Тематический контроль Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности
методическая разработка на тему

Минина Анна Владимировна

Полная разработка материалов тематического контроля на тему "Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей к экспериментальной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей  разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности»

Цель: Выяснить состояние работы по развитию познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в ГБОУ д/с №……

Сроки проведения: с ______ по _______ 2013 года.

План  тематического контроля

п/п

Разделы плана

Содержание

Методы контроля

1.

Обследование уровня развития речи детей

  • Соответствие уровня развития познавательной активности детей программным целям и задачам.
  • Умение детей применять полученные на занятиях навыки экспериментирования:

- в игровой деятельности, самостоятельной деятельности вне занятий;

 - в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми в различных режимных моментах.

•        Анализ схем обследования детей.

•        Обследование отдельных детей по прилагаемым схемам обследования, сравнение с результатами планового мониторинга.

•        Анализ деятельности детей на занятиях.

•        Анализ самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

•        Анализ применения полученных навыков детей в процессе игры.

2.

Оценка

профессионального

мастерства

воспитателя

  • Умение применять знание программных целей и образовательных задач в практической работе, в соответствии с психофизиологическими особенностями детей.
  • Владение методами и приемами познавательного развития детей, в соответствии с их возрастом.
  • Умение организовать поисково-экспериментальную, проектную деятельность детей в  игре, самостоятельной и совместной деятельности, режимных моментах.

•        Анализ проведения непосредственно образовательной деятельности воспитателем.

•        Обследование профессионального мастерства воспитателей в соответствии с «Картой профессионального мастерства».

•        Самоанализ профессионального мастерства воспитателей в соответствии с «Картой профессионального мастерства».

•        Собеседование с воспитателями.

  • Анализ самообразования

воспитателей.

•        Анализ предметно-развивающей среды в группе для организации детского экспериментирования и активизации познавательной деятельности (в части компетентности воспитателя при ее создании).

3.

Создание условий:

•        в группах;

•        в методическом кабинете;

•        в других помещениях.

  • Умение создать предметно-развивающую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей, программным задачам.
  • Умение обогащать и видоизменять предметно-развивающую среду в группе в соответствии с задачами познавательного развития.
  •         Укомплектованность методического кабинета диагностическими, дидактическими, наглядно-демонстрационными материалами.

•        Посещение групп.

•        Анализ предметно-развивающей среды для организации детского экспериментирования и активизации познавательной деятельности (с точки зрения ее содержания)

4.

Планирование работы

Эффективность планирования (стратегического, тактического и оперативного) по всем направлениям поисково-экспериментальной и проектной  деятельности, познавательного развития детей.

• Проверка планов с точки зрения оптимизации планирования:

-        непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей, в соответствии с психофизиологическими особенностями детей;

-        индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по отдельным направлениям познавательного развития;

-        работы в уголке природы;

- самостоятельной и специально организованной поисково-экспериментальной и проектной деятельности детей в уголке экспериментирования.

-        познавательного развития в процессе игровой деятельности.

5.

Работа с родителями

  • Эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в проектной деятельности:
  • -        знание родителями программных целей и задач познавательного развития детей;
  • -        понимание важности работы ДОУ по развитию речи детей

•        Анализ наглядной информации для родителей в группе.

•        Опрос или анкетирование родителей


Карта профессионального мастерства воспитателей ДОУ

ФИО воспитателя

Знание программных задач  познавательного

 развития ,  в соответствии  с возрастом.

Знание методик мониторинга  

познавательного развития детей.

Знание индивидуальных особенностей

каждого ребенка своей группы.

Культура речи

воспитателя

Умение построить индивидуальную

 работу с детьми в разные режимные моменты.

Организация предметно-развивающей

среды

Точность и ясность выражения мыслей.

Доступность речи для детей по форме и содержанию.

Умение точно и доступно

формулировать вопросы детям,

использовать их как один из

активизирующих приемов.

Оборудование  уголка природы,

 целесообразность его наполнения

с.т. зрения возраста детей.

Организация уголков экспериментирования

 или мини лабораторий, целесообразность

их наполнения  с.т. зрения возраста детей.

Подбор детской энциклопедической

 литературы – уголок «Умной книжки».

Умение организовывать самостоятельную

 поисково-экспериментальную деятельность

 детей.

Привлечение родителей к совместной

проектной деятельности  

Организация наглядной информации для

 родителей  (доступность, эстетика

оформления, оправданность содержания).

Проведение индивидуальных бесед и

консультаций для родителей. Ведение

 документации, отражающей данные формы

 работы.

Методическая работа (открытые показы

детской деятельности, консультации,

 работа наставника).


Карта анализа непосредственно образовательной деятельности

ГОУ детский сад №

от "___"_________200_

Группа

Количество детей______________

Воспитатель

___________________________________________

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Формы взаимного приветствия, подготовка к работе.

эмоциональный, психологический настрой

оригинальность

связь с темой занятия

Работа воспитателя

содержательность

 

 

 

соответствие основным дидактическим принципам

посильность объема предложенного ребенку для реализации познавательно-исследовательской деятельности

учет возрастных и личностных особенностей и возможностей детей

четкость и доступность объяснения

побуждают ли вопросы педагога в ответах

детей раскрывать причинно-следственные связи

владение воспитателем дидактическим материалом, умение донести содержание до каждого ребенка

опора на предшествующий опыт

наглядность

использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми группами, в парах, индивидуальная,  коллективная),   оправданность их выбора.

использование разнообразных приемов работы с детьми, рациональность и оправданность их выбора.

Умение регулировать поведение детей в процессе занятия

Умение сохранять интерес детей в течение всего занятия

Индивидуальная работа с детьми

Соблюдение принципов педагогики сотрудничества

Постановка практического задания перед детьми.

четкость, ясность постановки задания

доступность и посильность

задание носит поисковый, творческий характер

связь с теоретическим дидактическим материалом и вводной частью занятия

грамотно подобранное оборудование

 

 

Практическая работа детей

умение детей принимать познавательную задачу

умение детей внимательно слушать и

понимать сказанное

умение детей правильно обращаться с материалами и оборудованием, соблюдая правила безопасности

 

 

 

самостоятельность и сосредоточенность выполнения задания

 

 

 

умение ребенка обобщать, анализировать, делать выводы.

стремление к разрешению возникших

проблем, непонятных вопросов:

 

 

 

 

 

 

Проявление творчества детей во время занятия

Усвоение детьми программного содержания

Соблюдение санитарно-гигиенических требований (удовлетворение двигательной активности детей, смена деятельности в течение занятия,  соблюдение длительности занятия).


«Оценка и самооценка знаний воспитателя»

ФИО__________________________________________

  1. Какую программу по развитию познавательной активности у детей Вы используете в своей работе?______________________________________________________________
  2. Конспекты для занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Какова основная цель экспериментально – поисковой деятельности  детей в дошкольном возрасте?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Каковы основные формы работы по поисково-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении?

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Какие методы и приемы Вы используете при организации экспериментально-поисковой деятельности детей Вашей возрастной группы?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сформулируйте задачи экспериментально-поисковой деятельности в своей возрастной группе.___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Какие основные направления работы по познавательному развитию Вы используете при составлении конспекта непосредственно образовательной деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Протокол обследования предметно-развивающей среды в группах

Вопросы на контроле

Группы

п/п

1.

Уголок природы

• оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг и иллюстраций)

• соответствие содержания уголка  возрасту детей

• наличие оборудования для проведения экспериментирования  с живой природой

  • миниогороды, минитеплички.

  • наличие природных и бросовых материалов для экспериментирования

  • наличие места для экспериментирования

• тематические выставки

• сменяемость материала

2.

Уголок экспериментирования или мини лаборатория

  • наличие места для хранения приборов для экспериментирования (микроскопы, лупы, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки и др.).

  • наличие емкостей для экспериментирования: пластиковые банки, чашки Петри, пробирки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки и др.

  • детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

  • центр воды и песка.

4.

Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту).

5.

Методическая литература.

6.

Пособия для занятий-экспериментов.

7.

Набор материалов для проведения мониторинга развития и активизации познавательной деятельности детей.

8.

Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления, сменяемость)


Анкета для родителей

 «Познавательное развитие  ребенка-дошкольника»

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию
познавательной активности детей-дошкольников разного возраста?____________________________

2.        Как Вы считаете, какова основная цель экспериментально-поисковой деятельности детей в детском саду:

а)        стимулировать интеллектуальную активность и любознательность ребенка;

б)        научить детей задавать вопросы и отвечать на поставленные
вопросы;

в)        подготовить детей к обучению в школе;

г)        развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны самостоятельному решению поставленных задач;

3. Какую оценку Вы даете уровню познавательного развития своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? ______________________________________

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для познавательного развития детей? _____________________________________________________________

5. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к поисковой деятельности? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

____________________________________________________________________

6. Часто ли Вы читаете ребенку детские познавательные книги?___________________________

8. Есть ли у Вас дома наборы юного исследователя? Как часто Вы предлагаете ребенку поиграть  в них?__________________________________________________

9. Участвуете ли Вы в совместной проектной деятельности, предложенной воспитателем группы? _________________________________________

10. Как вы считаете, полезна ли совместная проектно-поисковая деятельность для познавательного развития вашего ребенка? ______________________________

11. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное познавательное развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

____________________________________________________________________

12. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия вне детского сада? Какие?

____________________________________________________________________

13.        В Вашей группе имеется наглядная информация по познавательному развитию, экспериментально-поисковой деятельности  детей? Насколько она полезна для Вас?

а)        Информация отсутствует.

б)        Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше
внимание.

в)        Информация есть, но крайне скудная.

г)        Я не обращаю на нее внимания.

д)        Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня.

е)        Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное.

ж)        Наглядная информация интересна и полезна для меня.

14. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме
познавательного и интеллектуального развития Вашего ребенка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо большое, Вы нам очень помогли!


Анализ анкетирования

Возрастные группы

Вопросы анкеты

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

Количество (%)

Всего приняло участие в опросе

1.

Да

%

%

%

%

Нет

%

%

%

%

2.

а)

%

%

%

%

б)

%

%

%

%

в)

%

%

%

%

г)

%

%

%

%

д)

%

%

%

%

3. Достижения ребенка

по познавательному развитию

4.

Да

%

%

%

%

Нет

%

%

%

%

5. Действия родителей по поддержанию интереса ребенка к поисковым играм, чтению детской научной литературы.

6.

Да

%

%

%

%

Нет

%

%

%

%

7.

Да

%

%

%

%

Нет

%

%

%

%

8.

Да

%

%

%

%

Нет

%

%

%

%

9.

Да

%

%

%

%

Нет

%

%

%

%

10.

Да

%

%

%

%

Нет

%

%

%

%

11.

Да

%

%

%

%

Нет

%

%

%

%

12.

Да

%

%

%

%

Нет

%

%

%

%

Дополнительные занятия

13.

а)

%

%

%

%

б)

%

%

%

%

в)

%

%

%

%

г)

%

%

%

%

д)

%

%

%

%

е)

%

%

%

%

ж)

%

%

%

%

14. Наиболее распространенные

просьбы родителей

Карта проверки планов воспитательно-образовательной  работы воспитателей по разделу поисково-экспериментальная деятельность

Возрастные группы

Планирование непосредственно образовательной деятельности

Режимные моменты

Формы организации работы с детьми в режимных моментах, самостоятельной деятельности

Совместная деятельность с семьей

Рекомендации

Изучение живой природы

Изучение неживой природы

Изучение физических явлений

Наблюдения

Экспериментирование

Игры-эксперименты

Дидактические игры

Простейшие

опыты в уголке природы.

Наблюдения

Экспериментирование в уголке экспериментирования,.

Игры-эксперименты

Исследовательская деятельность

Дидактические игры

Внесение изменений в предметно-развивающую  среду

Проектная деятельность

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Утро

Прогулка

Вечер

Общие выводы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата


ПРИМЕРНАЯ Аналитическая справка о результатах тематического контроля: «Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей  разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности»

Тематический контроль «Состояние воспитательно-образовательной работы по активизации интереса детей  разных возрастных групп к экспериментально-поисковой деятельности» показал, что во всех дошкольных группах созданы следующее условия и развивающая среда для развития интереса детей к экспериментально поисковой деятельности:

группы раннего возраста: ______________...

группы младшего возраста:_____________________ …

группы среднего возраста: ______________________...

группы старшего возраста: _____________________...

подготовительные к школе группы _______________....

Изучение планов воспитательно-образовательной работы показало наличие планирования экспериментально-поисковой и проектной деятельности во всех возрастных группах:

группы раннего возраста: ______________...

группы младшего возраста:_____________________ …

группы среднего возраста: ______________________...

группы старшего возраста: _____________________...

подготовительные к школе группы _______________....

Однако во всех группах старшего дошкольного возраста в планировании упущен момент организации самостоятельной деятельности в этом направлении.

Анализ  проведения непосредственно образовательной деятельности, прогулок и других режимных моментах показал, что все педагоги творчески используют разнообразные методы и приемы для организации исследовательской и  познавательной деятельности: наблюдения, беседы, экспериментирование, дидактические игры и др.  Это позволяет сформировать  у детей познавательный интерес объектам живой и неживой природы, рукотворного мира, физическим явлениям, помогает осознать причинно-следственные связи и закономерности. Развивает у детей начальные навыки  анализа и синтеза объектов и явлений, обобщения и  группировки понятий.

Такая работа проводится во всех группах в соответствии с возрастом и развития детей.

Однако следует отметить, что совсем не используется такой действенный метод как применение мультимедийной техники. В группах старшего дошкольного возраста необходимо создать минилаборатории для изучения свойств объектов неживой природы – глины, магнита, и других веществ (сахар, перо, чешуйка лука и т.д.),  что окажет положительное влияние на формирование у дошкольников материалистических представлений об окружающем мире.

Мониторинг познавательных достижений детей показал, что дети имеют достаточно высокий уровень знаний о живой и неживой природе, физических явлениях, объектах рукотворного мира в соответствии с возрастом и программой. Могут объяснить простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делают самостоятельные умозаключения, однако компетенции в области опытнической деятельности и экспериментирования развиты не достаточно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по тематическому контролю "Организация воспитательно -образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказыванию"

Данный  материал содержит карты-сжемы, которые пригодятся старшим воспитателям при проведении тематического контроля "Состояние воспитательно-образовательной работы по обучению детей рассказывани...

Тематический контроль «Эффективность воспитательно - образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей»

Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи детей, путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анал...

Фронтальный контроль «Состояние воспитательно-образовательного процесса в группе».

Фронтальный контроль «Состояние воспитательно-образовательного процесса в группе»....

Карты к тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по музыкальному воспитанию детей разных возрастных групп МДОАУ"

Эти технологичческие карты к тематическому контролю могут быть полезными как для старшего воспитателя,  так и для музыкального руководителя....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»...