Медиация в ДОУ
консультация на тему
Консультация для педагогов. Ответы на вопросы для зачета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 41.5 КБ |
46_voprosov.docx | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Служба медиации в ДОУ
В современном мире конфликты неизбежны. Они могут возникать при любых жизненных обстоятельствах в разный период нашего развития. Иногда, невольные конфликты из-за банального непонимания и разницы во взглядах возникают даже между взрослыми – педагогами и родителями/законными представителями.
Разрешать конфликты самостоятельно конструктивно и результативно оказывается сложно, а иногда непосильно даже взрослым.
В таких случаях, и им подобным ГОТОВЫ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ ЧЛЕНЫ СЛУЖБЫ МЕДИАЦИИ.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор - независимое лицо, которое выступает в качестве посредника в урегулировании конфликта и помогает разрешить ситуацию в интересах конфликтующих (каждого конфликтующего).
В процессе медиации конфликтующие (или обидчик и жертва) встречаются для переговоров, а ведущий (медиатор) создает условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения проблемы.
Служба медиации - эта служба, состоящая из работников образовательной организации.
Вы должны знать, что основными принципами медиации являются:
- ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
Вы участвуете во встрече добровольно, Вас никто не принуждает к участию в процедуре медиации. Вы вправе отказаться от участия в медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
- ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
Медиатор предоставит Вам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и правах участников медиации.
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Медиатор или служба медиации не имеют право разглашать информацию о процессе медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления, при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И МЕДИАТОРА
Медиатор несет ответственность за ход встречи, за соблюдение участниками принципов и правил медиации. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
- НЕЙТРАЛЬНОСТЬ МЕДИАТОРА
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию.
Таким образом, если Вы добровольно согласились участвовать в процессе медиации, то специально обученный человек – медиатор, будет содействовать вам в разрешении конфликта, как третья нейтральная сторона.
Медиатор НЕ будет осуждать Вас, НЕ будет разглашать информацию, полученную от участников процесса медиации ни директору, ни полиции, НИКОМУ.
Медиатор будет только ПОМОГАТЬ конфликтующим сторонам договориться и прийти к взаимовыгодному решению.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы медиации
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральный закон от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 1430-р
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- Приказ №810 от 21.07.14 О создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области
- Законодательная база медиации.
- Приказ о создании службы медиации
- Положение о службе медиации в ДОУ
- Приказ об утвеждении положения о службе медиации в ДОУ
- План работы службы медиации
- Основные принципы восстановительной медиации
- Документы, организующие деятельность службы медиации и работу медиатора
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей, родителей и т.д.).
Служба медиации нужна для мирного решения проблем, снижения уровня агрессии в д/саду и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-детьми, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Процедуру медиации можно условно разбить на несколько этапов:
- Вступительное слово медиатора. Выработка общих правил общения, проверка на добровольность вступления в процедуру,
- Презентация сторон. Каждой стороне отводиться равное количество времени.
- Дискуссия,
- Выработка решений,
- Принятие решения, соглашение.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в детском саду, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень конфликтов. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
Памятка службы медиации.
Служба медиации это:
1. Разрешение конфликтов силами детского сада.
2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
3. Профилактика ранней дезадаптации.
Если вы решили обратиться в службу, то вам надо подойти к руководителю службы медиации Ишеевой Валентине Васильевне, заместителю заведующего по МВР. После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждаются следующие вопросы:
каковы последствия ситуации для обеих сторон;
каким образом разрешить ситуацию;
как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила:
1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Предварительный просмотр:
Тесты для подготовки к зачету по программе
«Служба медиации. Модели и технологии разрешения конфликтов»
- Медиатор – это …
а) Независимое юридическое лицо, привлекаемое сторонами спора в качестве посредника для содействия в выработке ими решения по существу спора.
б) Заинтересованное физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
в) Независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
2. Конфликт в переводе с латинского означает:
а) соглашение;
б) столкновение;
в) существование.
3. Какой науке отводится основополагающая роль в становлении конфликтологии?
а) психологии;
б) медицине;
в) политологии;
г) все варианты верны.
4. Медиация как метод урегулирования спора – это …
а) Четко структурированный метод посредничества в разрешении спора, где третья сторона — посредник-медиатор — сохраняет нейтральность.
б) Метод третейского урегулирования спора при участии третейского судьи.
в) Метод, позволяющий разрешить конфликт по существу в арбитражном суде.
5. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составляет главное противоречие:
а) «кризиса новорожденности»;
в) «кризиса 3 лет»;
б) «кризиса 1 года»;
г) «кризиса 7 лет».
6. На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:
а) начальной фазе;
б) фазе подъема;
в) пике конфликта;
г) фазе спада.
7. Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц называется:
а) конфликтными отношениями;
б) конфликтной ситуацией;
в) инцидентом.
8. При проведении процедуры медиации, медиатор должен:
а) Проконсультировать стороны по вопросу урегулирования спора.
б) Выслушать позиции сторон и работать с их интересами.
в) Высказать мнение о разрешении спора между сторонами.
9. По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):
а) межличностные;
б) межгрупповые;
в) классовые;
г) межгосударственные;
д) межнациональные;
е) внутриличностные.
10. Стремление быть, казаться и считаться взрослым у подростков - это:
а) личностная нестабильность;
б) формирование физического «Я»;
в) сложно сказать что-то определенное;
г) тенденция к взрослости.
11. Профессиональный посредник называется:
а) суггестором;
б) медиатором;
в) коллегой.
12. Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является:
а) переговорный процесс;
б) сотрудничество;
в) компромисс.
13. Конфликтогены – это:
а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;
б) проявления конфликта;
в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;
г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;
д) поведенческие реакции личности в конфликте.
14. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:
а) конфликтом;
б) конкуренцией;
в) соревнованием.
15. Создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами –
а) предупреждение конфликта;
б) разрешение конфликта;
в) деструктивные последствия.
16. Способ разрешения конфликта, заключающийся в использовании ненасильственных средств и приемов для разрешения проблемы – это:
а) переговоры;
б) рефлексия;
в) эмпатия.
17. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:
а) конструктивными;
б) деструктивными;
в) реалистическими.
18. Принцип конфиденциальности означает правило, согласно которому …
а) Все, о чем говорится или обсуждается в процессе проведения процедуры медиации, остается «внутри» этого процесса и не подлежит разглашению, если от сторон процесса не будет получено специальное разрешение на это.
б) Все, о чем говорится или обсуждается в процессе проведения процедуры медиации, медиатор-посредник может сообщить арбитражному суду, если он участвует в процессе в качестве свидетеля.
в) Все, о чем говорится или обсуждается в процессе проведения процедуры медиации, может быть направлено в качестве информации в государственные организации, по их запросу.
19. Конфликтная ситуация — это:
а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;
в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;
г) причина конфликта;
д) этап развития конфликта.
20. Возвращение к детским стереотипам поведения – это:
а) регрессия;
б) катарсис;
в) рационализация.
21. К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка»:
а) снисходительное отношение;
б) негативное отношение;
в) менторские отношения;
г) нарушение этики;
д) нечестность и неискренность.
22. Медиативное соглашение - это …
а) Соглашение сторон, с заключения которого начинается рассмотрение дела по существу спора, возникшего между сторонами.
б) Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме.
в) Соглашение сторон, заключенное в письменной форме об урегулировании спора, в третейском суде.
23. Управление конфликтами — это:
а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
24. В каком случае конфликт рассматривается на психологическом уровне:
а) когда в его основе лежат личные противоречия;
б) таких случаев нет;
в) когда в его основе лежат групповые противоречия
25. Объект конфликтологии – это:
а) конфликты в целом;
б) люди;
в) войны.
26. Не относится к задачам медиативных процедур –
а) Содействие развитию партнерских деловых отношений.
б) Формирование уважительного отношения к закону и суду.
в) Формирование этики делового оборота и гармонизация социальных отношений.
27. Предпосылками разрешения конфликта являются:
а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;
г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе.
28. Приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера – это:
а) проекция;
б) фантазия;
в) сублимация.
29. Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы – это …
а) разрешение конфликта;
б) затухание конфликта;
в) манипуляторство.
30. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
а) конструктивная, рациональная, деструктивная;
б) компромисс, борьба, сотрудничество;
в) рациональная, иррациональная, конформистская;
г) конструктивная, деструктивная, конформистская;
д) борьба, уступка, компромисс.
31. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:
а) обмену информацией;
б) налаживанию добрых взаимоотношений;
в) достижению взаимопонимания;
г) расширению темы общения;
д) усилению информационного воздействия на партнера.
32. Переадресация реакции, перенос реакции с недоступного объекта на доступный – это …
а) идентификация;
б) замещение;
в) реактивное образование.
33. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента:
а) «выигрыш – выигрыш»;
б) «выигрыш – проигрыш»;
в) «проигрыш – проигрыш»;
г) «проигрыш – выигрыш»;
д) «выигрыш – проигрыш» и «проигрыш – выигрыш».
34. Конфликты между сотрудниками одного уровня в структуре организации:
а) конфликты по горизонтали;
б) трудовые споры;
в) конфликты по вертикали.
35. Медиатор, проводящий процедуру медиации обязан быть:
а) Беспристрастным и независимым.
б) Заинтересованным в споре.
в) Родственником одной из сторон.
36. Семейный конфликт – это:
а) конфликт между супругами;
б) конфликт между родителями и детьми;
в) конфликт родственников;
г) конфликт между различными семьями;
д) конфликт между любыми членами семьи.
37. Технологии рационального поведения в конфликте — это:
а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтов на основе самоконтроля своих эмоций;
б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;
в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;
г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;
д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.
38. Наиболее эффективная стратегия поведения, включающая конструктивное обсуждение проблемы и полное разрешение противоречия – это:
а) уход;
б) компромисс;
в) партнерство.
39. Основными принципами проведения процедуры медиации являются:
а) Добровольность, гласность, равенство сторон, беспристрастность и независимость.
б) Добровольность, конфиденциальность, сотрудничество и равноправие сторон, беспристрастность и независимость.
в) Конфиденциальность, состязательность, беспристрастность и независимость, законность, заинтересованность.
40. Вид социального конфликта, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения – …
а) трудовой конфликт;
б) семейный конфликт;
в) межгрупповой конфликт.
41. При проведении процедуры медиации не действует принцип:
а) Беспристрастность.
б) Независимость.
в) Гласность.
42. Для каких профессий синдром выгорания наиболее характерен?
а) для коммуникативных профессий, относящихся к группе «человек - человек»;
б) для профессий «человек - техника»;
в) для профессий «человек - природа».
43. Способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения – это …
а) Третейское разбирательство.
б) Арбитражное судопроизводство.
в) Процедура медиация.
44. Какие из перечисленных конфликтов относятся к социальным?
а) конфликт между преподавателем и группой студентов;
б) все перечисленные;
в) конфликт между болельщиками разных команд;
г) конфликт между руководителем и подчиненным
45. После выяснения позиций и интересов сторон спора, медиатор…
а) Выносит решение по существу спора.
б) Анализирует сложившуюся ситуацию, обобщает и резюмирует позиции сторон.
в) Проводит консультацию по правовым вопросам конфликта.
46. Процесс переговоров, в котором медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой - это …
а) Представительство.
б) Поручительство.
в) Медиация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Основы медиации как процедуры урегулирования споров"
Что такое процедура медиации и как это можно применять на практике? ...
Медиация в ДОУ: первые шаги в приобщении дошкольников и их родителей к альтернативным способам урегулирования конфликтов.
Службы школьной медиации новое актуальное направление в современном образовании. Техники и методики помощи в разрешении конфликтных ситуаций актуальны, конечно, и для таких образовательных организаций...
Презентация "Медиация как эффективный способ решения конфликтных ситуаций"
Предлагаю вашему вниманию презентацию по медиации....
Служба медиации в ДОУ
Консультация для педагогов Служба медиации в ДОУ В современном мире конфликты неизбежны. Они могут возникать при любых жизненных обстоятельствах в разный период нашего развития. Иногда, нево...
Зачем нужна медиация детскому саду?
План работы службы медиации...
Работа службы медиации в условиях ДОУ
Цель работы службы медиации...
Школьная медиация и медиативный подход как средства формирования этноса образовательной организации
Школьная медиация и медиативный подход как средства формирования этноса образовательной организации...