«Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ»
консультация по теме

РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ: ЗА И ПРОТИВ!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody_raznovozrastnaya_yurchenkova_m.a.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к организации

 образовательного процесса в ДОУ» 

Подготовила:

Заведующий  МДОУ д/с №14 «Светлячок» п. Целинный

Юрченкова Марина Александровна

                Разновозрастная группа это особый «дошкольный мир», который кардинально отличается от групп, которые посещают дети одного возраста. В своей книге «Исследование  межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников», Смирнова Е.О. писала «Разновозрастная группа детского сада является типичной моделью интегративной группы, в которой объединяются разные по своим физическим и умственным возможностям дети».

                 До недавнего времени на занятиях в детском саду существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу. Основная задача образовательного процесса звучала так:   дать детям определенный запас знаний, умений и навыков.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников

                 В условиях введения ФГОС ДО мы преследуем принцип «Учить для жизни, а не для школы». Весь образовательный процесс в нашем детском саду сейчас ориентирован на развитие у детей определенных качеств, способствующих быстрой социализации детей. Отношения строятся по принципу сотрудничества.

 В практике дошкольного воспитания  всегда существовали разновозрастные группы (РВГ) .  РВГ  имеются зачастую  в малокомплектных д/с, чаще в сельской местности. Специфика воспитательно-образовательной работы в малокомплектных детских садах коренным образом отличается от работы в обычных многогрупповых детских садах. Наполняемость одногрупповых детских садов представлена большим возрастным диапазоном-от1до7 лет.

В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий ДОУ и семьи.

В нашем детском саду возрастной состав группы представлен следующим образом:

  • младшая разновозрастная группа-от1 до 3 лет (1-я и 2-я младшая группы -15 детей)
  • старшая разновозрастная группа- от4 до 7 лет (средняя, старшая-18 детей, подготовительная-14 детей; 32 ребенка)

Делая такое комплектование разграничений возраста мы облегчаем организацию режима и воспитательно- образовательного процесса. Работа в малокомплектном детском саду с разновозрастным комплектованием групп осложняется целым рядом факторов, которые необходимо учитывать при планировании воспитательно- образовательного процесса.

Решение образовательно-воспитательных задач в данных  смешных  группах  осуществляется с учетом особенностей организация НОД с  детьми  разного возраста в форме НОД по 3  типам:

1) НОД со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для возрастных подгрупп (все рисуют или рассказывают по картинке и т. п.).
2) 
НОД со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).
3) Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или готовится к прогулке).

НОД с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, являются основной формой организации обучения в смешанных группах и широко распространены в нашей практике.
Важным условием, прежде всего, является правильное определение основной темы. Намеченная тема нод обязательно конкретизируется для каждой возрастной подгруппы.

Сразу со всеми детьми начинаются большинство од по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки др.).

Целесообразность одновременного включения всех детей в такого рода од очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп, и воспитатель может дать общие указания. При этом обучающие указания должны быть краткими и четкими. В одних случаях  воспитатель в двух- трех словах говорит о предстоящем  нод и предлагает всем послушать его рассказ, чтение или рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано; одновременно подчеркивается своеобразие цели для детей разных подгрупп (особенно важно выделить цель для более старших детей)

например:

Младшая подгруппа – описывать предметы, называя характерные признаки, пересказывать содержание картины по вопросам воспитателя.

Старшая подгруппа – уточняют и расширяют ответы младших и  последовательно рассказывают об изображенном на картине без помощи воспитателя.

В этом случае речь и действия старших выступают в качестве своеобразного образца.

Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент нод все дети были активны. И естественно, к детям разного возраста предъявляются, и разные речевые задачи.

На других занятиях: по рисованию, лепке и другим продуктивным деятельностям, при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с младшей подгруппой. Указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими детьми возможности приступить к работе.
На занятиях продуктивной деятельности мы создаем такие  условия, при которых одинаковое задание упрощается или усложняется в зависимости от задач обучения и возраста детей.

Например: Аппликация на тему «Весенние цветы» 

Средняя подгруппа – учатся вырезать цветы и листья из квадратов и прямоугольников, закрепляют умения вырезание округлых форм путем закругления углов, сложенной гармошкой;  развивать композиционные умения.

Старшая подгруппа – задача усложняется – дети знакомятся с новым видом аппликации – торцеванием (серединку у нарцисса – дети делаю из гофрированной бумаги – способом торцевание)

ОД, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются по подгруппам. Первыми заканчивают дети средней подгруппы, затем через 5-10 минут завершают работу дети старшей подгруппы.

На занятиях по конструированию ставиться задача,  соорудить одну и ту же постройку, но по-разному:

Например, все строят мост,

младшей подгруппы – такой, какой построил педагог, в качестве образца,

а дети старшей подгруппы – такой высоты, чтобы под ним могла проехать игрушечная машинка.

Вот таким образом решаются образовательно-воспитательные задачи в нашей разновозрастной группе, и конечно учитываются возрастные особенности каждой подгруппы и каждого ребенка в целом.

                 Полагаю, что педагоги малокомплектных детских садов, как и педагоги нашего детского сада, испытывают трудности в реализации объема образовательной программы. Трудности заключаются, прежде всего, в том, как сгруппировать материал трех- двух возрастных целевых ориентиров в одну непосредственно образовательную деятельность. Необходимо выбрать и грамотно распределить по времени разнообразные формы работы, которые позволят решить задачи, как минимум трех-двух  возрастных групп и при этом учитывая требования СанПиН о допустимом объеме образовательной нагрузки. Нет в достатке методической литературы которую мы могли бы применить. Ежегодно педагогический коллектив частично меняется. Беря одну тему, мы вынуждены обновлять ее, видоизменять. Каждый день педагог должен разработать и провести 2 – 3 занятия.

Содержание НОД намечается таким образом, чтобы дети не утомлялись и излишне не напрягались. При выборе программных задач воспитатель учитывает возрастной состав группы. Например, если самая большая подгруппа - дети 5-6 лет, за основу берутся задачи для этой подгруппы; для детей другого возраста задачи облегчаются или усложняются. Но темы занятий воспитатель по возможности выбирает общие или близкие по смыслу.

Например, старшие дети лепят персонажей по сказке «Колобок» (встреча одного из героев с колобком), младшие — зайца (по типу игрушки-неваляшки) и т. д.

Дети одного возраста объединяются в ходе НОД за одним-двумя столами или по рядам, что облегчает руководство.

Иногда виды деятельности могут и не совпадать. Скажем, в том случае, когда одной подгруппе дается более легкое задание на повторение пройденного, и дети могут использовать свой личный опыт, проявить самостоятельность, а педагог больше внимания уделяет другой подгруппе.

В разновозрастной группе воспитатель использует разные варианты организации занятий. Он может, например, дать сначала задание старшим детям, затем пригласить малышей, но заканчивают НОД все одновременно. Или все получают задание одновременно, но малыши, закончив раньше, выходят из-за стола, идут играть или одеваться на прогулку под присмотром помощника воспитателя. В разновозрастных группах во время НОД по замыслу младшие дети иногда затрагивают темы, характерные для старших: рисунок, лепка становятся богаче по содержанию, разнообразнее по тематике. Однако не следует форсировать их обучение тем графическим навыкам и умениям, технике лепки и аппликации, которые включены в программу старших групп.

РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ: ЗА И ПРОТИВ!

В разновозрастных группах  старшие учатся заботиться о младших, быть примером. Происходит передача опыта старших детей — младшим, для которых старшие являются и образцом поведения и организаторами их деятельности.
        В ряде случаев опосредованное воздействие педагога через старших дошкольников на младших оказывается эффективнее, чем прямое влияние взрослого. Разновозрастной состав группы  сада имеет преимущество перед одновозрастным в развитии речи младших детей.
Малышам есть с кого брать пример и за кем тянуться, и они развиваются быстрее.
        Некоторые дети опережают сверстников по развитию и им намного интересней общаться и играть со старшими.
В разновозрастной группе   в выигрыше оказываются и дети постарше, и малыши. Общение с более старшими детьми и забота о маленьких стимулирует развитие и тех и других.

        И очень важно у малышей и детей постарше разный уровень восприимчивости к простудным заболеваниям. Смешанная группа с большей вероятностью «продержится» и не уйдет на карантин во время эпидемии гриппа и других сезонных заболеваний.

      Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.

        Старшие дети – наши активные помощники в течение всего дня. Им уже можно давать конкретные задания и требовать их выполнения. Например, убрать игровое место после свободной игры. В принципе к этой уборке  мы привлекаем всех детей, но по-разному.  Малыши трех с половиной – четырех лет участвуют в уборке, подражая воспитателю. Однако и те и другие участвуют в уборке только до тех пор, пока у них сохраняется интерес к самому процессу. А вот для старших детей это работа, которую им надо довести до конца, и воспитатель должен проконтролировать это.

        И конечно, дети всех возрастов любят подвижные игры, которые важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

        Еще несколько слов о свободной игре, которая является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка.

       Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют  дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. Например, старшие устраивают для маленьких кукольный театр, или сооружают парк с аттракционами, куда можно пройти по купленным в кассе билетам. Или строят поезд и везут всех желающих к морю, а малыши с радостью становятся пассажирами. В таких играх большие дети учатся заботиться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. И это очень важно, особенно для тех ребят, у которых нет младших сестер и братьев.

          Хотелось бы остановиться на еще одном аспекте разновозрастной группы. В такой группе у ребенка есть возможность меняться. Даже если ребенок робок и слаб, наступает такой момент, когда он становится старшим в группе. Он – на виду, к нему прислушиваются, от него ждут помощи младшие дети и воспитатель. Он действительно становится помощником воспитателя, он помогает освоиться в группе новым детям. Иногда его просят организовать и провести небольшую игру. Вместе с воспитателем он показывает кукольный спектакль всем детям. Так ребенок обретает уверенность в себе, учится устанавливать контакт с незнакомыми детьми, что очень важно для будущего школьника.

         Конечно, работа в разновозрастной группе требует от воспитателя повышенного внимания, гибкости, глубокого знания всех этапов развития ребенка, то есть крайне серьезной подготовки. В такой группе собраны вместе дети трех, а иногда и четырех возрастных ступеней. При этом очень важно, чтоб в каждой возрастной подгруппе было достаточное количество детей (особенно это важно для старших). Поэтому разновозрастная группа не должна быть малочисленной – не менее двенадцати человек. Необходимо постоянное присутствие в группе двух воспитателей: один поддерживает игру малышей, другой выполняет текущую работу, привлекая к этому старших детей. Тогда в группе не будет скуки, в ней поселятся тепло и радость.

      Таким образом, мы видим, что в разновозрастной группе без каких-либо специальных разъяснений воспитателей, только путем творческого подражания младших детей старшим у ребенка формируется действительно правильное социальное поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

Современные подходы к организации педагогического процесса, способствующие качественному образованию.

Инновации в управленческой деятельности.Инновация в содержании  образования....

Современные подходы к организации педагогического процесса, способствующие качественному образованию.

Инновации в управленческой деятельности.Инновация в содержании  образования....

Важность дидактической игры в организацииобразовательного процесса

Всвязи с важностью  игровой деятельности детей, совершенствования методики руководства педагогами детской игрой, с необходимостью совершенствования организации детсткой игровой деятельности был з...

Консультация для педагогов ДОУ «Современные подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов ДОУ«Современные  подходы к планированию образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»...

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему "Вода - волшебница" (старшая группа, 4-я неделя апреля)Образовательные области по ФГОС; Виды детской деятельности (ФГОС); Содер...

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации целостного интегрированного образовательного процесса в ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования...