Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьёй
статья
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
На современном этапе большое значение придаётся взаимодействию, сотрудничеству с семьями воспитанников, вовлечению их в образовательный процесс ДОО. Проблема оказания помощи родителям детей дошкольного возраста не нова: менялось отношение к семье со стороны государства и общества, претерпевали изменения содержания и формы взаимодействия, использовалась различная терминология.
В настоящее время используется термин «взаимодействие» дошкольной образовательной организации и семьи. Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова, «взаимодействие» трактуется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Современные родители достаточно грамотны, они самостоятельно могут найти нужный материал по вопросам воспитания детей, изучить его. Исследование О.Л.Зверевой показало, что информация для родителей на сайтах и в педагогической литературе бывает слишком общей, не всегда достоверны; как отмечали сами родители, она «не касается конкретно моего ребёнка». Иногда они просят педагога подробнее раскрыть содержание книг по воспитанию ребёнка, так как они кажутся им сложными. Обобщённо представим цель взаимодействия: приобщение родителей к жизни детского сада, организация совместной деятельности, обмен мыслями, чувствами, общение. Методы взаимодействия: вопросы к родителям, дискуссии, приведение примеров, игровое моделирование поведения, формирование рефлексии; одобрение, поддержка. В основе взаимодействия лежит диалог, умение вести разговор на равных, готовность сторон доверять компетентности друг друга [3].
В соответствии со Стандартом дошкольного образования взаимодействие предполагает информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. Рекомендуется краткая презентация Программы, которая должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
Взаимодействие рассматривается сегодня как обязательное условие единства требований детского сада и семьи, успешного воспитания. Оно включает взаимопомощь, взаимопонимание и взаимодоверие, знание и учёт педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную работу, совместное определение целей, планирования, организации и подведения итогов [1].
Наряду с термином «взаимодействие» в Стандарте используется термин «сотрудничество» детского сада с семьёй. Иногда в практике они употребляются как синонимы, поскольку в Толковом словаре имеют единую основу, обозначающую совместное участие сторон в общем деле. В словаре термин «сотрудничество» означает совместную деятельность, труд.
Однако в контексте современных взглядов на вопросы общения педагогов и родителей необходимо дифференцировать их. Мы согласны с мнением Т.В.Кротовой, что понятие «сотрудничество» относится к качественно более высокому уровню совместных действий, когда участие в общем деле основано на осознании общих целей, доверительном отношении, общении с равных позиций, где ни одна из сторон не обладает привилегией оценивать, контролировать, указывать, и на стремлении к взаимопониманию [6].
Стандарт предполагает не только взаимодействие, но и непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей семьи, а также поддержки их инициатив; создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
На практике в основном родители привлекаются к разным формам досуговой деятельности. В ДОО создаются клубы для родителей, например, клуб по художественно-эстетическому воспитанию детей, где специалисты знакомят родителей с произведениями народного и декоративно-прикладного искусства, обсуждаются вопросы развития детского творчества, приобщения детей к миру музыки. Вовлечение родителей в работу клуба проявляется в том, что они делятся своим опытом проведения семейного досуга, приносят фотографии, рисунки детей, совместные поделки и видеозаписи.
Так, в рамках заседаний спортивного клуба «Будь здоров!» организуются совместные досуги, выставки, конкурсы, экскурсии, спортивные праздники «Путь к здоровью», «Спортивная карта Бабы Яги». Педагоги с родителями провели конкурс фотографий под названием «Красота – в движении!», конкурс эмблем «Здоровый образ жизни моей семьи», выставку поделок «Спорт и мы». Родители принимают участие в подготовке и проведении мероприятий, делают вместе с детьми пригласительные билеты. Совместно обсуждаются эскизы костюмов, мамы и папы помогают в изготовлении атрибутов, декораций и костюмов для детей, исполняют роли.
Родители не только гости на праздниках («Праздник Осени», «Новый год», «Выпускной», «День Победы» и др.). Они обсуждают сценарий, украшают зал, принимают участие в танцах, конкурсах и т.д., а также в подготовке совместных с детьми выставок.
В исследовании В.М.Алёшиной представлена такая форма вовлечения, как фотовыставки: «Как мы отдыхали в новогодние каникулы», «Мой друг», «Я и природа», «Мир во всём мире», «Генеалогическое древо», «Моя семья». Выставки ёлочных игрушек сопровождаются рассказом старшего поколения о традициях празднования Нового года [2].
Стало популярным совместное проведение выходных дней: посещение театров, музеев, выставок, концертов, достопримечательностей. Педагоги знакомятся с репертуаром детских спектаклей в театрах, Домах культуры, просматривают афиши выставок и концертов, проводимых в районе. Родителям предлагаются информационные листки «Куда пойти с ребёнком», для них оформляются стенды и уголки информации.
В ДОО проводятся выставки поделок, детских рисунков, конкурсы, например, «Мисс Осень в родном городе» с участием девочек старших групп и их мам.
Помимо досуговых форм, для родителей могут быть организованы семинары-практикумы, где проводятся тренинги с участием педагога-психолога. Родителям предлагается разыгрывать сценки из повседневной жизни, например, как уложить ребёнка спать, как позвать его с прогулки, сделать замечание и т.д.
Как показывают исследования, участие в тренингах позволяет по-новому взглянуть на взаимоотношения ребёнка в своей семье, на собственный авторитет в глазах ребёнка. Тренинги пробуждают воспитательный потенциал у родителей и желание помочь своему ребёнку.
В настоящее время становятся популярными совместные проекты для всех участников педагогического процесса: «Лего и мы», «Триумфальная арка», «Мир увлечений моей семьи» и др. эти проекты предполагают самостоятельную творческую работу детей и родителей, например, по созданию коллажа: «Моя мечта», «Дорогой мой человек». Проект защищается в форме презентации – дети и взрослые рассказывают о своих семьях, используя подготовленный материал.
В ДОО осуществляется совместная деятельность детей и родителей, включающая игровую, учебную и трудовую. Используются нетрадиционные техники в работе с детьми, проводятся консультации-презентации игр и игровых пособий, игры «Отгадайка» игры со зрителями.
Родители принимают участие в создании в группе мини-музея «Мир часов». Вместе разработаны «Правила поведения в музее», «Знаки в нашем музее». Совместными усилиями создана библиотека. Папы и мамы охотно передают в пользование детского сада книги, журналы.
Родители вместе с детьми изготавливают альбомы («Моя семья», «Улицы нашего района», «Мой детский сад» и др.), оформляют витрины «Достопримечательности родного города», собирают материал о защитниках города, выпускают стенгазету «Где мы были и что видели», сделали макет города.
Родители вовлекаются в образовательную деятельность: рассказывают детям о своих профессиях.
Приведём примеры из диссертационного исследования О.А.Комаровой [5]. Мама – художник-оформитель – рассказала детям о различных вариантах оформления печатных изданий. Они рассматривали книги с её иллюстрациями. Воспитатель предложила вместе с детьми сделать книгу и поместить её в книжном уголке. Мама дала советы по оформлению книги, порекомендовала, какие материалы можно использовать. В результате получилась красочная книга «Наши интересы».
На встречу с представителем профессии «дизайнер» была приглашена мама девочки из подготовительной к школе группы, которая занималась дизайном интерьеров. В ходе встречи она рассказала об особенностях своей профессии, о творческих планах в доступной для детей форме, показала фотоматериалы, отражающие результаты реализованных проектов. Дизайнер познакомила с этапами работы над проектом: творческая идея – чертёж – подбор материалов – реализация. В конце встречи ребятам было разрешено внести дизайнерские элементы в интерьер групповой комнаты, а также разработать её проект для последующей постепенной реализации (в виде макета). Предлагались различные варианты преобразования групповой комнаты, которые были скорректированы дизайнером. Например, дополнить природный мини-уголок декоративными наклейками, изображающими птиц, растения; разместить на диванчике подушки, которые можно украсить узорами; вырезать фигурки из бумаги и прикрепить их на занавески.
Таким образом, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО осуществляется преимущественно в досуговых формах взаимодействия. Это объясняется эмоциональным характером досуга, его привлекательностью, доступностью, учётом интересов и способностей родителей. Остаются недостаточно решёнными вопросы выявления педагогических потребностей, интересов, хобби родителей, участия их не только в досуговых мероприятиях, но и вовлечения в образовательную деятельность. Результат этого – приобщение родителей к миру детства, их умение построить досуг с ребёнком в условиях семьи, обогащение опыта воспитания, создание условий для развития ребёнка, объединение детей и взрослых в общих делах [3].
Список источников
- Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей: Монография. НИИ школьных технологий. М.: 2011.
- Зверева О.Л., Алёшина М.В. Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей // Справочник старшего воспитателя. 2014. № 5.
- Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьёй // Дошкольное воспитание. 2016. № 5.
- Зверева О.Л., Корягина Л.П. Диалог с родителями в условиях консультативного пункта // Управление ДОУ. 2012. № 5.
- Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей старшего дошкольного возраста в предметно-игровой среде дошкольного образовательного учреждения. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. М.: 2012.
- Кротова Т.В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. М.: 2005.
- ФГОС ДО // Дошкольное воспитание. 2013. № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ вовлечения родителей в образовательный процесс
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным с...
Вовлечение родителей в образовательный процесс на тему «Золотая осень»
Очень важно вовлекать родителей в образовательную деятельность. Представлен конспект совместной деятельности детей подготовительной группы и их родителей. ...
«Вовлечение родителей в образовательный процесс групп кратковременного пребывания как составляющая взаимодействия с семьей».
. Показать, как при помощи информационно – просветительной работы с родителями и организации совместной деятельности повысить активность родителей в работе группы....
«Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов ».
laquo;Вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью образовательных совместных детско – родительских проектов »....
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Статья на тему: Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей.
В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольниковю Дается характеристика термина "взаимодействие" педагогов с родителями, отличие его о просвещения, освещаю...
Педагогические чтения на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс группы: формы участия родителей, средства мотивации, формирование субъектной позиции»
выписка из годового плана, приках о проведении...