Базисная основа Рабочей программы воспитателя дошкольной образовательной организации
рабочая программа
Базисная основа Рабочей программы воспитателя дошкольной образовательной организации представляет собой подробный план. Данная программа поможет педагогам составить рабочую программу на любой возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya_1.docx | 79.76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (ДОУ № 4 «Сказка»)
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом от 13.09.2017 № 01-06/195
протокол от 13.09.2016 № 3 заведующая ДОУ № 4 «Сказка»
________________Е.В. Маркина
Рабочая программа воспитателя
группы № …
(младший дошкольный возраст)
Срок реализации программы: 1 год
Авторы:
ФИО, должность
ФИО, должность
г.Заозерск, 2017г.
Оглавление
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1 Цели и задачи реализации Программы
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
1.3.1.Общие сведения об учреждении
1.3.2. Контингент воспитанников группы
1.3.3. Возрастные особенности воспитанников
1.3.4. Особенности развития воспитанников с тяжелым нарушением речи (для логопедических групп)
2. Планируемые результаты освоения Программы
- Целевые ориентиры для детей на этапе завершения дошкольного образования
- Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в соответствии с образовательными областями. (на свой возраст)
- Предполагаемые результаты коррекции речевого развития воспитанников. (для логопедических групп)
- Оценка качества образовательной деятельности
ΙΙ. Содержательный раздел
1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям с воспитанниками младшего дошкольного возраста (3-4 года)(См. программу «От рождения до школы»)
1.1 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
1.3. Образовательная область «Речевое развитие» (логопедические группы ставят область «речевое развитие» на 1-ое место и берут из той программы, по которой работают: Филичева, Чиркина или Нищева)
1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов:
2.1. Формы реализации Программы
2.2. Технологии, методы, способы и средства реализации Программы
- Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития воспитанников (для логопедических групп)
4. Особенности образовательной деятельности
4.1. Календарно-тематическое планирование
4.2. Организация культурных практик
4.3.Способы и направления поддержки детской инициативы
4.4. Региональный компонент
4.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
5.Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса
5.1.Воспитатель 1 (методическая тема, кружковая работа)
5.2. Воспитатель 2 (методическая тема, кружковая работа)
6. Описание работы воспитателя по приоритетному направлению ДОО
7. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
ΙΙΙ. Организационный раздел
- Режим дня (См. режим на группе – распечатку)
- Модель двигательного режима (См. распечатку на группе)
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (См. принципы организации РППС по ФГОС ДО и паспорт группы)
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
- Примерное годовое тематическое планирование………..с.80
ΙV. Дополнительный раздел Программы
1 Краткая презентация Программы для ознакомления родителей
2. Приложения
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа воспитателя (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), с учетом Основной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (ДОУ № 4 «Сказка») (далее – ООП ДО).
При разработке рабочей программы воспитателя учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26, г. Москва, «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (ДОУ № 4 «Сказка»).
- Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (ДОУ № 4 «Сказка»).
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель рабочей программы воспитателя: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи:
- создавать благоприятные условия развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, их эмоционального благополучия;
- развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Цели и задачи части, формируемой участниками образовательных отношений
Соответствуют целям и задачам парциальных программ, методических пособий и авторских разработок воспитателя;
- Принципы и подходы к формированию Программы
Приципы:
- принцип сохранения уникальности и самоценности детства - полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста).
- принцип индивидуализации (учет возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка);
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником (субъектом) образовательных отношений;
- принцип поддержки детской инициативы в различных видах деятельности и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип культуросообразности – образование как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
- принцип концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе во всех образовательных областях (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы к формированию Программы
- Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
- Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
- Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
1.3.1. Общие сведения об учреждении
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (ДОУ № 4 «Сказка»).
Организационно-правовая форма – муниципальное учреждение.
Тип учреждения – бюджетное.
Местонахождение: Мурманская область, г. Заозерск, улица Флотская, дом 7.
Язык, на котором ведется образовательная деятельность – русский.
Режим работы учреждения:
- пятидневная рабочая неделя, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни;
- продолжительность работы - 12 часов: с 07.00 до 19.00.
- Контингент воспитанников младшей группы № …
В группу зачисляются дошкольники в возрасте от 3 до 4 лет. Контингент воспитанников формируется заведующей ДОУ № 4 «Сказка» в соответствии с их возрастом. Наполняемость группы определяется нормами и требованиями СанПиН (2.4.1.3049-13), приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
В группе младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) 23 воспитанника: 13 девочек, 10 мальчиков. Основной контингент – дети из русскоязычных семей.
По социальному статусу семей в группе воспитываются дети из полных (___%), из неполных (___%) и многодетных (___%) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___%) и средним профессиональным (___%) образованием.
Количественный и качественный состав группы из года в год может меняться, в связи с ежегодным комплектованием групп ДОУ № 4 «Сказка». Комплектование группы на текущий учебный год (см. Приложение №1)
- Возрастные особенности развития детей младшего дошкольного возраста (4-го года жизни)
См. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, 2015 (см. только свой возраст).
- Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (пишут логопедические группы)
(См. 4 уровня речевого развития по Филичевой, Чиркиной)
- Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ООП ДО муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» ЗАТО г. Заозерска Мурманской области (ДОУ № 4 «Сказка»), базируются на ФГОС ДО и целях и задачах примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е издание. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. Их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательно-образовательной деятельности взрослых.
2.1. Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС ДО
См. программу «От рождения до школы»
Целевые ориентиры образования, представленные в Программе базируются на целевых ориентирах, содержащихся во ФГОС ДО, но углубляют, дополняют и конкретизируют их.
- Целевые ориентиры образования в младшем дошкольном возрасте (к 4-м годам)
См. программу «От рождения до школы» (вносите в таблицу)
Раздел | Образовательная область |
Социально-коммуникативное развитие | |
Познавательное развитие | |
Речевое развитие | |
Художественно-эстетическое развитие | |
Физическое развитие | |
- Оценка качества образовательной деятельности
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДОО на основе достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки дошкольников;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования;
- не являются основанием при аттестации педагогических кадров;
- не являются основанием при оценке выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития воспитанников группы. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в начале и конце учебного года.
Методы проведения: наблюдение за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности, беседы с воспитанниками, анализ продуктов детской деятельности, создание специальных диагностических ситуаций.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности необходимо создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
- Содержательный раздел
1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям с воспитанниками младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Система психолого-педагогической работы по данной Программе предполагает деятельность по пяти образовательным областям, определенным во ФГОС ДО:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Обязательная часть Программы соответствует ООП ДО.
Для обеспечения вариативности образовательного процесса содержание некоторых образовательных областей реализуется через использование парциальных программ, авторских методик, технологий, разработок. Вариативная часть используется как замена соответствующего раздела, и как дополнение к содержанию Программы.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Обязательная часть
Основные цели и задачи. (См. программу «От рождения до школы»)
Содержание психолого-педагогической работы (См. программу «От рождения до школы» только на свой возраст)
Вариативная часть (выбрать программы только для своего возраста)
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной (для детей 5-7 лет);
- «Уроки светофора» Л.В. Гороховой (программа обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения для детей 2-7 лет;
- «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Голициной Н.С., Шумовой И.М. (для детей 4-5 лет).
- Образовательная область «Познавательное развитие»
Обязательная часть
Основные цели и задачи. (См. программу «От рождения до школы»)
Содержание психолого-педагогической работы (См. программу «От рождения до школы» только на свой возраст)
Вариативная часть (выбрать программы только для своего возраста)
- «Юный эколог» С.Н. Николаевой (для детей 2-7 лет);
- «Мы живем в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой (для детей 5-7 лет);
- «Я – ребенок, и я имею право!» Н.Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой (для детей 6-7 лет);
- «Введение в мир экономики» А.А. Смоленцевой (для детей 6-7 лет)
- Образовательная область «Речевое развитие» (логопедические группы ставят область «речевое развитие» на 1-ое место и берут из той программы, по которой работают: Филичева, Чиркина или Нищева)
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Обязательная часть
Основные цели и задачи. (См. программу «От рождения до школы»)
Содержание психолого-педагогической работы (См. программу «От рождения до школы» только на свой возраст)
Вариативная часть (выбрать программы только для своего возраста)
- «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В. Куцаковой (конструктивно-модельная деятельность для детей 2-7 лет, прикладное творчество для детей 5-7 лет);
- «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой (программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста для детей 2-7 лет);
- «Топ-хлоп, малыши!» Т.Сауко, А.Бурениной (программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет);
- «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной (программа по ритмической пластике для детей 3-7 лет).
1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Обязательная часть
Основные цели и задачи. (См. программу «От рождения до школы»)
Содержание психолого-педагогической работы (См. программу «От рождения до школы» только на свой возраст)
Вариативная часть (выбрать программы только для своего возраста)
- «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Голициной Н.С., Шумовой И.М. (для детей 4-5 лет)
- Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Программа реализовывается в течение всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации на основе вариативных форм, способов, методов и средств.
Образовательный процесс условно подразделён на:
- организованную образовательную деятельность;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанниками по реализации Программы.
- Формы реализации Программы
Организованная образовательная деятельность
Система основных видов организованной образовательной деятельности разработана в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (с изменениями и дополнениями) и составляет: (выбрать только на свой возраст)
- в младшей группе (3-4 года) – не более 15 мин.;
- в средней группе (4-5 лет) – не более 20 мин.;
- в старшей группе (5-6 лет) – не более 25 мин.;
- в подготовительной группе (6-7 лет) – не более 30 мин.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет:
- в младшей группе (3-4 года) – не более 30 мин.;
- в средней группе (4-5 лет) – не более 40 мин.;
- в старшей группе (5-6 лет) – не более 45 мин.;
- в подготовительной группе (6-7 лет) – не более 1,5 часа.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводятся физкультминутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - не менее 10 мин. Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в первой и во второй половине дня (после дневного сна - не чаще 2-3 раз в неделю).
Учебный план (выбрать колонки только на свой возраст)
I | Инвариантная (обязательная) часть | II груп ранн.воз (2-3 года) | Младшая (3-4 года) | Средняя (4-5 лет) | Средняя логопед. (4-5 лет) | Старшая (5-6 лет) | Старшая логопед. (5-6 лет) | Подгот. (6-7 лет) | |
1 | Познавательное развитие | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | |
Приобщение к социокультурным ценностям | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 1,5 | 0,75 | 1,5 | ||
ФЭМП | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||
Ознакомление с миром природы | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,25 | 0,5 | ||
2 | Речевое развитие | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | 2 | |
Развитие речи | 2 | 1 | 1 | - | 2 | - | - | ||
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | - | - | - | - | - | - | 2 | ||
3 | Художественно-эстетическое развитие | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | |
Изобразительная деятельность | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | ||
Рисование | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 2 | 1 | 2 | ||
Лепка | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Аппликация | - | 0,5 | 0,5 | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
Конструктивно-модельная деятельность | 1 | - | - | - | - | - | - | ||
Музыкально-художественная деятельность | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
4 | Физическое развитие | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Физическая культура | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ||
5 | Коррекционная работа | - | - | - | 2 | - | 4 | - | |
Развитие речи | - | - | - | 2 | - | 4 | - | ||
Итого | 10 | 10 | 10 | 10 | 13 | 13 | 14 | ||
II | Вариативная (модульная) часть | II груп ранн.воз (2-3 года) | Младшая (3-4 года) | Средняя (4-5 лет) | Средняя логопед. (4-5 лет) | Старшая (5-6 лет) | Старшая логопед. (5-6 лет) | Подгот. (6-7 лет) | |
1 | Социально-коммуникатив- ное развитие | - | - | - | - | 0,5 | 0,25 | 1 | |
Ребёнок в семье и сообществе | - | - | - | - | 0,25 | 0,5 | |||
Формирование основ безопасности | - | - | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,25 | 0,5 | ||
Художественно-эстетическое развитие | - | - | - | - | 0,5 | 0,75 | 1 | ||
Изобразительная деятельность (рисование) | - | - | - | - | - | 0,25 | - | ||
Художественный труд | - | - | - | - | - | 0,25 | - | ||
Конструктивно-модельная деятельность | - | - | - | - | 0,25 | 0,25 | 0,5 | ||
2 | Коррекционная работа в условиях логопункта | - | - | - | - | 1 | - | 1 | |
Развитие речи | 1 | 1 | |||||||
ИТОГО: | - | - | 0,25 | 0,25 | 2 | 1 | 3 | ||
ВСЕГО: | 10 | 10 | 10,25 | 10,25 | 15 | 14 | 17 | ||
Объём недельной учебной нагрузки в часах | 1 час 30 мин | 2 часа 30 мин | 3 часа 35 мин, 1раз в месяц – 3 часа 50 мин | 3 часа 35 мин, 1раз в месяц – 3 часа 50 мин | 5 часов 25 мин | 5 часов | 8 часов 30 мин | ||
СанПиН 2.4.1.3049-13 | 1 час 30 мин | 2 часа 45 мин | 4 часа | 4 часа | 6 часов 15 мин | 6 часов 15 мин | 8 часов 30 мин |
Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы
Формы работы с учетом видов деятельности дошкольников
Виды деятельности | Возможные формы работы |
Игровая | |
Коммуникативная | |
Познавательно-исследовательская | |
Восприятие художественной литературы и фольклора | |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
Конструирование | |
Изобразительная | |
Музыкальная | |
Двигательная |
Образовательная деятельность так же осуществляется в ходе режимных моментов в течение всего дня и предполагает развитие детей по всем направлениям и областям: (перечислить)
Самостоятельная образовательная деятельность определяет развитие воспитанников по речевой, познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, физической областям развития и предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной среды.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп).
В течение дня в группе предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности.
Примерный объём времени для организации деятельности детей и взрослых по освоению Программы: (взять из таблицы только на свой возраст)
Возрастная группа | Совместная деятельность детей и взрослых | Из них регламентированная образовательная деятельность (кол-во, длительность) | Самостоятельная деятельность детей | Общее количество времени, отведённое на реализацию Программы в день | |
Ранний возраст | 6 ч | 2 по 8-10 мин | 3 ч | 9 ч | |
Младшая | 6 ч 30 мин | 2 по 15 мин | 3 ч | 9 ч 30 мин | |
Средняя | 6 ч 40 мин | 2 по 20 мин | 3 ч | 9 ч 40 мин | |
Старшая | 6 ч 20 мин | 2-3 по 20-25 мин | 3 ч 30 мин | 9 ч 50 мин | |
Подготовительная | 6 ч | 3 по 30 мин | 4 ч | 10 ч |
- Технологии, методы, способы и средства реализации Программы
Раскрыть
- Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития воспитанников (для логопедических групп)
4. Особенности образовательной деятельности
4.1. Календарно-тематическое планирование (см. распечатка по темам на год) заполняете таблицу
Месяц, Неделя | Тема | Содержание | Праздники, события, традиции |
Сентябрь 1-2 недели | «Детский сад» | Социально-коммуникативное развитие: Познакомить с помещениями группы и детского сада. Закреплять умение называть свое имя. Познавательное развитие: Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения. Упражнять в группировке предметов по цвету. Речевое развитие: Обогащать словарь детей названиями игрушек, предметами окружения, именами сверстников. Активизировать собственную речь ребенка, развивать артикуляционную моторику. Художественно-эстетическое развитие: Продолжать учить правильно держать карандаш, рисовать прямые линии (короткие и длинные). Физическое развитие: Учить ходить друг за другом и за руки хороводом, бегать врассыпную, менять движение по сигналу | |
4.2. Организация культурных практик
Специально организованная образовательная деятельность в основном происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у воспитанников самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. Культурные практики могут быть инициированы детьми, а могут быть организованы взрослыми. В процессе культурных практик создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
В группе организуются следующие культурные практики:
Виды культурных практик | Способы проявления детской инициативы и самостоятельности | Деятельность взрослого |
Игровая | Поиск партнера по игре. Придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Желание попробовать новые виды игр с различными воспитанниками в разных условиях, в разных игровых центрах. | Обогащение содержания творческих игр, освоение с воспитанниками игровых умений. Совместная с детьми игра. |
Продуктив-ная | Создание оригинальных образов в продуктивной деятельности. | Предоставление воспитанникам условий для использования и применения знаний и умений. |
Сенсорный и интеллекту-альный тренинг | Выбор развивающих игр. Поиск различных способов решения занимательной задачи, Придумывание по аналогии вариантов логических упражнений. | Предоставление детям настольно-печатных игр развивающего характера. Совместная с воспитанниками игра. |
Музыкально-театральная | Придумывание оригинальных образов, костюмов, декораций, замещение знакомых театральных кукол. Сочинение песен, придумывание танцевальных движений. | Организация художественно-творческой деятельности воспитанников. |
Чтение художествен-ной литературы | Выбор произведения для чтения. Словотворчество | Организация литературной гостиной. |
Экспериментирование. Коллекцио-нирование. | Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности. Поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи. Участие в создании предметно-развивающей среды. | Расширение кругозора воспитанников. Предоставление условий для самостоятельной деятельности. |
Коллектив-ная и инди-видуальная трудовая деятель-ность | Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок. Предложения различных способов организации труда, использования разных материалов. | Совместный труд с воспитанниками. По необходимости помощь в подготовке материалов. |
Ситуации общения | Поиск способа разрешения возникающих проблем. | Планирование ситуаций. Совместное с воспитанниками обсуждение возникшей ситуации. |
Проектная деятель-ность | Поиск нестандартных решений, способов их реализации. | Развитие интереса к различным предметам и явлениям жизни. Взаимодействие с семьями воспитанников. |
Детский досуг | Целенаправленно организуется для игры, развлечения, отдыха. |
Одной из видов инициированной педагогом культурной практики является кружковая работа, как форма реализации основного и вариативного программного содержания.
В группе организован кружок ……. направленности. (познавательной, речевой, художественно-эстетической, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной).
План работы кружка на текущий учебный год см. в Приложении №2.
4.3.Способы и направления поддержки детской инициативы
(выбрать из таблицы то, что используете в работе)
Направления поддержки детской инициативы | Описание деятельности взрослых по поддержке детской инициативы
|
Формирование доброжелательных отношений | Взрослые: - создают ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла; - поддерживают инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций). |
Развитие самостоятельности | Взрослые: - поддерживают стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания; - создают ситуации, в которых дети учатся совершать выбор, планировать собственные действия и оценивать их результаты. |
Развитие свободной игровой деятельности | Взрослые: - создают в течение дня условия для свободной игры детей; - определяют игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; - косвенно руководят игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагают новые идеи или способы реализации детских идей). |
Развитие познавательной деятельности | Взрослые: - организуют предметно-пространственную среду для познавательно-исследовательской деятельности; - регулярно предлагают детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; - регулярно предлагают детям проблемно-противоречивые ситуации; - организуют обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогают увидеть несовпадение точек зрения; позволяют детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; - предлагают дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу. |
Развитие проектной деятельности | Взрослые: - создают проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию; - регулярно предлагают проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы; - поддерживают детскую автономию: предлагают детям самим выдвигать проектные решения; - в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживают их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта; - регулярно выделяют время для проектной деятельности, создают условия для презентации проектов. |
Самовыражение средствами искусства | Взрослые: - планируют время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения; - создают атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; - оказывают помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий техническими навыками; - поддерживают детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств; - организовывают события, мероприятия, выставки, на которых дети могут представить свои произведения. |
Физическое развитие | Взрослые: - ежедневно предоставляют детям возможность активно двигаться; - обучают детей правилам безопасности; - создают доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; - используют различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. |
4.4. Региональный компонент
Основная цель работы - развитие духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание чувства патриотизма в процессе ознакомления с родным городом, краем.
Задачи:
- Формировать интерес к родному краю.
- Формировать первичные представления о родном городе, крае, о природе Кольского полуострова, культуре народов региона.
- Воспитывать любовь к природе; патриотические чувства, гордость за свой город моряков-подводников.
- Развивать умение творчески самостоятельно применять полученные знания в разных видах детской деятельности.
Реализация регионального компонента в группе не предусматривает обучение и воспитание по определенной программе. Приобщение детей к национальному культурному наследию, ознакомление с родным городом, краем проходит в процессе основной образовательной деятельности, включается во все виды детской деятельности.
4.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (законных представителей); обеспечение права родителей (законных представителей) на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия с семьей:
- Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения воспитанников и о возможностях группы и семьи в решении данных задач.
- Создавать в группе условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
- Привлекать семьи воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе.
- Поощрять родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы работы с родителями воспитанников:
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- уважение и единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- дифференцированный подход к каждой семье.
Система работы с родителями (законными представителями)
Месяц, неделя | Форма работы | Содержание работы | Ответственный (для лог. групп) |
5.Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса
5.1.Воспитатель 1 (методическая тема, кружковая работа - перспективные планы)
5.2. Воспитатель 2 (методическая тема, кружковая работа – перспективные планы)
6. Описание работы воспитателя по приоритетному направлению ДОО
7. Методическое обеспечение образовательной деятельности (список методической литературы по вашему возрасту – занести в таблицу)
Автор | Название | Издательство | Год |
Методическое обеспечение обязательной части Программы | |||
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» | |||
Образовательная область «Познавательное развитие» и т.д. | |||
Методическое обеспечение вариативной части Программы | |||
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» и т.д. | |||
ΙΙΙ. Организационный раздел
- Режим дня (См. режим на группе – распечатку)
- Модель двигательного режима (См. распечатку на группе)
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (См. принципы организации РППС по ФГОС ДО и паспорт группы)
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
2. Материально-техническое обеспечение рабочей программы
3. Режим дня и распорядок
4.Примерное годовое тематическое планирование………..с.80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования
Методические рекомендации по разработке рабочих программ педагогов дошкольных образовательных организаций...
Рабочая программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы младшего дошкольного возраста составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией
Рабочая программа разновозрастной группы раннего и младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательнойпрограммой дошкольного образования «От рождения до шко...
Примерная структура рабочей программы воспитателя дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО
Представлена примерная структура рабочей программы воспитатела ДОО....
Презентация «Содержание рабочей программы воспитания дошкольной образовательной организации»
Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольной образовательной организации определяет содержание и организацию воспитательной работы и является обязательной частью основ...
Рабочая программа воспитателей дошкольного образовательного учреждения
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 №1155, Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Феде...
Единый методический день "Внедрение примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования"
С 1 сентября 2021 года в ДОУ начали реализовывать рабочие программы воспитания....
Внедрение примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующие образовательные программы дошкольного образования
quot;Внедрение примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующие образовательные программы дошкольного образования"Примерная программа признана помочь образоват...