Главные вкладки

    Модель поликультурного образовательного пространства в АНО ДО "Город Детства"
    статья по теме

    Марина Жанна Александровна

    Из опыта работы АНО ДО "Город Детства"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл marina_statya.docx20.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Марина Ж.А.

    Старший воспитатель

    Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Город Детства»

    г.Кинель (Россия)

    Marina Jeanne A.

    Senior teacher

    Autonomous non-profit organization of preschool education "City of Childhood"

    g.Kinel (Russia)

    Аннотация: Поликультурное образование должно начинаться как можно раньше. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования положительного отношения к представителям других национальностей. В статье идет речь о создании модели поликультурного образовательного пространства в  дошкольной образовательной организации.

    Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, модель, функция, лингвистическое пространство, актуализации социокультурной идентификации.

    Annotation: Multicultural education should start as early as possible. Preschool age is the most senzitivnost to form a positive attitude towards representatives of other nationalities. The article deals with the creation of a model of multicultural educational environment in preschool educational organizations.

    Key words: multicultural educational space, model, function, linguistic space, updating of social and cultural identification.

    МОДЕЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

    В АНО ДО «ГОРОД ДЕТСТВА»

    (MODEL multicultural EDUCATIONAL SPACE

    The ANO "City of childhood")

    Россия - многонациональное государство. В этой связи, мы полагаем, что поликультурное воспитание и образование необходимое условие для становления личности человека и начинать его необходимо с дошкольного детства.

    Мы опираемся на термин «поликультурное образовательное пространство», сформулированное в исследованиях Л.Н.Бережновой, Т.В.Поштарёвой. Оно включает изучение не только культурных, но и более глубоких – народных особенностей представителей этнических грпупп.

    Актуальность проблемы обусловлена тем, что в этой области дошкольной педагогики недостаточно разработана модель формирования поликультурной личности дошкольника средствами народной культуры и педагогики. На основе теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы нами разработана экспериментальная модель поликультурного образования дошкольников посредством игры, включающая целевой, содержательный и процессуальный блоки.

    ЦЕЛЕВОЙ БЛОК является основопологающим, который предполагает включение выполнение ряда педагогических функций:

    • культурологической – формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
    • образовательно-развивающей – осознание приоритетности культурного многообразия для самореализации личности;
    • гуманистической – воспитание толерантного отношения к культурам других народов;
    • коммуникативно-интеграционной – развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур.

    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК состоит из основных компонентов:

    • культурологический;
    • лингвистический;
    • социально-нравственный.

    ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК связанный с конкретными действиями направлен:

    • на информационное насыщение предметно-развивающей среды;
    • на формирование у детей поведенческих норм и эмоциональной отзывчивости на происходящее средствами игровой деятельности.

    Элементами содержания поликультурного образования и его составными частями являются природа, история, культура, язык.

    Природа понимается в изучении климата и ландшафта, флоры и фауны, экологических проблем позволяет понять особенности истории и культуры, взаимосвязь и целостность современного мира. В нашей организации реализуется в проектах «От семени до семени», «Сад-огород», исследовательский игровой комплекс «Метеоплощадка».

    История понимается в широком плане как история цивилизации, история своего этноса и как история взаимоотношений между народами. Для этого у нас оборудован мини-музей «Русская изба», где представлены мебель, предметы быта, утварь русской народности, а также представлены макеты изб со всем их убранством народов Повольжья.

    Культура также понимается в широком плане: изучается место культуры своего этноса в мировой культуре (своего региона, населенного пункта, семьи) и различных сторон взаимодействия с другими культурами, их взаимообогащения при сохранении лучших черт самобытности. У нас проводятся различные мероприятия данного характера - «Праздник Русской Печки», «Праздник Винограда», Фестиваль Тыквы, а также проект «Мой любимый Кинель», «Достопримечательности Кинеля», «Растим патриотов Самары», «Колыбельная моей бабушки».

    Изучение языков предполагает освоение одновременно нескольких языков, позволяющих осуществить коммуникации в глобальном, государственном, региональном масштабах. Уже с первой младшей группы (от 1,5 до 3 лет) наши воспитанники погружаются в лингвистическую образовательную среду по изучению английского языка. На протяжении нахождения в стенах детского сада накапливается как пассивный, так и активный словарь иностранных слов у воспитанников.

    Мы используем четыре группы образовательных методов по поликультурному воспитанию:

    • методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания – достигаются методами исторических рассказов, бесед, дискуссий, драматизации, изучения местных обычаев, этикета, рассказов о предках. С их помощью повышается уровень культурной идентификации воспитанников;
    • методы получения практических умений и навыков – решаются за счет использования словесных методов (объяснения, этические беседы);
    • практических методов (моделирования, проектирования, упражнения, тренинга);
    • рефлексивные методы – анализ, проблематизация, депроблематизация.

    Мы используем следующие средства поликультурного воспитания:

    • игры-драматизации;
    • национальные костюмы;
    • игру, народную игрушку и национальную куклу;
    • декоративно-прикладное творчество (вышивка, ткачество, плетение, резьба и др.);
    • устное народное творчество (народные сказки, малые жанры фольклора);
    • музыкальное творчество (песни, частушки, колыбельные);
    • дидактические и народные игры (хороводные, подвижные и пр.).

    Реализация каждого из выше перечисленных этапов возможна только при профессиональной подготовке педагогов по поликультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Наши педагоги участвуют в семинарах, форумах, конференциях, обучаются на курсах повышения квалификации, благодаря сетевому взаимодействию с социальными партнерами Татарстана, Мордовии, Чувашии, Казахстана, получают необходимую информацию и методическое сопровождение педагогов данной народности.

    Детство – уникальный период формирования предпосылок к формированию личностных качеств. Культурные ценности транслируются на мир детства со всеми достоинствами и недостатками. Чем выше уровень культуры, чем гуманнее мир взрослых, тем более позитивно – содержательным будет, и культура мира детства.

    Список литературы:

    1. Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: Учебное пособие. – М., 2004.

    2. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика/ О. В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003.

    3. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М., 1999.

    4. Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред. Б.М. Бим – Бад. М.: Больш. Российская энциклопедия, 2002.

    5. Поштарева Т.В. Образовательные стратегии и подходы в поликультурном, полиэтническом социуме//КНИЛ по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде: Сб.матер./Общ.ред. В.Н.Гурова, Л.Н.Харченко – Вып.19 – Ставрополь:СИПКРО, 2005. – С.15-25.

    6. Синова И.В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС

    В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...

    Поликультурное образовательное пространство

    Статья о поликультурном образовательном пространстве...

    Организация в образовательном пространстве ДОО модели художественно - эстетического образования детей на основе интеграции образовательных областей

    Организация в образовательном пространстве ДОО модели художественно - эстетического образования детей на основе интеграции образовательных областей...

    Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства

    "Дружелюбие, уважение к людям разныхнациональностей не передаются по наследству,в каждом поколении их надо воспитывать вновьи вновь, и чем раньше начинается формированиеэтих качеств, тем большую устой...

    Модель организации образовательного пространства в современных условиях

    Модель раскрывающая содержание деятельности всех участников образовательного процесса в современных условиях в ДОУ...

    Организация поликультурного образовательного пространства в условиях дошкольной организации.

    Поликультурное воспитание – это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и...

    Модель единого образовательного пространства для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ

    Презентация "Модель единого образовательного пространства для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ"...