Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов
методическая разработка на тему

Смирнова Елена Евгеньевна

Профилактика профессионального застоя, снижающего эффективность педагогической деятельности требует введения в деятельность старшего воспитателя новых технологий работы с персоналом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков
профессиональной самореализации педагогов.

Профилактика профессионального застоя, снижающего эффективность педагогической деятельности, - на сегодня одна из актуальных задач в сфере образования. Ее решение требует инновационного подхода к организации методической работы, направленной на развитие профессиональной мобильности сотрудников образовательных учреждений, раскрывающей новые возможности для самореализации, повышающей ценность и конкурентоспособность педагогического труда.

В условиях Дома ребенка проблема профессионального выгорания педагогов стоит особенно остро. Она усугубляется строгим соблюдением режимных моментов, большим количеством обязанностей по уходу  за детьми раннего возраста, разделением обязанностей с медицинским и младшим медицинским персоналом. Все это приводит к нивелированию статуса педагога,  снижению ценности образовательного процесса, снижению стремления к творческому педагогическому развитию.

.

 Показателями квалификации педагога, проработавшего 15—20 лет, служат обычно категория и звание. Однако если в течение нескольких лет пребывания в одной и той же деятельности он не находит перспектив для
профессионального роста, то начинает терять интерес к профессии.
Наступает застой, которому способствуют следующие факторы:

  • низкий уровень притязаний и, как следствие, преждевременное ощущение полной самореализации; получение желаемой должности категории,
  • приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведет к снижению мотивации деятельности (может, но не хочет);
  • отсутствие перспектив в изменении социально-профессионального статуса;
  • отсутствие системы контроля профессионального роста педагогов,
    особенно достигших стадии профессионального мастерства;
  • напряженные взаимоотношения с руководством и коллегами;
  • отсутствие системы материального и морального поощрения;
    в отсутствие коллективных форм организации педагогического процесса и т. д.

. Оказалось, что педагоги не могут обобщить свой опыт для распространения в широких педагогических кругах, т. к. не имеют четкого представления о ценности собственной деятельности.

С учетом этого в методическую работу с педагогическими кадрами были внесены определенные изменения. Одним из них стало создание профессиональных объединений, как для повышения профессиональной компетентности педагогов, так и для разработки программы развития учреждения и решения других управленческих задач.

В рамках реализации проекта перед коллективом Дома ребенка были поставлены следующие задачи:

  • поддержка заинтересованности молодых педагогов в работе, побуждение их к активности в соответствии с силами и способностями;
  • создание команд педагогов для решения различных проблем, инициирование их идей;
  • делегирование некоторых полномочий внутри коллектива учителям-дефектологам, воспитателям, психологу;
  •  привлечение новых сотрудников к совместной деятельности с целью их адаптации в коллективе.

        Целью первого этапа является активное стимулирование мотивации педагогов, развитие у них адекватного представления о собственной деятельности и профессиональной мобильности, необходимой для самореализации в профессии. В приложении представлен перечень мероприятий, предусмотренных на этом этапе.

Вторым этапом проекта стала работа по раскрытию перед педагогами новых возможностей самореализации, повышающих их ценность как профессионалов. К направлениям этой работы относятся:

оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению;

мастер-класс по представлению и защите профессионального опыта педагогов на мероприятиях разного уровня; т подготовка фото- и видеоматериалов для достижения личностных целей и целей учреждения в целом;

помощь в подготовке презентаций созданной методической продукции и творческих отчетов о результатах работы;

стимулированию на получение квалификационной категории, помощь в подготовке и оформлению материалов, созданной командой.

На третьем — заключительном — этапе, целью которого стало закрепление конкурентоспособности сотрудников   в широких педагогических кругах, была проведена оценка результатов работы всех участников проекта (на основании самоанализа деятельности педагогов); составлен перечень публикаций; обработаны и оформлены все материалы.

В рамках проекта были проведены следующие  мероприятия, направленные на

  • на повышение уровня методического творчества  - наблюдение за динамикой профессионального мастерства,  предоставление возможности участвовать в конференциях, видеосеминарах с последующим обсуждением;
  • на  гармонизацию взаимоотношений с коллегами, повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирование позитивного отношения к работе

Балльная оценка показателей эффективности труда, выражающаяся в материальном поощрении. Высшие баллы педагоги получают за методические разработки. Участие в мастер-классах и семинарах, наставничество, участие в подготовке мероприятий  - концертов и праздников. Использование методов морального поощрения: благодарностей, грамот, публичного выражения признательности за труд, представления к награждению отличительными знаками, медалями и т. д,|

Привлечение педагогов к принятию коллегиальных решений; в организацию коллективных форм работы (семинаров, конференций, педсоветов, массовых праздников для детей, делегирования полномочий).

Тренинговые мероприятия, проводимые как приглашенными специалистами, так и психологом Дома ребенка, выездные тренинги позволяют на примере деловых игр и методов расстановки ролей, упражнений  на обозначение своих эмоций, их проработки, снять тревожность у персонала, почувствовать общий  позитивный настрой коллектива.

Тема: "Изменение позиций педагогов по отношению к собственному опыту и опыту коллег"

Форма: педагогический час.

Цели: ознакомить педагогов с передовым педагогическим опытом, способствовать повышению их самооценки, создание условий для формирования адекватного представления о собственной деятельности.

Методы: зарождение традиции публичных выступлений по распространению педагогического опыта; подготовка сообщений по результатам просмотра периодических изданий и видеофильмов о деятельности других детских садов; обмен мнениями в ходе беседы.

Приемы: выставка литературы, просмотр видеофильмов и фотосессий на DVD, самоотчет педагогов по результатам изучения передового педагогического опыта; мультимедийное сопровождение сообщений выступающих, вопросы — ответы.

Тема: "Составление планов-проектов роста и совершенствования мастерства педагогов"

Форма: временные творческие группы.

Цели: помощь педагогам в создании планов-проектов роста профессиональной компетентности; формирование навыков планирования самообразования; повышение активности и поддержка творческих проявлений педагогов в обобщении и распространении позитивного опыта.

Методы: деловая игра "Планирование собственной деятельности — целенаправленный процесс повышения уровня профессионализма, влияющий на повышение качества дошкольного образования"; игра "Выбери практическую деятельность, способствующую твоему росту и повышению качества дошкольного образования"; обмен мнениями.

Тема: "Просвещение педагогов по оформлению творческого педагогического труда"

Форма: конкурс презентаций групп

Цель: обучение педагогов способам оформления результативного опыта.

Методы: индивидуальные и подгрупповые беседы с педагогами;

Тема: "Представление и защита педагогами своего профессионального опыта"

Форма: мастер-класс, конкурс.

Цели: развитие у педагогов умений; логически излагать информацию для аудитории; публично представлять свое педагогическое мастерство и убеждать в своем профессионализме; совершенствовать сотрудничество членов коллектива; формировать у педагогов желание работать по предложенным схемам.

Методы: создание цифровой презентации, фильма о группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная самореализация педагогов ДОУ в действии

Проект, направ­ленный на всестороннее повышение компетентности и профессио­нального мастерства каждого педагога, ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педа...

Создание условий для профессиональной самореализации педагогов ДОУ

В данной статье говорится о создании необходимых условиях для формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ, что является одним из главных условий обеспечения и развития ...

на тему: «Формированию навыков конструктивного общения педагога с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении взаимодействии с родителями.Задачи:1. Актуализация существующих проблем во взаимодействии с родителями;2. Содействие повышени...

Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов

Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов...

Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов

Методический час как средство формирования потребности профессионального совершенствования педагогов...

реферат роль современного образования в формировании личностно-профессиональных качеств педагога

реферат роль современного образования в формировании личностно-профессиональных качеств педагога...

Доклад . Формирование личных профессиональных компетенций педагогов

В настоящее время повышение финансовый грамотности дошкольников является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Кажды...