Педагогический совет «Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
материал на тему

Борисова Лилия Владимировна

Представлены план проведения педагогического совета, диагностика детей 1 младшей группы, тематический контроль, доклады педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения педагогического совета

«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

1. Вступительное слово заведующего МБДОУ д/с п. Дивное Шилениной С.А.

    Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

    Готовность ребенка к будущему школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

    Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития не только резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для деятельности творческой. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и предавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки всех этих сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемые в период младшего дошкольного возраста.

    Профессор Н. М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей младшего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития.

 Использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности способствует сенсорному развитию детей. Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают.

2. Итоги тематического контроля – старший воспитатель Борисова Л.В. (Приложение № 1)

3. Выступления педагогов, презентация дидактических игр.

- Сенсорное развитие детей  до 1 года посредством дидактических игр, методики раннего развития детей (Домана, Лупан) – воспитатель Щетинкина М.В.

-  Сенсорное развитие детей  2-3 лет посредством дидактических игр, методики раннего развития детей (методика Ибука, методика Тюленева) – воспитатель Кулешова В.И.

- Сенсорное развитие детей  с 3 лет до 7 посредством дидактических игр, методики раннего развития детей (методика Никитиных) – воспитатель Худякова М.В.

- Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий, методика раннего развития детей (методика Железновых) – музыкальный руководитель Евтушенко Л.И.

4. Подведение итогов педагогического совета.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Методика Николаевой по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

   Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

   При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Таблица 1.

№ п/п

Ф.И. ребёнка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

     1

Геля А.

+

+

+

-

-

      2

Роман С.

-

-

+

-

-

      3

Эвелина Г.

+

-

+

-

+

      4

Ксения П.

+

-

+

+

-

      5

Алиса Б.

-

+

+

-

-

      6

Кира Б.

+

-

+

+

-

      7

Анна С.

+

+

-

+

+

      8

Варя Т.

+

-

+

-

+

      9

Иван М.

+

+

+

+

+

     10

Вика Я.

+

+

+

+

+

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или  после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей:

- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (3 ребёнка);

- средний уровень – 3 выполненных задания (5 детей);

- низкий уровень – 1-2 выполненных задания (2 ребёнка).

Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.

   Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

   Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.

   Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.

   Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки:

1. Опережение возрастной нормы – 2 детей.

2. Соответствие возрастной норме – 6 детей.

3. Отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.

4. Значительное отставание от возрастной нормы – 1 ребёнок.

Описание.

1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

3. Отставание от возрастной нормы:

Как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.

4. Значительное отставание от возрастной нормы:

В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой. Отмечались неадекватные действия с предметами: брал игрушки в рот, стучал, кидался.

В диаграмме 1  представлены общие результаты сенсорного развития детей.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Аналитическая справка

по итогам тематического контроля

«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дата проведения: с 14.11.2016 г.   по  18.11.2016 г.

 Кто проводил:  заведующий Шиленина С.А., старший воспитатель Борисова Л.В.

Цель: определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по сенсорному развитию детей посредством дидактических игр

Задачи:

1) Анализ  уровня развития детей.

2) Изучение уровня владения методикой сенсорного воспитания педагогами ДОУ; выявление интересов и знаний родителей воспитанников.

3) Анализ календарно — тематического планирования воспитателей

1)Анализ уровня развития детей проводился по методике Николаевой (Приложение № 1)

2) Изучение уровня владения методикой сенсорного воспитания педагогами ДОУ; выявление интересов и знаний родителей воспитанников.

   С целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное развитие и воспитание младших дошкольников» педагогам ДОУ было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 2). Данная анкета помогает выявить уровень знания и владения методикой сенсорного воспитания, трудности, возникающие у педагогов в реализации данной темы и пути их решения.  

   На основе анализа анкет можно сделать следующие выводы:

- сенсорное воспитание детей в группах младшего возраста реализуется на 90%;

- уровень знаний педагогов по вопросу сенсорного воспитания находится на достаточно высоком  уровне;

- трудности возникают с подбором методической литературы, планированием данного раздела работы.

   Для выявления интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития была разработана анкета (Приложение 3), которая позволила сделать следующие выводы:

-  большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;

- все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу.

3) Анализ календарно — тематического планирования воспитателей

Анализ календарных планов и конспектов занятий воспитателей показал, что занятия по сенсорному воспитанию планируются систематично в достаточном объеме, но не всегда прослеживается связь  с другими разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.

По результатам контроля, комиссия подготовила следующие рекомендации:

- Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы,  включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия.  

- необходимо пополнение предметно-пространственной развивающей среды дидактическими играми и пособиями по сенсорному развитию

- Для родителей воспитанников предлагается провести консультации по вопросам сенсорного развития детей, оформить стенды в группах с  информацией о дидактических играх сенсорной направленности, о подборе сенсорных игрушек, об уровне овладения детьми сенсорными знаниями  к концу 3-го года жизни.

Схема анализа по созданию условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного  возраста

№ п/п

Вопросы для анализа

да

частично

нет

1

Создание условий для сенсорного развития детей (оснащение наглядно-дидактическим и игровым материалом групп, достаточность пространства)

2

Роль воспитателя, показ, объяснение:

    доступность;

    выразительность;

    эмоциональность

3

Умеет ли воспитатель создавать такую обстановку в повседневной деятельности, чтобы стимулировать детей к сенсорной деятельности? Использование сюрпризных моментов

4

Имеет ли место сенсорное общение с ребенком в процессе режимных процессов в течение дня?

5

Проведение игр-занятий по сенсорному воспитанию детей, их место в распорядке, длительность, способ организации

6

Осуществление сенсорного развития в процессе познавательно-практической деятельности

7

Умеет ли педагог решать вопросы сенсорного воспитания в процессе интегрированной деятельности?

8

Простейшее экспериментирование в системе сенсорного воспитания

9

Нетрадиционные методы и приемы в сенсорном воспитании малышей

10

Индивидуально-дифференцированный подход к ребенку в процессе сенсорного воспитания

11

Рисование, лепка, аппликация в системе познания окружающего мира детьми раннего возраста

12

Создание ситуации успешности

13

Влияние сенсорного восприятия на гармоничное развитие малышей

                         

   

Приложение № 2

 Анкета

"Выявление готовности педагогов к сенсорному воспитанию детей"

Уважаемый педагог!

Просим Вас принять участие в анализе своей профессиональной деятельности по теме "Сенсорное развитие и воспитание дошкольника". Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

1. В каких разделах программы поставлены задачи сенсорного развития и воспитания? ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

2. Какие средства, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в работе с дошкольниками по сенсорному воспитанию? ______________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Какие программы, методики, пособия по сенсорному воспитанию Вы используете в своей работе? ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Перечислите особенности сенсорного воспитания в дидактических играх в каждой возрастной  группе. ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Как осуществляется сотрудничество с родителями воспитанников по данному вопросу? ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Насколько Вами реализуется сенсорное воспитание детей вашей группы:

•        100%;

•        80%;

•        50%;

•        30%;

•        0%.

7. Как Вы понимаете термин "сенсорное развитие"? _______________________________

____________________________________________________________________________

8. Как Вы понимаете термин "сенсорное воспитание"? _____________________________

____________________________________________________________________________

9. Назовите виды восприятия. __________________________________________________

____________________________________________________________________________

10. Что такое "сенсорные эталоны"? _____________________________________________

____________________________________________________________________________

11. Что вызывает затруднения в работе по данному вопросу? ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Ваши пожелания по созданию условий в детском саду для сенсорного развития детей. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какая помощь от методической службы, специалистов ДОУ Вам требуется по вопросам сенсорного развития и воспитания детей? ________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 3

АНКЕТА "ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ И ЗНАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к «круглому столу» по теме  "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

 Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание

да;          нет;        не знаю.

Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:

считаю нужным;

не считаю нужным;

затрудняюсь ответить.

Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:

да;          нет;            не знаю.

Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:

информация отсутствует;

есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;

я не обращаю внимание на информацию;

информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

наглядная информация интересна и полезна для меня.

Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:

высокий;

средний;

низкий.

Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:

да;       нет;          не знаю.

В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

____________________________________________________________

Какая помощь от воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

____________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Дивное

Доклад на  педагогическом совете  «Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр» 30.11.2016г.

«Сенсорное развитие детей  до 1 года, методики раннего развития детей (Домана, Лупан)»  

Подготовила:

 Воспитатель  МБДОУ д/с п. Дивное

 Щетинкина М.В.

Под сенсорным развитием ребенка подразумевается тренировка всех его каналов восприятия: слух, осязание (восприятие информации через кожу), обоняние, зрение, вкус. Для чего это нужно? Со временем малыш научится более точно и тонко воспринимать информацию об окружающем мире, что важно для формирования адекватного представления о нем. Кроме того, это поможет развитию у него внимания, способности к концентрации, а также артистических навыков: музыкального слуха, более точного, чем у многих других людей, цветоразличения, тактильной восприимчивости, полезной людям, работающим руками.

Есть еще один полезный аспект сенсорного развития: если вы научите малыша с первых лет жизни управлять своими каналами восприятия, ему легче будет справляться со стрессом, переключаться с одного “раздражителя” на другой, расслабляться в нужный момент (к примеру, перед сном). Поэтому описанные ниже упражнения будут особенно полезны для нервных, возбудимых детей.

Основы сенсорного развития ребенка первых месяцев жизни

В течение первых месяцев жизни около 80% всей информации об окружающем мире ребенок воспринимает с помощью осязания и обоняния. Поэтому крайне значимым на данном этапе его жизни является постоянный тактильный контакт с мамой. Это не только обеспечивает правильное развитие соответствующих органов восприятия, но и формирует у него представление о мире как о безопасном и «дружественном» месте. Так что чаще носите ребенка на руках и в слинге. Полезными практиками считаются совместное купание мамы и ребенка и совместный сон. В первые месяцы после родов маме лучше не злоупотреблять парфюмом: ребенку периодически необходимо ощущать мамин запах без «примесей».

После 4-5 месяцев важную роль в формировании представления малыша о мире играет зрение, и можно начинать активно практиковать упражнения на развитие этого канала восприятия. Отметим, что такие упражнения также будут стимулировать внимание. Важно на этом этапе также тренировать у малыша мелкую моторику: это не только повысит чувствительность пальцев и ловкость, но и поможет развивать у карапуза полезные свойства мышления.

Развитие осязания

Кроме таких базовых «упражнений», которые, в общем, составляют скорее повседневный уход, чем являются целенаправленными развивающими занятиями, можно порекомендовать для ребенка первых месяцев жизни и другие способы тактильной стимуляции. Например, выкладывайте кроху на поверхности с разной фактурой (на мех, хлопок, шелк, теплое дерево и т. д.). С 3-х месяцев можно начинать играть с малышом в пальчиковые игры. Это способствует не только сенсорному развитию ребенка, но и тренировке мелкой моторики, которая отвечает за качество операций с мелкими предметами, а также развитию речи и мышления.

Очень хороши с точки зрения сенсорного развития ребенка игры в ванной. Малыш ощущает кожей среду с разной температурой, это помогает ему концентрироваться на своих ощущениях. Купание перед сном (без шумных игр) особенно показано возбудимым карапузам: контакт с теплой водой помогает им расслабиться, снять напряжение. Возможно, использование специальных травяных настоев для ванной поможет вам уложить ребенка спать без слез.

Развитие обоняния

Как уже было сказано, в первые месяцы обоняние ребенка очень сильно. Это обусловлено определенными эволюционными процессами. Со временем этот канал восприятия информации может отойти на второй план. Чтобы этого не произошло, нос карапуза можно регулярно «тренировать». Для развития обоняния можете давать ребенку понюхать предметы с нерезким приятным запахом и обязательно следите за его реакцией.

Развитие слуха

Слух у малыша в достаточной степени формируется в течение первого месяца. Для развития этого канала восприятия почаще беседуйте с крохой (с разной интонацией) — это поможет ему самому быстрее научиться говорить. Слушайте приятную музыку (стоит также следить за реакцией ребенка, чтобы определить его музыкальные предпочтения), давайте ему послушать разные музыкальные инструменты. Что касается музыкальных игрушек, то об их полезности существуют разные точки зрения. Некоторым детям они нравятся, некоторые их пугаются. Кроме того, звуки во многих таких игрушках достаточно искажены, что вряд ли будет способствовать формированию музыкального слуха. Поэтому, прежде чем покупать ребенку подобный подарок, обязательно «протестируйте» его в магазине.

Развитие зрения

Зрение, приближенное к зрению взрослого, сформируется у ребенка примерно к 8 месяцам. В первый месяц он различает более-менее четко лишь объекты, находящиеся на расстоянии ближе 30 см от его глаз. Чтобы тренировать зрение у ребенка первых месяцев жизни, рекомендуют следующие упражнения:

  1. В первые недели жизни малышу очень нравится разглядывать человеческие лица – не отказывайте ему в этом удовольствии. Общайтесь с ним почаще, так, чтобы он видел ваше лицо, только не прижимайтесь к нему “нос к носу”: глаза крохи еще нескоординированы, и такая забава может привести к косоглазию.
  2. В возрасте 1-2 месяцев ребенок уже отличает основные цвета, но больше внимания обращает на черные и белые объекты. Для развития зрения можно показывать ему черные и белые предметы, а также яркие однотонные игрушки простой формы.
  3. После 3-х месяцев многим малышам нравится разглядывать свое отражение в зеркале. Кстати, это упражнение не только развивает зрение, но и помогает ребенку формировать представление о себе.
  4. После 4-х месяцев малышу уже может быть интересно разглядывать многоцветные объекты и предметы, имеющие мелкие детали. Для развития дальнозоркости изучайте с ним заоконный пейзаж.
  5. С 6-8 месяцев можно начинать учить с малышом цвета и формы.

Методики раннего развития от Глена Домана и Сесиль Лупан.

Сегодня существует множество методик раннего развития детей, и родители могут выбрать из них ту, которая понравится им больше. Методики различаются подходом к малышу и основными принципами, но суть их в одном и том же – вырастить умного, здорового и всесторонне развитого ребенка. Я «Родитель» расскажет о двух методах раннего развития, которые немного похожи между собой.

Методика Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман разработал свою методику раннего детского развития еще в 40-х годах XX века. Его принципы основываются на собственных исследованиях, которые подтвердили, что основные интеллектуальные способности закладываются в человеке именно в первые три года жизни, поскольку в это время мозг наиболее восприимчив к новой информации.

Глен Доман работал с детьми, отстающими в физическом и интеллектуальном развитии, и его методика помогла этим малышам не только догнать, но и обогнать своих сверстников. Немного позже врач решил опробовать свою теорию на здоровых детях, и получил такие же блестящие результаты. С этого момента его методику взяли на вооружение многие родители, а в США даже был основан специальный Институт развития человеческого потенциала, в котором принципы Домана практикуются до сих пор.

Основы методики Домана

В основе метода американского врача лежит принцип «чем раньше, тем лучше». Он советует с самого рождения малыша начинать развивать его интеллект и укреплять физически, поскольку и та, и другая область являются важными. По словам Глена Домана, лучшими учителями для ребенка являются его родители, поскольку только они могут передать ему все то, что знают сами, с искренностью и радостью. Основы интеллектуального и физического развития, заложенные в первые три года жизни, станут крепким фундаментом для дальнейшей жизни малыша.

Как применять методику Домана?

  1. Начинайте заниматься обучением ребенка как можно раньше, поскольку уже в три месяца малыш будет правильно воспринимать получаемую информацию.
  2. С самого рождения малыша проводите с ним двигательные упражнения: поднимайте ручки и ножки, крутите, двигайте ребенка, переворачивайте его с боку на бок, чтобы он привык к физической активности. Когда он начнет ходить – потихоньку осваивайте гимнастику.
  3. С трех-шести месяцев начинайте показывать ему специальные развивающие карточки. Первыми карточками должны быть просто написанные на бумаге или картоне слова – их нужно показывать ребенку и произносить написанное слово вслух, чтобы малыш научился ассоциировать буквы с их звучанием. Такие карточки применяются для обучения чтению.
  4. Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть обучающие карточки. К полутора-двум годам можно начинать показывать ребенку словосочетания, а тогда, когда он будет готов к более сложной информации (у кого это происходит в 1,5 года, у кого-то ближе к 3-4 годам), можно начинать демонстрировать предложения, сначала простые, а через какое-то время сложные. Главное – ориентироваться на темп ребенка, следить, чтобы ему были интересны занятия.
  5. Можно на обратной стороне карточек размещать изображение предмета, о котором идет речь, чтобы ребенок одновременно учился запоминать слова визуально. В оригинальной методике на карточках изображений нет, но многие родители замечали, что с картинками обучение проходит интереснее и быстрее.
  6. Самое главное – показывайте карточки быстро, всего по несколько секунд. Так ребенок научится быстро запоминать информацию.
  7. Группируйте карточки в занятиях по определенному принципу, например, в одном занятии слова, обозначающие части тела, в другом – одежду, в третьем – окружающие предметы и т.д.
  8. Читайте ребенку вслух книги. Желательно, чтобы они были с большими буквами, чтобы малыш видел то, что вы проговариваете. Для занятий с детьми до двух лет можно использовать самодельные книги, где на одной странице будет написано слово, а на соседней картинка, его изображающая. Чем старше ребенок, тем сложнее должен быть материал.

Подробнее о методике Домана и графике занятий можно почитать в его книгах или на тематических форумах.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – бельгийская актриса и преподавательница актерского мастерства. Родив двух дочек, она начала заниматься с ними по методике Глена Домана, однако в процессе занятий она решила немного изменить оригинальную программу, адаптировав ее к собственным условиям.

Сесиль пришла к выводу, что Доман использует общий подход к детям, поскольку занимается не с одним ребенком, а с большим количеством. Сама же она постаралась найти к своим дочерям индивидуальный подход, поскольку, по ее словам, только мать может настолько тонко чувствовать своих детей, чтобы понимать, чем именно и в какой момент им хочется заниматься.

Свою методику она изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая обрела популярность среди родителей по всему миру.

Основы методики Сесиль Лупан

Главное отличие методики Лупан от концепции Домана заключается в том, что она предлагает развивать детей с раннего возраста не с целью форсирования событий, а для того, чтобы раскрыть индивидуальный потенциал собственного ребенка и помочь ему сформироваться как личности. Обучение детей должно четко соотноситься с их желанием узнавать новое, поэтому принудительные занятия по четко распланированному графику Лупан отвергает. Она предлагает более мягкий подход к малышам, когда родители, видя интерес ребенка к определенной области, начинают заниматься с ним именно по этой конкретной теме. Для занятий не требуются какие-то специальные средства - использовать можно все, что есть под рукой.

Как применять методику Лупан?

  1. Внимательно следите за желаниями своего ребенка. Если малыш потянулся к пушистому ковру – самое время показать ему различия между разными материалами, т.е. дать потрогать мех, шелк, бархат, пластмассу. Если ребенок завороженно смотрит на игрушечные планеты или нарисованные звезды, можно устроить увлекательные занятия по космической тематике. Если малыш интересуется различными звуками, постоянно теребит пищащего утенка или весело размахивает погремушкой – можно показать ему, как звучат разные инструменты и предметы (постучать кастрюлей, сыграть на игрушечном синтезаторе, похлопать в ладоши и т.д.). Нет никакого определенного порядка получения знаний – просто занимайтесь с ребенком тем, что вызывает у него интерес!
  2. Для того, чтобы развить зрение ребенка, показывайте ему предметы разного цвета, карточки с изображениями животных, предметов, геометрических фигур и называйте, что на них изображено. Повесьте около кровати или на ее стенки яркие рисунки, чтобы они находились в пределах видимости малыша.
  3. Чтобы познакомить ребенка с разными запахами, используйте предметы, которые имеют характерные ароматы – например, цветы, флакончик духов, кондитерское изделие, пучок укропа или другой зелени и т.д.
  4. Для развития осязания можно использовать разные ткани или пришить по кусочку каждой из них на одеяло, чтобы ребенок мог потрогать их. Показывайте малышу, как прикасаться к предметам и рассказывайте, какие они вызывают ощущения, например, пластмасса будет гладкой и холодной, резина - мягкой, кусочек дерева - шершавым, одеяло – мягким и т.д.
  5. Для того, чтобы малыш учился различать звуки, используйте любые подручные предметы: музыкальные инструменты и игрушки, посуду, монетки и все, что найдется под рукой.
  6. Вкусовые ощущения малыш начнет различать тогда, когда ему начнут вводить прикорм. Когда вы начнете давать ребенку разную по вкусу еду, вместе с ним пробуйте ее и объясняйте, что значит сладкий, кислый, горький вкус.
  7. После года уже можно обучать ребенка чтению. Для этого можно использовать различные слова, написанные на бумаге. Сопровождайте показ слова его произношением. Можете развесить листки с уже знакомыми малышу словами на стенах комнаты и просить его повторять, что там написано. Когда ребенок станет чуть постарше, можно прикрепить листочки с названием на те предметы, которым они соответствуют, чтобы ребенок запоминал, как называются вещи, которые его окружают. Можно самостоятельно изготовить развивающий альбом, в которой будут картинки и поясняющие подписи к ним, и вместе с ребенком рассматривать его и читать вслух.
  8. Для развития логического мышления используйте вырезанные из картона геометрические фигуры. Учите ребенка называть их, узнавать, какого они цвета, группировать по форме и цвету и т.д. Точно также можно обучать малыша и математике: группировать одинаковые предметы, считать их.
  9. Обязательно знакомьте малыша с окружающим миром во время прогулок. Показывайте ему деревья, машины, кошек, собак, красивые листья и т.д. Пусть ребенок учит названия, называет их цвет, свойства, количество.
  10. Методика Лупан также включает в себе и физическое развитие. Например, Сесиль делает акцент на ранних занятиях плаванием, однако, вы можете придумать и другие способы физического развития – танцы, прыжки, гимнастика. Главное, чтобы ребенок не сидел на месте.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Дивное

Доклад на  педагогическом совете  «Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр» 30.11.2016г.

«Сенсорное развитие детей  с 3 лет до 7 посредством дидактических игр, методики раннего развития детей (методика Никитиных)»

Подготовила:

 Воспитатель  МБДОУ д/с п. Дивное

 Худякова М.В.

   Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов  восприятия , являются результатом их переработки . Овладение  знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов ( форме, цвету, величине).

    От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно , необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. 
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того , насколько совершенно ребенок слышит , видит, осязает окружающее.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.  
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов ( система геометрических форм, шкала величин , меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т.д.). 
   Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве ,, единицы измерения,, при оценке свойств  предметов.   
   В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено  сенсорной куль туры.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Принципы воспитания по-никитински

Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. (Б. Никитин)

Прорыв в воспитании

Имя супругов Никитиных на слуху не только у психологов, педиатров и воспитателей. В свое время благодаря СМИ о новаторах-педагогах знала вся страна, а книги Бориса Павловича становились настольными для миллионов семей во многих странах мира. Прошло не одно десятилетие, но Борис Никитин был и остается признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, которые опередили свое время и которые еще предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Его трудами заложены принципы родительской, внешкольной педагогики, что особенно важно сейчас.

Еще в 1958 году Никитин вместе со своими коллегами — молодыми педагогами и воспитателями — выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но к сожалению, эти инициативы в то время поддержки не нашли.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИИ Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН.

В 1958 году Никитин организовал группу педагогов с целью повторить опыт знаменитого Антона Семеновича Макаренко. В том же году он встретил свою будущую жену Лену Алексеевну, которая стала его верным другом и соратником.

О Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Не привыкшие к новшествам жители подмосковного поселка Болшево только и говорили о «странной» семье. Многие не понимали, как образованные Родители могут брать на себя ответственность растить, закалять и учить семерых детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Действительно, это казалось невероятным: пышущие здоровьем никитинские дети босиком бегали по снегу; выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные Борисом Павловичем самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, сразу одолевали программы старших школьников...

Сегодня Никитиных нередко упрекают в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни великими учеными, ни выдающимися личностями. Мол, стоило ли копья ломать? В ответ сторонники педагогов говорят, что в первую очередь обвинять следует не Никитиных, а систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди.

Никитин был первым — и очень долгое время единственным, — кто писал не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Воспитатели нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять традиционной практике, при которой детям по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством педагогов. Вопреки устоявшимся правилам Никитины закладывали в то время основы родительской педагогики.

В работах самого Никитина — неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций.

В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Сегодня уже нет необходимости снимать картинки с деревянных кубиков, чтобы переделать их в соответствии с методикой Никитина: их легко можно купить в магазине. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. И если хоть что-то в педагогической системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку и его семье.

На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате многолетних исследований и наблюдений педагог сформулировал фундаментальный «закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей». При этом он не только обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения его негативного влияния на уровень интеллектуального развития будущих поколений.

Фактически Никитин был одним из немногих педагогов, кто всегда самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Руководимый им авторский Центр никитинской педагогики стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом настоящего откровения, где открывались новые возможности и перспективы семейного воспитания.

Предложенные Никитиным методы естественного развития, а также развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время автор рекомендует использовать для обучения детей практическим навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал с резкой справедливой критикой школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 % их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны и интересам государства — с другой.

Никитиных и сегодня многие называют классиками советской педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.

❧ На протяжении сорока лет их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. (Н. Амосов)

Условия для самостоятельности детей

Опыт Никитиных подтверждает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.

В одной из своих книг Борис Павлович писал: «Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?

Почему он становится напряженным, когда берешь его прохладными руками? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка рос, и вопросов прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляя малышу свободу действий, давая ему возможность самому определять, например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, — словом, во многом доверились природе. Мы наблюдали и записывали все, что казалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи.

Малыш, оказывается, может гораздо больше, чем об этом пишется в популярной литературе. А когда родился еще один сын, мы стали обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет...»

По мнению Никитиных, традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность, или сверхзаботливый уход, и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Такой подход ведет к так называемому «психологическому голоданию», задержке в эмоциональном и психическом развитии и — в итоге—к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит прежде всего труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Первый принцип воспитания «по Никитиным»: свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Предлагать что-то новое — действие или знание — ребенку нужно тогда, когда он проявляет к этому интерес.

Второй принцип: все, что малыш может сделать сам, он и должен делать самостоятельно. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать с ним, но не за него. Не подсказывать! Только в этом случае ребенок вырастет самостоятельным, любознательным и инициативным.

Третий принцип: естественное сочетание как физического, так и умственного развития малыша. Благодаря этому методика хорошо подходит как раз для физически ослабленных детей.

И наконец, четвертый принцип: в процессе обучения и развития ребенка важнейшую роль играет совместная деятельность, общая работа. Девочки помогают по хозяйству матери, мальчики — отцу, осваивая при этом навыки ведения хозяйства. Кроме того, такая совместная деятельность — вид эффективного общения, на которое порой просто не хватает времени.

Также, по Никитиным, важнейший стимул для развития малыша — похвала. Поэтому следует не забывать хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему и как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.

Главным открытием на этом пути было то, что в таких условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, «путешествовали» по карте мира и т. д. При этом они становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам. Никитины понимали: знающий человек — это прекрасно, но он должен творчески осмысливать свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимо способности и умение применять на практике, в труде, в любой жизненной ситуации.

Принципы обучения по Никитину

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Дивное

Доклад на  педагогическом совете  «Овладение сенсорными эталонами детьми младшего и среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр» 30.11.2016г.

 «СЕНСОРНОЕ РАЗВТИТЕ  ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Подготовила:

 воспитатель МБДОУ д/с п. Дивное

 Кулешова В.И.

Сенсорное развитие вашего ребенка — это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.

С их помощью нужно развивать ребенка до нужного уровня. Ведь это подготовит его сначала к детскому саду, а потом и к школе. Поможет ему совсем без трудностей наладить общение с новыми людьми.

Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают.

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

Игровые методики развития сенсорного развития детей 2-3 лет

В 2-3 года позвольте ребенку самостоятельно дополнить пазл

При развитии детей младшего дошкольного возраста главной становится игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.

В 2-3 года игра подразумевает не просто захват и овладение игрушкой, а ролевые и различные дидактические игры. Вот несколько примеров занятий с детьми этого возраста:

Сложить картиночку из геометрических фигур

Найти предметы, которые по форме напоминают треугольник, квадрат, овал, прямоугольник и т. п.;

Украсить листок бумаги узорами из различных фигур по образцу.

Занятия с ребенком помогут вам развить в нем внимательность, музыкальный слух, тактильную восприимчивость, артистизм и концентрацию.

Развитие творческих способностей детей 2-3 лет

Для развития сенсорного развития детей 2-3 лет используйте различные игрушки: бусы, пирамиды, пазлы

Развитие ребенка дошкольного возраста имеет немалое значение. Сенсорное развитие в эти годы жизни вашего чада превращаются в важную познавательную деятельность.

Детки-дошколята очень восприимчивы и впечатлительны. Их нужно знакомить с произведениями художественной литературы — читать им сказки, учить повторять фразы и заучивать небольшие стишки.

Мастерите какие-нибудь поделки вместе с вашим ребенком. Пусть он оказывает посильную помощь. Потом можно устроить игры с этими поделками. Малыш под вашим руководством в силах самостоятельно сделать несложные игрушки из пластилина.

Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет

Позвольте малышу 2-3 лет самому выбирать игрушку, не настаивая, но направляя ребенка

Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним

Делайте с ним задания в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.

Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.

Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.

Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.

Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.

Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.

Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей.

Показатели сенсорного развития детей

К 2,6 ребенок вполне может различать формы и цвета

2 года – 2 года 6 мес

Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;

Может подобрать предметы разной формы;

Правильно называет несколько цветов;

Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.

Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;

Ставит кубики друг на дружку;

Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес. – 3 года

К трем годам ребенку можно позволить пересыпать крупы, муку.

Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;

Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;

Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;

Знает и называет геометрические фигуры;

При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет,  размер и форму:

Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;

Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;

Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;

Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;

Собирает башенки по образцу.

Методики раннего развития детей.

Масару Ибука

"Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал несколько очень дельных советов"

  • Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается.
  • Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще — общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.
  • Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более       широким кругом предметов, чем  сосредотачиваться на чем-то одном.
  • С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.
  • Дайте ребенку карандаши как можно раньше. 4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты.
  •  Но если одновременно
  •  вы будете поминутно его
  •  останавливать
  • («Держи карандаш
  •  правильно!», «Яблоки
  •  должны быть красные»),
  •  то помешаете развитию его творческих способностей. 
  • Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль — это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.
  • Тренируйте левую руку так же, как правую5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…
  • Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

Развивающие игры по методике Масару Ибука

Музицируем. У вас есть пианино или маленький сентизатор? Прекрасно, самое время начать развитие музыкального слуха у вашего чада. Сыграйте ему мелодию. Теперь предложите повторить. Конечно, сразу у него не получится, но беспорядочно нажимая клавиши, малыш уже учится распознавать красивые (и не очень) звуки.

Рисуем пальцами по… гречке. А ведь крупа тоже материал для творчества. Насыпьте ровным слоем горсть гречки или пшена на лист бумаги. Вместе с малышом нарисуйте пальцами то, что хотите. Можно предложить малышу тему, но только пускай он сам определится, что ему интересней.

ВырезаниеПо теории Масару Ибука, стандартный лист бумаги формирует стандартного ребенка. По этому, прежде чем предложить малышу порисовать, дайте ему лист бумаги и ножницы. Пускай придаст листу желанную для него форму и наслаждается своим творчеством.

Пирожки с сюрпризом. Замесите крутое и очень соленое тесто (чтобы малыш не хотел его съесть) и затейте великое приготовление ужина. Тесто, глина и пластилин тем и прекрасны, что не предназначены для чего-то конкретного. Выходит, что из них можно слепить все, что угодно. Пускай малыш пофантазирует, а вы вместе с ним. Возможно, он приготовит пирожки с машинками, тогда спросите его мнение по этому поводу. Может, есть такой сказочный персонаж в его воображении, который обожает такие «вкусности».

Методика Павла Викторовича Тюленева

Павел Викторович Тюленев - социолог, педагог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработчик «Метода интеллектуального развития ребенка" (сокращенно МИРР).

МИРР - это целая система ускоренного обучения, которая охватывает все области развития. Тюленев в своих книгах "Читать раньше, чем ходить", "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать раньше, чем ходить"  и др. рассказывает о том, что малышу, начиная с рождения, нужно создать соответствующую развивающую среду, так как важно не упустить первые недели и месяцы его жизни.

Основная идея системы, разработанной Павлом Тюленевым, - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным". Вот некоторые показатели, на которые может рассчитывать, по заверениям автора методики, в принципе, каждый родитель:

   - освоение программы начальной школы - к возрасту 4 - 5 лет,

   - окончание средней школы и поступление в ВУЗ детей в возрасте 9 - 12 лет;

   - окончание ВУЗа и получение первого диплома о государственном высшем образовании в 12 - 14 лет...

Основные разработки: 1. Методы перинатального интеллектуального развития ребенка ( от 4 месяцев в период беременности до возраста 2 месяцев.)

    2. Методы интеллектуального развития новорожденного ребенка

    3. Методы интеллектуального и физического развития ребенка от 0 до 18 л

Основные принципы системы П.В. Тюленева

Способ 1

   "Сотвори себе кумира!". Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира, т. е ребенка.

Способ 2

"Время младенца - это его будущие таланты". Больше всего цените время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Надо стараться их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями даже в Ваше отсутствие: открыл ребенок глаза и сразу видит что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус... Если относиться к малышу как будущему гению, сразу понимаешь: его время стоит очень дорого, и оно обернется будущими талантами, открытиями и достижениями.

Способ 3
"Только Вы - создатель и первый учитель ребенку". Цените и свое время - ведь для малыша вы в одном лице - и Бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча с вами станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два-три слова, поможет сделать новые открытия. Бывает, что вы не готовы к такому общению, тогда возьмите на себя роль ученика - пусть ваш малыш или подросток сыграет роль учителя.
 Краткое изложение рекомендаций системы МИРР1. Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами.

 2. Если вы хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи.

Обязательные компоненты методики

1. Строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий.

 2. Система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках».

3. Правила развивающего общения с ребенком.

4. Принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.

5. Все, что вы показываете, должно быть «озвучено», т.е. иметь свое название.

Краткое изложение рекомендаций системы МИРР1. Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами.

 2. Если вы хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи.

Обязательные компоненты методики

1. Строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий.

 2. Система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках».

3. Правила развивающего общения с ребенком.

4. Принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.

5. Все, что вы показываете, должно быть «озвучено», т.е. иметь свое название.

Программа "Мощный интеллект - ребенку":1. От 0-2 месяцев.  Максимально упростить окружающую обстановку и дать возможность ребенку рассматривать "опорные образы" - основные геометрические фигуры, а также  простые орнаменты и буквы. Опорные образы могут быть также  звуковыми и тактильными.  Опорные образы подразделяются на фундаментальные, которые ребенок должен  освоить до исполнения одного года, и специальные, которые осваиваются позднее.

2. От 2-3 месяцев. Давать младенцу наблюдать более сложные опорные образы: изображения животных, цветов, растений.

3. С 4-х-5-ти месяцев. Начинайте играть в "игрушкобол". Организуйте сбрасывание и наблюдение малышом падения различных предметов с края, а в дальнейшем, с перил кроватки: кубиков, мячиков и других игрушек ("физических тел") из разных материалов.

4. С 4-5 месяцев. Предоставьте возможность ребенку самому извлекать звуки с помощью музыкальных инструментов.

5. С 5-7 месяцев. Необходимо организовать самостоятельное рассматривание и перебирание ребенком большого числа открыток. К исполнению года открыток должно быть не менее ста, к возрасту двух лет - не менее пятисот..

7. С 6 месяцев. Во время докорма просматривайте с ребенком и называйте картинки, карточки и книги. Показывайте иллюстрированные словари с надписями и карточки с буквами, цифрами и другими изображениями. Темп показа индивидуальный, примерно по 5 - 10 слов на одно кормление. Кроме того, используйте аудиокассеты, где записаны слова, демонстрируемые изображениями.

8. С 8-9 месяцев. Начинайте ежедневно играть с ребенком в игру "Принеси букву", предлагая малышу принести какую-либо букву азбуки из соседней комнаты, затем, две буквы, составляющие слоги и т.д.

9. С полутора лет. Можно начинать играть с ребенком в шахматы, поначалу ставя на доску по одной фигуре, с целью "догнать" или поймать одной фигурой другую... Игра в шахматы - "загонялки" осваивается очень быстро, и к трем годам малыш сможет обыграть вас.

10. Еще до 2-х лет играйте с ребенком в «руководителя». Например, малыш, сидя у вас на руках, должен указывать пальчиком, куда идти во время закупок продуктов или отбирать предметы, которые используются во время приготовления блюд, начиная от заваривания чая или кофе до украинского борща, запоминая эти процедуры навсегда. Сначала вы делайте что-то с комментариями и объяснениями, а потом пусть малыш молча показывает, что делать, а вы спрашиваете и делаете. Все малыши - прирожденные и толковые руководители, и это замечательно.

11. С двух лет. Пусть ребенок складывает не только слова, но и предложения под диктовку из букв азбуки или печатает их на пишущей машинке или на компьютере.

12. С 3-х лет. Приучите ребенка вести дневник на компьютере. Компьютерные игры нужно полностью ограничить, оставив только те, которые рекомендуются в системе МИРР и способствуют усвоению знаний школьной программы.

Чтобы поддерживать интерес ребенка к этому занятию, родителям нужно использовать некоторые приемы, в том числе, затевать иногда написание писем, например, родственникам или героям сказок, которые прочел малыш

Отправляться в очередное путешествие

1. Играем в «географа или геолога", где нужно под пристальным вниманием малыша делать опись предметов и объектов, собирать вместе интересные "камушки" по маршруту прогулки.

2. Во время "путешествия Дарвина" нужно записывать всех животных, увиденных по пути. Это могут быть птицы, домашние животные, множество другой живности и насекомых, встречающихся под камушками, на корягах и в других местах.

3. Во время прогулки "Путешествие Мичурина" записывайте названия увиденных растений, собирайте листья, образцы плодов и т.д.

4. Во время "Путешествия Петра I" записывайте и пересчитывайте  увиденную технику, строения, предприятия и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....

Использование дидактической игры «Сенсорный куб» с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Цель:Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитыв...

«Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО»

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № «Радуга»      «Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного воз...

Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Проектирование педагогической работы по развитию речевой активности у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр...

Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель: закреплять умения выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету....