Главные вкладки

    Материал на тему:
    Технология создания развивающей предметно - пространственной среды

    Марина Жанна Александровна

    Из опыта работы АНо ДО "Город Детства"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologiya_sozdaniya_rpps_v_ano_do.docx30.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технология создания развивающей предметно - пространственной среды

    1. Основные идеи технологии

    Технология направлена на создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) во вновь построенной дошкольной образовательной организации:

    - основные понятия, используемые в проектировании РППС;

    - нормативно – правовые документы РФ (СанПиН, ФГОС ДО), дошкольной организации (основная образовательная программа, локальные акты);

    - требования потребителей услуг, предоставляемых дошкольной организацией (родителей (законных представителей) воспитанников);

    - требования учредителей дошкольной организации.

    2. Цель технологии

    Оказание практической помощи дошкольным организациям в создании РППС.

    3. Содержание понятий, используемых в проектировании РППС

             Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

    Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

    Оснащение воспитательно-образовательного процесса той или иной организации образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. Предусматривается создание вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды детских садов, школ и других учреждений для детей. Все компоненты предметной среды, как в помещении, так и вне его, увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

     Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Город Детства" была открыта в апреле 2014 года в г. Кинель. Это было вновь построенное здание по типовому проекту. Руководствуясь ФГОС ДО и работами представителей науки в области дошкольного образования, были определенны базисные компоненты развивающей предметной среды АНО ДО «Город Детства». Данный опыт может быть полезен другим дошкольным организациям при организации РППС в детских садах.

    Проектирование каждого из компонентов осуществлялось с позиции, что ребенок нового поколения имеет другой набор навыков, базовых знаний, представлений об окружающем его пространстве.

    Особенности здания организации. Здание АНО имеет сложную конфигурацию. Это способствовало созданию своеобразного интерьера АНО. В качестве отправной точки для внутреннего устройства здания была выбрана идея города в миниатюре, в котором есть свои улицы, площади, переулки, парки, музеи, галереи, медицинские, спортивные, развлекательные, образовательные, жилые, архитектурные объекты, объекты общественного питания. Часть из них была запланирована, а часть – появилась в результате корректировки пространства длинных и просторных коридоров, холлов, которые были разделены на сегменты с помощью установки дополнительных перегородок и дверей. Каждый объект образовательной среды отвечает функциям воспитания, обучения, формирования мировоззрения, социальной адаптации, совершенствованию особых способностей ребенка в соответствии с ФГОС ДО.

    Цветовое решение интерьера. В АНО целенаправленно подбиралось цветовое решение, наиболее оптимальное для детей в конкретной жизненной ситуации. При выборе цветового режима учитывались следующие функциональные позиции:

    - желтый цвет успокаивает, стимулирует мозг, активизирует умственную работу – все это хорошо для учебной деятельности;

    - зеленый цвет дает отдых уму, положительно влияет на нервную систему, дисциплинирует мозг и тело (данные два цвета являются ведущими в оформлении АНО);

    - использование голубого цвета в спальне (цвет стен, штор, покрывала на кроватках и т.д.) обусловлено тем, что это биологически пассивный цвет: он снижает ритм дыхания, мускульное напряжение, кровяное давление, пульс. Голубой наиболее успокаивающий, а значит, он способствует засыпанию (в АНО используется в оформлении спален);

    - оранжевый цвет улучшает пищеварение, создает ощущение благополучия (используется в режимных моментах, связанных с игрой и приемом пищи – игровые, скатерти, салфетки);

    - бежевый цвет – нейтральный, но в то же время имеет высокий коэффициент отражения света, что в целом улучшает зрительное восприятие (цвет стен в картинной галерее);

    - белый цвет в оконных проемах АНО обусловлен тем, что это единственный цвет с самым высоким коэффициентом отражения света – 85%, что способствует созданию дополнительных условий для хорошего общего освещения;

    - важны не только отдельные цвета, но и композиции из сближенных цветов, так, например, по мнению психологов, сочетание желтого цвета с зеленым успокаивает, помогает сосредоточить внимание, облегчает работу глаз.

    Выбирая цвет для игровой зоны, учитывалась взаимосвязь в восприятии цвета поверхностей и стационарного оборудования (шкафов). Их цвета должны быть мягкими, гармонизирующими друг с другом, чтобы не утомлять детей. Это позволяет выделить главные элементы игровой зоны – яркие игрушки (уже не стационарное, а меняющееся оборудование), именно они должны привлекать ребенка в игровой зоне.

    Особенности региона, города, страны. Так, например, создание улицы Космической связано с одной из приоритетных отраслей Самарской области – космической. Здесь воспитанники получают первые представления о Солнечной системе, созвездиях, первой космической ракете «Восток», которая доставила первого человека в космос, о местах г. Самары, связанных с космосом. На улице Транспортной воспитанники знакомятся с видами транспорта. Эти знания развиваются в автогородке, расположенном на территории АНО. В нем есть модели двигающихся машин (пожарная, скорая помощь, полицейская, автобус, МЧС), есть проезжая, пешеходная и велосипедная части, светофоры, остановки, заправочная, пост ДПС. На улице Магистральной находятся объекты, связанные с железной дорогой нашего города, Самарской области и России: макеты вокзала нашего города, сети железных дорог России, история развития железнодорожного транспорта от паровоза до современного самого быстрого поезда «Сапсан». В одном из холлов третьего этажа и на рядом расположенной лестнице находятся объекты этнокультурной среды АНО. В холле оборудован мини-музей с русской мини-избой, макетами жилищ самых многочисленных народов Самарской области (татары, чуваши, мордва, башкиры, казахи). Стены лестницы оформлены фресками с сюжетами столицы нашей Родины, главного города Самарской области, родного города Кинель, главных городов республик Татарстан, Мордовии, Чувашии, Башкирии, Удмуртии      и столицы Казахстана. Вторая лестница – Историческая - оформлена фотоколлажами временной последовательности событий, связанных с созданием, открытием и текущей жизнью АНО. На стенах третьей лестницы – Обучающей – разместились русский и английский алфавит, цифры, разные фигуры. По ней передвигаются воспитанники 6-7 лет.

    Формирование готовности к жизни в информационном обществе. В АНО имеется компьютерно - игровой комплекс. Компьютерно-игровой комплекс включает два примыкающих помещения: компьютерный класс «Эрудит», учебно-игровой зал «Вундеркинд». Компьютерный класс оснащен 8 ноутбуками и интерактивной доской, учебно-игровой зал имеет интерактивную доску и стационарную мебель для занятий и отдыха. Помещения компьютерно - игрового комплекса просторные и светлые. Минимум вещей, не относящихся к игре. Глаз должен отдыхать от информации, получаемой с экрана, поэтому росписи и любой иной пестроты в компьютерном классе и учебно-игровом зале не допускается. Данный комплекс нужен для того, чтобы сформировать у детей мотивационную, интеллектуальную и операциональную готовность к жизни в информационном обществе.

    Формирование художественно-эстетического восприятия мира. Музыкально-театральный и танцевальный комплекс представлен салоном-студией «Маэстро» (музыкальный зал) и хореографическим залом «Грация». В этом комплексе продолжается процесс формирования личности ребенка, который может себя творчески выразить в танце, в музицировании, в пении, в театральной роли. В музыкальном зале находятся стульчики для отдыха детей, несколько рядов стульев для взрослых. Общий стиль зала выдержан в классическом стиле, основные цвета интерьера белый и зеленый. Помимо музыкального инструмента (рояль) зал содержит возможность использовать народные и электро-инструменты, а также музыкальный центр. Зал оборудован небольшой сценой - подиумом. Одна из стен хореографического зала облицована зеркальной плиткой. Вдоль всей этой стены имеется балетный станок, который служит не только опорой, но чаще ограждением зеркальной части стены. В зале предусмотрены световые эффекты, используются при этом светящиеся лазерные нити и шнуры.

    Изостудия «Разноцветная палитра» в АНО ДО — самое светлое и просторное помещение с отдельно стоящими стеллажами, где хранятся детские работы, пособия, изобразительный материал. В целом студия воспринимается как большая комната, но в то же время условно она разграничена по зонам. Стена студии оформлена обоями в виде квадратной рамы. Маленькая перегородка ограничивает практическую зону, где стоят столы, мольберты. На противоположной стене висит экран. По краям — шкафы-стеллажи. В центре стоят столы и стульчики для детей.

    Ведущая роль в изостудии отводится художнику-педагогу, который планирует и проводит практические занятия с детьми, при этом для работы могут быть привлечены другие специалисты — психолог, логопед, музыкальный работник и физкультурный руководитель.

    Физкультурно-оздоровительный комплекс в АНО включает физкультурный зал «Олимпийский резерв», спортивно-игровую площадку во дворе, плавательный бассейн «Акватория», мини-стадион, медицинский блок. Спортивный зал, бассейн и спортивные площадки уже при проектировании продумывались и как место игры, и как интересные познавательные пространства: спортивный зал оформлен в стиле «Олимпиады – 2014», бассейн в виде подводного царства, спортивно-игровая площадка оснащена игровым и спортивным оборудованием для игровых занятий дошкольников, мини-стадион оборудован точно также как и взрослые стадионы: поле для игры в футбол, баскетбол, волейбол, беговая дорожка, яма для прыжков в длину и метания снарядов, трибуны для зрителей. Мини-стадион действует в течение всего года. В зимний период на футбольном поле организовывается каток для обучения элементам игры в хоккей и катанию на коньках. На месте беговой дорожки делается лыжня. Физиотерапевтический кабинет оснащен необходимым оборудованием для предоставления необходимой профилактической помощи воспитанникам.  Помещения медицинского блока находятся на первом этаже в составе: кабинет врача, процедурная, изолятор на две палаты, приемная изолятора, санитарно-бытовое помещение (санузел). Помещения отделения медицинской помощи оборудованы соответствующей мебелью отечественного производства. 

    Коррекционной блок физкультурно-оздоровительного комплекса в АНО представлен: два кабинета логопедов, кабинет психолога, сенсорная комната. Кабинеты специалистов – это просторные светлые комнаты. В кабинете предусмотрены максимум удобств для самого педагога и для его клиентов: удобная мебель, зеркала, игрушки. Сенсорная комната «Иллюминариум» оборудована для коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ: пучок фибероптических волокон «Звездный дождь»«Гроза», цветодинамический проектор заливки света, фонтан «И», модуль «Жар-птица», золотой уголок, сухой бассейн.

    Помещения, обеспечивающие быт детской организации, важные составляющие предметно-пространственной среды АНО ДО. Помещения и технологические узлы кухни, кастелянтской, прачечной, аппаратной отвечают современным эргономическим требованиям. Дизайн помещений, учитывая технологию труда, способствует снижению утомляемости персонала, удовлетворяет потребность работающего в функциональном, в том числе и визуальном комфорте.  

    Проектирование групповых и спальных комнат в АНО  мало чем отличается от стандартных решений в других детских организациях. Зато интерьер групповых выполнен с выдумкой и даже находчивостью. Группы имеют двойное название: «Морячки-бодрячки», «Зайки-знайки», «Шарики-смешарики», «ArtBeby», «StarKids» и т.д. Интерьер групповых и спален представлен без излишней декоративности, но со вкусом, в соответствии с названием группы. Проект группового помещения предусматривать смену обстановки, объектов и среды в деятельности детей в связи с возрастными периодами их развития в соответствии с основной общеобразовательной программой АНО ДО. Особенностью организации является то, что дети переходят из группы в группы в зависимости от возраста (средняя, старшая, подготовительная группа и т.д.), с первого по третий этаж. Тем самым с РППС АНО знакомятся не только дети, но и родители.                            

    Территория АНО – двор - парк. На территории АНО располагаются прогулочные площадки, фруктовый сад, аллеи лиственных и хвойных деревьев, огород, «сухой ручей» с мостиком, единственная в городе металлическая скульптурная композиция «Семья аистов», которая олицетворяет успешное партнерство коллектива детского сада, родителей воспитанников и учредителей - администрации городского округа Кинель, территориального объединения работодателей города, общественной организации «Молодежь городского округа Кинель».

    В прогулочной зоне функционирует учебно-игровой комплекс «Метеоплощадка», который оснащен метеорологическими приборами и приспособлениями: солнечные часы, термометры, осадкомер, флюгель, ветряной рукав, искусственный водоем. Цель данного объекта в организации интерактивного пространства детского сада и формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

    Важным объектом на территории АНО ДО «Город Детства» является учебно-игровой комплекс «Автогородок». Основное направление учебно-воспитательной работы данного комплекса заключается в том, чтобы познакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах города и мерами предупреждения ЧП с участием детей.

    4. Способы диагностики эффективности созданной РППС

    - Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации.

    Уровень развития воспитанников АНО по образовательным областям

    за 2014 -2015 учебный год

     п/п

    Образовательная область

    Показатель (%)

    первичный срез

    итоговый срез

    отклонения от нормы (%)

    норма (%)

    отклонения от нормы (%)

    норма (%)

    Физическое развитие

    42,2

    57,8

    7,24

    92,76

    Речевое развитие

    51,7

    48,3

    18,34

    81,66

    Познавательное развитие

    45,2

    54,8

    16

    84

    Социально-коммуникативное развитие

    39,2

    60,8

    14,14

    85,86

    Художественно-эстетическое развитие

    50,5

    49,5

    12,58

    87,42

    Уровень развития воспитанников по образовательным областям 2015 – 2016 учебный год

     п/п

    Образовательная область

    Показатель (%)

    Начало года

    Конец года

    отклонения от нормы (%)

    норма (%)

    отклонения от нормы (%)

    норма (%)

    Физическое развитие

    67,8%

    32,2%

    2,2%

    97,8%

    Речевое развитие

    76%

    24%

    15%

    85%

    Познавательное развитие

    65,8%

    34,2%

    11%

    89%

    Социально-коммуникативное развитие

    79,5%

    20,5%

    9,9%

    90,1%

    Художественно-эстетическое развитие

    79,9%

    20,1%

    10%

    90%

    - Анкетирование родителей «Изучение мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг в АНО».

    АНО ДО «Город Детства» большое внимание уделяется интеграции семейного воспитания и дошкольного образования. Ежегодно проводится анкетирование родителей «Изучение мнения родителей о качестве оказания образовательных услуг АНО ДО «Город Детства». Учет развивающей предметно - пространственной среды отражен в анкете в блоке «Обеспеченность и благоустройство образовательного учреждения». Сравнительный анализ последних лет показал, что степень удовлетворенности предметно-пространственной средой, в том числе и благоустройством территории АНО, возросло с 87% на 8,9% до 95,9% от общего числа родителей.

    - Участие АНО в конкурсах разного уровня.

    "Всероссийская выставка образовательных учреждений 2014-2015", АНО - лауреат-победитель (Золотая медаль Лауреата-Победителя, диплом Лауреата-Победителя);

    всероссийский конкурс "100 лучших ДОУ России". Конкурс проводится с 2013 года. Организатор конкурса -  Независимый общественный совет, в состав которого входят представители Совета Федерации, Государственной Думы, Национальной Ассоциации работников дошкольного образования России, Международной академии качества и маркетинга. АНО стала лауреатом этого конкурса в номинации "Лидер в создании материально-технической базы и оснащения для обучения, воспитания и развития детей". Награждена золотой медалью "100 лучших ДОУ России" в номинации "Лидер в создании материально-технической базы и оснащения для обучения, воспитания и развития детей", которая подтверждается дипломом. Директору АНО Н.В. Кузьминовой вручен почетный знак "Директор года"/"Заведующий года";

           городской конкурс на лучшую территорию, победители 2015 г., 2016 г.

    5. Достоинства и недостатки технологии

    Положительные стороны применения технологии:

    - создание яркого архитектурно-художественного образа дошкольной организации;

    - создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения той или иной деятельностью, для общения в различных схемах: «Я — Я», «Я — воспитатель», «Я — другие», «Я — все дети» и т.д.;

    - реализация новых подходов к проектированию внутреннего пространства.

    Недостатки применения технологии:

    - требует финансовых вложений.

    6. Условия применимости

         Строительство дошкольных организаций по проектам, предусматривающим наличие помещений для изостудий и театральных студий, мастерских, живых уголков, аудиовизуальных и компьютерных комплексов;

        активная, преобразовательно - творческая роль педагогов, родителей в создании среды;

         возможность вложения дополнительных средств (спонсорство, платные услуги, гранты) в развитие РППС.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

    Презентация тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной  образовательной  организации»...

    Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе №7 «Говорушки»

    Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение №124 Невского района Санкт – Петербурга Аналитическая справка о результате личного участия педагога Быстровой Е. А. в создани...

    Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

    «Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ, для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе раб...

    СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ.

    Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требовани...

    Проект: "Создание развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ"

    Создание развивающей предметно- пространственной среды в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

    Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

    Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

    Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

    Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...