СанПин 2.4.2.3286-15 (ОВЗ)
материал на тему

Крутовская Татьяна Васильевна
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2015 г. N 26
 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15

 

"САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СанПин 2.4.2.3286-15 (ОВЗ)56.53 КБ

Предварительный просмотр:

Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2015 г. N 26


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15

"САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ

И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"


В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (часть I), ст. 11) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (приложение).

2. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с 01.09.2016.


А.Ю.ПОПОВА


Приложение


Утверждены

постановлением Главного

государственного санитарного врача

Российской Федерации

от 10.07.2015 N 26


САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Медицинский кабинет размещается рядом с палатами изолятора и оборудуется отдельным входом из коридора.

Буфетная изолятора оборудуется двумя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом. Возможно использование стерилизующей аппаратуры.

4.28. Стены, потолки помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, дефектов, деформаций, признаков поражений грибком, следов подтеков и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

Стены в помещениях с влажным режимом (душевых, ванных комнатах умывальных, санитарных узлах, постирочных, гладильных), кладовых для хранения чистого и грязного белья, помещениях пищеблока облицовываются глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту не менее 1,8 м.

Для отделки потолков используются водоотталкивающие (влагостойкие) краски.

Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека, допускающие уборку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

С учетом климатических условий во вновь строящихся зданиях полы в помещениях, расположенных на первом этаже, допускается предусматривать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом.

4.29. Игрушки, игровое оборудование, мебель, оборудование для занятий должны быть безвредными для здоровья и соответствовать росто-возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ.

4.30. В организациях для обучающихся с ОВЗ предусматривается кабинет психолога.


V. Требования к воздушно-тепловому режиму


5.1. Здания организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются системами отопления и вентиляции.

Ограждения отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, разрешенных к применению и безопасных для здоровья обучающихся.

Очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляются не реже одного раза в год.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий организаций для обучающихся с ОВЗ не допускается использовать печное отопление.

При наличии печного отопления в существующих зданиях организации для обучающихся с ОВЗ топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее чем за два часа до прихода обучающихся.

5.2. Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C.

Температура воздуха в гардеробных (раздевальных), жилых комнатах (спальнях), помещениях для отдыха должна составлять 20 - 22 °C; санитарных узлах, умывальных, комнате гигиены девочек - 19 - 21 °C; душевых - 24 - 26 °C.

Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 40 - 60% во все периоды года, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

5.3. Для контроля температурного режима учебные помещения, спальни, игровые, помещения медицинского назначения оснащаются бытовыми термометрами.

5.4. Все помещения должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится через фрамуги и форточки в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их возвращения с прогулки или занятий. В жилых помещениях (спальнях) проветривание проводят до укладывания детей. Не допускается проветривание помещений через туалетные комнаты.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении по сравнению с нормативным уровнем, но не более чем на 1 - 2 °C. В физкультурном зале при достижении температуры воздуха 14 °C проветривание прекращается.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные помещения - во время учебных занятий.

Сквозное проветривание учебных помещений проводится до начала занятий и после их окончания (при наличии двух смен обучения - после каждой смены).

В теплое время года широкая односторонняя аэрация всех помещений допускается в присутствии детей.

5.5. При замене оконных блоков площадь остекления и площадь открывающихся элементов не должны уменьшаться по сравнению с проектом построенного здания.

Плоскость открытия окон и фрамуг (форточек) должна обеспечивать эффективность проветривания и соблюдения коэффициента аэрации не менее 1/50. Окна и фрамуги (форточки) должны быть в рабочем состоянии постоянно и функционировать в любое время года.

5.6. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест <1>.

--------------------------------

<1> ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 N 114, зарегистрированным Минюстом России 11.06.2003, регистрационный N 4679, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: постановлением от 17.10.2003 N 150 (зарегистрировано Минюстом России 21.10.2003, регистрационный N 5187); постановлением от 03.11.2005 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 02.12.2005, регистрационный N 7225); постановлением от 03.11.2005 N 26 (зарегистрировано Минюстом России 02.12.2005, регистрационный N 7224); постановлением от 19.07.2006 N 15 (зарегистрировано Минюстом России 27.07.2006, регистрационный N 8117); постановлением от 04.02.2008 N 6 (зарегистрировано Минюстом России 29.02.2008, регистрационный N 11260); постановлением от 18.08.2008 N 49 (зарегистрировано Минюстом России 04.09.2008, регистрационный N 12223); постановлением от 27.01.2009 N 6 (зарегистрировано Минюстом России 16.02.2009, регистрационный N 13357); постановлением от 09.04.2009 N 22 (зарегистрировано Минюстом России 18.05.2009, регистрационный N 13934); постановлением от 19.04.2010 N 26 (зарегистрировано Минюстом России 19.05.2010, регистрационный N 17280); постановлением от 12.07.2011 N 98 (зарегистрировано Минюстом России 30.08.2011, регистрационный N 21709); постановлением от 07.04.2014 N 27 (зарегистрировано Минюстом России 11.04.2014, регистрационный N 31909); постановлением от 17.06.2014 N 37 (зарегистрировано Минюстом России 04.07.2014, регистрационный N 32967); постановлением от 27.11.2014 N 76 (зарегистрировано Минюстом России 26.12.2014, регистрационный N 35425); постановлением от 12.01.2015 N 3 (зарегистрировано Минюстом России 09.02.2015, регистрационный N 35937).


VI. Требования к естественному, искусственному освещению

и инсоляции


6.1. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий <1> и настоящим санитарным правилам.

--------------------------------

<1> СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, зарегистрированным Минюстом России 23.04.2003, регистрационный N 4443, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2010 N 20, зарегистрированным Минюстом России 08.04.2010, регистрационный N 16824).


Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые (ванные), туалеты при спортивном зале; туалеты для персонала; кладовые и складские помещения; помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря.

6.2. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

6.3. Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью - 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) - 1000 - 1500 лк; для обучающихся со светобоязнью - не более 500 лк.

Для детей со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.

6.4. В помещениях, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работ, предусматривается раздельное управление освещением таких зон.

6.5. Окна в учебных и жилых помещениях (спальнях), помещениях для отдыха, игр и приготовление уроков в зависимости от климатической зоны оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами.

Зашторивание окон в спальных помещениях осуществляется во время сна обучающихся, в остальное время шторы раздвигаются и размещаются в простенках между окнами, обеспечивая инсоляцию помещения.

Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами. Солнцезащитные устройства на окнах не должны уменьшать светоактивную площадь оконного проема.

Используемый для жалюзи материал должен допускать влажную обработку, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов.

6.6. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,8 - 0,9; для стен - 0,6 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Для внутренней отделки помещений используются следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый или цвет натурального дерева.

Допускается окрашивание отдельных элементов помещений (не более 25% всей площади помещения) в более яркие цвета.

В помещениях для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность.

6.7. Осветительные приборы оборудуются защитной светорассеивающей арматурой для обеспечения равномерного освещения. Чистку осветительных приборов и светорассеивающей арматуры проводят по мере загрязнения, но не реже двух раз в год.

Перегоревшие лампы подлежат своевременной замене.

Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер и хранятся в выделенном помещении, недоступном для детей. Вывоз и утилизация ламп осуществляется специализированными организациями.


VII. Требования к водоснабжению и канализации


7.1. Здания организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализацией.

При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения здание оборудуется внутренней системой водоснабжения и обеспечивается подачей воды на пищеблок (кухню), буфетные, помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), санитарно-бытовые помещения (душевые (ванные), умывальные, санитарные узлы, комната гигиены девочек), комнаты для хранения и обработки уборочного инвентаря.

7.2. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям на питьевую воду.

7.3. Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются помещения пищеблока (кухни), буфетные, помещения медицинского назначения, прачечная (постирочная), санитарно-бытовые помещения (душевые (ванные), умывальные, санитарные узлы, комната гигиены девочек), комнаты для хранения и обработки уборочного инвентаря.

Умывальные раковины, моечные ванны, душевые установки (ванны) обеспечиваются смесителями.

Полы в помещениях пищеблока, душевых и прачечной (постирочной) оборудуются сливными трапами.

7.4. Предусматривается установка резервных источников горячего водоснабжения с разводкой воды для бесперебойного обеспечения горячей водой помещений пищеблока, буфетных, душевых, комнат гигиены девочек в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения. Не допускается использование горячей воды из системы отопления.

7.5. В районах, где отсутствует централизованная канализация, здания организации для обучающихся с ОВЗ оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений.

Не допускается устройство и использование надворных туалетов.


VIII. Требования к организации образовательной деятельности

и режиму дня


8.1. При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ количество детей в классах (группах) комплектуется в соответствии с Приложением N 1.

8.2. Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов.

В организации для обучающихся с ОВЗ может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при условии создания условий, предусматривающих организацию питания (полдника) и прогулок, а для детей первого года обучения дополнительную организацию дневного сна.

8.3. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

8.4. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ, установленные в таблице 1.


Таблица 1


Гигиенические требования к максимальному общему объему

недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ


Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

Урочная деятельность (аудиторная недельная нагрузка)

Внеурочная деятельность <***>

Начальное общее образование

1 (1 дополнительный)

21

до 10

2 - 4 (5 <*>, 6 <**>)

23

до 10

Основное общее образование

5

29

до 10

6

30

до 10

7

32

до 10

8 - 9

33

до 10

Среднее общее образование

10 - 11 (12)

34

до 10

Примечание:

<*> 5 класс - для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

<**> 6 класс - для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

<***> Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.


8.5. Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг.

Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут, за исключением первого класса.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития), обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью, при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке организации.

8.6. Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый);

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

8.7. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся первых классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков;

- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

8.8. Для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут; для слабовидящих обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования, - не более 15 минут.

Обучающиеся с остаточным зрением для усвоения учебной информации по рельефной системе Брайля должны чередовать не менее 2-х раз за урок тактильное восприятие информации с непрерывной зрительной работой по 5 минут.

8.9. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Содержание и методы трудового обучения на каждом этапе должны соответствовать возрасту обучающегося, учебным, воспитательным и коррекционным задачам.

8.10. Организация профильного обучения в 10 - 11 (12) классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

8.11. Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов.

8.12. Проведение закаливающих мероприятий осуществляется в соответствии с рекомендациями по закаливанию. Не допускается проведение закаливающих процедур сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой.

8.13. Организация режима дня обучающихся школьного возраста осуществляется в соответствии с рекомендациями к организации режима дня при дневном и круглосуточном пребывании обучающихся в организациях для обучающихся с ОВЗ (Приложение N 2).


IX. Требования к организации питания и питьевого режима


9.1. Устройство, содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания и питьевого режима, формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях <1>.

--------------------------------

<1> СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный N 12085).


9.2. Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся с ОВЗ в организации (дневное или круглосуточное пребывание).

Питьевой режим для обучающихся с ОВЗ должен быть организован круглосуточно.

9.3. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, питание которых осуществляется в учебно-жилой ячейке, необходимо предусмотреть буфетную. Буфетная оборудуется двумя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом.

9.4. Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 м2, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 2,3 м2.


X. Санитарно-эпидемиологические требования при организации

медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ


10.1. В организациях для обучающихся с ОВЗ медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на протяжении всего времени пребывания обучающихся в организации.

10.2. При подозрении на случай инфекционного заболевания обучающегося с ОВЗ помещают в изолятор до его госпитализации в лечебное учреждение. Обучающиеся допускаются к учебным занятиям после каждого перенесенного заболевания только по заключению врача.

10.3. При регистрации случаев инфекционных заболеваний в организации для обучающихся с ОВЗ проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: на период нахождения заболевшего ребенка в организации до его госпитализации в инфекционное отделение лечебного учреждения проводится текущая дезинфекция в окружении больного; после госпитализации заболевшего ребенка проводится заключительная дезинфекция и проветривание помещений. При установлении в организации для обучающихся с ОВЗ карантина проводится профилактическая дезинфекция.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с действующими нормативно-методическими документами с использованием средств, разрешенных в установленном порядке для применения в детских учреждениях. Все виды обработок дезинфекционными средствами проводятся в отсутствие детей.

Средства дезинфекции хранятся в хорошо проветриваемых помещениях в оригинальной упаковке производителя в местах, недоступных детям.

10.4. С целью выявления детей, пораженных педикулезом и чесоткой, проводят регулярные (один раз в неделю) осмотры детей. В случае обнаружения пораженных педикулезом или чесоткой детей проводят комплекс мероприятий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <1>.

--------------------------------

<1> СанПиН 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014 N 50, зарегистрированным Минюстом России 12.11.2014, регистрационный N 34659).


XI. Требования к санитарному состоянию и содержанию

помещений организации для обучающихся с ОВЗ


11.1. Во всех помещениях ежедневно не менее двух раз в день проводится влажная уборка с применением моющих средств.

Ежедневно моются загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, мебель, включая столы) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, радиаторы, арматуру осветительных приборов, вентиляционные решетки). Поверхность подоконников должна быть гладкой, без сколов, щелей и дефектов.

Уборка помещений проводится в отсутствии детей при открытых фрамугах (форточках) или окнах в соответствии с инструкцией по применению моющих и дезинфекционных средств.

В жилых помещениях (спальнях) влажная уборка проводится после ночного и дневного сна.

Ковры необходимо ежедневно пылесосить и чистить влажной щеткой. Допускается использование пылесоса с влажным режимом работы (моющий пылесос).

Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже двух раз в год (весной и осенью).

Постельные принадлежности (подушки, одеяла, матрацы), ковры проветриваются и выколачиваются на улице.

11.2. В умывальных, душевых, постирочных, комнатах гигиены девочек и туалетах стены, дверные ручки, краны умывальных раковин и писсуаров, спусковые ручки бачков, унитазы, сиденья унитазов ежедневно моются горячей водой с применением моющих и дезинфекционных средств.

Дезинфекция туалетов проводится по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день с использованием квачей, щеток.

11.3. Генеральная уборка во всех помещениях проводится перед началом учебного года и один раз в месяц (в соответствии с графиком проведения генеральной уборки), с применением моющих и дезинфекционных средств.

11.4. Уборочный инвентарь маркируется в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ. Хранится уборочный инвентарь в выделенном помещении. Уборочный инвентарь для туалета (ветошь, ведра, щетки) маркируется ярким цветом и хранится в туалетной комнате в шкафу.

Уборочный инвентарь (щетки, ветошь, квачи) после использования дезинфицируется, в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующих средств, ополаскивается и сушится.

11.5. При круглосуточном пребывании в организации обучающихся с ОВР помывка детей организуется не реже одного раза в неделю. Возможность помывки в душе должна быть предоставлена детям постоянно. В душевых дети должны использовать индивидуальные: обувь, полотенце, зубную щетку, расческу, мыло и мочалку.

В душевых и ванных комнатах проводится ежедневная уборка и дезинфекция поверхностей, оборудования, предметов обстановки - скамьи, шкафчики, резиновые коврики.

Каждый обучающийся с ОВЗ обеспечивается комплектом полотенец (для лица и рук, для ног и банное), постельным бельем, наматрасниками, индивидуальными предметами личной гигиены (зубная щетка, мыло, мочалка, расческа).

Смена нательного, постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Постельное белье, кроме наволочек, маркируется у ножного края.

Чистое белье доставляется упакованным и хранится в шкафах.

11.6. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки) проветриваются непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки и периодически, в теплое время года, проветриваются и высушиваются на улице. По эпидемиологическим показаниям постельные принадлежности подвергаются камерной дезинфекции в специализированных организациях.

11.7. В прачечной помещения стиральной и гладильной должны быть смежными. Входы (окна приема-выдачи) для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть раздельными.

Допускается использование бытовых стиральных машин.

При отсутствии прачечной в организации для обучающихся с ОВЗ возможна организация централизованной стирки постельного белья и одежды в иных прачечных.

Грязное белье собирается в мешки (двойной мешок из материи, клеенки или пластика) и доставляется к месту стирки. После сдачи грязного белья мешки подвергаются обработке: матерчатые стираются, клеенчатые и пластиковые протираются горячим мыльным или содовым раствором.

При централизованной стирке чистое белье из прачечной доставляется в упакованном виде и хранится в шкафах (стеллажах).

11.8. Мягкая мебель (диваны, кресла, уголки) обеспечивается покрытием, допускающим его уборку влажным способом. При его отсутствии используются съемные чехлы.

Количество сменных чехлов для мягкой мебели должно быть не менее двух комплектов. Сменные чехлы для мягкой мебели подвергаются стирке.

11.9. Обработка изделий медицинского назначения и рук медицинского персонала производится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

Образующиеся медицинские отходы, относящиеся к классу Б, обеззараживаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к сбору, хранению и удалению отходов лечебно-профилактических учреждений <1>.

--------------------------------

<1> СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163, зарегистрированным Минюстом России 17.02.2011, регистрационный N 19871).


11.10. Спортивный инвентарь ежедневно протирается влажной ветошью, металлические части - сухой ветошью в конце каждой смены занятий. Один раз в день после занятий маты (кожаные или из кожзаменителя) протираются мыльно-содовым раствором, спортивный ковер очищается с использованием пылесоса. Влажная чистка спортивного ковра проводится 3 - 4 раза в месяц с возможным использованием моющего пылесоса.

После каждого занятия спортивный зал проветривается не менее 10 минут.

11.11. В помещениях не должно быть насекомых и грызунов. При их появлении проводятся истребительные дезинсекционные и дератизационные мероприятия специализированными организациями либо силами подготовленного персонала. В помещениях пищеблока проводятся плановые профилактические дезинсекционные и дератизационные мероприятия.

11.12. В теплое время года в помещениях столовой, спален, игровых, учебных помещений, помещениях медицинского назначения устанавливаются москитные сетки на окна и распашные двери или проводятся другие мероприятия, направленные на предотвращение проникновения насекомых в помещения.

Мероприятия по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <1>, <2>, <3>.

--------------------------------

<1> СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003, регистрационный N 4757).

<2> СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 126, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003, регистрационный N 4756).

<3> СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 N 58, зарегистрированным Минюстом России 26.02.2015, регистрационный N 36212).


11.13. Не допускается проведение всех видов ремонтных работ помещений в присутствии обучающихся.


XII. Требования к прохождению профилактических медицинских

осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной

гигиене работников организации для обучающихся с ОВЗ


12.1. Работники проходят предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15.05.2013 N 296н (зарегистрирован Минюстом России 03.07.2013, регистрационный N 28970.


Работники проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже одного раза в два года, работники пищеблока, а также лица, привлекаемые к раздаче готовой пищи детям, - один раз в год.

Работники прививаются в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2014, регистрационный N 32115).

12.2. Каждый работник должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

12.3. Работники должны соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и использовать сменную обувь; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти.

XIII. Требования к соблюдению санитарных правил


13.1. Руководитель организации для обучающихся с ОВЗ является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил и обеспечивает:

- наличие текста настоящих санитарных правил в общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ;

- выполнение требований санитарных правил всеми работниками;

- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

- наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских осмотров и обследований, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации;

- организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки и аттестации работников;

- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

- исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования.

13.2. Ответственное лицо или медицинский персонал должны осуществлять повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил.

13.3. Руководитель обязан информировать территориальные учреждения здравоохранения о случаях инфекционных заболеваний среди обучающихся с ОВЗ.

13.4. За нарушение санитарного законодательства руководитель, а также должностные лица, нарушившие требования настоящих санитарных правил, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.






Приложение N 1

к СанПиН 2.4.2.3286-15


КОМПЛЕКТОВАНИЕ КЛАССОВ (ГРУПП) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ




Варианты программ образования <*>

N п/п

Вид ОВЗ

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

максимальное количество обучающихся


1.

Глухие обучающиеся

Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся

6

5

5

2.

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся

I отделение: 8

II отделение: 6

5

Вариант не предусмотрен

3.

Слепые обучающиеся

Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся

9

7

5

4.

Слабовидящие обучающиеся

Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем - не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся

12

9

Вариант не предусмотрен

5.

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся.

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

6.

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся.

5

5

5

7.

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

12

Вариант не предусмотрен

Вариант не предусмотрен

8.

Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся

Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 12 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 9 обучающихся

Не более 1 обучающего с РАС в классе в условиях инклюзии при общей наполняемости класса не более 5 обучающихся (не более 2-х обучающихся с РАС в классе с обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта)

9.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

-

-

12

5


--------------------------------

Примечание: <*> варианты программ:

- 1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;

- 2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;

- 3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);

- 4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития)). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).






Приложение N 2

к СанПиН 2.4.2.3286-15


РЕКОМЕНДАЦИИ

К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ ПРИ ДНЕВНОМ И КРУГЛОСУТОЧНОМ

ПРЕБЫВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ


1. Успешность обучения, реабилитации и социальной адаптации обучающихся в организациях для обучающихся с ОВЗ зависит от правильной организации режима дня и соответствия возрасту основных компонентов режима (продолжительности и качества сна, прогулки, организации физического воспитания и питания).

2. Продолжительность ночного сна для обучающихся 7 - 10 лет должна составлять не менее 10 часов, для обучающихся 11 - 14 лет - не менее 9 часов, для обучающихся 15 - 17 лет - не менее 8,5 часов.

Для обучающихся начального общего образования, перенесших заболевание, а также в период адаптации к обучению показан дневной сон длительностью в 1 - 2 часа. Дневной сон может быть рекомендован по медицинским показаниям и более старшим обучающимся. Между ужином и сном рекомендуется организовывать прогулки на воздухе или тихие игры в помещении, а также режим проветривания спальных помещений.

3. Продолжительность прогулки должна составлять в течение дня для обучающихся 7 - 10 лет не менее 3,5 ч, для обучающихся 11 - 14 лет - не менее 3 часов, для обучающихся 15 - 17 лет - не менее 2,5 часов. Время прогулки рекомендуется распределять в течение дня следующим образом: до начала занятий - 20 - 30 минут; после учебных занятий - 1 - 1,5 ч; перед приготовлением домашних заданий - 1 ч; после ужина - 1 ч.

Для поддержания необходимого уровня умственной работоспособности в течение учебного дня для обучающихся 1 - 9 классов в середине учебных занятий рекомендуется проводить динамическую паузу на свежем воздухе продолжительностью 45 минут.

4. Основной формой физического воспитания являются уроки физкультуры, которые проводят по специальным программам, учитывающим категорию и состояние здоровья обучающихся.

Наряду с уроками физкультуры в режиме дня должны предусматриваться: утренняя гимнастика, физкультурные паузы на уроках и при самоподготовке, подвижные игры на переменах и во время прогулки, занятия в спортивных секциях и кружках, лечебная физкультура и система закаливающих процедур.

Дозирование физической нагрузки, корригирующей и лечебной гимнастики для обучающихся с ОВЗ осуществляется посредством проведения в каждом классе (группе) занятий по программам, соответствующим особенностям психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья обучающихся с ОВЗ.

Групповые и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре целесообразно проводить во второй половине дня.

Режим дня для обучающихся (в том числе проживающих в интернате) рекомендуется организовывать в соответствии с таблицей 1.



Таблица 1


Рекомендуемый режим дня


Режимные моменты

Время суток (час.)

I - IV классы

V - XI классы

Подъем

7.00

7.00

Зарядка

7.05 - 7.20

7.05 - 7.20

Уборка спален, утренний туалет

7.20 - 7.40

7.20 - 7.40

Завтрак

7.40 - 8.00

7.40 - 8.00

Прогулка

8.00 - 8.30

8.00 - 8.30

Учебные занятия <*>

8.30 - 12.30

8.30 - 11.20

Спортивный час

12.30 - 13.30

11.20 - 12.20

Учебные занятия

-

12.20 - 14.00

Обед

13.30 - 14.00

14.00 - 14.30

Дневной сон

14.00 - 15.30

-

Полдник

15.30 - 16.00

-

Прогулка, общественно полезный труд на воздухе

-

14.30 - 16.00

Самоподготовка <**>

16.00 - 17.00

16.00 - 18.00

Внеклассные занятия, прогулка, свободное время

17.00 - 19.00

18.00 - 19.30

Ужин

19.00 - 19.30

19.30 - 20.00

Свободное время, прогулка, уход за одеждой, вечерний туалет

19.30 - 20.30

20.00 - 22.00

Сон

20.30 - 7.00

22.00 - 7.00

Примечание: <*> второй завтрак проводится после второго урока;

<**> полдник для IV - XI классов проводится в период самоподготовки.

Коррекционные занятия могут проводиться во время учебных занятий и во время, отведенное на самоподготовку



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СанПин 2010

санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях от 22 июля 2010 года №91...

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содежит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на премерную общеобразовательную программу.

Учебный план на 2012-2013 учебный год с учётом ФГТ. Он содержит пояснительную записку и расчёт времени образовательной деятельность на определённый возраст. С учётом СаНПин и опорой на примерную общео...

Требование стандарта и СанПИНа к оптимизации двигательного режима детей в ДОУ.

Требование стандарта и СанПИНа к оптимизации двигательного режима детей в ДОУ. ...

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях_от_22_июля_2010_ N_91....

Требования к режиму дня и учебным занятиям в ДОУ в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10

Памятка по составлению режима дня и организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10...

СанПин для детских садов 2 4 1 3049 13 с изменениями (СанПин по ДОУ)

СанПин для детских садов 2 4 1 3049 13 сизменениями (СанПин по ДОУ)...

СанПин для детских садов 2 4 1 3049 13 с изменениями (СанПин по ДОУ)

СанПин для детских садов 2 4 1 3049 13 с изменениями (СанПин по ДОУ)...