Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС
консультация на тему

Федорова Ирина Вячеславовна

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО.

 

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию –  это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

  Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

  Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

- образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

- развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем), для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

  В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды  является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

  Поэтому целью нашей работы является создание развивающей  предметно-пространственной  среды в ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание образовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom_po_sozd_predm_prostr_sredy.docx67.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Солнышко»

Методические рекомендации

по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

Старший воспитатель

Федорова И.В.

2016-2017 учебный год

Аннотация

Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации образовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется в игре, в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности  дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Под понятием «среды» подразумевается окружающая обстановка при-родного,  социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).

Данные методические рекомендации включают в себя:

  1. Основные требования к организации среды.
  2. Основные принципы организации среды.
  3. Особенности организации предметно-пространственной среды.
  4. Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями.
  5. Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
  6. Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
  7. Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы.
  8. Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО.

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию –  это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

        Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

         Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

- образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

- развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем), для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

        В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды  является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

        Поэтому целью нашей работы является создание развивающей  предметно-пространственной  среды в ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание образовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.

Основные требования к организации среды.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать то, что она должна быть:

- содержательно-насыщенной, развивающей

 (разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы);

- трансформируемой

(трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: 

  • от образовательной ситуации
  • от меняющихся интересов детей
  • от возможностей детей);

- полифункциональной

(полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.);

- вариативной

(Предполагает:

  • наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.)
  • периодическую сменяемость игрового материала
  • разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
  • появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей);

- доступной

(Предполагает:

  • доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
  • свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
  • исправность и сохранность материалов и оборудования);

- безопасной

(Предполагает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия).

Основные принципы организации среды.

        При построении предметно – пространственной среды также учитываются  следующие принципы:

1.принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2.принцип активности, самостоятельности, творчества;

3.принцип стабильности, динамичности;

4.принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5.принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6.принцип сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7.принцип открытости – закрытости;

8.принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

  • строительный уголок
  • уголок безопасности
  • уголок художественного творчества
  • книжный уголок
  • театрализованных уголок (уголок ряжения здесь же);
  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок для дидактических игр;
  • выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
  • уголок познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования)  и уголок природы (наблюдений за природой);
  • центр для игр с водой и песком;
  • спортивный уголок;
  • уголок краеведения ( нравственно-патриотический )
  • уголок уединения.

      Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

      Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как

динамичное

пространство,

подвижное  и

легко

изменяемое.  При

проектировании  предметной

среды  следует

помнить,

что  «застывшая»

(статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.

В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

        Особенности  организации  предметно-пространственной  среды  для

обеспечения        эмоционального   благополучия   ребенка.  Для   обеспечения

эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.

      Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.

     Пребывание в такой среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

     Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.

     Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).

        Особенности  организации  предметно-пространственной  среды  для

развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных

инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.

Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).

  • соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.

Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книги лучше всего разместить рядом

  • уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, побуждающие детей к её освоению.

Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Выделяют следующие сектора для разного вида активности:

- активный

- спокойный

- рабочий.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

  • центр игры
  • центр двигательной деятельности
  • центр конструирования
  • центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

  • центр книги
  • центр отдыха
  • центр природы

Рабочий сектор: 

(рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.

  • центр познавательной и исследовательской деятельности
  • центр продуктивной и творческой деятельности
  • центр правильной речи и моторики.

И  в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессировать.

Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС и направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития.

Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями

Направления

Речевое

развитие

Познавательн

ое развитие

Физическое

развитие

Социально –

коммуникати

вное

развитие

Художественн

о-

эстетическое

развитие

Центры

Речевой центр

Центр книги

Центр

речевого

развития или

уголок речи

грамотности

Центр

«Здравствуй,

книжка! »

Центр «Будем

говорить

правильно»

Логопедически

й уголок

Центр науки,

экологии и

экспериментир

ования

Центр «Мы

познаём мир»

или Уголок

краеведения

Центр

сенсорного

развития

Центр

конструктивно

й деятельности

Центр

математическо

го развития

Центр

экспериментир

ования

Центр

двигательной

активности

Центр

сохранения

здоровья

Спортивный

уголок «Будь

здоров!»

Центр игры

Центр

безопасности

(Центр ППД.

Центр

пожарной

безопасности)

Центр

социально –

эмоциональног

о развития

Центр труда,

уголок

дежурств

Центр

активности

(центр

сюжетно-

ролевых игр)

Центр

изодеятельност

и или уголок

творчества

«Умелые

руки»

Центр

музыкально-

театрализованн

 ой

деятельности

Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.

По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ предметно-развивающей среды и заполнить таблицу (Составляется в соответствии с требованиями к предметно-пространственной среде).

Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить предметно-развивающую среду: привести количество материалов и оборудования в соответствие с

требованиями

   образовательной

программы

детского   сада;

продумать

поло-ролевую

направленность

оборудования

и  материалов,

исходя из

реального количества имеющихся в

группе мальчиков и девочек;

выявить

и

удовлетворить

индивидуальные   интересы,

склонности   и

 потребностей детей.

Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.

Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей

Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.

  • В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.

 В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.

В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

         Размещение материалов в группе для детей старшего возраста. Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.

Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения, разнообразные технические игрушки.

Важно, иметь большое количество «подручных» материалов  - веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

В группах старших дошкольников необходимы так же различные   материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это:  печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются
материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы представлено в Приложение:

Книжный уголок:

Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире

Уголок природы:

Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Уголок строительных игр:

Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.

Уголок ролевых игр:

   Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

Музыкальный уголок:

Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.

Уголок театрализации:

Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.

Уголок детского творчества:

Задачи уголка детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование

эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности

Физкультурно-оздоровительный уголок:

Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей

 Уголок занимательной математики:

Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.

Уголок безопасности:

Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.

  • Центр ПДД.
  • Центр пожарной безопасности.

Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:

- «Хозяин» – регулировщик или светофорик.

- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.

- Набор дорожных знаков.

- Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.

- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

      В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.

Уголок уединения:

Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.

Центр труда, уголок дежурств:

Задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:

  • Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
  • Организации труда в уголке природы.
  • Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
  • Организации ручного труда.

Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.

      Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:

  • принять цель труда;
  • выделить предмет труда;
  • предвидеть результат труда;
  • спланировать трудовой процесс;
  • отобрать необходимое оборудование;
  • довести начатое дело до конца.

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.

Для мальчиков необходимо создать в группе условия для работы с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т.д.

Центр Юный краевед 

Задачи Центра Юный краевед: обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями края, с природными условиями региона, сформировать представления о родном посёлке, улицах, профессиях;

  • мини - музеи: «Родной посёлок»;
  • спортивный уголок с использованием фотографий знаменитых спортсменов посёлка.

Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.

  1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
  2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
  3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
  4. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Список нормативных документов и научно-методической литературы.

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013        г.   №   68   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.1.3147-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН

2.4.1.3049-13.

Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПО ВАРИАТИВНОЙ ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» И В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Важной задачей ДОУ при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающег...

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС направлены на помощь педагогам в организации учебного и игрового пространства в дошкол...