"Участие заведующего в организации контроля за воспитательно – образовательной работой в ДОУ"
статья на тему

Контроль за воспитательно - образовательной работой это одна из основных должностных обязанностей старшего воспитателя ДОУ, но и роль руководителя в этом вопросе огромная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zakirova_t.v._sp94.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Участие заведующего в организации контроля за воспитательно – образовательной работой в ДОУ

Подготовил: Закирова Татьяна Викторовна, заведующий МБДОУ д/с «Звёздочка» СП д/с №94, г. Нижний Тагил

Контроль за воспитательно-образовательной работой это одна из основных должностных обязанностей старшего воспитателя ДОУ, но и роль руководителя в этом вопросе огромная.

Знание качества и уровня выполнения педагогами образовательной программы обеспечивает конкретность руководства, дает заведующей возможность критически оценивать уже выполненную работу.
Контролировать — это значит не просто устанавливать, что сделано и что не сделано, а, изучая педагогический процесс и методы работы воспитателя, направлять его работу, помогать ему совершенствовать педагогическое мастерство. Для того чтобы контроль стал средством совершенствования воспитательно-образовательной работы, он должен осуществляться регулярно, систематически и на всех уровнях.

Осуществляя, контроль за выполнением программы, заведующий наблюдает педагогический процесс, изучает документацию, беседует с детьми, анализирует детские работы и др.
Ценность наблюдений заключается в том, что они позволяют изучать состояние воспитания и обучения детей в процессе их непосредственной деятельности. При этом заведующий обращает внимание на то, как работает тот или иной педагог, насколько эффективны применяемые им методические приемы

Главными задачами ФГОС ДО является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Это обязывает заведующего держать под постоянным наблюдением все стороны педагогического процесса: игры, труд, образовательную деятельность, прогулки и т.д.

Проведению контроля в определенной системе и последовательности способствует предварительное его планирование. На квартал обычно планируется 8 тематических посещений и 2-3 посещения с целью контроля за педагогическим процессом в течение целого дня. Это позволяет определить и оценить уровень развития всех детей, их взаимоотношения между собой, организованность, умение занять себя, переключиться с одной деятельности на другую и т. д., а также оценить подготовку воспитателя к рабочему дню и его педагогическое мастерство.

Чтобы охватить все вопросы, целесообразно составлять график проверок на на квартал или год, в котором отмечать, в каких группах и с какой целью будут проводиться наблюдения педагогического процесса.
О чем должен помнить заведующий, приходя в группу?
Труд воспитателя сложен: он связан с умственным, эмоциональным и нервным напряжением. Это обязывает руководителя стремиться к созданию атмосферы доброжелательности, чтобы и дети и воспитатель чувствовали себя непринужденно. Педагогический такт — непременное качество руководителя, которое помогает установить контакт с воспитателем и детьми.

Присутствие заведующего не должно отрицательно влиять на качество работы и настроение воспитателя, нарушать обычное течение жизни детей в группе. Не следует вмешиваться в ход педагогического процесса. Замечания руководитель делает лишь в самых исключительных случаях, проявляя при этом такт и педагогическую гибкость.
Обычно руководитель предупреждает воспитателя о своем посещении группы. Для наблюдения следует выбрать такое место, чтобы видеть детей и не мешать работать воспитателю. В ходе наблюдений необходимо вести записи. Это не будет смущать воспитателя, если он видит в заведующем своего помощника, заинтересованного в улучшении качества работы, если он верит в его доброжелательность. Результаты наблюдений, как правило, обсуждаются с воспитателями.

Глубокий и всесторонний анализ позволяет каждому воспитателю как бы со стороны взглянуть на свою работу, продумать и оценить ее с точки зрения педагогики и психологии, стимулирует творческий поиск в воспитательной работе.

Заведующий должен так построить беседу с воспитателем, чтобы в ней нашла отражение объективная оценка работы, были бы отмечены достижения за определенный отрезок времени, недостатки и пути их устранения.

Прежде чем провести такую беседу, необходимо подготовиться к ней: посмотреть программы по проверяемому вопросу; ознакомиться с планом работы воспитателя на данный день, а также с планом и учетом за более длительный отрезок времени; провести анализ детских работ, если вопрос связан с оценкой результатов детской деятельности; провести беседы с детьми, просмотреть записи, отобрать факты, дать им оценку, сформулировать выводы и предложения. Если в процессе анализа возникают сомнения, следует обратиться к методической литературе, уточнить правильность своих выводов.

Главное, что определяет успех беседы,— это наличие атмосферы доверия, искренности. Надо стараться не быть категоричным в своих оценках и суждениях,— только тогда руководитель поможет воспитателю самостоятельно прийти к нужным выводам.

Беседа проводится в тот же день, в конце рабочего дня.
Сначала целесообразно слово предоставить воспитателю, который получает возможность рассказать о том, чего он хотел достичь, что удалось выполнить, а что нет и по каким причинам. Такое начало подчеркивает уважение руководителя к мнению воспитателя.
Прежде чем указать воспитателю на недостатки, следует спросить его, почему он поступил так, а не иначе, почему использовал те или иные приемы. Очень важно, чтобы в процессе беседы воспитатель пришел к правильному выводу самостоятельно.

Затем заведующий проводит обоснованный анализ, отмечает, как выполнены их предыдущие рекомендации. Анализируя работу воспитателя, следует также говорить о деятельности детей, их реакции на указания воспитателя. Нужно обязательно отметить эффективные методы воспитания и обучения, с помощью которых педагог достиг положительных результатов. Важно отметить положительное, так как это помогает воспитателю более спокойно воспринимать критику. Затем руководитель указывает на недостатки в работе воспитателя, анализирует их причины, рекомендует пути их устранения, намечает пути закрепления положительного.
В беседах необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитателя, профессиональную подготовку и опыт.
Огромное значение для улучшения работы воспитателя имеют правильно поставленные перед ним задачи, конкретные предложения, например: познакомиться с опытом работы воспитателя параллельной группы, прочитать методическую литературу и т. д. Все подобные предложения (с указанием сроков выполнения) воспитатель вносит в тетрадь, в которой он делает записи на педагогических советах.

Заведующий оказывает помощь и осуществляет контроль за планированием и учетом воспитательно-образовательной работы с детьми. Практика показала, что проверку календарно - тематических планов лучше проводить за длительный срок. Это поможет установить последовательность и системность в прохождении программы.

По результатам анализа заведующий также проводит беседу.
Важно фиксировать результаты не только наблюдений педагогического процесса, но и анализа документации, детских работ. Наличие записей о результатах контроля дает руководителям богатейший материал для бесед с воспитателями, для анализа деятельности педагогического коллектива и выработки правильных и эффективных мер по оказанию помощи каждому воспитателю.

Осуществление целенаправленного контроля заведующий должен сочетать с ежедневным обходом дошкольного учреждения — с него начинать свой рабочий день. Цель ежедневного обхода — проверить создание гигиенических и педагогических условий в группе, настроение детского коллектива, подготовку воспитателей к рабочему дню.
Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

При подготовке статьи использовались материалы методического пособия Л.П. Тарасовой «Детский сад. Книга для заведующих», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности

Полная разработка материалов тематического контроля на тему "Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей к экспериментальной деятельности"...

Контроль за воспитательно - образовательной работой в дошкольном учреждении.

Контроль за воспитательно - образовательной работой в дошкольном учреждении.Контроль за воспитательно - образовательной работой должен быть направлен на систематическое изучение состояния работы, выпо...

Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказыванию"

Данный  материал содержит карты-сжемы, которые пригодятся старшим воспитателям при проведении тематического контроля "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказывани...

Тематический контроль «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анал...

Аналитическая справка по тематическому контролю «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Аналитические справки по контролю иногда вызывают затруднения в написании, отнимают большое количество времени. В помощь старшим воспитателям (методистам) материал, разработанный мной....

Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп МДОАУ"

Эти технологичческие карты к тематическому контролю могут быть полезными как для старшего воспитателя,  так и для музыкального руководителя....