Программа развития дошкольной образовательной организации
статья на тему

Шаповалова Татьяна Ивановна

Программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Шаповалова Татьяна Ивановна, старший воспитатель

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное»

В соответствии с  Федеральным законом от 29 декабря 2012  года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  в части установления компетенции образовательной организации (п. 7 ч.  ст. 28) является разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации.  

 Программа развития рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения Программа развития является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.  

           Как документ Программа развития (далее – Программа) может быть определена как главный стратегический управленческий документ дошкольной образовательной организации, выстроенный с учетом программно-целевого или проектно - целевого управления, направленный на  инновационное развитие конкретной образовательной организации. Программа носит среднесрочный характер и ее действие рассчитано на 4-5 лет. Программа является документом прямого действия. От документов концептуально-доктринального характера Программа отличается наличием описания четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов.

Программно-целевой подход в управлении – это подход, при котором руководитель ориентируется на достижение конечного результата в логике поэтапных действий: формирование  целей, разработка адекватной «исполняющей» программы, реализация «управляющей» программы. В логике программно-целевого подхода на практике реализуется последовательность: входные параметры, процесс их преобразования, конечные результаты, которые не всегда могут быть определимы. Программно-целевой подход помогает увязать поставленные цели с имеющимися ресурсами и всегда направлен на поддержание действующих систем.

Проектно – целевой подход – направлен всегда на развитие в целом системы, обязательное условие – уникальный результат. Деятельность структурирована и никогда не повторяется, результат всегда определен. Планирование осуществляется на среднесрочный или долгосрочный период, цель конкретно измерима.

Задачи Программы развития

Программа как документ и источник информации ориентирована на решение следующих главных задач:

  • зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее состояние и перспективы развития образовательной организации, выявить возможности и ограничения, угрозы и риски, достижения и инновационный потенциал исполнителей, а также проблемы, дефициты и недостатки.
  • определить и описать образ желаемого будущего состояния образовательной организации, то есть сформулировать ее стратегические и конкретные цели развития.
  • определить и описать стратегию и конкретный план действий, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и достижение целей.

Функции Программы развития:

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательной организации;
  •  определения перспектив развития образовательной организации;
  •  процессуальную, то есть определяет логическую последовательность мероприятий по развитию образовательной организации, организационные формы и методы, средства и условия процесса развития;
  •  оценочную, то есть выявляет качественные изменения в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Каким образом происходит процесс подготовки, разработки, утверждения и реализации Программы развития?  В каждой дошкольной образовательной организации должны быть разработаны локальные акты: приказ о создании творческой группы по разработке Программы развития, Положение о порядке разработки и утверждения Программы. В соответствии с данными локальными актами Программа проходит ряд этапов:

  • отбор проблем для программной разработки;  
  • принятие решения о разработке Программы и ее формировании;
  • экспертиза и оценка программы;  
  • утверждение Программы;
  • управление реализацией Программы;
  • контроль хода выполнения Программы.  

Составление Программы развития – это творческая задача, решение которой предполагает опору на инновационные процессы в образовании. Поэтому её можно рассматривать как модель совместной деятельности педагогического коллектива, определяющую  исходное состояние,  образ желаемого будущего, последовательность действий по переводу образовательного учреждения от поддержания действующей системы до развития, анализ возможных затруднений и проблем, их решение.

На сегодняшний день не существует единого плана, единой структуры Программы развития. Структура Программы определяется   Положением конкретной образовательной организации. Главное в Программе – описание перехода от сегодняшнего состояния к желаемому. Программа – это обоснование необходимости перехода от современного состояния к будущему и перечень мер, обеспечивающих этот переход, а также ресурсов.

При разработке Программы развития дошкольной образовательной организации необходимо учесть следующее:

  • переход на реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • основные направления модернизации системы дошкольного образования Российской Федерации и региональные, муниципальные компоненты развития системы образования;

- изменение развивающей  предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО;

  • сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
  • развитие самостоятельности дошкольной образовательной организации;
  • совершенствование содержания и технологий построения управления образовательным процессом в дошкольной образовательной организации;
  • кадровая политика в сфере дошкольного образования;
  • развитие системы оценки качества дошкольного образования.

 Примерная структура и содержание структурных компонентов  Программы развития дошкольной образовательной организации.

                Титульный лист (ссылка на принятие соответствующим органом управления и утверждение руководителем образовательной организации). 

Паспорт Программы развития дошкольной образовательной организации – разработчик, основания для разработки Программы развития (определение нормативно-правовой базы), цель и основные задачи программы, сроки реализации программы, финансовое обеспечение программы и др.

Раздел 1. Информационная справка о дошкольной образовательной организации - историческое становление и традиции дошкольной образовательной организации; краткая информация со всей необходимой статистикой;  место и роль дошкольной образовательной организации в  районе, области; характеристика образовательной организации, контингента воспитанников, кадрового состава педагогов и других работников образования (без оценки качества работы); номенклатура оказываемых образовательных услуг; характеристика основных результатов образовательной организации (профессиональные и творческие конкурсы и т.д.); краткая вводная характеристика социального окружения образовательной организации и описание характера его влияния на образовательную организацию; характеристика образовательного сообщества; характеристика инновационных процессов (без оценки качества), основные направления; внешние связи дошкольной образовательной организации, включая связи с наукой; характеристика системы управления; характеристика бюджета, материальной базы, оборудования.  

Раздел 2. Аналитическое обоснование Программы развития дошкольной образовательной организации – анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды дошкольной образовательной организации; анализ состояния и прогноз тенденций изменения внутренней среды дошкольной образовательной организации (анализ состояния и эффективности образовательного процесса, воспитательной, педагогической, методической и инновационной работы); описание проблем и причин порождающих проблемы.

Раздел 3. Концепция желаемого будущего состояния дошкольной образовательной организации - методологические основы концепции – миссия, видение, философия, основополагающие идеи организации жизнедеятельности дошкольной образовательной организации, основные положения концепции, модель выпускника, модель педагога; концепция общего качества дошкольной образовательной организации и образующих его важнейших системных свойств (качеств) дошкольной образовательной организации; концепция качества жизни участников образовательного процесса и др.

Раздел 4. Стратегия, этапы, цели и задачи перехода к новому состоянию дошкольной образовательной организации - стратегические императивы – основные направления преобразования в дошкольной образовательной организации, прогноз изменений в социальном заказе, основанный на данных объективного исследования; прогноз основных тенденций развития окружающего социума и требований к состоянию дошкольной образовательной организации, иерархия тактических целей и задач; стратегический план действий по реализации Программы развития (этапы реализации Программы).

Раздел 5. Механизмы реализации Программы развития дошкольной образовательной организации - описание функционально – динамической модели механизма реализации Программы развития; система и механизмы управления образовательной организацией в новых условиях  и др.

Например: Стратегия развития организации определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие организации. Эти направления определены подпрограммами:  «Система оценки качества образования в ДОО», «Здоровый дошкольник» «Взаимодействие с семьями воспитанников», «Педагогические кадры ДОО», обеспечивающими участие в реализации Программы коллектива организации, родителей (законных представителей) воспитанников, социума. Подпрограммы взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий.

Основные задачи программы:

  1. Организовать системную работу по реализации ФГОС дошкольного образования (Подпрограмма «Реализация  ФГОС ДО»).
  2. Повысить конкурентоспособность ДОО путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, включения в практику работы новых форм дошкольного образования (Подпрограмма  «Система оценки качества образования в ДОО»).
  3. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в организации, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (Подпрограмма «Здоровый дошкольник»).
  4. Повышать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (Подпрограмма «Взаимодействие с семьями воспитанников»).
  5. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива организации (блок «Кадровый потенциал»).

Раздел 6. Ресурсное обеспечение Программы развития дошкольной образовательной организации - нормативно-правовое обеспечение (положения, правила, должностные обязанности, инструкции, приказы и т.д.); научно-методическое обеспечение (комплексно-целевые программы, целевые проекты, программы информационно-аналитической деятельности, системы критериев, показателей, индикаторов, мероприятия и т.д.); программно-методическое обеспечение (банк методических материалов, актуального, инновационного педагогического опыта, авторских образовательных программ, календарно-тематического планирования и т.д.); информационное обеспечение (банки, программы информационно-аналитической деятельности, сайт и т.д.); кадровое обеспечение (подбор кадров, повышение квалификации, участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, подготовка экспертов, стажировка, консультирование и т.д.); организационное обеспечение (циклограммы управленческой деятельности, планов работы структурных подразделений, профессиональных объединений педагогов и т.д.); мотивационное обеспечение (положение о распределении стимулирующей части ФОТ, критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогов, система мероприятий по повышению мотивации субъектов образовательного процесса в отношении инновационных преобразований); материально-техническое обеспечение (оснащение оргтехническими средствами, приобретение программного обеспечения, установка локальной сети, учебно-методических и  наглядных пособий и т.п.).

Раздел 7. Ожидаемый результат и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы развития дошкольной образовательной организации- ожидаемые конечные результаты реализации Программы; краткое описание показателей и индикаторов, позволяющих провести оценку, анализ и мониторинг эффективности реализации программы развития; сроки и формат предоставления информации, отражение возможности оценить продуктивность реализации Программы развития в соответствии с установленными в ней показателями результативности через систему мониторинга; характеристика устойчивости Программы развития, указание возможных рисков и мер их преодоления. Ожидаемые результаты могут быть представлены в виде целевых индикаторов (в % соотношении по годам реализации Программы развития).

Используемый набор индикаторов (характеристик) может быть изменен и дополнен разработчиками по результатам первичного среза.

Таким образом, Программа развития дает возможность руководителям и педагогическим командам дошкольных образовательных организаций найти свой подход к переходу от сегодняшнего состояния к желаемому и модернизировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ в редакции на 01.09.2016 г.-М.:ТЦ Сфера, 2017.-192 с.
  2. Постановление Правительства Белгородской области от 18 февраля 2013 г. №44-пп «Об утверждении Стратегии действия в интересах детей в Белгородской области на 2013-2017 годы»
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования-М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения

Алгоритм разработки программы развития дошкольного образовательного учреждения...

Методические рекомендации по разработке программы развития дошкольной образовательной организации

Программа развития является обязательным документом любой образовательной организации.  Современные тенденции дошкольного образования также предлагают рассматривать ее как инструмент оценки качес...

Базисная основа Рабочей программы воспитателя дошкольной образовательной организации

Базисная основа Рабочей программы воспитателя дошкольной образовательной организации представляет собой подробный план. Данная программа поможет педагогам составить рабочую программу на любой возраст....

Презентация «Содержание рабочей программы воспитания дошкольной образовательной организации»

Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольной образовательной организации определяет  содержание и организацию воспитательной работы  и является обязательной частью основ...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...