Главные вкладки

    "Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО"
    статья на тему

    Белых Татьяна Александровна

    Статья для молодых специалистов "Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_razvivayushchaya_predmetno.docx23.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья.Развивающая предметно-пространственная среда ФГОС ДО

    Старший воспитатель Т.А.Белых

    МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 72»

            Развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

           Образовательное пространство ДОО оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

            Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

    ‒ игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

    воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

    ‒ двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,

    участие в подвижных играх и соревнованиях;

    ‒ эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    ‒ возможность самовыражения детей.

         Доступность среды предполагает:

    ‒ доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными

    возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

    ‒ свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями

    здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    ‒ исправность и сохранность материалов и оборудования.

          Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их

    использования.

           Центры активности:

    «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

    «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

    «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

    «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

    «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

          Концепция построения развивающей среды в ДОО

    1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

    2. Принцип активности.

    3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.

    4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

    5.Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

    6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической

    организации среды.

    7. Принцип открытости – закрытости.

    8. Принцип учета половых, возрастных различий детей.

           Показатели для оценки качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей:

    Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

    Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

    Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

    Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много

    рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других

    продуктов создается детьми в течение дня.

    Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность,

    открытость, желание посещать детский сад.

      Оборудование помещений ДОО в соответствии с основными направлениями развития воспитанников.

    Основные направления развития наличие специальных помещений, основные пособия и специальное оборудование физического развития.

         Физкультурный зал: спортивное оборудование для общеразвивающих упражнений, для формирования у детей основных движений, мат, гимнастическая стенка, спортивный комплекс "Здоровячек"

          Групповые спортивные уголки с необходимым спортивным оборудование для двигательной активности детей, для общеразвивающих упражнений, формирования у детей основных движений, подвижных игр, соревнований.

          Территория МБДОУ: спортивная площадка, со спортивным комплексом.

            Коридорные пролеты: образовательные стендами  для   области "Физическое развитие",социально-коммуникативное развитие.

            Музыкальный зал: музыкальный инструмент взрослый, детский музыкальные инструменты, развивающие игры. оборудование по театрализованной деятельности, оборудование для занятий по хореографии.

             Групповые помещения: развивающие пособия и игры, атрибуты, игровые модули, сюжетно-игровое оборудование, оборудование для трудовой деятельности, художественная литература, магнитофон.

            Территория МБДОУ: малые архитектурные формы на групповых прогулочных площадках для сюжетно-ролевых игр и др.

    Познавательное развитие:

    Информационно-методический кабинет: мультимедийная система, подборка видеоматериалов для реализации образовательной области "Познавательное развитие".

    Групповые помещения: центры познавательного развития, оборудование для исследовательской и опытнической деятельности детей (мини лаборатории), материал для разного вида конструирования, экологические уголки, дидактические и развивающие игры, игры-головоломки, игры для развития логического мышления, развивающие таблицы

    Территория МБДОУ: сад-огород, цветники.

    Речевое развитие:

    Групповые помещения: настольно-дидактические пособия, плакаты и иллюстрации, разного вида театры, детские библиотечки с подбором детской литературы, дидактических игр с литературоведческим содержанием, по произведениям детских писателей, русских народных сказок, фольклорных произведений и др.

    Художественно-эстетическое развитие:

    Групповые помещения: центры музыкально-художественного творчества, центры художественно-продуктивной деятельности, театры разных видов (настольный, кукольный, перчаточный, бибабо и другие), магнитофоны, музыкальные инструменты.

    Территория МБДОУ: оборудованная площадка для театрализованной деятельности в тѐплое время года, площадка для художественного творчества детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды...

    Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

    Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

    Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

    Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

    Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...