно-методических условий воспитательно-образовательного процесса по социализации детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов с детьми и родителями в совместной деятельности.

Интересен информационный проект «Родительская почта», в результате которого будут разрабатываться лучшие родительские идеи совместных мероприятий, необычные подходы к семейному воспитанию и обучению ребенка в семье; акция – конкурс  «Здоровый образ жизни нашей семьи».  

 Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие с родителями  по формированию основ здорового образа жизни позволяет эффективно решать задачи оздоровления и физического развития дошкольников. Работа с родителями – это сложная, важная и увлекательная часть деятельности коллектива детского сада. Основным принципом совместной работы с семьёй по воспитанию здорового ребёнка является принцип здоровьесбережения, построение целостной системы работы по здоровьесбережению с педагогами, детьми и родителями.

Литература:

  1. Алексеев, С.В. Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья: методическое пособие. [Текст] / С.В. Алексеев, Т.В. Каменская, Т.А. Шиленок. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 139 с.
  2. Анохина И.А. Интегрированный подход в работе с семьей по формированию культуры здоровья. [Текст] / И.А. Анохина, И.П. Кувшинова, И.В. Ткачева // Упр. дошкольным образовательным учреждением. – 2014. – № 1. – С. 80-91.
  3. Темнова, С.А., Досаева Р.Н. Изучение состояния взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании здорового образа жизни детей. [Текст] / С.А. Темнова, Р.Н. Досаева. // Гуманитарные исследования. – 2015 – № 1 (53) – С. 85-90.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/
  5. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник. [Текст] / И.В. Чупаха. – М.: Народное образование, 2003. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение родителей в образовательный процесс на тему «Золотая осень»

Очень важно вовлекать родителей в образовательную деятельность. Представлен конспект совместной деятельности детей подготовительной группы и их родителей. ...

Публикация в сборник научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО): пути решения»

Публикация  в сборник  научно-практической конференции «Развитие теории и практики современной науки и образования: реалии и перспективы»на тему «Вовлечение родителей в обр...

Статья на тему: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.

В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольниковю Дается характеристика термина "взаимодействие" педагогов с родителями, отличие его о просвещения, освещаю...

Статья на тему «Вовлечение родителей в независимую оценку качества дошкольного образования», вошедшая в сборник XXII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия» стр 5 - 15

Выступление на тему "Вовлечение родителей в независимую оценку качества дошкольного образования" вошла в сборник XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагог...

Статья "Вовлечение родителей в образовательный процесс в ДОУ"

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда актуальна, потому что дальнейшее развитие ребенка зависит именно от качества совместной работы родителей и педагогов...

Презентация на тему - Вовлечение родителей в образовательный процесс. ОБЖ

Поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения....

Статья на тему: Вовлечение родителей в интеллектуально-творческое развитие детей раннего возраста через онлайн рубрику «Большое маленькое путешествие»

Вовлечение родителей в развитие ребенка – это длительный процесс, который необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы этому поспособствовать, я делаю подборку мероприятий, под...