Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 города Ейска муниципального образования Ейский район
Методические рекомендации
по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС
Старший воспитатель
Л.В. Мартынова
2016-2017 учебный год
Аннотация
Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы до-школьного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка при-родного, социально-бытового или культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Данные методические рекомендации включают в себя:
- Основные требования к организации среды.
- Основные принципы организации среды.
- Особенности организации предметно-пространственной среды.
- Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями.
- Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
- Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы.
- Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды.
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
- младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двига-тельной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
- старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с водой и песком;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как
динамичное | пространство, | подвижное и | легко | изменяемое. При |
проектировании предметной | среды следует | помнить, | что «застывшая» |
(статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка.
В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для
обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспечения
эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения.
Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности (площадку) по собственному желанию.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для
развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных
инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
- соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.
Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книги лучше всего разместить рядом
- уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, побуждающие детей к её освоению.
- Предметно-пространственной развивающей среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: – рабочую, – активную и спокойную зоны, и в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессировать.
Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС и направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития.
Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями
Направления
Речевое | Познавательн | Физическое | Социально – | Художественн |
развитие | ое развитие | развитие | коммуникати | о- |
вное | эстетическое | |||
развитие | развитие | |||
Центры | ||||
Речевой центр | Центр науки, | Центр | Центр игры | Центр |
Центр книги | экологии и | двигательной | Центр | изодеятельност |
Центр | экспериментир | активности | безопасности | и или уголок |
речевого | ования | Центр | (Центр ППД. | творчества |
развития или | Центр «Мы | сохранения | Центр | «Умелые |
уголок речи | познаём мир» | здоровья | пожарной | руки» |
грамотности | или Уголок | Спортивный | безопасности) | Центр |
Центр | краеведения | уголок «Будь | Центр | музыкально- |
«Здравствуй, | Центр | здоров!» | социально – | театрализованн |
книжка! » | сенсорного | эмоциональног | ой | |
Центр «Будем | развития | о развития | деятельности | |
говорить | Центр | Центр труда, | ||
правильно» | конструктивно | уголок | ||
Логопедически | й деятельности | дежурств | ||
й уголок | Центр | Центр | ||
математическо | активности | |||
го развития | (центр | |||
Центр | сюжетно- | |||
экспериментир | ролевых игр) | |||
ования |
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.
Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.
Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.
Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.
По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ предметно-развивающей среды и заполнить таблицу (Составляется в соответствии с требованиями к предметно-пространственной среде).
Приступая к оформлению развивающей предметно-пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить предметно-развивающую среду: привести количество материалов и оборудования в соответствие с
требованиями | основной образовательной | программы | детского сада; | ||
продумать | поло-ролевую | направленность | оборудования | и материалов, | |
исходя из | реального количества имеющихся в | группе мальчиков и девочек; | |||
выявить | и | удовлетворить | индивидуальные интересы, | склонности и |
потребностей детей.
Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.
Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.
Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.
В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.
Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.
В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Размещение материалов в группе для детей старшего возраста. Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста
примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же
находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.
Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы представлено в Приложение:
Книжный уголок:
Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире
Уголок природы:
Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Уголок строительных игр:
Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.
Уголок ролевых игр:
Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.
Музыкальный уголок:
Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.
Уголок театрализации:
Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.
Уголок детского творчества:
Задачи уголка детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование
эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности
Физкультурно-оздоровительный уголок:
Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей
Уголок занимательной математики:
Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.
Уголок безопасности:
Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.
- Центр ПДД.
- Центр пожарной безопасности.
Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:
- «Хозяин» – регулировщик или светофорик.
- Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения.
- Набор дорожных знаков.
- Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т.д.
- Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.
Уголок уединения:
Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Центр труда, уголок дежурств:
Задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников:
- Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
- Организации труда в уголке природы.
- Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
- Организации ручного труда.
Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений), что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.
Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:
- принять цель труда;
- выделить предмет труда;
- предвидеть результат труда;
- спланировать трудовой процесс;
- отобрать необходимое оборудование;
- довести начатое дело до конца.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.
Для мальчиков необходимо создать в группе условия для работы с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т.д.
Центр Юный краевед
Задачи Центра Юный краевед: обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями Краснодарского края края, с природными условиями региона, сформировать представления о родном городе, улицах, профессиях;
- уголок «От зёрнышка до булочки», где дети могут проследить весь путь от зёрнышка до каравая через разнообразные экспонаты с использованием фотографий;
- мини - музеи: «Богатства земли Кубанской», «Родной город»;
- спортивный уголок с использованием фотографий знаменитых спортсменов города Ейска.
Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Список нормактивных документов и научно-методической литературы.
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан-ПиН
2.4.1.3049-13.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приложение
Примерное содержание центров развития детской активности первой младшей группы (2-3 года)
Микроцентр, | Примерное оборудование | Цели | ||||||||||||||
микрозона | ||||||||||||||||
Приёмная | 1. Шкафчики | с | определителем индивидуальной | 1. Формирование | навыков | |||||||||||
принадлежности | (яркими | картинками | или | самообслуживания, | умения | |||||||||||
фотографиями детей), скамейки, «алгоритм» процесса | одеваться | и | раздеваться, | |||||||||||||
одевания. | застегивать | и | расстегивать | |||||||||||||
2. Стенды для взрослых: | пуговицы. | |||||||||||||||
«Вот что мы умеем» (постоянно обнов-ляющаяся | 2. Формирование | навыков | ||||||||||||||
выставка работ детей); | общения, умения привет- | |||||||||||||||
«Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся | ствовать | друг | друга, | |||||||||||||
фотовыставка); | прощаться друг с другом. | |||||||||||||||
«Здоровейка» (информация | о | лечебно- | 3. Привлечение | к | процессу | |||||||||||
профилактических процедурах, проводимых в группе, | воспитательной | |||||||||||||||
детском саду); | работы родителей, | создание | ||||||||||||||
«Давайте поиграем» (рекомендации родителям по | содружества | педагогов | и | |||||||||||||
организации досуга детей, материалы для игр и | родителей. | |||||||||||||||
домашних занятий). | ||||||||||||||||
Мини-библиотека методической литературы для | ||||||||||||||||
родителей, книги для чтения детям дома. | ||||||||||||||||
Информационный | стенд «Визитная | книга» (режим | ||||||||||||||
работы детского сада и группы, расписание работы | ||||||||||||||||
специалистов, объявления). | ||||||||||||||||
«Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, | ||||||||||||||||
праздники, родительские собрания и т.п. | ||||||||||||||||
Уголок «Маленькие | 1. Крупный строительный конструктор. | 1.Развитие | пространственных | |||||||||||||
строители» | 2. | Средний строительный конструктор. | представлений, | мелкой | ||||||||||||
3. | Набор мелкого строительного материала, | моторики, | творческого | |||||||||||||
имеющего основные детали. | воображения. | |||||||||||||||
4. | Конструкторы типа «Лего». | |||||||||||||||
5. | Нетрадиционный | материал: | картонные | |||||||||||||
коробки | разных | размеров, | оклеенные | |||||||||||||
самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и | ||||||||||||||||
контейнеры разных размеров с крышками. | ||||||||||||||||
6. | Небольшие | игрушки | для | обыгрывания | ||||||||||||
построек (фигурки людей и животных и т.п.). | ||||||||||||||||
7. | Игрушечный транспорт средний и крупный. | |||||||||||||||
Грузовые, легковые машины, пожарная машина, | ||||||||||||||||
машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, | ||||||||||||||||
лодка, самолет. | ||||||||||||||||
Уголок | по | правилам | 1. | Светофорчик» (наклеить светофор) | 1. Ознакомление со | |||||||||||
дорожного | движения | 2. Полотно с изображением дорог, пешеходных | светофором, | с правилами | ||||||||||||
(можно | объединить с | переходов (можно сделать из дерматина, чтобы | поведения в соответствии со | |||||||||||||
уголком | «Маленькие | можно было складывать и убирать). | световыми сигналами | |||||||||||||
строители). | 3. Средний транспорт. | светофора. | ||||||||||||||
4. Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные | ||||||||||||||||
указатели. | ||||||||||||||||
5. | Небольшие игрушки (фигурки людей, | |||||||||||||||
животных). | ||||||||||||||||
Уголок | 1. | Толстые восковые мелки, цветной мел, | 1.Развитие | пальчиковой | ||||||||||||
художественного | цветные карандаши (12 цветов), фломастеры (12 | моторики, | тактильных | |||||||||||||
творчества | цветов), гуашь, пластилин, глина. | ощущений, цветовосприятия и | ||||||||||||||
«Волшебный | 2. | Цветная и белая бумага, картон, обои, | цветоразличения, | творческих | ||||||||||||
карандаш» | наклейки, ткани. | способностей. | ||||||||||||||
3. | Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, | |||||||||||||||
трафареты. | ||||||||||||||||
4. | Стаканчики, подставки для кистей, салфетки |
- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
- Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
- Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
- Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку: сказочной, социобытовой).
- Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
Примерное содержание центров развития детской активности второй младшей группы (3-4 года)
Микроцентр, | Примерное оборудование | Цели | ||||||||||||||
микрозона | ||||||||||||||||
Приёмная | 1. Шкафчики | с | определителем индивидуальной | 1. Формирование | навыков | |||||||||||
принадлежности | (яркими | картинками | или | самообслуживания, | умения | |||||||||||
фотографиями детей), скамейки, «алгоритм» процесса | одеваться | и | раздеваться, | |||||||||||||
одевания. | застегивать | и | расстегивать | |||||||||||||
2. Стенды для взрослых: | пуговицы. | |||||||||||||||
«Вот что мы умеем» (постоянно обнов-ляющаяся | 2. Формирование | навыков | ||||||||||||||
выставка работ детей); | общения, умения привет- | |||||||||||||||
«Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся | ствовать | друг | друга, | |||||||||||||
фотовыставка); | прощаться друг с другом. | |||||||||||||||
«Здоровейка» (информация | о | лечебно- | 3. Привлечение | к | процессу | |||||||||||
профилактических процедурах, проводимых в группе, | воспитательной | |||||||||||||||
детском саду); | работы родителей, | создание | ||||||||||||||
«Давайте поиграем» (рекомендации родителям по | содружества | педагогов | и | |||||||||||||
организации досуга детей, материалы для игр и | родителей. | |||||||||||||||
домашних занятий). | ||||||||||||||||
Мини-библиотека методической литературы для | ||||||||||||||||
родителей, книги для чтения детям дома. | ||||||||||||||||
Информационный | стенд «Визитная | книга» (режим | ||||||||||||||
работы детского сада и группы, расписание работы | ||||||||||||||||
специалистов, объявления). | ||||||||||||||||
«Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, | ||||||||||||||||
праздники, родительские собрания и т.п. | ||||||||||||||||
Уголок «Маленькие | 1. Крупный строительный конструктор. | 1.Развитие | пространственных | |||||||||||||
строители» | 2. | Средний строительный конструктор. | представлений, | мелкой | ||||||||||||
3. | Набор мелкого строительного материала, | моторики, | творческого | |||||||||||||
имеющего основные детали. | воображения. | |||||||||||||||
4. | Конструкторы типа «Лего». | |||||||||||||||
5. | Нетрадиционный | материал: | картонные | |||||||||||||
коробки | разных | размеров, | оклеенные | |||||||||||||
самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и | ||||||||||||||||
контейнеры разных размеров с крышками. | ||||||||||||||||
6. | Небольшие | игрушки | для | обыгрывания | ||||||||||||
построек (фигурки людей и животных и т.п.). | ||||||||||||||||
7. | Игрушечный транспорт средний и крупный. | |||||||||||||||
Грузовые, легковые машины, пожарная машина, | ||||||||||||||||
машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, | ||||||||||||||||
лодка, самолет. | ||||||||||||||||
Уголок | по | правилам | 1. | Светофорчик» (наклеить светофор) | 1. Ознакомление со | |||||||||||
дорожного | движения | 2. Полотно с изображением дорог, пешеходных | светофором, | с правилами | ||||||||||||
(можно | объединить с | переходов (можно сделать из дерматина, чтобы | поведения в соответствии со | |||||||||||||
уголком | «Маленькие | можно было складывать и убирать). | световыми сигналами | |||||||||||||
строители). | 3. Средний транспорт. | светофора. | ||||||||||||||
4. Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные | ||||||||||||||||
указатели. | ||||||||||||||||
5. | Небольшие игрушки (фигурки людей, | |||||||||||||||
животных). | ||||||||||||||||
Уголок | 1. | Толстые восковые мелки, цветной мел, | 1.Развитие | пальчиковой | ||||||||||||
художественного | цветные карандаши (12 цветов), фломастеры (12 | моторики, | тактильных | |||||||||||||
творчества «Весёлые | цветов), гуашь, пластилин, глина. | ощущений, цветовосприятия и | ||||||||||||||
пальчики» | 2. | Цветная и белая бумага, картон, обои, | цветоразличения, | творческих | ||||||||||||
наклейки, ткани. | способностей. | |||||||||||||||
3. | Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, | |||||||||||||||
трафареты. | ||||||||||||||||
4. | Стаканчики, подставки для кистей, салфетки | |||||||||||||||
из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки | ||||||||||||||||
для клея, подносы. | ||||||||||||||||
5. | Готовые | формы | для | выкладывания | и |
наклеивания.
6. Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска, фланелеграф.
- Дидактические игры на развитие мелкой моторики: шнуровки и др.
- Пластелин, доски, стеки, скалки формочки.
- Трафареты.
Уголок дидактических | Материалы по | сенсорике | и математике - на | 1.Развитие | мышления | и | |||||||
игр «Игротека» | стене | или | дверцах | шкафа | наклеить | пальчиковой | моторики. | ||||||
геометрические фигуры разных размеров и | Освоение | операций | |||||||||||
цветов. | вкладывания, | наложения, | |||||||||||
1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 | соединения частей в целое. | ||||||||||||
элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6- | 2.Развитие | зрительного | |||||||||||
10 элементов), шнуровки, игры с элементами | восприятия | и | внимания. | ||||||||||
моделирования и замещения, лото, парные | Формирование | ||||||||||||
картинки и другие настольно-печатные игры. | обследовательских навыков. | ||||||||||||
2. | Нетрадиционный материал: закрытые емкости | 3.Знакомство | с | ||||||||||
с прорезями для заполнения различными | геометрическими | фигурами | и | ||||||||||
мелкими и крупными предметами, крупные | формами предметов. | ||||||||||||
пуговицы или косточки от счетов для | 4.Обучение | группировки | |||||||||||
нанизывания. | предметов по цвету, размеру, | ||||||||||||
3. | Ковролиновое полотно, наборное полотно, | форме. | |||||||||||
магнитная доска. | 5.Выявление отношения групп | ||||||||||||
4. | Комплект геометрических фигур, предметов | предметов | по | количеству | и | ||||||||
различной геометрической формы, счетный | числу (много, мало, один). | ||||||||||||
материал на «липучках». | 6.Обучение | определению | |||||||||||
5. | Различные мелкие фигурки и нетрадиционный | количества | путем пересчета | ||||||||||
материал (шишки, желуди, камушки) для счета. | (1,2,3). | ||||||||||||
6. | Блоки Дьенеша. | 7.Воспитание | правильного | ||||||||||
7. | Палочки Кюизенера. | физиологического дыхания. | |||||||||||
8. | Матрешки (из 5-7 элементов), доски- | 8.Развитие | способности | ||||||||||
вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных | использовать | речь | для | ||||||||||
палочек (по 5-7 каждого цвета). | определения | смысла | своих | ||||||||||
9. | Набор объемных тел для сериации по | действий. | |||||||||||
величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков | 9.Формирование | умения | |||||||||||
и т.п.). | группировать | предметы, | |||||||||||
10. Разрезные (складные) кубики с предметными | последовательно | составлять | |||||||||||
картинками (4-6 частей). | картинки. | ||||||||||||
11 | Разрезные | предметные | картинки, | 10.Обогащение | активного | ||||||||
разделенные на 2-4 части (по вертикали и | словаря детей. | ||||||||||||
горизонтали). | 11.Формирование | умения | |||||||||||
Материалы по развитию речи и познавательной | описывать | и | называть | ||||||||||
деятельности. | предметы на картинках. |
- Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
- Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
- Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).
- Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
- Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
- Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку: сказочной, социобытовой).
- Игрушки и тренажеры для воспитания
- Лупы, «волшебные» очки – цветные наблюдательности.
«стеклышки» (из пластмассы). | 6. | Формирование | умения | ||||||||
Уголок природы: «Зеленый уголок» | определять состояние погоды. | ||||||||||
1. Комнатные растения: 3-4 видов с крупными | |||||||||||
кожистыми листьями, типичным прямостоячим | |||||||||||
стеблем, крупными яркими цветами. Одно из | |||||||||||
растений должно быть в двух экземплярах, для | |||||||||||
того чтобы дети могли учиться находить | |||||||||||
одинаковые растения. Рекомендуемые растения: | |||||||||||
бегония | вечноцветущая | – | борется | с | |||||||
заболеваниями верхних дыхательных путей, | |||||||||||
бальзамин, колеус, фуксия гибридная. | |||||||||||
2. Растения, характерные для различных времен | |||||||||||
года: | |||||||||||
- осенью: выставки ярких, крупных или | |||||||||||
необычной формы овощей и фруктов; | |||||||||||
- зимний огород: посадки лука, овса, | |||||||||||
проращивание гороха, бобов – для проведения | |||||||||||
наблюдений; | |||||||||||
- весной: садик для Дюймовочки: макет с | |||||||||||
комнатными цветами – для игры с маленькими | |||||||||||
куклами; | |||||||||||
- летом: букеты из декоративных растений: | |||||||||||
астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.; | |||||||||||
3. Аквариум с крупными улитками и ярко | |||||||||||
окрашенными рыбками: 1-2 разновидности | |||||||||||
золотой рыбки – вуалехвост. | |||||||||||
4. Леечки, палочки для рыхления почвы, | |||||||||||
опрыскиватель, тряпочки, фартуки. | |||||||||||
Календарь природы | |||||||||||
Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением | |||||||||||
времени года; лист наблюдений за погодой – | |||||||||||
используют сюжетные картинки или фотографии | |||||||||||
с изображением деятельности детей в разное | |||||||||||
время года; лист наблюдения за птицами – | |||||||||||
карточки с птицами, которых видели, ставят в | |||||||||||
кормушку. Перед выходом на прогулку одевают | |||||||||||
дидактическую куклу по сезону и ставят ее в | |||||||||||
календарь природы. | |||||||||||
Уголок краеведения | 1.Альбомы: | «Наша | семья», | «Улицы | города | 1. | Развитие интереса к | ||||
Ейска», «Мой город», | «Наш детский сад», | родному городу. | |||||||||
«Праздники дома и в детском саду». | 2. | Формирование | основ | ||||||||
2.Художественная литература: стихи о родном | патриотического воспитания. | ||||||||||
городе. | |||||||||||
3.Папки-передвижки | с | иллюстрациями: | |||||||||
«Природа родного края», | |||||||||||
«Наш город в разные времена года». | |||||||||||
4. Рисунки детей и взрослых о себе, городе, | |||||||||||
окружающей природе.. | |||||||||||
5. Совместные работы из бросового и | |||||||||||
природного материала. | |||||||||||
6. Образцы декоративно-прикладного искусства | |||||||||||
русского народа. | |||||||||||
7. Куклы в русских народных костюмах. |
Примерное содержание центров развития детской активности средней группы (4-5 лет)
Микроцентр, | Примерное оборудование | Цели | |||||||||||
микрозона | |||||||||||||
Раздевалка | 1.Шкафчики с определением индивидуальной | 1.Формирование | навыков | ||||||||||
принадлежности (фотографии детей, картинки), | самообслуживания, | умения | |||||||||||
скамейки, «алгоритм» процесса одевания. | одеваться и раздеваться. | ||||||||||||
2.Стенды для взрослых: | 2.Формирование | навыков | |||||||||||
«Вернисаж», | общения, умения приветствовать | ||||||||||||
«Мы художники»(постоянно обновляющаяся | друг друга, прощаться друг с | ||||||||||||
выставка работ детей); | другом. | ||||||||||||
«Здоровейка» (информация | о | лечебно- | 3.Привлечение | к | процессу | ||||||||
профилактических процедурах, проводимых в | воспитательной | работы | |||||||||||
группе и детском саду); | родителей, создание содружества | ||||||||||||
«Давайте поиграем», «Игротека» (рекомендации | педагогов и родителей. | ||||||||||||
родителям по организации досуга детей, | |||||||||||||
материалы для игр и домашних занятий); | |||||||||||||
«Семейная гостевая» (постоянно обновляющаяся | |||||||||||||
фотовыставка); | |||||||||||||
«Визитная | книга»-информационный | стенд | |||||||||||
(режим работы детского сада и группы, | |||||||||||||
расписание работы специалистов, рекомендации | |||||||||||||
специалистов, объявления); мини-библиотека | |||||||||||||
методической литературы для родителей, книги | |||||||||||||
для чтения детям дома; | |||||||||||||
бюро находок «Маша-растеряша». | |||||||||||||
«Календарь жизни группы» - отмечают дни | |||||||||||||
рождения, праздники, экскурсии, родительские | |||||||||||||
собрания, | музыкальные | и | спортивные | ||||||||||
развлечения и т.п. | |||||||||||||
Уголок | «Конструкторское бюро» | 1.Развитие | пространственных | ||||||||||
«Маленькие | 1.Крупный строительный конструктор. | представлений, | конструктивного | ||||||||||
строители» | 2.Средний строительный конструктор. | мышления, мелкой моторики, | |||||||||||
3.Мелкий пластмассовый конструктор. | творческого воображения. | ||||||||||||
4.Нетрадиционный материал: подборка из | |||||||||||||
бросового материала – бумажные коробки, | |||||||||||||
цилиндры, катушки, конусы, пластиковые | |||||||||||||
бутылки, пробки и т.п. | |||||||||||||
5.Тематический строительный набор: город, замок | |||||||||||||
(крепость), ферма (зоопарк). | |||||||||||||
6.Конструкторы типа «Лего». | |||||||||||||
7.Рисунки и простые схемы, алгоритмы | |||||||||||||
выполнения построек. | |||||||||||||
«Автосалон» | |||||||||||||
1. Игрушечный транспорт средний и крупный. | |||||||||||||
2. Машины | грузовые | и | легковые, | пожарная | |||||||||
машина, | машина | «скорой | помощи», | ||||||||||
подъемный | кран, | железная | дорога, | ||||||||||
кораблики, | лодки, | самолеты, | ракета-робот | ||||||||||
(трансформер). | |||||||||||||
3. Небольшие игрушки для обыгрывания | |||||||||||||
построек (фигурки людей и животных и т.п.) | |||||||||||||
Уголок ПДД | «Красный, | желтый, | зеленый», «Светофорик» | 1.Формирование | знаний | о | |||||||
(наклеить | светофор, | жезл | для | обозначения | правилах дорожного движения в |
15.Наборы моделей: деление на части.
Материал по развитию речи и познавательной деятельности (наклеить буквы или придумать Познавайку).
1.Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, расте-ния, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2.Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3.Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4.Наборы табличек и карточек для сравнения по
1-2 признакам (логические таблицы).
5.Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6.Серии картинок (по 4-6) для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7.Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8.Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9.Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 11.Разрезные контурные картинки (4-6 частей). 12.Набор кубиков с буквами.
13.Набор карточек с изображением предмета и названием.
14.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.
Книжный уголок | «Книжкин дом» | 1.Совершенствование | умения | ||||
1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий | обращаться с книгой, расширение | ||||||
диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон | представлений об окружающем. | ||||||
подвижных игр. | |||||||
2.Детские книги по программе, любимые книжки | |||||||
детей. | |||||||
3.Альбомы для | рассматривания: | «Профессии», | |||||
«Семья» и др. | |||||||
Театральная зона | «Театр Буратино» | 1.Развитие творчества детей на | |||||
1.Ширма. | основе | литературных | |||||
2.Маленькие ширмы для настольного театра. | произведений. | ||||||
3.Различные | виды | театра: | плоскостной, | 2.Формирование | умения | ставить | |
стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо: семья и | несложные представления. | ||||||
сказочные персонажи). | 3.Развитие интереса к театрально- | ||||||
4.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания | игровой деятельности. | ||||||
сказок. | |||||||
5.Звери и птицы, объемные и плоскостные на | |||||||
подставках, мелкие, 7-10 см. | |||||||
6.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные | |||||||
на подставках (мелкие). | |||||||
7.Тематический | набор | сказочных | персонажей | ||||
(объемные, средние и мелкие). | |||||||
8.Набор фигурок: семья. | |||||||
9.Набор масок: животные, сказочные персонажи. | |||||||
Спортивный | «Спортивный островок» | 1.Развитие | ловкости, | ||||
уголок | 1.Мячи большие, малые, средние. | координации движений. | |||||
2.Обручи. | 2.Обучение основным движениям | ||||||
3.Толстая веревка или шнур, скакалки. | и спортивным | упражнениям: |
поддон);
- видов одного рода – бегонии, фуксии. Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечно-цветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ ( фитонцидное растение).
2.Растения характерные для различных времен года:
- осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;
- зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород «Зеленый паровоз» (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;
- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (под-снежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан);
- летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков.
3.Аквариум с рыбками: золотые рыбки, телескопы разной окраски и формы и др.
4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.
Календарь природы: «Бюро погоды» 1.Картина сезона, модели года и суток.
2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой. 3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.
4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».
5.Бумажная кукла с разной одеждой.
В | уголке | природы | устраиваются | |||||
выставки: «Осенний урожай», поделок из | ||||||||
природного материала и т.п. Могут находиться | ||||||||
макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, | ||||||||
парка, зоопарка, сезонные макеты (например, | ||||||||
зимнего леса и т.д.) | ||||||||
Уголок | 1.Альбомы: «Наша семья», «Мой город», «Наш | 1.Воспитание | устойчивого | |||||
краеведенния | детский сад», «Праздники дома и в детском саду», | интереса | и | положительного | ||||
«Моя Россия». | отношения к чувашской культуре. | |||||||
2.Художественная литература: стихи, рассказы, | 2.Развитие | познавательного | ||||||
загадки, потешки русского народа; рассказы и | интереса к родному городу, его | |||||||
стихотворения о городе Ейске | росту и благоустройству. | |||||||
3.Папки-передвижки: | «Я | – | маленький | |||||
ейчанин», «Животный и растительный мир | ||||||||
Кубани». | ||||||||
4.Элементы одежды, посуды русского народа. | ||||||||
5.Аудио и видеокассеты о природе родного края. | ||||||||
6.Куклы в русских народных костюмах. | ||||||||
7.Декоративно-прикладное искусство русского | ||||||||
народа. | ||||||||
8.Рисунки и поделки детей, посвященные | ||||||||
родному краю. | ||||||||
Туалетная комната | «Хозяйство тетушки Швабры» | 1.Развитие | опрятности, | |||||
«Уголок Чистюлькина» | аккуратности, | навыков | ||||||
Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса | самообслуживания. | |||||||
умывания. |
Уголок уединения «Домик неприкосновенности»
Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.
Примерное содержание центров развития детской активности старшей группы (5-6 лет)
Микроцентр, | Примероное оборудование | Цели | |||||||||||||
микрозона | |||||||||||||||
Раздевалка | 1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности: (именами детей), скамейки | 1.Формирование навыков | |||||||||||||
самообслуживания, умение друг другу оказать помощь | |||||||||||||||
2.Информационные стенды для «Картинная галерея» (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); | . | ||||||||||||||
«Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяс фотовыставка о жизни группы; «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях проводимых в ДОУ | умения приветствовать друг друга | ||||||||||||||
«Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и | |||||||||||||||
домашних занятий); | |||||||||||||||
мини-библиотека методической литературы для родителей и детской литературы «Визитная книга» информационный стенд (режим работы ДОУ и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления) | |||||||||||||||
«Книга жалоб и предложений», «Бюро находок», | |||||||||||||||
«Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские | |||||||||||||||
собрания, развлечения | |||||||||||||||
Уголок | «Конструкторское бюро» | 1.Развитие пространственного и | |||||||||||||
конструирования | 1.Крупный строительный конструктор. | конструктивного мышления, | |||||||||||||
2.Средний строительный конструктор. | творческого воображения. | ||||||||||||||
3.Мелкий строительный конструктор. | 2.Обучение элементарному | ||||||||||||||
4.Тематические строительные наборы (для мелких | планированию действий. | ||||||||||||||
персонажей): город, мосты, крестьянское подворье | 3.Формирование умения работать | ||||||||||||||
(ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, | по заданной схеме, модели. | ||||||||||||||
бензозаправка, маяк. | |||||||||||||||
5.Конструкторы типа «Лего». | |||||||||||||||
6.Металлический конструктор. | |||||||||||||||
7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек | |||||||||||||||
(фигурки людей и животных, макеты деревьев и | |||||||||||||||
кустарников). | |||||||||||||||
8.Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи | |||||||||||||||
9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. | |||||||||||||||
Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран), корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета, трансформер, железня дорога, луноход. | |||||||||||||||
10.Сборно-разборные автомобиль, самолет, корабль. | |||||||||||||||
Уголок ПДД | Площадка «Светофорика» | 1.Закрепление знаний о правилах | |||||||||||||
(наклеить светофор, жезл) | поведения пешеходов и водителей | ||||||||||||||
1.Полотно с изображением дорог, пешеходных | в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями | ||||||||||||||
переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать | |||||||||||||||
2.Мелкий транспорт. | |||||||||||||||
3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор | |||||||||||||||
.4. Небольшие игрушки, фигурки людей |