"Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО"
статья на тему

Белых Татьяна Александровна

Статья для молодых специалистов "Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvivayushchaya_predmetno.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО

Старший воспитатель Т.А.Белых

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 72»

        Развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

       Образовательное пространство ДОО оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

        Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

‒ игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

‒ двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

участие в подвижных играх и соревнованиях;

‒ эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

‒ возможность самовыражения детей.

     Доступность среды предполагает:

‒ доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными

возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

‒ свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями

здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

‒ исправность и сохранность материалов и оборудования.

      Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их

использования.

       Центры активности:

«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

«Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

      Концепция построения развивающей среды в ДОО

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической

организации среды.

7. Принцип открытости – закрытости.

8. Принцип учета половых, возрастных различий детей.

       Показатели для оценки качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:

Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много

рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других

продуктов создается детьми в течение дня.

Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность,

открытость, желание посещать детский сад.

  Оборудование помещений ДОО в соответствии с основными направлениями развития воспитанников.

Основные направления развития наличие специальных помещений, основные пособия и специальное оборудование физического развития.

     Физкультурный зал: спортивное оборудование для общеразвивающих упражнений, для формирования у детей основных движений, мат, гимнастическая стенка, спортивный комплекс "Здоровячек"

      Групповые спортивные уголки с необходимым спортивным оборудование для двигательной активности детей, для общеразвивающих упражнений, формирования у детей основных движений, подвижных игр, соревнований.

      Территория МБДОУ: спортивная площадка, со спортивным комплексом.

        Коридорные пролеты: образовательные стендами  для   области "Физическое развитие",социально-коммуникативное развитие.

        Музыкальный зал: музыкальный инструмент взрослый, детский музыкальные инструменты, развивающие игры. оборудование по театрализованной деятельности, оборудование для занятий по хореографии.

         Групповые помещения: развивающие пособия и игры, атрибуты, игровые модули, сюжетно-игровое оборудование, оборудование для трудовой деятельности, художественная литература, магнитофон.

        Территория МБДОУ: малые архитектурные формы на групповых прогулочных площадках для сюжетно-ролевых игр и др.

Познавательное развитие:

Информационно-методический кабинет: мультимедийная система, подборка видеоматериалов для реализации образовательной области "Познавательное развитие".

Групповые помещения: центры познавательного развития, оборудование для исследовательской и опытнической деятельности детей (мини лаборатории), материал для разного вида конструирования, экологические уголки, дидактические и развивающие игры, игры-головоломки, игры для развития логического мышления, развивающие таблицы

Территория МБДОУ: сад-огород, цветники.

Речевое развитие:

Групповые помещения: настольно-дидактические пособия, плакаты и иллюстрации, разного вида театры, детские библиотечки с подбором детской литературы, дидактических игр с литературоведческим содержанием, по произведениям детских писателей, русских народных сказок, фольклорных произведений и др.

Художественно-эстетическое развитие:

Групповые помещения: центры музыкально-художественного творчества, центры художественно-продуктивной деятельности, театры разных видов (настольный, кукольный, перчаточный, бибабо и другие), магнитофоны, музыкальные инструменты.

Территория МБДОУ: оборудованная площадка для театрализованной деятельности в тѐплое время года, площадка для художественного творчества детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....