Методическая разработка по теме: "Системный оператор как средство талантливого мышления"
методическая разработка на тему

Корнева Лидия Николаевна

Формирование системного мышления детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnyy_operator_triz.docx71.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№141»

Методические разработки по теме: «Системный оператор как средство талантливого мышления»

Составитель: Корнева Л.Н.

Воронеж 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Формирование системного мышления детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии………………………………………………3

Перспективный план работы по формированию системного мышления детей дошкольного возраста (Приложение 1)……………………………………….8

Конспекты занятий для всех возрастных групп с применением игр на развитие системного мышления (Приложение 2)……………………………21

Игры по формированию системного мышления детей дошкольного возраста (Приложение 3)…………………………………………………………………32

Работа с родителями (Приложение 4)………………………………………..35


ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

В условиях современной системы образования проблема развития системно-логического мышления  детей приобретает особую актуальность.

Изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно

изменять и преобразовывать нашу жизнь; интенсивно ведутся поиски новых механизмов воспитания творческой личности; исследуются, апробируются и внедряются в учебно-воспитательный процесс ДОУ новые рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии; определяется их место и значимость в эмоциональной и интеллектуальной структуре личности.

В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как системный оператор. Изучила возможности метода для активизации мышления и воображения детей 3–4 лет. Разработала перспективное планирование по формированию системного мышления (Приложение 1), конспекты занятий с применением игр на развитие системного мышления (Приложение 2), также подготовила картотеку творческих заданий (Приложение 3), которые способны развить в ребенке 3–4 лет некоторые мыслительные операции системного характера. Эти творческие задания объявляются детям как игры, проводятся в режимные моменты или являются частью занятия развивающего характера.

Используемый метод системного анализа хорош тем, что он расширяет информационное поле, прекрасно тренирует память, концентрирует внимание, развивает мыслительную деятельность ребенка и, конечно, развивает речь и воображение.

Организуя свою работу с детьми, руководствовалась основным положением ТРИЗ: системы развиваются по объективно существующим законам. Эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения творческих задач. Задачи обучения и игровые упражнения были распределены следующим образом:

В 1-й младшей группе:

обучать детей выделять свойства предметов;

обучать умению сравнивать системы через игры «Белый, как что», «На что это похоже», «Что умеет делать?», включая их в разные виды деятельности;

использовать прием «эмпатии» для развития образного мышления и формирования умений действовать согласно выбранному образу. Например, педагог – мама курочка, все

дети – цыплятки. Дети показывают, как цыплята клюют зерна, купаются, щиплют травку и т. д.

Во 2-й младшей группе:

продолжать начатую ранее работу, но при сравнении систем расширить диапазон характеристик предмета. Для этого использовались следующие игры: «Круглый, как что?», «Раз, два, три, ко мне беги…», «Чем мы с тобой похожи», «Теремок».

  • обучать выявлению подсистемных и надсистемных связей: «Из чего это?», «Где живет (работает)?».

познакомить к концу года детей с игрой «Паровозик», направленной на    отработку временной зависимости объекта.

выявлять с помощью игры «Хорошо-плохо» положительные и отрицательные свойства объектов и явлений.

В средней группе:

развивать системное мышление через игры «Что было бы, если убрать часть», «Что можно сказать о предмете, если там есть…», «Чем мы с тобой похожи», «Чем был - чем стал».

Установлено, что целесообразно организовать работу с детьми 4–5 лет с помощью системного оператора на материале раздела «Ознакомление с живой природой». В качестве объектов изучения необходимо брать представителей живой природы: рябина, заяц, лягушка, воробей и др.

На протяжении всего старшего дошкольного возраста начатая работа имела свое продолжение. Знакомые детям игры использовались с усложнением. При этом значительно расширился кругозор детей.

Алгоритм системного мышления 

Автор и разработчик данного алгоритма – Г.С.Альтшуллер.

  1. Выбор объекта и определение его функции или свойства.
  2. Определение линии развития как собственно объекта, так и его функции или свойства.
  3. Выявление составляющих объекта.
  4. Определение оснований для построения классификационной группы, к которой принадлежит объект выснение основного места обитания или функционирования.
  5. Сравнение объекта с другими по разнообразным признакам  

Системный подход при изучении и обследовании объекта ориентирует исследователя на раскрытие:

- целостности объекта;

- выявление разнообразных связей (внутренних и внешних);

- сведение в единую картину всех знаний об исследуемом объекте.

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором». Состоит, как минимум, из 9 экранов.

6 ПНС

3 НС

9 БНС

 4  ПРС

  1 С

 7 БС

5ПРПС

2 ПС

8 БПС

Всякая система имеет ограниченную область эффективного использования (функцию). Под функцией понимается способность объекта изменять что-то другое. Любая система создается для выполнения полезных функций. Виды функций: основная и вспомогательная. Например, пылесос: основная функция – сокращать количество пыли в окружающей обстановке, вспомогательная – окрашивать стены, использовать для отдыха в качестве табурета и т.д.

Основная функция

  • объектов рукотворного мира – сохранять, изменять что-то, функцией объекты наделяет создавший их человек;
  • объектов живой природы – размножаться, изменяться во времени, преобразовывать одни формы энергии в другие;
  • объектов неживой природы – изменяться в сторону дробления до бесконечности (гора – камень – песок – микроэлементы); создавать основу для жизни объектов живой природы (живые объекты живут внутри неживого и используют неживое для жизни).

Система функционирует в какое-то определенное время, в определенном месте, взаимодействует с другими объектами. Любая система имеет антисистему (зима – лето), любая функция имеет антифункцию (охлаждать – нагревать), любое свойство имеет антисвойство (горячий – холодный).

У каждого объекта есть надсистема: по месту нахождения (солнце – на небе, в книге и т.д.), по принадлежности к квалификационной группе (солнце – объект неживой природы или звезда).

Каждая система состоит из подсистемы, включающей в себя минимум частей, без которых она не может работать.

 

Условные обозначения:

С – система

НС – надсистема

ПРПС – прошлое подсистемы                                                    

БС – будущее системы

ПС – подсистема

ПРС – прошлое системы

ПНС – прошлое надсистемы

БНС – будущее надсистемы

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Рассматривание системы с точки зрения иерархии (система, надсистема, подсистема) обеспечивает структурно-компонентный подход анализа объекта.

Существует так же генетический подход, изучающий становление системы, последовательность развития, ее исчезновение или замену другой системой. Генетический подход позволяет рассмотреть развитие системы во времени: прошлое, настоящее, будущее. Прошлое системы рассматривается с точки зрения ее появления (дерево в прошлом было семенем), с точки зрения исторического развития функции системы. При рассмотрении объектов живой природы по оси времени всегда показывается цикл их развития, который постоянно повторяется (все объекты живой природы размножаются, старятся, умирают и становятся питанием для новых объектов).

Контрольные вопросы по систематизации объектов живой природы:

  1. Это кто? Какое оно? (набор признаков)
  2. Что умеет делать? (действия, способы существования)
  3. Из каких частей состоит?
  4. Где живет? (Находится?) К какому классу относится?
  5. Что надо объекту, чтобы оно подросло? (условия жизни)
  6. Какое теперь стало? Чем отличается от прошлого?
  7. Из каких частей стало состоять?
  8. Где теперь обитает? (на 7-9 экран повтор вопросов 4-6).


Объекты рукотворного мира наиболее целесообразно рассматривать с точки зрения исторического развития функции, т.к. объекты рукотворного мира – это не развивающиеся сами по себе системы, они создаются и со временем исчезают (разрушаются), а их функции изменяются, совершенствуются или сворачиваются.

Развитие объектов рукотворного мира идет в следующем направлении:

  1. Повышение идеальности системы за счет увеличения количества положительных функций и уменьшения фактора расплаты.
  2. Идеальный конечный результат (ИКР) развития системы.
  3. Функция сворачивается.

Повышение идеальности объекта можно проследить на следующем примере:

ПНС

утварь

НС

Электробытовой

прибор

БНС

электробытовой

прибор

ПРС

веник

С

пылесос

БС

моющий

пылесос

ПРПС

прутья

бечевка

ПС

мотор, корпус,

щетки, пылесборник, шнур,

и т.д.

БПС

то же +

резервуар для

жидкости

Все системы изменяются в соответствии с объективными законами. Каждая система в прошлом и будущем являлась (или будет являться) частью чего-то или относится к какой-либо классификационной группе, а также состояла (или будет состоять) из каких-то частей.

В итоге, системный оператор представляет собой замкнутый цикл, в котором все экраны взаимосвязаны.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задачи обучения установлению системных связей

Младший возраст

Выявление функций объектов

Учить детей выделять у объекта его главное назначение. Обозначать словом действие по отношению к нему или с ним. Различать объекты живой природы по многофункциональности. Дать знания о том, что представители животного мира могут видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус и ощущать телом.

Выявление подсистемных связей

Познакомить детей с признаком объекта – его частью. Учить обозначать словом основные части знакомых объектов и рассказывать об их назначениях. Учить детей находить общие части у разных объектов. Учить дополнять объект какой-либо частью и обозначать ее значение (полуактивный этап).

Выявление надсистемных связей

Познакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта. Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (полуактивный этап).

Определение линии развития объекта

Учить детей выстраивать линию развития у объектов. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по будущему объекта. Учить устанавливать причинно-следственные связи относительно развития.

Выявление ресурсов объектов

Учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы). Побуждать рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.

Сравнение систем

Учить детей сравнивать два объекта между собой по признакам: цвет, форма, размер, назначение. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

Классификация объектов

Учить детей делить объекты на группы: природный, рукотворный, где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам. Учить делить объекты природного мира на группы: живые, неживые, и объяснять основания такого деления.

месяц

содержание деятельности

задачи

методы и приемы (игры)

Октябрь

Формирование умения выявлять функции объекта

  • Учить детей выделять у объекта его главное назначение. Обозначать словом действие по отношению к нему или с ним.

1.«Что умеет делать?»

2. «Мои друзья»

Ноябрь

Определение линии развития объекта.

Универсальные системные игры (У.С.И.)

  • Учить детей выстраивать линию развития у объектов природного и рукотворного мира.
  • Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по будущему объекта.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи относительно развития.

1.«Чем был – чем стал»

2.«Раньше - позже»

3.«Паравозик»

4.У.С.И. «Медведь», «Настольная лампа»

Декабрь

Формировать умения выявлять нансистемных связей.

Универсальные системные игры (У.С.И.)

  • Познакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта.
  • Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (полуактивный этап).

1.«Где живет?»

2.У.С.И.  «Дерево», «Ромашка», «Астра».

Январь

Определение подсистемных связей объекта.

У.С.И.

  • Познакомить детей с признаком объекта – его частью.
  • Учить обозначать словом основные части знакомых объектов и рассказывать об их назначениях. Учить детей находить общие части у разных объектов.
  • Учить дополнять объект какой-либо частью и обозначать ее значение (полуактивный этап).

1.«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

2.У.С.И. «Голубь», «Цыпленок».

Февраль

Объединение над- и под- системы объекта

У.С.И.

Классификация объекта.

  • Учить детей выделять систему, подсистему, надсистему объекта.
  • Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
  • Учить детей делить на группы (природный и рукотворный мир), где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам.

1.«Волшебный светофор».

2.«Хорошо – плохо».

3.У.С.И. «Воробей», «Ручка».

4.«Все в мире перепуталось»

Март

Формирование умения выявлять ресурсы объекта.

У.С.И.

Классификация объекта.

Учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы).

  • Побуждать рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.
  • Учить делить объекты на группы: живая, неживая природа.

1.Сюжетно-ролевая игра (подбор предметов-заместителей).

2.«Аукцион».

3.У.С.И. «Книга», «Заяц».

4.«Все в мире перепуталось»

Апрель

Сравнение систем.

У.С.И.

  • Учить детей сравнивать два объекта между собой по признакам: цвет, форма, размер, назначение.
  • Побуждать рассказывать об итогах сравнения.
  • Развивать ассоциативность мышления.
  • Учить детей находить общие части у разных объектов.

1.«Раз, два,три… ко мне беги!».

2.«На что похоже».

3.«Теремок».

4.У.С.И. «Лягушка», «Рыба», «Колобок».

Май

Классификация объектов.

У.С.И.

  • Учить детей делить объекты на группы: природный, рукотворный, где каждая группа имеет свое постоянное место по определенным признакам.
  • Учить делить объекты природного мира на группы: живые, неживые, и объяснять основания такого деления.

1.«Все в мире перепуталось».

2.У.С.И. «Машина», «Тесто».

3.Продуктивная деятельность – лепка, работа с тестом.

Задачи обучения установлению системных связей

Средний  возраст

Выявление функций объектов

Учить детей выделять у объекта его главное назначение - функцию.

Выявление подсистемных связей

Продолжать знакомить детей с признаком объекта – его частью. Учить обозначать словом основные части любых объектов и рассказывать об их назначениях. Учить детей находить общие части у разных объектов. Учить сравнивать объекты по наличию общей части. Учить заменять одну часть другой с целью улучшения функционирования рукотворного объекта.

Выявление надсистемных связей

Продолжать знакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта. Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (активный этап). Учить детей определять основную классификационную группу объекта.

Определение линии развития объекта

Продолжать учить детей выстраивать линию развития у объектов. Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по будущему объекта. Учить устанавливать причинно-следственные связи относительно развития. Уточнять представления детей отом, что развитие живого организма зависит от окружающего мира (тепло, свет, вода, пища, воздух). Учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью фантастических преобразований.

Выявление ресурсов объектов

Продолжать учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы). Побуждать рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.

Сравнение систем

Продолжать учить детей сравнивать два объекта между собой по признакам: цвет, форма, размер, назначение, материал, часть, место. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

Классификация объектов

Учить детей разделять объекты природного мира на группы: живые, неживые. В разделе «живая природа» выделить группы: насекомые, звери, птицы, человек, растения, грибы. Учить делить объекты рукотворного мира на группы: одежда, мебель, транспорт, посуда. Учить классифицировать объекты неживой природы по наличию в них твердого, жидкого и газообразного вещества.

        

месяц

содержание деятельности

задачи

методы и приемы (игры)

Октябрь

Формирование умения выявлять функции объекта.

Классификация объектов материального мира.

У.С.И.

  • Учить детей выделять у объекта его главное назначение.
  • Закрепить знания о том, что представители животного мира могут видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус и ощущать телом.
  • Учить детей разделять объекты природного мира на группы: живые и неживые.

1.Игра «Что умеет делать?».

2. «Мои друзья.

3. «Дразнилка»

4. «Все в мире перепуталось»

5.У.С.И. «Птицы».

Ноябрь

Определение линии развития объекта

  • Продолжать учить детей выстраивать линию времени у объектов живой природы.
  • Побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя по линии развития живого объекта.
  •  Уточнять представления детей отом, что развитие живого организма зависит от окружающего мира в котором должно быть тепло, свет, вода, пища, воздух.
  • Учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью фантастических преобразований.
  • Учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию и эту функцию выполнял раньше старинный объект.
  1. «Чем был – чем стал»
  2. «Раньше-позже»
  3. «Паровозик»
  4. У.С.И. «Самолет», «Ракета».

Декабрь

Формировать умения выявлять надсистемных связей.

Классификация объектов материального мира.

У.С.И.

  • Продолжать знакомить детей с признаком места, учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта.
  • Учить детей перемещать объект из одного места в другое и оговаривать значение этого перемещения (активный этап).
  • Учить детей определять основную классификационную группу объекта.
  • Развивать системное мышление.
  • Учить разделять объекты живой природы на группы: насекомые, звери, птицы.

1.«Где живет?»

2.«Методика маленьких человечков».

3.У.С.И. «Компьютер».

4.«Все в мире перепуталось».

5.«Вгостях у королевы Природы».

6.«В гостях у живой Природы».

Январь

Определение подсистемных связей объекта.

Классификация объектов материального мира

У.С.И.

  • Продолжать знакомить детей с признаком объекта – его частью. Учить обозначать словом основные части любых объектов и рассказывать об их назначениях.
  • Учить детей находить общие части у разных объектов. Учить дополнять объект какой-либо частью и объяснять ее значение (активный этап).
  • Учить сравнивать объекты по наличию общей части. Учить заменять одну часть другой с целью улучшения функционирования рукотворного объекта.
  • Учить разделять объекты живой природы на группы: человек, растения, грибы.

1.«Что можно сказать о предмете, если там есть…».

2.«В гостях у живой природы».

3.«Данетка».

Февраль

Игры на объединение над-, под- системы объекта.

Классификация объектов материального мира

  • Продолжать учить детей выделять систему, подсистему, надсистему объекта.
  • Учить детей разделять объекты рукотворного мира на группы: одежда, мебель. Побуждать обобщать их по признакам функционирования.
  • Учить сужать поле поиска через классификационную «Данетку».

1.«Хорошо – плохо»

2.«В гостях у королевы Изобретения»

3.«Данетка»

Март

Формирование умения выявлять ресурсы объекта.

Классификация объектов.

У.С.И.

  • Продолжать учить детей видеть неиспользованные возможности конкретного объекта (ресурсы) и самостоятельно рассказывать о том, что может еще объект помимо того, что умеет.
  • Учить приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению и рассказывать об этом.
  • Учить детей разделять объекты рукотворного мира на группы: транспорт, посуда.

1.Сюжетно-ролевая игра (подбор предметов-заместителей).

2.«Аукцион»

3.«Данетка»

Апрель

Сравнение систем.

Классификация объектов

  • Продолжать учить сравнивать два объекта между собой по цвету, форме, материалу, частям, по месту нахождения и назначению.
  • Побуждать рассказывать об итогоах сравнения.
  • Учить детей делить объекты неживой природы классифицировать по наличию в них твердого, жидкого, газообразного вещества.

1.«Раз, два, три… ко мне беги»

2.«На что похоже»

3.«Теремок»

4.«Давай поменяемся»

5.«Найди друзей»

6.«В гостях у королевы Изобретения»

Май

Классификация объектов материального мира.

У.С.И.

  • Продолжать учить делить объекты на группы: рукотворный, природный. Учить объяснятьоснования такого деления. Учить делить объекты природного мира на живую и неживую. В разделе живая природа выделить группы: насекомые, звери, птицы, человек, растения, грибы. Объекты рукотворного мира делить на группы: одежда, мебель, посуда, транспорт. Объекты неживой природы классифицировать по наличию в них твердого, жидкого, газообразного вещества. Учить сужать поле поиска через классификационную «Данетку»

Задачи обучения установлению системных связей

Старший возраст

Выявление свойств и функций объектов

Расширять представления детей о признаках объектов (цвете, форме, размере и т.д.). Отработать умение описывать объект по цвету, называя значение данного признака через сравнительные характеристики. Ввести в словарь специфические характеристики, связанные с именем цвета. Отработать умение описывать объект по размеру учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами размера. Отработать умение описывать объект по форме, ввести в активный словарь слов «бесформенный» (объект, который динамично меняет форму). Отработать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов. Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения. Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира. Закрепить знания о том, что представители животного мира имеют органы чувств.

Выявление подсистемных связей

Уточнить знания детей о том, что улюбого объекта есть часть и сам он является частью более сложного объекта. Учить заменять части у рукотворного объекта и объяснять практическую значимость такой замены.

Выявление надсистемных связей

Упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта, продолжать учить перемещать обект из одного места в другое и объяснять значение этого перемещения. Учить проводить классификационные структурирование по основным и дополнительным признакам объекта.

Определение линии развития объекта

Учить самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы. Побуждать устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится. Продолжать учить замечать изменения рукотворного объекта в зависимости от времени его создания (объект старинный – современный – более современный). Учить замечать в природном мире свойства объектов, которые позволили человеку сделать рукотворное изобретение. Продолжать учить детей выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью  приемов разрешения противоречий.

Решение прогнозных задач

Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворных объектов, при решении использовать три уровня изменения объекта.

Выявление ресурсов объектов

Учить самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах). Продолжать учить приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению. Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях.

Сравнение систем

Учить самостоятельно сравнивать два объекта по 10 и более признакам. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

месяц

содержание деятельности

задачи

Методы и приемы

(игры)

Октябрь

Ноябрь

Формировать умения выявлять свойства и функции объекта.

У.С.И.

  • Расширять представления детей о признаках объектов.
  • Отработать умение описывать объект по цвету, по форме, по материалу, называя значение данного признака через сравнительные характеристики.
  • Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать ощущения.
  • Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира.

1.«Что умеет делать»

2.«Дразнилка»

3.«Мои друзья»

4.ММЧ

Декабрь

Формировать умения выявлять подсистемных связей.

У.С.И.

Учить заменять части у рукотворного объекта и объяснять практическую значимость такой замены.

1.«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

2.«Волшебный светофор»

3.«Хорошо – плохо»

Январь

Формировать умения выявлять надсистемных связей.

У.С.И.

  • Учить проводить классификационные структурирование по основным и дополнительным признакам объекта.
  • Упражнять в обозначении основных мест обитания и функционирования объекта.

1.«Где живет?»

2.ММЧ

Февраль

Определение линии развития объекта.

У.С.И.

  • Учить самостоятельно выстраивать линию развития любого объекта живой природы.
  • Продолжать учить замечать изменения рукотворного объекта в зависимости от времени его создания.

1.«Чем был – чем стал?»

2.«Раньше-позже»

3.«Паравозик»

Март

Решение прогнозных задач

У.С.И.

  • Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворных объектов.

У.С.И.

Апрель

Выявление ресурсов объекта.

У.С.И.

  • Учить самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях объекта.
  • Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях.

«Аукцион»

Май

Сравнение систем.

У.С.И.

  • Учить самостоятельно сравнивать два объекта по 10 и более признакам.
  • Побуждать рассказывать об итогах сравнения.

1.«Раз, два, три… ко мне беги!»

2.«На что похоже?»

3.«Теремок»

4.«Давай поменяемся»

5.«Найди друзей»


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГР НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

Вторая младшая группа

Тема: системный оператор «Лягушка»

Программное содержание:

- закрепить умение детей определять функцию объектов; обозначать словом действие по отношению к нему.

- формировать системное мышление через выявление надсистемных и подсистемных связей.

- учить выстраивать линию развития у объекта.

организация

содержание

Загадка

П: летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это? (лягушка)

С.О. – в центре «лягушка»

П: в гости к нам пришел лягушонок. Он такой весь гладкий и в воде живет. Покажите, как он квакает.

Рассматривается подсистема

П: что может этот лягушонок?

Д: прыгать, плавать, квакать…

П: смотрите, сколько всего умеет лягушонок, а что есть у лягушонка для того, чтобы он прыгал, плавал? (лапки)

П: а чтобы квакал и ловил комаров? (рот, а во рту - язык)

П: еще какие части есть?

Д: тело, глаза, голова.

Игра «Лягушата». Под музыку «лягушата» делают зарядку

П: ребята, давайте превратимся в лягушат. Покажите, как они прыгают, плавают, квакают.

На С.О. – прошлое.

С показом картинок.

П: а раньше каким был лягушонок? (маленьким)

П: откуда же появился лягушонок?

Д: из яйца.

П: это называется икра. Из маленьких икринок сначала появляются головастики. А потом эти головастики превращаются в лягушек.

П: сначала лягушки по размеру какие? (маленькие)

П: какие части появляются? (лапки)

П: а с хвостом что происходит? (хвост исчез)

П: головастики по действию что умеют делать? (умеют плавать)

П: а прыгать умеют как лягушки? (нет)

П: почему? (потому что у них только две лапки)

На С.О. - будущее

П: это было в прошлом. Давайте теперь посмотрим, что будет с нашим лягушонком, когда он вырастет? (это будет большая лягушка)

П: да, по размеру станет побольше. Что он будет делать по действию? (быстро прыгать, сможет спрятаться от врагов, будет ловить комаров, мух, будет громко квакать и т.д.

П: вот сколько всего будет уметь наш лягушонок, когда вырастет. Покажите сейчас.

Рассматривается надсистема.

Игра – составление сравнений.

П: где можно увидеть лягушек?

( в болоте, в траве…)

П: лягушка по цвету такая же зеленая, как…

Д: как зеленая трава, как зеленый мяч…

П: лягушка по размеру такая же маленькая, как…

Д: как маленький мячик, как маленькое яблоко…

П: лягушка по действию так же прыгает, как…

П: лягушка по влажности такая же мокрая, как…

Итог. Рефлексия.

По действию что умеет делать лягушка?

Откуда появилась лягушка?

Где можно увидеть лягушек?

По цвету лягушка какая?

Какая по влажности?

Тема: системный оператор «Заяц»

Программное содержание:

- закрепить умение детей определять функцию объектов. Обозначать словом действие по отношению к нему;

- продолжать учить обозначать словом основные части объекта и рассказывать об их назначениях.

организация

содержание

Игра «Мои друзья».

Дети сидят полукругом. На столе лежит набор картинок (объекты природного мира) изображениями вниз.

П: ребята, передо мной лежат картинки. Каждый из вас по очереди выбирает одну из картинок (выбираю любое свойство и называю его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему).

П: где можно встретить все эти объекты по месту? (в лесу)

П: совершенно верно, все эти животные живут в лесу. А сегодня на волшебном экране мы с вами рассмотрим «зайца».

На доске вывешивается С.О. – в центре «заяц»

П: к какому миру относится заяц? (к природному)

П: почему? А что же может заяц по действию? (прыгать, быстро бегать, грызть морковку…)

Рассматривается подсистема.

Моделирование зайца.

П: какие части есть у зайца? (голова, туловище, глаза, уши, хвост…)

П: ребята, давайте превратимся в «зайца». Я буду телом зайца, Настя – головой, Ваня и Лиза – глазками, Миша – хвостиком – хвост где находится? (сзади); вы передние лапки, а вы – задними лапками будете и т.д.

На С.О. рассматривается прошлое

П: скажите, раньше каким был заяц? (маленьким, ножки слабые, не умел быстро бегать)

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

П: я называю части объекта, а вы должны назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

П: что можно сказать об объекте, который имеет 4 лапки, длинные уши, короткий хвост? (заяц)

П: что можно сказать об объекте, который имеет серую шубку, острые зубы (волк) и т.д.

На С.О. рассматривается будущее

П: давайте теперь заглянем в будущее – что же будет? (ноги сильные, быстро бегает, зубы острые и т.д.)

Продуктивная деятельность

П: сейчас пройдите к столам и будем из пластилина лепить зайца.

Тема: системный оператор «Медведь»

Программное содержание:

- продолжать формировать умение подбирать меткие слова и выражения народной речи, называть одни и те же объекты разными словами;

- продолжать учить детей находить общие части у разных объектов.

организация

содержание

Игра «Чудесный мешочек».

Дети все подходят к педагогу, по очереди достают из мешочка игрушки, и называют одни и теже предметы разными словами, с уменьшительным суффиксом. И садятся на стульчики полукругом лицом к воспитателю. У педагога игрушка – мишка.

П: ребята, у меня сегодня «волшебный мешочек». Подходите ко мне. Первый ребенок достает из мешочка - … петушка.

Р: петушок – золотой гребешок и .т.д.

Зайчик – побегайчик

Лягушка – квакушка

Лисичка - сестричка

Коза – дереза

Волчок – серый бочок

Бычок – смоляной бочок

Травушка – муравушка

Лошадка – золотая прадка

Ежик – ни головы, ни ножек

Совушка – большая головушка

Мышка – норушка

Барашек – крутые рожки

Синичка – певичка

Гусь – красные лапки

Мишка – топтышка  

На С.О. – в центре «медведь»

П: к какому миру относится медведь?

Д: к природному.

П: почему?

Д: потому что человек не может сделать своими ручками. Потому что живет в лесу, сам питается, сам передвигается.

П: медведь по толщине такой же толстый, как…

Д: мой папа, как слон, как Карлсон…

П: медведь по размеру такой же большой, как…

П: медведь по действию так же рычит, как…

На С.О. рассматривается подсистема. Ответы детей, во время которых педагог рисует названия частей тела в подсистеме.

П: что умеет медведь по действию?

Д: быстро бегать, лазить по дереву…

П: а что есть у медведя для того, чтобы он бегал?

Д: лапы.

П: сколько лап?

Д: четыре.

П: а что есть у медведя для того, чтобы он мог забраться до вершины дерева, чтобы рычал, чтобы видеть, чтобы слышать, чтобы нюхать?

Игра «Раз, два, три… ко мне беги!» на столе картинки. Дети подходят, каждый берет одну картинку. Дети встают на другом конце группы и по определенной установке педагога подбегают к ней.

Картинки: воробей, божья коровка, медведь, заяц, лиса…

П: 1,2,3, все у кого есть ноги, ко мне беги!

П: 1,2,3, все, у кого есть хвосты, ко мне беги!

П: 1,2,3, все, у кого есть шерсть, ко мне беги!

На С.О. рассматривается прошлое.

Дети сидят на стульчиках полукругом.

П:раньше по размеру каким был медведь?

Д: маленьким медвежонком.

П: части тела по размеру какими были?

Д: маленькие, слабые.

П: по действию медведь что делал?

Д: бегал, играл, сосал лапу, кувыркался…

На С.О. рассматривается будущее.

П: а в будущем каким станет по размеру?

Д: большим медведем.

П: а что он будет делать по действию?

Д: охотиться, будет искать себе пищу, царапаться будет как кошка, он будет сильным, толстым зверем.

Дети встают и показывают как ходит медведь.

Игра «У медведя во бору»

П: покажите, как он будет ходить.

Рассматривается надсистема.

П: по месту где находится медведь?

Д: в лесу.

П: а мама-медведица с медвежатами зимой?

Д: берлоге.

П: а еще где можно увидеть медведей?

Д: в зоопарке, по телевизору.

Итог. Рефлексия.

П: как еще можно назвать мишку?

Медведь по толщине какой?

Сколько лап у медведя?

Хвост у медведя какой?

Взрослый медведь что умеет делать по действию?

Что любит больше всего медведь?

Средняя группа

Тема: системный оператор «Тесто. Колобок»

Программное содержание:

- формировать системное мышление через выявление функции объекта, надсистемных и подсистемных связей;

- развивать чувствительность к противоречиям, диалогическую речь, навыки общения;

- воспитывать у детей интерес к животным;

- учить находить общие части у разных объектов, выстраивать линию развития, составлять сравнения по признакам: цвет, температура, вкус, твердость.

организация

содержание

Игра «Теремок» на сравнении систем. Детям раздаются картинки животных из сказки «Колобок». Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова «Тук-тук, кто в теремочке живет?»

- тук-тук, кто в теремочке живет?

- это я - дедушка. А ты кто?

- я бабушка. Пусти меня к себе жить!

- пущу, если скажешь, чем ты, бабушка отличается от меня

- одежда по цвету отличается. У тебя – дед, есть усы и борода, а у меня нет.

И т.д.

- заяц – бабушка – найти отличия

- заяц – волк – найти сходства

- волк – медведь – найти отличия

- медведь – лиса – сходство

- лиса – колобок – сходство

Рассматривается подсистема

П: дети,  скажите, из чего сделан колобок?

Д: из теста.

П: тесто к какому миру относится?

Д: к рукотворному.

П: почему?

Д: потому что сделано руками человека.

П: а чтобы замесить тесто какие продукты нужны? (мука, яйцо, соль, молоко, сметана).

Составление сравнений по признакам

- тесто по вкусу такое же соленое, как соленый огурец…

- тесто по цвету такое же белое, как белая подушка…

- тесто по мягкости такое же мягкое, как мягкая игрушка…

- тесто по температуре такое же теплое, как теплые руки…

Игра: «Тесто»

П: давайте, ребята, поиграем – приготовим тесто (распределяем роли – кто-то мука, кто-то яйцо…и т.д.)

П: представьте, что этот обруч – большая кастрюля.

П: прыгай, мука, в кастрюлю.

П: прыгай, яйцо, в кастрюлю и т.д.

П: замесили тесто – тесто поднимается-поднимается (все руками показываем).

Рассматривается надсистема

П: где можно увидеть тесто? По месту где может находится?

Д: у мамы на столе, в холодильнике, в магазине…

П: что можно испечь из теста?

Д: печенье, блины, пирожки…

П: а каравай можно испечь? (да)

Игра «Наоборот»

П: давайте покажем каравай по высоте какой? (высокий)

- а наоборот? (низкий)

- по ширине? (широкий)

- а наоборот?

Итог. Рефлексия.

- Что можно испечь из теста?

- Тесто каким бывает по температуре?

- Где можно тесто увидеть?

- Какие продукты нужны, чтобы замесить тесто?

Тема: системный оператор «Знакомство с воробьем»

Программное содержание:

- формировать системное мышление через выявление функций объекта, надсистемных и подсистемных связей;

- развивать навыки общения;

- продолжать учить различать объекты рукотворного и природного мира;

- выстраивать линию развития объекта;

- воспитывать у детей интерес к птицам, желание наблюдать за ними.

организация

содержание

Игра на классификацию объекта «Все в мире перепуталось» - используется «модель мира», которая состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. На столе картинки, дети подходят и выбирают понравившуюся картинку. Дети определяют местонахождение объекта на «модели мира», объясняют почему объект относится к природному или рукотворному миру.

Картинки: машина, заяц, яблоко, ботинки…воробей.

П: что изображено у тебя на картинке?

Р: яблоко.

П: к какому миру относится яблоко?

Р: к природному, потому что само растет.

П: что изображено у тебя?

Р: машина.

П: к какому миру относится?

Р: к рукотворному, потому что сделана руками человека, потому что она неживая.

И т.д.

Последняя картина воробей.

На С.О. – воробей

П: на волшебном экране сегодня рассмотрим воробья.

- а что же может воробей?

Д: пищать, клевать зернышки, машет крыльями, воду пьет, прыгает…)

Рассматривается подсистема

П: какие части есть у воробья? (ножки, чтобы прыгать; клюв – клевать зернышки; крылья – летать; голова, хвост, глаза, тело…)

Моделирование

П: давайте, превратимся в воробышка. Я буду телом, а ты будешь хвостом – где хвост? (сзади)

- а вы крыльями – крылья сбоку

- а вы ножками…

- а ты клювом – клюв впереди

- а ты головой

- а вы глазками будете

П: вот какой воробышек получился!

Рассматривается надсистема

П: вы видели воробья? Кто видел? Где видели?

Д: на участке, на улице, на картинке, по телевизору…

Рассматривается прошлое

П: откуда же появился воробей? Чем был раньше?

Д: яйцом.

П: да, яйцом был, и умело это яйцо прыгать, пищать?

Д: нет.

П: так что же могло яйцо?

Д: лежать

Игра: «Детеныши»

П: давайте поиграем, я называю животное, а вы детеныша ( с мячом).

Собака – щенок

Корова – теленок

Овца – ягненок

Лошадь – жеребенок

Медведь – медвежонок

Курица – цыпленок

Кошка –котенок

Будущее объекта

П: а теперь заглянем в будущее. Что будет с воробышком? По размеру станет большим или маленьким?

Крылья будут сильными, клюв крепким.

Игра «Мои друзья»

Воробей выбирает себе друзей (дети берут со стола по одной картинке: самолет, мяч, человек, заяц, цыпленок, божья коровка, ворона)

П: мои друзья – это те, кто умеет летать (самолет, божья коровка, ворона)

П: мои друзья – это те, кто умеет прыгать (мяч, заяц, ворона, человек)

П: мои друзья – это те, кто умеет клевать (цыпленок, ворона)

Итог. Рефлексия.

К какому миру относится мяч? Почему?

Что может воробей по действию?

Назови детеныша собаки.

Самолет по размеру какой?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. «Мои друзья»

Правила игры: ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем педагог выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

Примечание: игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить.

Ход игры:

П: я – ковер-самолет. Мои друзья – это то, что умеет летать. К педагогу подходят дети, взявшие на себя роль самолета, комара, птицы, перышка…

  1. «Чем был – чем стал»

Правила игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют.

Ход игры:

Было семечком, а стало ростком.

Было головастиком, а стало лягушонком.

  1. «Раньше – позже»

Правила игры: ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

Ход игры:

- Какая часть суток сейчас?

- День.

- А что было раньше?

- Утро.

- А раньше?

- Ночь.

- А еще раньше?

 4.  «Паровозик»

       Правила игры: ведущий готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в

       разные временные периоды:  дерево или птица, или цветок и т.д. Карточки с изображением  одного объекта раздаются играющим.

Ход игры: педагог , а позже ребенок-паровозик, а остальные дети вагончики. Выстраивается «поезд времени».

  1. «Где живет?»

Правила игры: ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте – это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте – это любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры: посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя.

П: где живет медведь?

Д: в лесу, в зоопарке.

П: а еще?

Д: в мультфильмах, в фантиках конфетных.

П: где живет собака?

Д: в конуре, в квартире, на улице – бродячие.

  1. Методика маленьких человечков

П: где живут жидкие человечки?

Д: в стакане с водой, в человеке, в крови его. В аквариуме. В реке.

П: а где могут жить газообразные человечки?

Д: в воздухе, в нашей группе, в резиновой игрушке, в человеке, в лампочке.

  1. «Что можно сказать о предмете, если там есть…»

Правила игры: ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

П: что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Д: это либо животное, либо птица, которая живет на деревьях или скалах.

П: что можно сказать о системе, в которой есть много книг?

Д: это может быть библиотека или книжный шкаф, книжный магазин, а еще портфель ученика.

П: что можно сказать об объекте, частью которого являются волшебные слова?

Д: это такие слова как «спасибо», «здравствуйте», «будьте добры». Это можнт быть вежливый человек, добрый человек, книга.

  1. «Хорошо – плохо»

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

П: съесть конфету – хорошо. Почему?

Д: потому, что она сладкая.

П: съесть конфету – плохо. Почему?

Д: могут заболеть зубы.

Вопросы задаются по принципу «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?».

  1. «Раз, два, три… ко мне беги!»

Правила игры: ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке ведущего подбегают к нему.

Ход игры: «Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги! (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…). Остальные дети стоят на месте.

  1. «Все в мире перепуталось»

Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира.

Правила игры: педагог сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с педагогом дети определяют местонахождение объектов на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Ход игры:

П: что изображено у тебя на картинке?

Д: яблоко.

П: к какомк миру относится яблоко?

Д: к природному, потому что оно само растет.

П: почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?

Д: потому что она неживая. Ее сделали на заводе люди.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Неотъемлемой частью моей педагогической деятельности была задача осуществления преемственности в работе педагога и родителей, организация их психолого-педагогического просвещения. Только вызвав у родителей заинтересованность, объяснив важность, разбудив стремление к обоюдному сотрудничеству, я успешно решала проблему развития творческих способностей наших дошкольников.

Формы работы, проведенные с родителями:

* Собрание: « Развивать творческую личность в ДОУ - так ли это необходимо?

* Консультация: «Как организовать досуг детей необычно»;

* Консультация: « Компьютер – это хорошо или плохо?»;

* Открытые просмотры занятий и др.

Все эти мероприятия помогли родителям понять актуальность исследуемой проблемы, вооружили их необходимыми теоретическими знания по вопросу развития творческих способностей детей.

 Практические формы работы:

* Мастер – классы: «Волшебная страна - «оригами», «Мастерим

вместе с детьми»;

* Творческие домашние задания: поделка из самого необычного материала и т. д.

В процессе такого творчества, меняется социальный статус ребенка в семье:

* Коллективные совместные мероприятия: «Моя семья», «Масленица», «Зимние игры на свежем воздухе» и т.д.

* Традиционные мероприятия (сладкие столы, развлечения);

* Детско-родительские проекты «Герб детского сада», «Территория здоровья», «Зимние забавы»;

*Участие в фестивале детско-юношеской книги и др.

Эти мероприятия помогали родителям приобщиться к процессу творчества, познакомили с некоторыми приемами творческой деятельности, повысили эффективность моей деятельности, положительно повлияли на развитие творческого потенциала моих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Приобщение детей к художественной литературе средствами театра

Перспективное планирование на тему: "Приобщение детей к художественной литературе средствами театра"...

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"Содержание:1. Введение2. Характеристика основных двигательных ка...

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"

Методическая разработка на тему: "Фитбол-гимнастика, как средство развития двигательных качеств детей младшего и среднего возраста"Содержание:1. Введение2. Характеристика основных двигательных ка...

Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»

Условия современного общества ста­новится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...

Методическая разработка. Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовате...

Методическая разработка на тему: « Влияние проблемного обучения на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста»

Учение в жизни ребёнка есть особая деятельность, формирующаяся под влиянием организованных занятий. Этот вопрос был поставлен ещё Ушинским К.Д., когда он говорил о том, что учение нужно отделить от иг...

Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)

Методическая разработка - Дидактические игры, направленные на формирование навыков критического мышления у дошкольников (с использованием ТРИЗ)...