индивидуальный образовательный маршрут педагога
статья на тему

Сергеева Светлана Васильевна

Индивидуальный образовательный маршрут педагога - это современная модель профессионального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_pedagoga.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ -  СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА.

С.В.Сергеева

гбоу сош №2051 «педагогический комплекс»,

 г. Москва, Россия

  Профессию педагога,  невозможно сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Сегодня при всем многообразии и дифференцированности форм, методов и содержания образования, педагогу не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира.

Цитируя  ФЗ «Об образовании в РФ»: « Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам» (ст.46, п.1) [1], нельзя не отметить, что образование  21 века приобретает новый, современный облик. Естественно, что современная школа диктует новые требования к работе учителя. В современном мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся к педагогу.

  Важными чертами современного педагога являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями. И самое главное:  современный учитель должен шагать в ногу со временем: это не только человек, который обладает внушительным багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и профессионал, в совершенстве владеющий психолого - педагогическими компетенциями, призванными помочь ему в решении стоящих перед ним новых проблем.

  Как мы видим, современное образование на всех ступенях ставит перед педагогом ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому педагог должен учиться. Предстоит большая работа для педагога над собой по доведению своей квалификации до уровня требований современного профессионального стандарта.

   Однако вся сложность проблем перехода на профстандарты ложиться на плечи самого педагога. Рост профессиональной компетентности педагога, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования, обеспечивается методическим сопровождением, наполненным новыми методами, формами и технологиями. Использование технологий методического сопровождения педагогов образовательных учреждений, направленных на овладение инновационным опытом и повышением уровня адаптации к меняющимся условиям деятельности, приобретает в настоящее время особое значение.[3]

   Индивидуальный образовательный маршрут  (ИОМ) и является одной из таких технологий, основанной на образовательных потребностях и мотивационной сфере педагога и расширяющей, в первую очередь, группу профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального образования.

   Это, своего рода, целенаправленная дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая педагогу  позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития. Целью и результатом реализации индивидуального образовательного маршрута любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога.  

   ИОМ целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей, специфики методической проблемы, над которой работает педагог, особенностей проблематики конкретного образовательного учреждения.

   В ИОМ отражаются четыре основных направления деятельности по развитию профессиональной компетентности педагогов в соответствии с уровневой моделью методического процесса образовательного учреждения:

- нормативно- правовое;

-научно – методическое;

-психолог – педагогическое;

--организационно – методическое.

    Согласно обозначенным направлениям деятельности определяются цели, содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.

    Результативность ИОМ является одной из составляющих личного   портфолио педагога  и определяется индивидуальными критериями профессионально – педагогической деятельности.  А именно:  способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта, проектирование себя как профессионала, максимальное использование своих возможностей и их компенсация, адекватность и экономичность поведенческих профессиональных действий, способность поддерживать удовлетворенность трудом, использование каждой новой  возможности для профессионального совершенствования.

  Как подчеркнул министр образования и науки РФ Д.Ливанов в своем выступлении на Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, 30 июня 2014 года: « … каждый педагог должен разработать индивидуальный план своего профессионального развития».[2]

  Таким образом, современный педагог,  на современном этапе развития российской системы образования, должен соответствовать предложенному в Профессиональном стандарте педагога предполагаемому образцу «педагога будущего». Хотелось бы только, чтобы слово «стандарт» в его прямом понимании, не сделало бы всех педагогов однотипными и похожими друг на друга. Человек, а тем более педагог, тем и интереснее, что не похож ни на кого.

Литература

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014.- СПб.: Питер, 2014.- 240с.

2.Профессиональный стандарт педагога. /сост.Г.В.Цветкова, Г.А. Ястребова.- Волгоград: Учитель, 2015.-39с.

3. http://sogiuu.ru/static/metod/mmo/01direktor/mmodirektor.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ

Роль старшего воспитателя в разработке индивидуального образовательного маршрута педагога ДОУ...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Индивидуальный образовательный маршрут – это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образователь...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога "Профессиональные достижения"

План по самоообразованию педагога с картой индивидуального образовательного маршрута....

Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019  - 2020     учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год

Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019  - 2020     учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми второй младшей группы»

Применение ЭОР для повышения интереса к познавательной деятельности детей второй младшей группы...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2023 - 2024 учебный год.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога Апанской  Жанны Васильевны 8 лет, 6 месецев -1 квалификационной категории....