Главные вкладки

    Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
    статья на тему

    Васильева Любовь Александровна

    В данной статье описывается роль духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития системы дошкольного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_duhovno-nravstvennoe.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

    Автор: заведующий ГБДОУ детский сад № 85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    Васильева Любовь Александровна

    Всё нравственное воспитание детей сводится

    к доброму примеру. Живите хорошо или хоть

     старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего

    успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

    Лев Николаевич Толстой

     

            Согласно определению в философском словаре понятие «духовность» рассматривается как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями: как способ самосовершенствования, как качество личности. В современной системе дошкольного образования духовное воспитание является одним из самых востребованных понятий. Ключевой задачей государственной политики Российской Федерации является духовно-нравственное воспитание гражданина России на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

         В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
    Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача взрослых заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств , разобраться в этом непростом мире. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.
    Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемов и средств. Выделяются следующие направления:


    1.
    Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
    2.
    Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
    3.
    Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
    4.
    Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
    Для успешной работы в данном направлении педагогами применяются  разнообразные
    методы: наглядный, словесный, практический.
    Наглядные методы:
    - чтения произведений устного народного творчества;
    - наблюдений;
    - показа сказок и других произведений вместе с детьми;
    - рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
    - проведения дидактических игр;
    - целевых прогулок, экскурсий;
    - моделирования сказок.
    Словесные методы:
    - рассказа или беседы;
    - чтения произведений;
    - заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
    - рассказывания произведений устного народного творчества детьми;
    - бесед с элементами диалога;
    - проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций);
    - загадывания загадок;
    - рассматривания наглядного материала;
    - рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
    - разбора житейских ситуаций;
    - проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
    Важное значение имеет
    практический метод, который использую, когда необходимо:
    - изготовить с детьми наглядные пособия;
    - организовать вечера с родителями;
    - провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
    - приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
    - изготовить поделки на выставки;
    - организовать постановку сказок;
    - провести экскурсии различной направленности;
    - нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
        Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является
    установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
    В работу с родителями входит:
    -собрания на духовно- нравственные темы;
    -собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
    -лектории для родителей;
    -открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
    -вечера вопросов и ответов;
    -проведение совместных мероприятий;
    -собеседования на диалоговой основе;
    -анкетирование и тестирование;
    -индивидуальные и групповые консультации;
    -наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
    -визиты домой;
    -экскурсии;
    -привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
    -привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики;
    -выставки совместного творчества.


      Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.
    Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.
    Вывод: Духовно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Особенности организации работы по физическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"

    Данный семинар для инструкторов по физической культуре и воспитателей, на нем еще раз обращаем внимание педагогов на качество образования и введение ФГОС  ДО....

    Проект " Социально -коммуникативное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"

    Проект направлен на повышение профессионального мастерства педагогов в детском саду ,разрешение задач образовательной области " Социально-коммуникативное развитие".Совершенствование знаний педагогов о...

    Система работы МКДОУ д/с № 381 по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде...

    Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

    Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного в...

    «Средства духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

    laquo;Средства духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»...

    Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

    Публикация методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников....

    Публикация статьи «Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

    Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, по...