Содержание и организация современного роботоконструирования в дошкольном образовательном учреждении
статья на тему

Боровых Тамара Николаевна

       Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Содержание и организация современного робото-конструирования с детьми дошкольного возраста»

Заведующий Т.Н.Боровых

01 марта 2017 года

       Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Однако в дошкольном образовании опыт системной работы по использованию современных образовательных технологий дошкольников посредством использования робототехники почти отсутствует.

       Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Использование современных информационных технологий и электронных образовательных ресурсов значительно повышает интерес детей к занятиям, повышает уровень их познавательных возможностей. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала и позволяет достичь следующих результатов:

- компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля у детей;

- компьютерные игры учат планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, развивают способность к прогнозированию результата действий;

- ребенок учится думать, прежде чем сделать.

       В 2014-2015 учебном году в рамках реализации проекта «Муниципальная модель дошкольного образования города Перми» наше дошкольное учреждение начало реализовывать такие элементы муниципальной модели, как:

  • Конструирование институциональной системы краткосрочных образовательных практик по выбору.
  • Система современных форм выстраивания партнерских отношений с родителями как с активными участниками образовательных отношений.
  • Система деятельности, позволяющая ребенку осваивать реальную и виртуальную среду, через игру, моделирование и конструирование, использование современных информационных технологий.

       Планируя и выстраивая образовательную деятельность по третьему элементу модели  мы стали городской аппробационной площадкой в соответствии с приказом начальника департамента образования администрации города Перми «О создании городских аппробационных площадок по внедрению информационных технологий».                            

       Под использованием современных информационных технологий понимается практико-ориентированная деятельность, которая может быть реализована в формате:

- использования электронных образовательных ресурсов

- робототехники.    

       Робототехника – это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации. Это широкое определение «робототехники». Применительно к детям дошкольного возраста робототехника рассматривается как «создание и программирование роботов».

       Погружаясь в проблему робототехники и роботоконструирования перед нами встала задача создания необходимых условий. Так появился приказ по дошкольному учреждению № 01-06-93 «О назначении ответственного за внедрение информационной технологии» от 08.04.2014 г., в соответствии с которым был назначен педагог, на которого возлагались задачи по повышению профессиональной компетентности в области робототехники, разработки программы   по  формированию основных навыков робото-конструирования   и плана её реализации.                                                        

       В июне 2014 года воспитатель детского сада Горчакова Ирина Тахировна прошла обучение по курсу «Конструирование и робототехника в условиях введения ФГОС» в объеме 72 часа.  Затем ею была разработана программа дополнительного образования «Робототехника дошкольникам» для детей старшего дошкольного возраста.  В процессе реализации программы дети закрепляют приобретенные навыки работы с конструктором LEGO, знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в компьютерных программах. Свои замыслы и проекты моделей дети создают в виртуальном конструкторе LEGO в программе LEGO Digital Designer, осваивают азы робототехники в компьютерной среде LEGO WeDo. Через освоение LEGO-технологий воспитанники изучают основы современной робототехники с помощью конструкторов LEGO. и программы краткосрочных образовательных практик.  

       Кроме программы дополнительного образования, освоение LEGO-технологий детьми происходит и во время реализации краткосрочных образовательных практик (например, практика «Зоопарк из Лего»), в дальнейшем поддержка практики по данной теме отразится в кружковой работе.

       Имея в дошкольном учреждении хорошо оборудованный компьютерный класс, было принято решение именно там организовать центр робототехники, где сосредоточить всё имеющееся и вновь приобретаемое оборудование для организации работы с детьми по роботоконструированию. Нами была приобретена линейка конструкторов LEGO, куда вошли:

* конструктор ПервоРобот LEGO WeDo

* ресурсный набор к конструктору ПервоРобот LEGO WeDo

* программное обеспечение  WeDo

* конструктор LEGO «Построй свою историю»

* программное обеспечение  и методические  рекомендации к  конструктору  «Построй  свою историю»

* конструктор LEGO «Городская жизнь».

        Подводя итог о первых результатах работы по этому направлению, можно отметить, что  участие в работе городской аппробационной площадки предоставило возможность педагогам детского сада осуществить принцип интегрированного подхода в образовательной деятельности с детьми, воплотить новые идеи в создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, позволяющей раскрыть потенциал ребенка и свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир, выявить новые элементы взаимодействия и сотрудничества между ДОУ и родителями, а в дальнейшем и школой.  Полученные результаты позволили дошкольному учреждению занять 2-ое место в муниципальном конкурсе «Учитель года-2015», получить статус Поставщика образовательных услуг, дающего право проводить обучение педагогов города по данному направлению,  представить материалы работы педагогов ДОУ на XIII-й Международной ярмарке социально-педагогических инноваций.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь...

«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения».

В дошкольные годы ребёнок полностью отождествляет себя с семьёй, открывая своё собственное «Я», и воспринимая других людей  через призму суждений, оценок, поступков родителей.  А...

Статья "Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении"

статья "О современных подходах к организации игровой деятельности в ДОУ"...