Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка на тему

Харалгина Наталия Александровна

Методические рекомендации по оценке предметно-пространственной развивающей среды при реализации основной образовательной программы будут способствовать повышению результативности профессиональных качеств личности и компетентности педагога, реализации модели образовательной программы, повышению инновационной мотивации при проектировании предметной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, регионального компонента, так как открывают возможности вариативности образовательного процесса, его индивидуализации и дифференциации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_kriterii_otsenki_rpps.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

«Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

   

Харалгина Наталия Александровна,

старший воспитатель, Казенного учреждения

 «Детский противотуберкулезный санаторий

имени Е.М. Сагандуковой»,

город Ханты-Мансийск

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно–пространственная среда далее РППС), созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), а именно: обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала; все помещения, где осуществляется образовательный процесс  должны быть доступны для воспитанников, (свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности), чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Развивающая предметно-пространственная среда — это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально – организационная и насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума, и задача педагогических работников в учреждении состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в учреждении.

В данном проекте представлены методические рекомендации по оценке предметно-пространственной среды, особенности образовательной среды учреждения и ее связь с образовательным пространством воспитанников с учетом ФГОС ДО, основных задач системы образования Ханты-Мансийского автономного округа –Югры, реализации модели образовательной программы Учреждения.

Методические рекомендации по оценке предметно-пространственной развивающей среды при реализации основной образовательной программы будут способствовать повышению результативности профессиональных качеств личности и компетентности педагога, реализации модели образовательной программы, повышению инновационной мотивации при проектировании предметной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, регионального компонента, так как открывают возможности вариативности образовательного процесса, его индивидуализации и дифференциации. Помогут педагогам организовать предметно-развивающую среду так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, представляла интерес для ребенка, подвигала его к действиям, исследованию. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – неотъемлемая часть образовательного пространства учреждения. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО понятия РППС трактуется шире, чем просто игровое оборудование. Это и активная роль педагога, который организует целенаправленное взаимодействие детей с предметным окружением. Это умение направлять деятельность воспитанников, создавать условия, в которых они свободно выбирают материалы, виды активности, участников для совместной деятельности и общения. РППС способствует и профессиональному развитию самого педагога.

Цель: оценка организации построения РППС для эффективного развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Задачи:

1.  изучить и внедрить в практику новые методы оценки к организации предметно-развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках основной образовательной программы учреждения.

2.  разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в учреждении, определяющие выбор педагогами объектов развивающей среды и использование их для решения конкретных педагогических задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3.  организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

4.  создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

5.  создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

6.  содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;

7.  приобщить старших дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

В основу разработок критериев оценки положены принципы дошкольного образования и принципы построения РППС в соответствии с ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

В ФГОС ДО раскрыта система принципов построения предметно-развивающей среды, ими руководствовалась при разработке критериев оценки, а именно:

- принцип насыщенности предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

- принцип информативности и разнообразия тематики материалов и оборудования. Это позволяет обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Данный принцип позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения РППС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При реализации этого принципа должны быть учтены, основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также для двигательной активности;

- принцип вариативности определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями (оценка деятельности педагога по организации в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения, подбора материалов, игр, игрушек и оборудования. Их разнообразие должно обеспечить детям свободный выбор вида деятельности);

- принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих РППС.

- принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения ППРС, а также обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. При оценке учитываются основные виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, а также двигательная активность;

- принцип трансформируемости, обеспечивает возможность изменений РППС, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. В нашем учреждении для изменения пространства педагоги используют подвески, для снятия эмоционального напряжения и двигательной активности детей. При входе в группу детей встречает то выстроенная дорожка из мягких модулей, то нарисованные круги на полу для поддержания интереса к детской деятельности;

- принцип интеграций образовательных областей, позволяет использовать материалы и оборудования для одной образовательной области и в ходе реализации других образовательных областей. Если предметно – развивающая среда одной из образовательных областей выпадает, то данная среда не отвечает ФГОС ДО, так как не соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию;

- принцип учёта зоны ближайшего развития: для этого необходимо пополнять и обновлять предметный мир, окружающий ребёнка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст. Оценку данного критерия производят по использованию педагогом игрового оборудования в разных вариантах.

Помещение, в котором осуществляется образовательная деятельность, должна быть доступна для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ. Требование к доступности РППС предполагает также свободный доступ детей к играм, пособиям, исправность и сохранность материалов и оборудования. Все элементы группового помещения должны быть надежными и безопасными в использовании.

В нашем учреждении все групповые ячейки оборудованы отдельными спальными и раздевальными комнатами, в наборе помещений учреждения также имеются: кабинет старшего воспитателя, кабинет педагога -психолога, учебный класс, музыкальный зал, зал ЛФК, медицинский кабинет, кабинет физиотерапии, кухня, мини – музей «Русская изба». В Детском санатории созданы необходимые условия для обеспечения безопасности детей и сотрудников учреждения. Территория учреждения находится под круглосуточной охраной, огорожена забором, установлена тревожная кнопка для экстренных вызовов.

В игровой комнате созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Раздевалка для детей в учреждении оформлена информационными стендами, выставками детских работ. Развивающая предметная среда учреждения оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю и соответствует ФГОС ДО.

Особенности предметно - развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, предметно - развивающая среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности. В учреждении организовано 6-ти разовое питание на основе примерного 14-х дневного меню. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. В рацион питания включены фрукты, овощи, соки. Контроль над разнообразием и качеством приготовления блюд осуществляет: заведующий детским санаторием, врач-диетолог и диетическая медицинская сестра.

Территория детского санатория благоустроена: разбиты цветники, газоны. На территории имеется лесополоса со встроенными образовательными терренкурами и оздоровительными маршрутами по лесу. Создан автогородок с дорожной разметкой и дорожными знаками. Имеется спортивная и 2 игровых площадки с оборудованными тремя игровыми комплексами и детскими спортивными тренажерами. Также на игровой площадке встроены 5 песочниц и имеется крытая веранда.

В образовательной деятельности педагоги детского санатория опираются на основную образовательную программу дошкольного образования Казенного учреждения ХМАО-Югры «Детского противотуберкулезного санатория им. Е.М. Сагандуковой», автора-разработчика – старшего воспитателя учреждения Харалгиной Н.А. Программа является нормативно-управленческим документом Казенного учреждения ХМАО-Югры «Детского противотуберкулезного санатория им. Е.М. Сагандуковой» и согласно Закону «Об образовании в РФ» определяет объем, содержание, планируемые результаты и организацию образовательной деятельности в санатории, обеспечивая построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Образовательная деятельность в Детском санатории осуществляется с ноября 2015г.

Цели педагогической работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей первостепенное значение имеют следующие задачи:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем

развитии каждого ребенка;

• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях учреждения и семьи.

Чтобы организовать тематический контроль, старшему воспитателю могут помочь критерии оценки РППС представленные в приложении № 1. Данные критерии разработаны на основе требований ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы ДО, сгруппированы по темам и внесены в представленную таблицу для фиксации результатов и контроля. Табличные формы фиксации результатов наблюдения дают наглядную картину состояния РППС в учреждении. Зная критерии оценки, педагоги смогут постепенно привести РППС группы в соответствие требованиям ФГОС ДО.

                                                                                                Приложение № 1

Таблица для фиксации результатов тематического контроля соответствие РППС требованиям ФГОС ДО педагогами КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой»

Вопросы контроля

Критерии оценки

(реализуется или не  реализуется требованиям ФГОС ДО)

Примечание

да

нет

1. Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС)учитывает возрастные, индивидуальные, психологических и физиологические особенности детей и соответствует задачам образовательной программы ДОО

2. В группе учтены национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность

3. В группе созданы условия для общения и совместной деятельности детей (в т. ч. разного возраста) и взрослых, двигательной активности дошкольников

4.        Дети имеют возможность для уединения (оформлен стационарный или мобильный уголок уединения с учетом пространственных возможностей конкретной группы)

5.        В группе созданы условия для развития и образования детей в 5 образовательных областях: социально -коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития

6. РППС группы способствует личностному развитию, развитию инициативы и творческих способностей детей

7. РППС группы способствует социализации и индивидуализации детей

8.        РППС группы обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей,

их эмоциональное благополучие

10. Педагог организует в пространстве группы разные виды детской деятельности:

■ игровую, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами и другие виды игр

■коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

■познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

■восприятие художественной литературы и фольклора

■самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

■конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы

■изобразительную (рисование, лепка, аппликация)

■музыкальную (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах)

■двигательную (овладение основными движениями)

11.        Группа оснащена средствами обучения и воспитания, различными материалами (в т. ч. расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем) в соответствии со спецификой образовательной программы

12.        В группе присутствуют полифункциональные (без жестко закрепленного способа употребления) предметы, в т. ч. природные материалы, которые воспитанники используют в разных видах детской активности

13.        В группе имеются дидактические и игровые материалы, которые педагог использует для развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств детей

14.        В группе имеются наглядно-дидактические материалы для формирования общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни

15.        Воспитатель в достаточной мере использует игровые, наглядно-дидактические материалы в ходе образовательной деятельности с детьми

16.        Дети, в т. ч. воспитанники с ОВЗ, имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям

17.        Игровое оборудование в группе исправно, используется детьми без функциональных ограничений

18.        Воспитатель группы обеспечивает сменяемость объектов РППС в соответствии с задачами образовательной деятельности в течение дня

19.        Воспитатель регулярно (в течение недели, месяца) вносит изменения в РППС (использует новый иллюстративный материал; знакомит с новыми произведениями художественной литературы; проводит разные дидактические, театрализованные и ролевые игры; собирает вместе с детьми коллекции разных предметов и материалов)

20.        Воспитатель следит за содержанием и актуальностью информации в уголке для родителей (обновляет ее не менее 2 раз в месяц)

Ожидаемые результаты по итогам контроля организации построения РППС в учреждении в соответствии с ФГОС ДО

1. изучение педагогами новых подходов в организации развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;

2. системная организация РППС согласно требованиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов;

3. сформировать у педагогического коллектива понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группе развивающей среды соответственно ФГОС ДО;

4. содействие родителей и иного персонала учреждения по созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в детском санатории.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

2. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003

3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,

Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, презентация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС."

В презентации содержится материал о том. как можно организовать предметно-развивающию среду в Доу в соответствии с ФГОС, содержит много фотоматериалов....

Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий творческий подход в ее построении

Письменный отчет о построении развивающей предметно – пространственной среды музыкального зала в соответствии с ФГОС ДО, отражающий  творческий подход в ее построении...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...

Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

РППС построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников....

Построение развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

РППС построена с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников....

Построение развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Построение развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО...

Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас в виртуальное путешествие по нашей  группе. Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Может, кому-нибудь пригодятс...