"Формирование индивидуального стиля педагога ГБДОУ"
статья на тему

Синицына Елена Анатольевна

Проводя работу по формированию и поддержке индивидуального стиля педагога ДОУ в профессиональной деятельности.  мы осознаем, что состояться в профессии, быть успешным может быть лишь тот человек, у которого есть понимание особости миссии воспитателя - как миссии созидания, изменения, улучшения помощи и поддержки другого человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Формирование индивидуального стиля педагога как ДОУ как целевая функция управления»

«Индивидуализм, на сегодняшний день, тоже является одной из основ успеха».

Алишер Усманов

Какой он, педагог детского сада?! Это самый главный человек в детском саду. От него зависит очень много:

  • настроение детей и их здоровье;
  • образованность и воспитанность ребенка;
  • успешность обучения в школе;
  • комфортная атмосфера в группе;
  • интересная предметно-пространственная среда;
  • удовлетворенность родителей;
  • рейтинг детского сада.

В «человеческом ресурсе» или «человеческом потенциале» скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. Это означает, что чем больше средств и внимания будет потрачено на подготовку педагогических кадров, чем результативнее будет организованно его обучение, тем более качественно в дальнейшем специалист выполнит свои задачи, а от этого зависит счастье и успешность воспитанников.

У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. Индивидуальность человека проявляется в том, что чем выше степень развития его способности противостоять шаблону, стереотипу поведения, тем ярче творческие проявления. Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ - это деятельность, направленная на создание условий для стимулирования саморазвития каждого педагога, его творческой самореализации. Формирование индивидуального стиля педагога требует систематической, последовательной, вдумчивой работы от администрации ДОУ.

Прежде чем создать условия для самореализации и саморазвития педагога необходимо его узнать, выявить его индивидуальные особенности. Какова его: мотивация в профессиональной деятельности, запросы, потребности в признании, отношение к работе, место в коллективе, ориентация на успех и т.д.?        

Именно хорошее знание людей, создает предпосылки для успешной организации и сплочения коллектива, а также формирования индивидуального стиля педагога.

В этом направлении работы «помощниками» могут стать:

  • открытые просмотры занятий и совместной деятельности с детьми;
  • наблюдения за профессиональной деятельностью педагога;
  • наблюдения в неформальной деятельности;
  • тесты, диагностические задания;
  • анкетирование педагогов;
  • беседы с ними по различным вопросам организации педагогического процесса, психолого-педагогическим проблемам;
  • анализ педагогической документации.

Когда есть информация о педагогическом ресурсе, можно создавать условия для самореализации педагогов с учетом их индивидуальности.

Современное дошкольное образование ориентируется на свободное развитие, на творческую инициативу, самостоятельность воспитанников. Педагог в таких условиях уже не может выступать только транслятором знаний, важной становится личностная позиция педагога, его компетенции – как личностные, так и профессиональные. Поэтому в настоящее время особое значение в системе подготовки педагогов к профессиональной деятельности приобретает компетентностный подход. Он отличается тем, что результат образования связывается с готовностью и способностью специалиста применять полученные знания и умения в условиях реальной профессиональной деятельности, умение решать разные профессиональные задачи в различных образовательных условиях.

Компетентный педагог - это не только человек с педагогическим образованием, но, прежде всего, человек мотивированный на педагогическую деятельность, проявляющий заинтересованное отношение к работе, способность к саморазвитию, ориентированный на поддержку своих воспитанников.

Самореализация в профессиональной деятельности – базовая потребность педагога. Оценка профессиональных достижений коллегами, родителями позволяет ему почувствовать свою востребованность, значимость педагогического труда, стимулирует к новым достижениям. Поэтому вопрос презентации педагогом своего педагогического мастерства стоит особенно остро - надо развивать у педагогов детского сада умение презентовать собственный опыт.

Презентация педагогического опыта возможна в следующих направлениях:

  • публикации на интернет-порталах;
  • выступления с докладом и электронной презентацией на педагогических советах, семинарах-практикумах в ДОУ;
  • проведение мастер-классов;
  • публикации в журналах, брошюрах, сборниках (районного, регионального, всероссийского уровня);
  •  представление собственного опыта на семинарах, круглых столах, конференциях районного и городского уровня..

Методическая служба ДОУ проводит цикл семинаров, встреч, где проводится обучение педагогов работе с информацией: находить, анализировать, обобщать; составлению презентаций, написанию статей, публичному представлению своего опыта. Результат – эмоциональный положительный подъём, удовлетворенность от выступления, включенность в общее дело, признание коллег.

Важной составляющей для самореализации педагога является реализация собственной профессиональной индивидуальности. Одни педагоги разрабатывают и реализуют тематические проекты с детьми, другие предпочитают сотрудничать с родителями и постоянно включать их в воспитательно-образовательный процесс. В нашем детском саду проявлять собственную профессиональную индивидуальность всячески приветствуется и поощряется. Увлеченный педагог становится интересен воспитанникам, и результат такого эмоционально-содержательного взаимодействия гораздо продуктивнее, а качество образования выше.

Важно, чтобы каждый педагог, реализуя свой участок работы, понимал, что недостаточно хорошо выполнить только эту часть, при необходимости надо помочь другим педагогам в их деятельности. Только так можно достичь общих результатов работы. Поэтому у нас в саду много мероприятий, проектов, которые реализуют все педагоги детского сада. Педагоги вместе: 

  • готовятся к праздничным мероприятиям;
  • организуют и проводят детские спектакли, праздники, развлечения;
  • продумывают дизайнерские решения образовательной среды детского сада;
  • подготавливают выступления к районным семинарам и конференциям.

Работа в команде позволяет педагогу не только проявить себя с лучшей стороны, но и чувствовать свою востребованность, ответственность за общее дело и поддержку каждого члена команды.

Когда педагог видит положительные результаты своей работы, он ощущает собственную востребованность, у него повышается самооценка, появляется желание повторить педагогический успех.

Задача современного руководителя - создавать условия для удовлетворения мотивов и потребностей педагога.

Совершенствование педагогической деятельности невозможно обеспечить без повышения мотивации к труду, личной заинтересованности в нём педагогов, только заинтересованный человек, истинный субъект может эффективно реализовать свой потенциал.

Все педагоги разные, и всеми движут свои мотивы профессиональной деятельности. Одному важно материальное вознаграждение, другому похвала и положительная оценка, признание и продвижение, а кому-то - просто быть услышанным.

Правильно учитывать мотивацию педагога – это значит удовлетворить интересы педагога, заинтересовать кадры, побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, способствовать их профессиональному развитию.

Особое внимание в ДОУ уделяется молодым специалистам. Для их адаптации, повышения профессиональной компетентности, поддержки в становлении собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности активно осуществляется наставничество.

Наставники - специалисты своего дела – опытные воспитатели-стажисты, имеющие высокий уровень квалификации.

Работа с молодыми педагогами строится на основе плана индивидуального профессионального становления. В него включаются: развитие профессиональных знаний и умений с учетом имеющихся сложностей в работе начинающего воспитателя, определение направления педагогического самообразования, и, возможно, самое главное - смыслоориентация в профессиональной деятельности.

Значимое место в определении индивидуального стиля педагога занимает такой компонент как самообразование педагогов. Первичное восприятие знаний может быть фронтальным, или групповым, последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в том объеме и темпе, которые необходимы каждой личности, а это возможно только в условиях самостоятельной самообразовательной деятельности. В нашем детском саду каждый педагог обобщает и представляет коллегам свой опыт работы над темой, которую определил самостоятельно, исходя из своих интересов и возможностей. Психологи установили - только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты.

В современных условиях гуманизации образования, когда индивидуальность человека представляет собой высшую ценность, ее формирование у педагога становится важнейшей целью профессионального становления.

Индивидуальный стиль педагога ДОУ проявляется во внутренней свободе в ситуации выбора, в способности принять ответственность за процесс и результат своей деятельности. Педагог становится истинным субъектом профессиональной деятельности.

Проводя работу с педагогами по формированию и поддержке индивидуального стиля профессиональной деятельности, мы осознаем, что состояться, быть успешным в профессии педагога детского сада, испытывать удовлетворение от работы может только человек, у которого есть понимание особости миссии воспитателя как миссии понимания, созидания, улучшения, изменения, помощи и поддержки другого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГА ДОУ КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

В основу системы работы с педагогическими кадрами положена диагностика и коррекция профессиональной деятельности педагогов, которая и позволяет:-    оценивать уровень профессиональной п...

Формирование индивидуальной здоровьесберегающей компетентности педагогов в условиях ДОУ (опыт работы)

Здоровье педагога также выступает в качестве абсолютной социальной ценности, поскольку характеризует не только состояние человека определенной профессиональной группы, но и является необходимым услови...

Консультация для педагогов по теме: «Роль индивидуального стиля общения, как средства повышения коммуникативности педагога»

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитатель...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Материал в помощь воспитателям ГБДОУ. Формы взаимодействия педагогов ГБДОУ с родителями воспитанников.

Информационный материал для воспитателей , о взаимодействии с родителями детского сада. Умение находить  точки соприкосновения, повышать педагогическую грамотность родителей....

Индивидуальный стиль деятельности воспитателя

Интеллект-карта "Индивидуальный стиль деятельности воспитателя" отражает понимание данной проблемы некоторых исследователей: Звонорева Н.А., Горелова Г.Г., Маркова А.К., Никонорова А.Я. Такж...

«Модель методической поддержки развития индивидуального стиля педагогической деятельности педагога МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175»

Проблема и актуальность проекта.Изменения в социокультурной и экономической жиз­ни российского общества и реформа системы образования требуют качественного преобразования деятельности педагогов в ...