Особенности социально-пcихологческой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению (на примере дошкольников, посещавших и не посещавших ясли
опыты и эксперименты по теме

Проколова Нина Сергеевна

Статья по проблеме социально-психологической адаптации дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности социально-пcихологческой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению (на примере дошкольников, посещавших и не посещавших ясли)».

Нина Сергеевна Проколова, воспитатель I квалификационной категории

        Наше исследование обусловлено возрастающим интересом современной науки к проблеме адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению. Связано  это c тем, что поступление ребенка в детский сад является  новым периодом в его жизни и сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождающимися  изменениями в поведенческих реакциях.         Большой интерес для современной психологии и педагогики детства представляет проблема социальной адаптации детей при условии опыта посещения ясельной группы.

Объектом исследования является социально-психологическая адаптация в дошкольном возрасте.

        Под социально-психологической адаптацией понимается процесс, который происходит при изменении условий социальной среды и связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики либо личности в целом. 

Предметом исследования является особенности социально-психологическая адаптация в дошкольном возрасте.

Успешность социально-психологической адаптации тесно связан с психологическими характеристиками личности ребенка, с особенностями его поведения. Особенностями дезадаптации детей является повышенная тревожность и негативные, депрессивные эмоции.

Целью работы является выявление особенностей социально-психологической адаптации к  дошкольному образовательному учреждению на примере детей, посещавших и не посещавших ясли.

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по заявленной проблеме позволил сформулировать гипотезу, имеющую следующее допущение: между дошкольниками, посещавшими и не посещавшими ясельную группу дошкольного образовательного учреждения, существуют различия в уровне социально-психологической адаптации. Мы предполагаем, что дошкольники, не посещавшие ясли более тревожны,  у них преобладают негативные эмоции.

Цель и гипотеза исследования определили постановку задач:

        1. Теоретически исследовать проблему социально-психологической адаптации дошкольников.

        2. Рассмотреть этапы социально-психологической адаптации к дошкольному образовательному учреждению, ее условия и факторы.

3.  Проанализировать эмоционально-личностные индикаторы социально-психологической адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

4. Эмпирически исследовать особенности социально-психологической адаптации детей (посещавших и не посещавших ясельную группу) к дошкольному образовательному учреждению.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют: личностно-деятельностный подход к развитию личности ребенка (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), работы А.В. Мудрика, М.Р. Битяновой, Е.В. Руденского, К.Р. Роджерса в области социально-психологической адаптации детей и взрослых.

Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:

1. Общенаучные: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация полученных теоретических и эмпирических данных.

2. Организационные: сравнительный метод – сопоставление групп.

3. Эмпирические: анкетирование, наблюдение, тестирование.

4. Обработки данных: качественный (дифференциация эмпирического материала по группам, оценка частоты встречаемости различных уровней исследуемых характеристик) и количественный анализ (непараметрический критерий U-Манна-Уитни для сравнения независимых выборок по уровню выраженности количественно измеренного признака).

5. Интерпретационные: структурный (описание различий).

        Обработка данных и графическая презентация результатов осуществлялась с использованием Microsoft Excell и компьютерного пакета статистических программ SPSS (версия 17.0). Достоверность полученных результатов не ниже 1%  уровня значимости.

В исследовании использовались следующие методики:

1. Лист адаптации по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ФГОС ДОУ.

2. Анкета для родителей «Оценка  уровня тревожности ребенка»  А.И. Захарова

3. Анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко

4. Методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний» Е.Ф. Бажина и А.М.  Эткинда

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МКДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида».

Эмпирическую выборку составили 40 детей в возрасте 4-5 лет, из них 20 девочек, 20 мальчиков, средний возраст 4 года, 6 месяцев.

                Структура работы соответствует логике организации теоретико-эмпирического исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список (56 источников) и приложений. Содержание работы проиллюстрировано 2 рисунками, 4 таблицами.  

Основной целью эмпирического исследования является выявление особенностей социально-психологической адаптации к дошкольному образовательному учреждению на примере детей, посещавших и не посещавших ясли.

На первом этапе эмпирической работы составлен банк диагностических методик, направленных на оценку социально-психологической адаптации, ее эмоционально-личностных индикаторов.

На втором этапе работы применены эмпирические методы сбора фактического материала – наблюдение, анкетирование, тестирование.

На третьем этапе эмпирической работы по результатам диагностического исследования с использованием качественного и количественного интерпретационных методов выявлены достоверные различия в характеристиках социально-психологической адаптации к дошкольному образовательному учреждению между детьми, посещавшими и не посещавшими ясли.

Эмпирическая выборка: 40 дошкольников в возрасте от 4 до 5 лет. Из них одна группа (18 детей), посещавших ясельную группу дошкольного образовательного учреждения, т.е. на момент поступления в детский сад им было в среднем по 2 года 6 месяцев. Вторая группа (22 дошкольника) дети, которые не посещали ясельную группу, т.е. на момент поступления в детский сад этим им исполнилось 3-3,5 года.

Обе группы дошкольников находятся в ситуации адаптации. Дети из яслей перешли из младшего корпуса в старший, следовательно, условия пребывания в детском саду изменились (другие педагоги и характер педагогического воздействия, новое помещение с иной обстановкой). Вторая группа детей продолжает посещать ясельный корпус, но был сменен педагогический и вспомогательный персонал. Особенностью этих дошкольников является то, они поступили в группу детского сада в 3-х летнем возрасте, и круг общения и социальных контактов ограничивался только близкими родственниками. Педагогическое воздействие до поступления в детский сад не осуществлялось.

Процесс эмпирического анализа проходил в три этапа.

На первом этапе эмпирической работы составлен банк диагностических методик, направленных на оценку социально-психологической адаптации, ее эмоционально-личностных индикаторов.

На втором этапе работы применены эмпирические методы сбора фактического материала – наблюдение, анкетирование, тестирование.

На третьем этапе эмпирической работы по результатам диагностического исследования с использованием качественного и количественного интерпретационных методов выявлены достоверные различия в характеристиках социально-психологической адаптации к дошкольному образовательному учреждению между детьми, посещавшими и не посещавшими ясли.  

На основе качественного анализа данных мы можем сделать следующие выводы:

1. Доля детей  с успешной адаптацией в группе, посещавших ясли, составляет 50 %,  условной - 25 %, дезадаптацией - 25 %.  Детей с успешной адаптацией в группе, не посещавших ясли, - 20 %, с условной - 10 % и с дезадаптацией - 70 %.

Анализируя данные по шкалам листа адаптации (аппетит, сон, бодрствование, настроение, индивидуальные особенности, индивидуальные проявления, познавательный интерес, заболеваемость) наблюдается следующее, что в группе дошкольников, не посещавших ясли, имеются проблемы относительно измеряемых параметров.

2. Доля детей  с высоким уровнем тревожности больше в группе дошкольников, не посещавших ясли. В группе дошкольников, посещавших ясли,  72,2 % детей с низким уровнем тревожности, 27, 8 % детей со средним уровнем трвежоности, детей с высоким уровнем тревожности в группе нет.  В группе дошкольников, не посещавших ясли, детей с высоким уровнем тревожности 4,6 %, со среднем уровнем 63, 6%,  с низким уровнем 31,8 %.  

3. Доля детей с преобладанием негативных эмоций в начале дня в группе дошкольников, не посещавших ясли, 86,4 %. В группе дошкольников, посещавших ясли - 11,1 %.

Следует отметить, что к концу занятий в ДОУ количество детей с положительным эмоциональным состоянием увеличивается в обеих группах дошкольников. Данный факт свидетельствует о положительной динамике, о том, что эмоциональное состояние приобретает положительную окраску благодаря педагогическому воздействию.

        Качественный анализ данных по двум группам выявил различия в характеристиках социально-психологической адаптации и эмоционально-личностных индикаторах адаптации.

Полученные данные подвергнуты количественному анализу методом математической статистики критерием Манна-Уитни. Были выявлены следующие достоверные различия между группами «дошкольников, посещавших ясли» и «дошкольников, не посещавших ясли» по параметрам:

 «адаптация» (U=82,5, при р<0,001) Листа адаптации

 «уровень тревожности» теста Лаврентьевой,  Титаренко (U=101,5, р<0,001 )

«уровень тревожности» анкеты А.И. Захарова (U=121, при, р<0,01)

«эмоциональное состояние» (U=104, при р<0,01) методики Эткинда

Таким образом, дошкольники, посещавшие и не посещавшие ясли, отличаются характером социально-психологической адаптации по уровню тревожности и эмоциональному состоянию. Это означает, что дошкольники, посещавшие ясельную группу ДОУ, характеризуются успешной адаптацией: они менее тревожны, их эмоции имеют положительную характеристику. Дошкольники, не посещавшие ясли, характеризуются высоким уровнем тревожности и проявлением негативных эмоций, следовательно они более дезадаптированы.

Цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза подтверждена.

Практическая значимость:  данной работы состоит в том, что основные выводы могут служить базой для дальнейших исследований вопросов социально-психологической адаптации дошкольников к дошкольному образовательному учреждению. Так же данный материал может быть полезен воспитателям  при планировании воспитательно-образовательного процесса, родителям при решении вопроса о возможности посещения ясельной группы их ребенком, с учетом выявленных особенностей социально-психологической адаптации.

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков /А.В. Аверин. – СПб.,1998. – 187 с.

2.Айзенк, М. Психология: комплексный подход / М. Айзенк.  – Мн.: Новое знание, 2002. – 832 с.

3. Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Когнитивная психология: сб.ст.; под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 7-11.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология. учебник для вузов /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

5.Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций / П.К. Анохин. – М.:Наука, 1973. - С. 5-61.

6. Артюхова, Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса / Т.Ю. Артюхова // Сибирский психологический журнал. – 2005. – №22. – С.49.

7. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура.  – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2000. – 321 с.

8. Баюкова, Н.О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде: автореф. дис.: канд. пед. Наук / Н.О. Баюкова. –  Магадан, 2007. – 21 с.

9. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин.  – М.: «Наука», 1998. – 270 с.

10. Битянова, М.Р. Организация психологической службы в школе\ М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. -298 с.

11. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. у,н-та, 1982. – 200 с.

12. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский – М.; Лабиринт, 1999.- 352 с.

13. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 2. – 502 с.

14. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - АСТ, Харвест, 2001. – 700 с.

15. ГОСТ Р 30384-2013: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Мин. обр. науки РФ. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016. – 39 с.

16. Дерманова, И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности \И.Б. Дерманова // Вестник СПб. ун-та,1996. – Сер.6, вып.1. – №6. – С. 59-67.

17. Дружинин, В.Н. Психология В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. – 656 с.

18. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов О.Ю. Ермолаев. – М.: МПСИ, Флинта, 2006. – 336 с.

19. Изотова, Е.И. Эмоциональная сферы ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 215 с.

20. Завьялова, Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации человека \ Е.К. Завьялова // Вестник Балтийской педагогической академии. – СПб.,2001. –Вып.40. – С. 55-60.  

21. Имедадзе И.В. Потребность и мотивов поведения человека \ И.В. Имедадзе. – М: Наука, 1989. – 454 с.

22. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации \ В.П. Казначеев. – Новосибирск, 2000. – 192 с.

23 Кисенова, Р.Х. К проблеме исследования факторов адаптации личности / Р.Х Кисенова \\ Актуальные проблемы психологии личности: ст. по матер. I междунар.науч.-практ.конф. - Новосибирск: СибАк, 2009. - С. 23-29.

24. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми \ Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2006. 345 с.

25. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций \ В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006 – 352 с.

26. Ларионова, С.А. Социально - психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика \ С. А. Ларионова. – Белгород, 2002. – 200 с.

27. Милославова, Н.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Под ред. Б.Д. Парыгина. Учен.записки ЛГПИ им А.И. Герцена. – Л., 1973.  С. 119.

28. Медведев, В.И. Адаптация человека / В.И. Медвеев. – СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. – 584 с.

29. Морозов, А.В. Проблемы социально-психологической адаптации / А.В. Морозов // Русский Гуманитарный Интернет-Университет: URL: http://www.i-u.ru/

30. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е. Л. Набойкина. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

31. Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров.  – СПб.: Питер, 2006. – 286 с.

32. Нгуен, М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте / М.А. Нгуен // Культурно-историческая психология. –  2007. – №3. – С. 46-51.

33. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. – Ереван: АН Армянской ССР, 1988. – 263 с.

34. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. – М.: «КСП+», 2003. – 154 с.

35.        Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – СПб.: Питер, 2003. - 192 с.

36. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головит, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2000, – 704 с.

37. Прихожан, А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - М., 2009. – 192 с.

38. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: псих. Природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М., 2000. – 304 с.

39. Программа  воспитания и  обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н.Е Веракса,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильева. – М.:«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012. – 208 с.

40. Психология детства: учебник/ под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм–Еврознак., 2006. – 350 с.

41. Реан,А.А. Психология детства / А.А. Реан. – СПб.,2003.– 340 с.

42. Рогов Е.И. Настольная книга практикующего психолога в образовании / Е.И.Рогов. – М.: Просвещение, «ВЛАДОС»., 1995. – 291 с.

43. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. – СПб.: Речь, 2006. – 366 с.

44. Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект / М.В. Ромм. – Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН. – 2002. – 275 с.

45.        Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство "Питер". – 592 с.

46. Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В. Руденский. –  М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 244 с.

47. Смиронова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2003. – 129 с.

48. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. – Р-нД.:Феникс, 2009. – 672 с.

49. Степанов, С.С. Азбука детской психологии / С.С.Степанов. – М.,2004. – 250 с.

50. Субботинский, Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В.Субботинский. – М.,1991. – 177 с.

51. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М., Просвещение – ВЛАДОС, 1995. – 291 с.

52. Урунтаева, Г.А. Дошкольный возраст. Хрестоматия / Г.А. Урунтаева. –  М.: Академия, 2001. – 475 с.

53. Ушаков, И.Б., Сорокин, О.Г. Адаптационный потенциал человека // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук.– М.,2004.– №3.– С.8–13.

54. Хабирова, Е.Р. Тревожность и ее последствия / Е.Р. Хабирова.\\ Ананьевские чтения  – 2003. – С.301-302.

55. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А.Цукерман. – Московский центр качества образования. –М.,2010. – 120 с.

 56. Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И. Царегородцева. – М.: Наука, 2000. – 322 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению».

Консультация для родителей.«Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению».Проходит лето. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в детский сад или продолжать воспитывать ...

«Здравствуй, Детский сад!» (Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению)

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и э...

Психолого-педагогическая коррекция проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения, игры, экскурсии, тренинг с воспитателями адаптационной группы. Так же работа нап...

Консультация для родителей. «Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению».

Консультация для родителей. «Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению»....

Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

       Одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий роди...