Главные вкладки

    Образовательные области по ФГОС
    консультация на тему

    Вовченко Екатерина Александровна

    Консультация для педагогов по теме: "Образовательне области по ФГОС ДО"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obrazovatelnye_oblasti_po_fgos.docx36.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ:

    «Образовательные области по ФГОС ДО»

    Подготовила:

    воспитатель Вовченко Е.А.

    2016 г.

    Содержание любой программы должно охватывать определенные направления развития детей, которые в данном случае называются образовательными областями. Большинство педагогов с этим перечнем уже знакомы. Это пять образовательных областей:

    • социально – коммуникативное развитие,
    • познавательное развитие,
    • речевое развитие,
    •  художественное  - эстетическое развитие,
    • физическое развитие.

    Если вспомнить, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы, и опять видим преемственность этих документов. Согласно ФГТ содержание десяти образовательных областей было направлено на решение задач по четырем направлениям развития ребенка

    • физическое развитие,
    • социально- личностное,
    • познавательное – речевое,
    • художественно – эстетическое развитие.

    Тут видна преемственность пяти образовательных областей нового стандарта.  Обратите внимание на таблицу:

    Образовательные области нового стандарта

    Согласно ФГТ

    Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.

    социально- коммуникативное развитие

    социально – личностное развитие

    Познавательно – речевое развитие разделено на две самостоятельные области:

     познавательное развитие и речевое развитие.

    Познавательно – речевое развитие

    соответственно  остаются, как и прежде:

    Художественно – эстетическое развитие

    Художественно – эстетическое развитие

    физическое развитие

    физическое развитие

     Естественно стоит заметить, что работа по образовательным областям продолжает строиться на принципах интеграции. Что же получается с личностным развитием? Дело в том, что разработчики стандартов решили, что нет смысла выносить личностное развитие в какую - то отдельную образовательную область, развитие личности ребенка происходит во всех видах его деятельности при освоении всех образовательных областей.

    Далее стандарт прописывает конкретные задачи по освоению каждой образовательной области.

    Социально – коммуникативное:

    • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
    • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.
    • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции.
    • Развитие социального и эмоционального интеллекта.
    • Формирование готовности к совместной деятельности.
    • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
    • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
    • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Содержание образовательных областей, которые были в ФГТ (труд, безопасность) входят в социально-коммуникативное развитие.

    Познавательное развитие.

    • Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
    • Формирование познавательных действий, становление сознания
    • Развитие воображения и творческой активности.
    •  Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое развитие.

    • Владение речью как средством общения и культуры.
    • Обогащение активного словаря.
    •  Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
    • Развитие речевого творчества.
    • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
    • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов  различных жанров детской литературы.
    • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно – эстетическое развитие.

    • Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
    • Становление эстетического отношения к окружающему миру.
    •  Формирование элементарных представлений о видах искусства.
    •  Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
    • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
    • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

    Физическое развитие.

    • Приобретение опыта в двигательной деятельности…
    • Развитие физических качеств…
    • Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
    • Правильное выполнение основных движений
    • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
    • Овладение подвижными играми с правилами
    • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
    • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение  его элементарными нормами и правилами.

    Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

    Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора,  самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)  двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

    В новых ФГОС использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

     ФГОС устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей).

     В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных НОД достаточно разработана и многие дошкольные учреждения используют ее.

    Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

     Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности.

     Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

     Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

     Занятия в ФГОС прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

     Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.

    Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.

    «Самостоятельная деятельность детей» - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

    1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

    2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

    «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

    Различают:

     - непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

     - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

     - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательные области по ФГОС ДО

    В свете перехода на новый образовательный стандарт многие педагоги испытывают трудности с количеством образовательных облатей и тем багажом учебного материала из предыдущих 9-ти, который теперь спрята...

    «Разработка образовательных областей по ФГОС дошкольного образования для написания образовательной программы для ДОУ»

    Вступление в силу 1 января 2014 года Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013 г. "Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образов...

    Образовательные области по ФГОС

    Образовательные области по ФГОСФедеральный государственный стандарт дошкольного образованияразработан впервые в российской истории в соответствии с требованиямифедерального закона «Об образовании в Ро...

    Консультация для педагогов «Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях по ФГОС ДО»

    Данная консультация по интеграции образовательных областей с учетом ФГОС ДО  будет полезна как  музыкальным руководителям, так и  воспитателям ДОУ. Данный материал основывается на...

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....