Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
методическая разработка

Хмарина Татьяна Владимировна

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

  • Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях.
  • Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаю вам начать с определения основных понятий.

(Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятия).

Существует множество различных определений самообразования-вот лишь некоторые из них (слайд).

Самообразование – это целенаправленная, познавательная деятельность, управляемая самой личностью с целью приобретения системных знаний в какой – либо области науки, культуры и т.п.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

 Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической науки.

С чего же следует начать?

Прежде всего, педагог должен определиться со своими интересами. Именно они должны стать фундаментом его развития. Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.

Педагог учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, и тех которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом или по приказу. Этому тоже надо учиться.

Какие же мотивы?

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию.

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятиям, выступлению, родительскому собранию, педсовету у воспитателя  возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Воспитатель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год ра­ботать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на воспитанниках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ воспитателя как несовременного человека.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руково­дителю. Квалифицированный педагог в условиях описан­ной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

Общественное мнение. Воспитателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим воспитателем!

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства воспитателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

В чем же суть процесса самообразования?

Суть процесса самообразования заключается в самостоятельной добыче знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Самообразование включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы самообразования.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной

деятельности педагог должен владеть методиками, психологией и педагогикой, иметь высокий уровень культуры, знать основы мониторинга, обладать большой эрудицией.

2.Формулирование цели и задач самообразования.

Существует огромное количество возможных вариантов тем самообразования. Каждый педагог выбирает тему самообразования  исходя из своих потребностей и методической темы.

Формулируйте темы по схемам:

Ò - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО- ЛИБО;

Ò - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО.

Целями самообразования могут быть:

повышение уровня своей эрудиции и общей культуры;

изучение и внедрение новых педагогических технологий;

изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

совершенствование своих знаний в области педагогики и психологии и др.

     При этом цель должна звучать ёмко, отражать и уточнять тему

самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

3.Определение круга источников информации.

Источниками информации для педагога могут быть:

телевидение;

газеты и журналы;

литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.);

материалы сети Интернет;

информация на различных носителях (видео, аудио и т.д.);

семинары и конференции, мастер-классы;

курсы повышения квалификации;

занятия коллег;

театры, выставки, музеи,

 концерты и т.д.

4.Выбор формы самообразования.

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности).

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

3) групповая самообразовательная работа :

  работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ занятий коллег)

  проведение циклов лекций, семинаров,

4) индивидуальная самообразовательная работа

5.Составление плана самообразования.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

 В плане указываются:

  • название темы;
  • цели;
  • задачи;
  • предполагаемый результат;
  • этапы работы;
  • сроки выполнения каждого этапа;
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
  • способ демонстрации результата проделанной работы;
  • форма отчета по проделанной работе.

6.Определение результата самообразования.

Любая деятельность предполагает создание продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые будут  достигнуты за определенный срок.

Примеры результатов:

повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические

пособия, статьи, учебники, программы,

сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и

приёмов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов,

 тестов, создание наглядности, презентаций и др.

7.Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формами отчетных работ могут быть:

обобщение опыта;

доклад;

сбор и анализ отчетной

документации;

презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

    По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.

Результаты самообразования.

Каждая деятельность бессмысленна, если  в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
  • Проведение семинаров,  консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Итог. Что дает самообразование?

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО

Обоснована роль самообразования, ка ксистема непрерывного повышения профессионализмапедагогов....

Консультация "Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов"

Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью.  В...

Презентация «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»

Что такое самообразование? Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых професси...

Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов

Доклад "Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов"...

Консультация с молодыми специалистами по теме "Самообразование, как один из путей повышения профессионального мастерства"

Цель консультации: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.Задачи:Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных у...

Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов

Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов...