семинар-практикум
план-конспект занятия на тему

Николаева Ольга Сергеевна

семинар-практикум на тему: "Такие разные дети".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_takie_raznye_deti.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

"Такие разные дети"

Подготовил: старший воспитатель
Николаева О.С.

Январь 2017 г.

Цель: содействовать формированию представлений о «трудном» ребенке, готовности к осуществлению целостного процесса психолого-педагогической поддержки; содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.

План семинара:

  1. Приветствие. Упражнение «Жильцы и домики»
  2. Теоретическая часть.

- Знакомство с темой семинара; целями и основными задачами предстоящей работы.

    -  Упражнение «Кто для Вас «трудный» ребенок?».

    -   Информационная справка  «Кто такие трудные дети».

    - Упражнение «Психологический портрет «трудного» ребенка».

    -  Разминка «Поменяйтесь местами те кто…»

    - Выступление психолога «Причины возникновения агрессивности и гиперактивности  у детей. Рекомендации педагогам».

3. Практическая часть.

    - Решение педагогических ситуаций.

    - Подведение итогов. Раздача буклетов.

Ход семинара:

1. Приветствие.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на семинаре - практикуме "Такие разные дети". Но вначале, я хотела бы предложить вам немного разрядить атмосферу и поиграть в игру «Жильцы и домики».

Для этого вам необходимо разделиться на «тройки». Два человека из тройки берутся за руки и образуют «Домик», третий игрок будет «Жилец». По моему сигналу «Жилец» или «Домики», они меняются местами. То есть «жильцы» ищут себе новый домик или «домики» ищут себе нового жильца. По сигналу «Землетрясение» все игроки меняются своими местами.

2.Теоретическая часть.

С каждым годом увеличивается количество детей, которых мы называем «трудные». Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок поведение которого отличается от поведения других детей – это могут быть дети с признаками агрессивного поведения, гиперактивные дети или наоборот замкнутые, боязливые, тревожные. Если раньше "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь нередко попадают в данную категорию дети- дошкольники.

Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?

Упражнение «Кто для вас трудный ребёнок»

Для начала,       хотелось бы выяснить, кто это «трудные дети» в вашем понимании. Ваши варианты я предлагаю записать на ватмане

Н-р: (Слишком говорлив, отказывается от коллективной игры, чрезмерно подвижен, не понимает чувств и переживаний других людей, ощущает себя отверженным, имеет низкую самооценку, часто ругается с взрослыми, создает конфликтные ситуации, отстает в развитии речи, вертится на месте, совершает стереотипные механические движения, сваливает вину на других, часто спорит со взрослыми, суетлив, часто теряет контроль над собой, отказывается выполнять просьбы, импульсивен, часто дерется, часто специально раздражает взрослых, робко здоровается, мало и беспокойно спит, толкает, ломает, рушит все кругом и т.д.)

Информационная справка «Кто такие трудные дети?»

- Трудные дети – это те, чье поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм.

Согласно определению Российской педагогической энциклопедии

«Трудные дети» - категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии.
Отнесение ребёнка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса.

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин существует с научном словаре педагогики и психологии. Но и сегодня среди учёных идёт дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запущенные дети», «социально запущенные дети» или «дети нестандартного поведения», а то и вовсе запрещает.

- Сегодня нам хотелось бы особенно рассмотреть такую категорию детей как «гиперактивные» и «агрессивны» дети и составить их психологический портрет.


Упражнение « Психологический портрет трудного ребёнка»

Участникам необходимо поделиться на 2 группы. Одна группа записывает характерные особенности «гиперактивного ребёнка» и проблемы взаимодействия с ним, а другая  группа записывает характерные особенности «гиперактивного ребёнка» и проблемы взаимодействия с ним.
По очереди  участники от групп вывешивают на доски свои листы с
 «психологическим портретом трудного ребёнка» и сравнивают с характеристиками, предложенными на слайде.

Разминка «Поменяйтесь местами те…»

Из круга убирается один стул, а участник становится в круг. Цель стоящего в центре – получить стул, на который можно сесть во время того, когда остальные участники будут меняться местами. Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: поменяйтесь местами те, кто…». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Поменяйтесь местами те, кто носит джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии («Поменяйтесь местами те, кто …любит лето»).

Выступление психолога  на тему:
«Причины возникновения агрессивности и гиперактивности  у детей. Рекомендации педагогам».

3. Практическая часть

Решение педагогических ситуаций

Участникам предлагается разделиться на 2 группы, обсудить и найти выход из предложенных педагогических ситуаций.
Ситуация 1.          Юля, 4 года 6 месяцев. Девочке крайне сложно выполнять указания, которые даются воспитателем. Н-р, когда ребёнка просят сложить игрушки, убрать свои вещи в шкаф, все эти действия остаются незавершёнными. На занятиях мешает детям слушать воспитателя, перебивает своими вопросами, выкрикивает, спорит. Дома постоянно вмешивается в разговоры членов семьи, не даёт говорит по телефону, берёт без разрешения чужие вещи и портит их, толкает и бьёт близких.

Ситуация 2.         Саша, 5 лет. Неусидчив, рассеян и агрессивен. Когда его кто-то из сверстников нечаянно заденет, то Саша мгновенно реагирует ударом куда придётся. Складывается впечатление, что мальчик так и ждёт нападения. Саша стремится всегда быть первым, использует для этого любые методы. Дома мальчик, по признанию родителей смотрит много боевиков. Родители Саши используют по отношению к сыну физические наказания. В рисунках на свободную тему Саша рисует чаще всего боевую технику, которая что-то взрывает, убивает.

Помните, что все дети разные, но каждый из них является индивидуальностью. Поэтому взрослому необходимо чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир ребенка, оценив его, неведомые нам раньше замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на малыша, научимся понимать его на первый взгляд бессмысленные поступки.

     Именно понимать, несмотря на то, что порой поведение ребенка никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой логики. Только приняв точку зрения дошкольника, мы наконец поймем, зачем он что-то сделал. А разобравшись, может быть, станем воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас.

Избегайте типичных, неправильных действий с детьми, которые вы можете видеть на слайде:
- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали",

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

 Подведение итогов. Раздача буклетов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...