Главные вкладки

    Тренинг общения: «Познай себя»
    методическая разработка на тему

    Актуальность тренинга:

    Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

    В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Тренинг общения: «Познай себя»147.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    городского округа Тольятти «Школа №3»

    СП д/с «Берёзка»

    Тренинг общения:

    «Познай себя»

    Подготовила

    воспитатель

    Зайнутдинова Л.Р.

    Тольятти 2017

    Актуальность тренинга:

    Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

    В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

    Цель тренинга: развитие компетентности в общении и повышение психологической культуры педагогов, рефлексивной культуры.

    Задачи:

    •        развитие профессионального самосознания;

    •        способствовать приобретению знаний, умений, опыта в области межличностного общения: относительно себя и другого;

    •        способствовать изменению социальных установок;

    •        развитие умения невербального средства общения;

    •        развитие умения работать в команде;

    •        улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.

    1. Упражнение «  Цветопись»

    (Развитие компетентности саморазвития,  самосовершенствования, личностной  рефлексии)

    Инструкция: Уважаемые коллеги  мы  начнем  с   упражнения «Цветопись».  Вам  нужно при помощи цвета   определить ваше эмоциональное  состояние  в данный  момент

    При помощи этой цветовой  матрицы  вы  заполняете  таблицу. Напротив  своего  имени  поставьте   соответствующий цветной  кружок.

    Стимульный  материал: Цвет        Символ  настроения

    • Красный(к)-         Восторженное ,  активное
    • Оранжевый(о)-        Радостное , теплое
    • Желтый (ж)-        Светлое . приятное.
    • Зеленый (з)-        Спокойное ,  уравновешенное
    • Синий(с)-        Грустное ,  печальное
    • Фиолетовый(ф)-        Тревожное , неудовлетворенное
    • Черный (ч)-        Унылое ,  упадочническое
    • Белый (б)-        Трудно  сказать.

    Обработка результатов.  Каждый   цветовой  показатель  имеет  свое  цифровое  обозначение :

    • красный – +3;
    • оранжевый-+2;
    • желтый-+1;
    • зеленый-0;  
    • синий -минус 1;
    • фиолетовый -минус2;
    • черный – минус 3,

    белый  не  принимается  в  вычислениях. Строится   график  эмоционального состояния.  На  начало  занятия   и конец  занятия.

    2. Упражнение «Шлю приветики»

    Цель: Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе.

    Инструкция: Предлагаю Вам со всеми поздороваться, но не просто, а предложенным способом. Вам нужно из предложенного материала вытащить 1 листик, на котором будет предложен способ приветствия.

    Ваша задача: подойти к каждому и поприветствовать выбранным способом.

    Например:

    • «Привет, приглашаю к себе в гости помыть посуду»
    • «Привет! Ты такая посвежевшая и похорошевшая!»
    • «Привет! Взаймы не одолжишь?!»
    • «Привет! Какими судьбами?! (при этом ущипнуть легонько)»
    • «А вот и я! (при этом повернувшись вокруг себя на 360 градусов)»
    • «Привет! (говорить и прыгнуть одновременно)
    • «Привет! Я так рада тебя увидеть (говорить и приседать одновременно)
    • «Привет! (сказать эхом)

    Сейчас, когда каждый поделился порцией позитивного настроения и получил от другого мощный энергетический заряд, предлагаю Вам перейти к теме уникальности и индивидуальности каждого из нас. Как известно лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Поэтому мы сейчас экспериментальным путём определим, насколько каждый человек неповторим.

    3. Упражнение «Снежинка»

    Цель: работа со  стереотипами, развитие умения принимать чужие точки зрения.

    Инструкция: Предлагаю каждому взять по 1 листку, обратите внимание все листы одинаковы. Далее вам следует строго выполнять всё, что я вам скажу в полной тишине и не глядя как такую же операцию проделывают другие:

    •        сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

    •        сново сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

    •        сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

    •        сново сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

    •        разверните.

    Теперь каждый из вас разверните листок и покажите то, что у вас получилось. Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?

    Рефлексия:

    •        можно ли сказать, что у кого- то бумага оторвана неправильно?

    •        Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он также как мы либо поступает не так?

    Все снежинки разные! Так и люди. Все разные: по - разному проявляют свои эмоции, у каждого свои индивидуальные чёрточки, своя внутренняя красота. Нужно только её увидеть, почувствовать и понять.

    4. Упражнение «Нарисуй свой характер»

    Цель: осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе.

    Инструкция: «Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению».

    В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

    Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

    Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

    Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

    Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

    Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

    Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

    Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

    5. Упражнение «Счёт до десяти»

    Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

    Инструкция: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

    Рефлексия:

    •        Что с вами происходило?

    •        Если не получилось, то почему?

    •        Какую стратегию вы выбрали?

    6. Упражнение Леопольд

    Цель: отрабатывать навыки убеждения, умение найти подход к каждому, вопросы, связанные с доверием партнеру по переговорам и созданию образа человека, которому можно доверять.

    Инструкция: Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных — прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты — опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота — убедить мышь, что именно он — безобидный Леопольд. Задача мыши — определить настоящего Леопольда.

    Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

    Рефлексия:

    •        Что делает наши презентации заслуживающими доверия?

    •        Почему мы доверяем одному партнеру, но не доверяем другому?

    •        Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

    7. «Тарелка с конфетами»

    Цель: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

    Инструкция: группа участников, молча с закрытыми глазами,  передает по кругу тарелку с конфетами. В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

    Анализ упражнения:

    •        Что, по вашему мнению, не удалось?

    •        Как это можно исправить, что необходимо сделать?

    •        Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

    8. Моя Галактика

    Вы, наверное, подустали немного, пора и отдохнуть.  Присаживайтесь на стул, постарайтесь  расслабиться,  сделайте  три  глубоких  вдоха и выдоха,  глаза закрываются  (звучит музыка).

    Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

            Выполнение практического задания тренинга.

    А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

            В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика. ( клеют)

            Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

                                        Пояснительная часть.

            С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая,  и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

    Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.

     Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным;

    красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным;

    зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться;

    желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым;

    фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте;

    металлический  – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

            А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?        

    9. «Подчинение инструкциям»

    В этом упражнении важно, чтобы вся группа начала делать его одновременно, поэтому его следует использовать в том случае, когда вся группа уже в сборе. Упражнение, как правило, вызывает бурную эмоциональную реакцию и позволяет взбодрить приунывшую или подуставшую группу.

    «Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.

    1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

    2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.

    3. Обведите ваше имя.

    4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

    5. В каждом квадрате поставьте крестик.

    6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.

    7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

    8. Шепотом назовите номер, который вы написали.

    9. Обведите этот номер.

    10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

    11. Обведите этот знак треугольником.

    12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

    13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.

    14.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки трималенькие дырочки.

    15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»

    Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».

    10. Я предлагаю вам посмотреть короткометражный мультфильм «Кролень», в котором заложен глубокий философский смысл осознания себя как личности, находящейся в определенной жизненной ситуации, и сделать свои выводы.

    Просмотр мультфильма «Кролень» 4 мин

    Короткий мультфильм про Барашка и Кроленя, очень ярко показывающий негативное отношение к изменениям происходящим в жизни, на работе и т.д   любые изменения можно воспринимать по разному и находить для себя место в этих изменениях.

    - Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из сложившейся ситуации, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

    - безвыходных ситуаций не бывает – есть непредвиденные обстоятельства. Не теряйте надежду - ищите выход. Пока есть КРОЛЕНИ - надежда живет!

    11. Релаксационное упражнение " Источник"

    Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

    Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

    "Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

    Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

    Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

    Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

    Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.

    Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "

    По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие с элементами тренинга "Я познаю себя"

    Занятие способствует осознанию участниками своих индивидуальных особенностей....

    Психологический тренинг для педагогов: «Познай себя»

    Основные задачи тренинга: исследование психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.Скачать музыку...

    ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

    Тренинг направлен на коррекцию отклонений в личностных и профессиональных взаимоотношениях в коллективе....

    Тренинг для педагогов ДОУ "Познай себя"

    Тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игры и упражнения, данного тренинга, направлены на осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации...

    Психологический тренинг с воспитателями «Воспитатель - наш кумир, с которым познаем себя и мир!»

    Формировать коммуникативные способности личности: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других, чувствовать группу и от...