Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования
консультация на тему

Демина Ольга Юрьевна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rpps_v_sisteme_doshkolnogo_obrazovaniya.docx55.58 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

«Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования».

Выполнил: воспитатель

Дёмина Ольга Юрьевна

                             


Вступление

В современном мире развивающая предметно-пространственная среда (РППС) дошкольных образовательных организаций становится объектом самого пристального внимания специалистов разного профиля: педагогов, психолог медиков, эргономистов, архитекторов и дизайнеров. Ведь от условий, которые сегодня мы создаем для наших детей зависит созидательная мощь, физическое, духовно-нравственное и психо-эмоциональное здоровье нашего общества.

Повышенное внимание к современной развивающей предметно-пространственной среде, в которой большую часть своего времени прибывают дети, обусловлено, прежде всего, тем, что именно от качества образования, социальной адаптации, их поведенческой культуры во многом зависит развитие России в ближайшие десятилетия.

Личностно-ориентированная модель среды является одним из главных условий ее построения в современной дошкольной образовательной организации, в которой работает принцип общения взрослого и ребенка: «Не рядом, над, а вместе». Вместе с тем, современная среда предоставляет неограниченные возможности общения детей друг с другом, предусматривает и уголки уединения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовании[1] определены требования развивающей предметно-пространственной среде, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОО через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Все эти требования направлены, прежде всего, на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия - творцами своей личности и своего здорового тела.

Организация развивающей предметно-пространственной среды носит  предметный контекст развивающей пространственной среды, которой ее основные функциональные элементы предоставят детям возможность менять окружающую среду, созидая, трансформировать ее, дополнять в соответствии со своими настроениями и функциональными потребностями игрой образовательного и воспитательного процессов.

Развивающий эффект среды обеспечивается разнообразным игровым, дидактическим и спортивным материалом и оборудованием, позволяющим формировать у детей мотивацию к познавательной деятельности, двигатели активности, социальной адаптации.


История вопроса организации РППС в теории и практике отечественного дошкольного образования

Требования к развивающей среде в истории отечественного дошкольного воспитания впервые были сформулированы в 1932 году. С выходом типового проекта построения детских садов ставился вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей. Тогда впервые и были введены термины «игровые уголки», «игровые зоны».

Научная разработка предметно-игрового оборудования для детских садов началась с открытием НИИ дошкольного воспитания в 1960 году. Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий внесли СЛ. Новоселова и Н.Н. Поддьяков.

Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, его способностей, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

По определению СЛ. Новоселовой, предметно-развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка[2].

В это время научным сообществом определены и рекомендованы к использованию практикам принципы построения предметно-развивающей среды: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности; принцип стабильности-динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.

Конкретная реализация принципов построения среды предполагает ее моделирование. Эти принципы учтены при разработке ряда практических пособий по моделированию развивающей среды ДОО. Одним из них является пособие «Материалы и оборудование для детского сада»[3], в котором авторы впервые попытались выстроить «стержневые» наборы по каждому виду детской деятельности, которые в сумме составляли бы разумный оптимум предметно-развивающей среды.  

К сожалению, федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования3 абсолютно исключили ресурсную составляющую дошкольного образования, в том числе и развивающую среду.

В отличие от жесткой регламентации ФГТ, ФГОС ДО оставляет последнее слово в выборе образовательных программ и в формировании РППС за образовательными организациями, провозглашая в качестве основных принципов дошкольного образования:

  1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,

раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником образовательных отношений;

  1. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  2. сотрудничество детского сада с семьей;
  3. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  5. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  6. учет этнокультурной ситуации развития детей;

а также четко определяет и содержание работы с детьми, и условия реализации этого содержания.

Одним из важнейших условий успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является создание развивающей предметно-пространственной среды.

В соответствии с положениями стандарта, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации, группы, а также территории для прогулок; материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования с учетом корректив, вносимых временем и реальной действительностью, определяет следующие требования к развивающей предметнопространственной среде ДОО: она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

3 Приказ МО РФ № 655 от 23.11.2009.


Кроме того, при моделировании РППС необходимо учитывать климатические и национально-культурные особенности региона.

Содержательная насыщенность среды призвана обеспечить все виды детской активности, исходя из специфики образовательной программы.


Подходы к организации РППС в современных примерных образовательных программах дошкольного образования

Таким образом, моделирование предметно-развивающей среды связано с моделью образовательного процесса (которая определяется образовательной программой) и продуманностью технологии использования предметно-развивающей среды.

Специфика построения развивающей предметно-пространственной среды в любой примерной основной общеобразовательной программе базируется на ее отличительных особенностях.

 Так как наше МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» реализует образовательную Программу разработанную на основе   примерной образовательной программе «От рождения до школы»[4], авторы которой постарались адаптировать свою программу под изменения, происходящие в дошкольном образовании, учитывая накопленный практический опыт работы по исходной «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное - соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные программе. Среди них - безопасность, традиционные для общества ценности (в частности, никаких кукол западной стилистики, сказочные герои – только из русских сказок и литературных произведений, рекомендуемых программой), здоровьесберегающий компонент, эстетическая привлекательность и развивающий эффект.

В нашем МДОУ в  качестве основных функций предметной развивающей среды мы определяем следующие: развивающую, обучающую, социализирующую и здоровьесберегающую.

Применяем общие правила организации предметно-пространственной развивающей среды:

1. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу.

2. Организация пространства должна обеспечивать каждому ребенку возможность для самостоятельной деятельности.

  1. Подбор предметов должен нести детям различную информацию, позволяющую обобщать, анализировать осуществлять с предметами экспериментальную и поисковую деятельность.
  2. В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников.
  3. Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее элементов, отчасти - едины стилем оформления группы.
  4. Организация пространства должна обеспечивать свободный двигательный режим.
  5. Организация пространства должна систематически меняться в соответствии с сезоном, расширением и углубление представлений детей об окружающем мире, видом деятельности, которым в данный момент занят ребенок, количество участников деятельности.

Особое внимание при организации пространства обращается на гендерные подходы к ее построению.

В качестве элемента РППС мы используем организацию мини-музеев. Это мобильные средовые элементы, создаваемые детьми вместе с взрослыми и способствующие более глубокому и разностороннему овладению содержанием текущих познавательных тем, развитию познавательных интересов и индивидуальных предпочтений воспитанников.

 Проведя анализ теоретических трактовок и практических рекомендаций можно сделать вывод: в каждой программе есть некий универсальный субъект построения РППС – современный воспитанник детского сада.

Информационные компьютерные технологии в жизни современного дошкольника

Остановлюсь подробнее на информационно-коммуникационных технологиях современного дошкольного образования. Наиболее адекватным устройством, «гаджетом», как принято называть такие устройства в последние годы, для детей дошкольного возраста стал электронный планшет - или планшетный компьютер.

Система образования нуждается в оснащении самыми современными техническими средствами обучения, информационно-коммуникационными технологиями, интерактивными компьютерными устройствами и медийным оборудованием. Общество требует, чтобы государство предоставило эти технические ресурсы системе образования. Но и перед системой образования общество, с учетом своих информационных потребностей, ставит задачу наполнения информации духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям. Процессы развития технической базы и ее информационного насыщения идут одновременно и повсеместно, формируя информационно-коммуникационную среду (ИКС), с которой каждый ребенок оказывается в постоянном взаимодействии в образовательной организации и дома. Эта среда - ИКС - активная, многокомпонентная, и, к сожалению, далеко не всегда организованная в интересах развития и образования детей.

Интерактивные доски, столы и современные компьютеры появились в детских садах, при этом темпы информатизации дошкольного образования обогнали нормативную базу.

ФГОС ДО и новый СанПиН 2.4.1.3049-13[5] определили целесообразность использования ИКТ в образов процессе детского сада. А основная общеобразовательная программа организации должна определить их содержание.

Таким образом, решается инновационная задача интеграции информационно-коммуникационной среды в РППС дошкольной организации. Каждая организация, работающая по любой программе, может участвовать в этой инновационной деятельности. Это определяется тем, что уже созданы четыре уровня сопровождения интеграции ИКС на планшетах ПлейПад в РППС, организуемой педагогами ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Для индивидуальных занятий и различных видов деятельности детей в составе мини-групп  рекомендуется не менее 4-х планшетов. Также необходим компьютер педагога (можно ограничиться нетбуком), через который взрослый может контролировать деятельность детей, а так же рекомендуется иметь медиа-проектор с экраном. Желателен принтер, по возможности - цветной. Если есть средства, лучше обзавестись ноутбуком  и интерактивной доской.

Остается добавить, что только в образовательной системе можно в значительной степени поставить заслон негативным последствиям неудержимого технологического прогресса. В том числе, не обеспечивающим психическую безопасность ребенка агрессивным компьютерные играм, видеосюжетам, не соответствующим возрасту, и социальным сетям, которые заменяют живое общение и в которые дети попадают все в более раннем возрасте.

Моделирование РППС в группах раннего возраста (до 3 лет)

В соответствии с требованием ФГОС ДО развитие детей раннего возраста происходит в приоритетных для этого возраста деятельности: предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто); общении с взрослыми и совместных играх со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживании и действиях с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка); восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок; двигательной активности.

Среди основных условий, определяющих успешность решения задач развития детей раннего возраста, - в том числе адекватное обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которое достигается наличием:

- двигательных игрушек,  

-игрушек, обеспечивающих высокий уровень сенсорного развития;  

- игрушек-забав для создания положительного эмоционального фона;

- манежа или другого оборудования, обеспечивающего безопасность воспитанников младенческого возраста в период бодрствования;

- игрушек для сюжетных игр;

- красочных картинок (предметных и сюжетных), книжек с картинками, кубиков с картинками, разрезных картинок, картинок-половинок, напольных и настольных пазлов, крупных видов мозаик;

- игрового материала и оборудования для музыкального развития детей;

- материалов и оборудования для продуктивной и творческой деятельности;

- игрушек для игр во время прогулок.  

     Учитывая универсальный развивающий характер многих игрушек, они не имеют строгой соотнесенности определенным видом деятельности. Так, обычная пирамидка может использоваться в предметной деятельности играх с составными и динамическими игрушками. Она также может рассматриваться в качестве инструмента для экспериментирования с материалами и веществами, поскольку выполнена из разных по качеству материалов и имеет колечки, разные по форме, цвету, по тяжести, по характеру тактильных ощущений и действий с ними (колечки можно нанизывать на стержень, катать, бросать, использовать в играх с водой и т. д.).  

Задача играть рядом со сверстниками предполагает наличие достаточного количества игрушек на всех детей. 

Моделирование РППС в группах кратковременного пребывания
адаптационной направленности

При моделировании РППС в данных группах педагогам нужно учитывать формат услуг: осуществляется ли в группе реализация программы или только уход и присмотр. Кроме того, немаловажно время пребывания детей в такой группе. Если это трехчасовая группа ухода и присмотра, и большую часть времени дети проводят на участке, то при подборе игрушек и оборудования необходимо сделать акцент на условия, созданные на участке. В приоритете - каталки, качал и другие двигательные игрушки, игрушки для игр с песком и водой, сюжетные игрушки (куклы, машины). В группе минимальный набор пособий для сенсорного развития и сюжетных игрушек.

Если же это четырехчасовая группа, осуществляющая реализацию ООП, то ее РППС по содержанию идентична РППС соответствующей возрастной группы с коррекцией количество игрушек и пособий в сторону уменьшения, так как помещение ГКП на практике меньше обычной группы.

Если же ГКП в первую половину дня интегрирована в обычную группу детей соответствующего возрастало количество игрушек и пособий необходимо увеличить, чтобы обеспечить их доступность для воспитанников.


Моделирование РППС в группах дошкольного возраста

В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовывав в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность), двигательной (овладение основными движениями).

Интеграция образовательных областей не позволяет распределить РППС «в чистом виде». На практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях, поэтому некоторые игрушки и пособия могут быть представлены в доминирующей деятельности, при этом органично решая задачи нескольких образовательных областей.

Моделирование РППС в процессе коррекционно-развивающей работы

Под психолого-педагогической коррекцией понимают деятельность, направленную на исправление особенностей психологического развития, несоответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также - деятельность, направленную на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Объектом коррекционной работы является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию в обществе.

В гуманистическом подходе психолого-педагогическая коррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и т. д. При этом задача специалистов заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

В основе формирования методов коррекционной работы лежит деятельностная парадигма, которая связывает психокоррекцию   с формированием системы действий и четкой структуризацией деятельности.

Среди принципов организации образовательного пространства рассматривается принцип вариативной развивающей среды, под которым понимается привлечение разных специалистов в соответствии с психосоциальными особенностями ребёнка и обеспечение его развития всеми необходимыми дидактическими материалами.

Исходя из этого принципа, перечень необходимого дидактического материала представлен двумя аспектами:

 1. Дидактические материалы, используемые специалистами (психологами, логопедами, дефектологами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре и т. д.) в соответствии с требованиями реализуемой коррекционной программы. Эти пособия представлены в перечнях кабинета педагога-психолога и учителя - логопеда.

2.  Дидактические материалы, которые носят универсальный характер воздействия на ребенка, то есть обеспечивают необходимый уровень зрительной, слуховой, осязательной, вестибулярной и двигательной нагрузки.  

Поэтому в данном разделе представлен перечень оборудования из которого педагоги смогут выбрать фрагменты РППС для индивидуальных образовательных программ по следующим модулям: коррекция и развитие психомоторных функции у детей, коррекция эмоциональной сферы,  развитие познавательной деятельности, формирование высших психических функций. 

Моделирование РППС при организации инклюзивной практики в ДОО

В соответствии с требованиями ФГОС ДО целью инклюзивного образования является обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы.

В качестве основных принципов инклюзивного образования рассматриваются: индивидуальный подход, соблюдение рационального баланса педагогических воздействий (принцип недискриминации), вариативности (в том числе РППС), субъектной активности и социального партнерства.

Формами   организации инклюзивного образования могут быть консультативный пункт, служба ранней помощи, лекотека, центр игровой поддержки ребенка, группа кратковременного пребывания, группа комбинированной направленности (точечная, частичная, полная инклюзия).

В основе инклюзивного образования лежит комплексная индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), одним из условий реализации которой является создание безбарьерной среды. Она включает, в том числе и перечень всего, что необходимо создать по предметно-развивающей среде для каждого ребенка с учетом его образовательных потребностей.

Поэтому в данном разделе представлен перечень оборудования по диагнозам, из которого педагоги смогут выбрать фрагменты РППС для индивидуальных образовательных программ по следующим модулям:  нарушения зрения, нарушения  речи, отклонения   опорно-двигательного аппарата, ЗПР, умственная  отсталость, сложные дефекты, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.


Список используемой литературы

  1. Аверин С.А., Волосовец Т.В.  Разработка   спецификаций   развивающей

предметно-пространственной среды дошкольной зазовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования // Семейно-педагогический альманах ггский вопрос» № 11

  1. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание № 4,2005
  2. Грнявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: материалы Всесоюзной научно-практической конференции. / Н.Т. Гринявичене. - М., 2006
  3. Детстство: проект примерной образовательной программы / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.СПб.: Ю «Издательство «Детство-Пресс», издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014
  4. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И., Короткова Н.А., Рунова М.А. Материалы и оборудование для детского сада: пособие для питателей и заведующих / под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2003
  5. Детский сад - Дом радости: проект примерной образовательной программы / Н.А. Крылова. - М.: ТЦ «Сфера», 2014
  6. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды / Р.А.Кирьянова. - Спб.: КАРО, 2007
  7. Кутузова И.А. Что должен знать руководить дошкольного учреждения / И.А.

Кутузова. - М.: Просвещение, 2005

  1. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: рекомендации по

проектированию вариативных дизайн-проектов ввивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / СЛ. Новоселов. - М.: 1995

  1.  От рождения до школы: проект примерной образовательной программы /

под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014

  1.  Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном

учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. мывина Л.П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993

12. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ / М.: Центр педагогического образования, 2008

13. Радуга: проект примерной образовательной программы / Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. - М.: просвещение, 2014

14. Телегин М.В. Федеральные государственные требования (ФГТ): made in USA / М.В. Телегин - М.: 2009

15. Тропинки: проект примерной образовательной программы / под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: Вентана-Граф, 2014

16. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного Образования (Приказ МО РФ № 655 от 23.11.2009)

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ № 1155 от 7.10.2013 

 


[2]Новоселова СЛ. Развивающая предметная среда: рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. - М.: 1995. 

[3] Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудование для детского сада: пособие для педагогов и руководителей детских садов. - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2003.

[4]  Примерная образовательная программа «От рождения до школы» / под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

[5] Статья 4.20. СанПиН 2.4.1.3049-13: «При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода

Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и «Типовым положением» о до...

Роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

В условиях современного образования вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДОО является очень актуальным....

Роль предметно-развивающей среды в системе ДОУ

В соответствии с ФГОС организация предметно-развивающей среды – непременный элемент в осуществлении педагогического процесса, носящий развивающий характер. Она помогает ребенку развивать интелле...

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в новой системе дошкольного образования

Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реа...