Инновационная деятельность в ДОУ
учебно-методический материал на тему

Родомакина Елена Васильевна

Модернизация российского образования активизировала инновационные процессы и стимулировала рост интереса к вопросам изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. По мнению С.В.Наумова, инновационные процессы в сфере образования и представляют собой не что иное, как «формы и способы фиксации нового опыта, его культурное оформление и тиражирование в изменяющейся образовательной практике».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Инновационная деятельность дошкольного образовательного учреждения»

Слайд 2

Пригожин Аркадий Ильич «Нововведения»

Пригожин А. И. – современный российский социолог, известный специалист, занимавшийся проблемами организаций и управления, один из создателей отечественной социологии организаций, управленческий консультант; доктор философских наук, профессор, создатель первой в России школы управленческих консультантов.

Вся его деятельность посвящена, с одной стороны, исследованиям фундаментальных проблем развития общества и организаций, а с другой – активной консультационной практике. В 70-е и до начала 80-х гг. придерживался системного взгляда на природу организации. Со второй половины 80-х гг. работает в рамках инновационной парадигмы и предложил на этой базе оригинальную концепцию организационного развития.

Слайд 3

Наука - инноватика, стала формироваться в ответ на требования практики (при внедрении научных достижений в производство). Само понятие появилось в 19 веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую (например, элементы культуры Азиатского и африканского общества в европейскую культуру).

Инноватика – создание, освоение и распространение разного вида новшеств, при этом назначение нового руководителя не является нововведением, но им является учреждение новой должности. Нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, поселение, общество, регион) новые относительно стабильные элементы.

Слайд 4

Жизненный цикл новшества делится на несколько этапов:

  1. Разработка (фундаментальные исследования);
  2. Проектирование (оформление документации, создание программы, реализация в экспериментальном варианте);
  3. Изготовление;
  4. Использование (тиражирование);
  5. Устаревание (при этом рутинизация может наступить, а новшество еще не устарело).

Слайд 5

Классификация нововведений:

А) по типу новшества;

Б) по механизму осуществления;

В) по особенностям инновационного процесса.

Слайд 6

А) По типу новшевства

Материально-технические

Социальные

Техника

Экономические (с-ма оплаты труда)

Технология

Организационно-управленческие

Промышленные материалы

Социально-управленческие

Правовые (законодательные)

Педагогические (новые методы обучения) которые нас и интересуют

Слайд 7

Б) по механизму осуществления новшества бывают:

Вид

Единичные/диффузные

Главный эффект в массовости (в единичных вариантах нововведения не выгодны). Отдельные внедрения для отрасли, региона или народного хозяйства не составляют нововведения, им является лишь полное распространение данного новшества.

Завершенные/незавершенные

Наличие ошибок в ходе реализации, изменившихся условий

Успешные/неуспешные

Своевременность и полнота завершения нововведения. Результативность – степень эффективности по сравнению с затратами на его создание и реализацию. Может быть экономический, социальный (оздоровление труда, снижение текучести кадров и т.д.), отсроченный эффект.

Слайд 8

В) по особенностям инновационного процесса:

- внутриорганизационные (внутри учреждения);

- межорганизационные (внутри города, области, страны).

Слайд 9

У каждого участника инновационного процесса есть своя роль: создатели новшеств и их реализаторы:

- организаторы (планирование и контроль, кадровая политика);

- разработчики (генераторы идей, создающие планы, схемы, методики, пособия);

- проектировщики (доводят разработку новшества до совершенства);

- изготовители (тиражирование);

- пользователи.

Слайд 10

Из них мы выделяем Новаторов

Педагоги с ярко выраженным новаторским духом. Первыми воспринимают новое. Сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации

Слайд 11

Передовиков

Первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку инновации в своем коллективе.

Слайд 12

Конструкторов

Включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег, когда сформируется общее положительное мнение к нему.

Слайд 13

Группа Исполнинтелей - это

Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества. Предпочитают исполнять рекомендации и реализовывать готовые проекты.

Слайд 14

Инновации и образование.

Модернизация российского образования активизировала инновационные процессы и стимулировала рост интереса к вопросам изучения, обобщения и распространения педагогического опыта. По мнению С.В.Наумова, инновационные процессы в сфере образования и представляют собой не что иное, как «формы и способы фиксации нового опыта, его культурное оформление и тиражирование в изменяющейся образовательной практике».

Для описания лучших образцов педагогической деятельности в последнее десятилетие используются и такие понятия, как «инновационный опыт», «лучшая практика». Практика (в переводе с греч. – деятельный, активный) – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого опыта и познания.

Слайд 15

Инновационная образовательная практика представляет собой совокупность нетрадиционных подходов, методов и приемов, обеспечивающих решение актуальной задачи образовательного процесса. Инновационная образовательная практика направлена на развитие образовательной системы и пригодна для трансляции, т.е. использования в новых условиях.

В системе образования, скорее всего, необходимо говорить о нововведениях, новшествах, чем об  инновациях. Инновационное образование – модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе избранной образовательной траектории и области образовательной деятельности.

Инновационное образование – такой тип образования, который подготовит человека к жизни в динамично, быстро меняющихся условиях. Необходимость инновационного образования вызвана изменениями в обществе, переходом к информационному обществу, которое приводит к новым более высоким требованиям к интеллектуальным параметрам работника.

О ДОУ, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Развитие – это изменения, направленные, закономерные и необходимые.

Слайд 16

Признаки деятельности ДОУ в режиме развития:

  • Актуальность (значимость и своевременность) поиска решения проблемы, имеющей существенное значение для дошкольного образования;
  • Участие в работе большинства педагогов, инновационный потенциал коллектива, удовлетворенность каждого результатами деятельности;
  • Наличие характеристик результативного развития: эффективности (соотношение планируемого и реальных итогов) и оптимальности (устанавливается при сравнении затрат и полученных результатов);
  • Улучшение работы всей системы (ДОУ) в целом и каждого элемента в отдельности (структуры, содержания, условий функционирования и управления).

Слайд 17

Типы инноваций в ДОУ

По качеству различают 2 типа инноваций:

  1. содержательные
  2. организационно-управленческие

Содержательные инновации изменяют, дополняют традиционные и образуют новые образовательные услуги, формы работы.

Организационно-управленческие инновации создают новые структуры в ДОУ, формируют новую систему управления.

Руководитель и старший воспитатель ДОУ с целью подготовки учреждения к работе в инновационном режиме должен уметь анализировать социально-профессиональные характеристики и потенциал каждого сотрудника и отдельных групп в рамках коллектива.

Слайд 18

Рекомендации

- использовать активные формы обучения: дискуссии, тренинги, «мозговой штурм»;

- не надо бояться избытка информации и сложного;

- работа в коллективе активизирует мыслительную деятельность за счет соревновательного фактора.

Слайд 19

Можно столкнуться со следующими проблемами введения инноваций

  • Недостаток методического обеспечения;
  • Негативное отношение педагогов;
  • Неумение работать коллективно  в условиях инноваций;
  • Пассивное отношение руководителя к инновационным инициативам  сотрудников;
  • Недостаток у руководителя знаний в организации и внедрении инновационного опыта;
  • Отсутствие системы формирования и транслирования инновационного педагогического мастерства (материальное и моральное стимулирование, в том числе проведение смотров, конкурсов, презентаций, введение специальной системы и нормативов повышения квалификации).

Слайд 20

Необходимо создание условий для внедрения инноваций

Цели и задачи инновационной деятельности ДОУ определяются на основе анализа текущей обстановки с одной стороны, и прогнозируют развитие ДОУ с другой. Управление инновационными процессами с учетом  прогноза конечных результатов обсуждается и осуществляется коллегиально. Самые крупные инновационные мероприятия разрабатываются групповым методом.

Основные ориентиры:

- ориентация на интересы личности ребенка;

- переосмысление роли и дальнейшее развитие дополнительного образования, выполняющего важные функции обучения и воспитания;

- обновление содержания образования;

- изучение запросов социума;

- разработка методов диагностики, коррекции и реабилитации различных групп детей;

- подготовка профессиональных кадров, повышение психологической устойчивости педагогов и управленцев;

- создание условий для экспериментальной деятельности, формирование способности к поисковой, исследовательской деятельности;

- анализ и прогнозирование перспектив;

-оказание постоянной методической поддержки;

- поддержка и стимулирование инновационной активности педагогов.

Слайд 21

Условия эффективности инновационной деятельности

  • системность в методической работе;
  • наличие у педагогов личного плана развития;
  • постоянный анализ успехов и достижений в работе;
  • создание творческой атмосферы в ДОУ;
  • установление добрых, открытых отношений;
  • проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает свою точку зрения, но решение принимается коллегиально.

К.Ю.Белая отмечает важность следующих факторов:

- актуальность (значимость поставленной проблемы);

- результативность;

- методическая разработанность (конкретное описание содержания, структуры освоения инновации);

-потенциальные возможности коллектива;

- возможное сопротивление инновациям;

- время, необходимое для освоения инновации;

- финансовое и материально-техническое обеспечение;

- необходимость введения новых должностей, сокращения старых, создания новых организационных структур (творческих групп, объединений);

Слайд 22

Инновационная стратегия

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Организация может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и вовремя на них отреагировать. Выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного управления. В условиях рыночной экономики руководителю и старшему воспитателю недостаточно иметь хороший конечный продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей организации, чтобы не отстать от конкурентов.

Слайд 23

Формы работы над опытом: обобщение ППО, создание (моделирование) ПО, распространение ППО, внедрение ППО, внедрение инновационных программ, внедрение инновационных технологий, разработка программ и технологий.

Слайд 24

Необходимо определить конкретный вид инновационной работы, способствующий совершенствованию образовательного процесса, повышению уровня профессионального мастерства педагогов, содействовать увеличению педагогического потенциала ДОУ как образовательной системы.

Успех педагогической деятельности определяется сегодня не столько эрудицией практиков, сколько их коммуникативной культурой, способностью мотивировать, заинтересовать воспитанников предлагаемым содержанием образования, способностью организовать соответствующую задачам образовательную среду. Именно эти проблемы и должны решаться в учреждении, в том числе и в инновационном режиме.

Мы предлагаем рассмотреть вам опыт работы муниципальной инновационной площадки "Реализация ФТГ и ФГОС на основе использования технологии проблемного диалога с позиции непрерывности и преемственности между дошкольным и начальным общим образованием"

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...