САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО
статья на тему
Обоснована роль самообразования, ка ксистема непрерывного повышения профессионализмапедагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ershova_n.r.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.041
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО
Ершова Надежда Руфовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»
г. Йошкар-Ола
Обоснована роль самообразования, как система непрерывного повышения профессионализма педагогов. Раскрыты основные направления самообразования, условия обеспечивающее профессиональное развитие педагогов ДОО.
Ключевые слова: самообразование, повышение квалификации, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, индивидуальный образовательный маршрут.
Процессы совершенствования и обновления образования требуют от педагога дошкольной организации непрерывного профессионального роста, поиска новых путей для развития профессиональной компетентности. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности [3, с. 208]. Современный педагог дошкольного образования является одновременно воспитателем, организатором детской деятельности, консультантом, экспертом по оценке эффективности педагогических воздействий, активным участником общения с детьми и их родителями, коллегами. Многоплановость его профессиональной деятельности определяет необходимость непрерывного повышения уровня профессионализма и педагогического мастерства. Чем выше результативность профессиональной деятельности, тем выше уровень его профессионального развития.
Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является самообразование, которое определяется как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему неповторимому мастерству [3, с. 208].
Самообразование – специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации [2, с.132].
Самообразование педагога это многокомпонентная профессиональная и личностно значимая самостоятельная деятельность. Выделяют следующие основные направления в системе самообразования педагогов дошкольной образовательной организации:
- ознакомление с новыми нормативными документами в области дошкольного образования;
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- изучение новых программ и педагогических технологий;
- ознакомление с передовой практикой;
- повышение общекультурного уровня.
Направление и содержание самообразования определяется самим педагогам в соответствии с его интересами и потребностями. Каждый педагог в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно занимается определенной проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо наоборот, которая вызывает наибольший интерес. Срок работы над темой может составлять до 5 лет. Педагоги составляют индивидуальный план работы по выбранной теме. Один из вариантов плана самообразования педагога можно представить в виде таблицы.
Ф.И.О. педагога_______________________________________
Тема самообразования_________________________________
Проблема | Цель | Этап | Содержание работы | Результат |
Работа над темой включает следующие этапы: диагностический (анализ затруднений, постановка проблемы, изучение литературы по проблеме); прогностический (определение целей и задач, разработка системы мер, направленных на решение проблемы, прогнозирование результатов); практический (формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов, корректировка работы); обобщающий (подведение итогов, оформление результатов работы по теме самообразования, представление материалов); внедренческий (использование и распространение опыта) [3, с. 215].
В процессе работы над темой, а также после ее завершения, педагоги представляют наработанный материал, используя при этом различные формы: выступления, практикум, открытое занятие, тренинг, доклад, реферат, программа, дидактический материал, методическое пособие, методическая разработка. При этом результаты работы по самообразованию становятся достоянием всего коллектива.
В МДОУ № 5 «Хрусталик» созданы условия, которые обеспечивают профессиональное развитие педагогов:
- создание позитивных взаимоотношений между коллегами, условий для эффективного профессионального общения;
- учет индивидуальных и личностных особенностей работника в организации;
- содействие педагогам в самоанализе, самопрезентации, самореализации;
- разработка индивидуальных траекторий профессионального развития педагогов.
Для осуществления профессионального развития педагога разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который учитывает имеющийся индивидуальный профессиональный уровень и предполагаемый уровень достижения профессионального развития, уровень сформированности мотивационно-ценностных установок и ориентиров на профессиональное развитие и самообразование [1, с. 6].
Этапы составления индивидуального образовательного маршрута:
- диагностика и самодиагностика;
- проектирование;
- реализация;
- оценка и самооценка.
В организационном контексте образовательный маршрут реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как профессиональное самообразование, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе ДОО.
Итогом реализации индивидуального образовательного маршрута становится повышение уровня профессионального развития педагога, который обеспечивает реализацию целей ФГОС ДО.
Список литературы
1. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением. Волгоград: Учитель, 2017. 83с.
2. Коджаспирова Г.М, Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2001. 176 с.
3. Кочетова Н.А, Комардина Т.В, Шапошникова С.В, Гладышева Н.Н. Справочник старшего воспитателя Волгоград: Учитель, 2015. 301 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО
План работы по теме самообразования...
Консультация "Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов"
Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. В...
Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль...
Презентация «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Что такое самообразование? Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых професси...
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Доклад "Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов"...
Консультация с молодыми специалистами по теме "Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства"
Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.Задачи:Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных у...