Консультация "Требования к рабочей программе воспитателя"
консультация на тему

Консультация "Требования к рабочей программе воспитателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_rabochey_programme_vospitatelya.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

На технологическом этапе проектирования осуществляется разработка локальных нормативно-правовых и методических документов, необходимых для организации образовательного процесса вДОО: рабочих программ, учебных планов, расписаний НОД, календарных планов работы педагогов и пр. Среди них особо выделим рабочую программу—локальный документ внутреннего пользования, в котором моделируется педагогическая деятельность по реализации ООП ДО с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников ДОО.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой» [66]. Таким образом, рабочая программа педагога есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ, а также основание для оценки качества образовательного процесса.

Так, органы управления образованием, надзора и контроля в сфере дошкольного образования определяют соответствие содержания образования в ДОО требованиям ФГОС ДО не только по ее ООП ДО, но и на основе разрабатываемых и используемых педагогами рабочих программ. Последние являются внутренним стандартом образования и определяют специфику организации образовательного процесса в конкретной возрастной группе и (или) каждым педагогом. Следовательно, сегодня задача руководителей ДОО, на которых возложена персональная ответственность за наличие и качество реализации рабочих программ, — активизировать педагогов детского сада на самостоятельную разработку рабочих программ.

Рабочая программа — это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта и ООП ДО. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальную модель образования.

Рабочая программа может стать инструментом совершенствования качества образования, если учитывает потребности социальных заказчиков на образовательные услуги, способствует достижению социально-значимых результатов образования воспитанников, стимулирует профессиональное развитие самих педагогов.

Рабочие программы педагогов прилагаются к ООП ДОО и обязательно должны находиться у руководителя ДОО.

Технология моделирования рабочей программы

В первую очередь, в ДОО должно быть разработано Положение о рабочей программе, закрепленное локальным актом. В Положении указываются требования к разработке программ, их структура, сроки утверждения, ответственные исполнители и процедура разработки.

Рабочая программа составляется педагогами и другими специалистами детского сада на основе ООП ДО для конкретной возрастной группы на учебный год. Проектирование содержания рабочей программы осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания образовательных областей. Допускается совместное написание рабочей программы воспитателями, работающими в паре в одной возрастной группе, а также творческим коллективом педагогов детского сада. Например, в случае если в детском саду функционирует

несколько групп одного возраста и одной направленности, творческая(рабочая)группа может разработать макет программы, который затем дополняется (корректируется) конкретным педагогом (или педагогами) в соответствии с особенностями каждой группы (при этом учитываются контингент детей, профессиональные интересы педагогов группы, пожелания родителей и пр.). Решение о коллективной разработке, а также о конкретном составе рабочих групп и их объеме работы должно быть принято коллегиально на педагогическом Совете и закреплено в Положении.

Рабочие программы утверждаются ежегодно в начале учебного года приказом руководителя ДОО. Утверждение программ предполагает следующие процедуры:

  • обсуждение и принятие (рассмотрение) рабочих программ на заседании педагогического Совета;
  • желательно получение экспертного заключения (согласования) у заместителя заведующего (старшего воспитателя), курирующего образовательный процесс; допускается проведение экспертизы программ с привлечением внешних экспертов;
  • утверждение программ руководителем ДОО;

при несоответствии программ установленным Положением требованиям руководитель ДОО накладывает резолюцию о необходимости их доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Реализация одной рабочей программы допускается двумя воспитателями, работающими в паре в одной возрастной группе, а также педагогами, замещающими их по производственной необходимости (во время очередных отпусков в течение учебного года, на время действия больничных листов и других форс-мажорных обстоятельств). Некоторые части рабочих программ (например, задачи образовательных областей художественно-эстетического, физического развития дошкольников) могут реализовываться другими педагогами детского сада — музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре и другими специалистами. При этом они должны принимать непосредственное участие в процессе разработки программ для возрастных групп по профилю своей педагогической деятельности.

Макет рабочей программы педагога

Для организаций, реализующих программы дошкольного образования, действующим законодательством не предусмотрена какая-то особая структура рабочих программ, не определено и их конкретное содержание, поэтому при разработке необходимо руководствоваться требованиями ФГОС ДО как документа более высокого уровня. Так, ФГОС ДО содержит раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему», следовательно, в соответствии с ними должна быть составлена и рабочая программа педагога.

Титульный лист

Титульный лист рабочей программы должен содержать:

  • полное название ДОО,
  • грифы «Утверждаю: заведующий (дата, подпись)», «Принято (рассмотрено) — (в зависимости от того, как это указано в Положении): на заседании педагогического Совета {дата, номер протокола)», «Согласовано: заместитель заведующего (старший воспитатель) (дата, подпись)» (при необходимости);
  • название программы с указанием конкретной возрастной группы и года реализации (например, «Рабочая программа педагогов старшей группы «Солнышко» общеразвивающей направленности на 2014-2015 учебный год»);
  • перечисление разработчиков программы с указанием фамилий и инициалов педагогов, их должностей;
  • город (населенный пункт), год разработки.

Содержание программы

На втором листе рабочей программы должно быть представлено ее содержание с указанием страниц.

Целевой раздел

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения рабочей программы для конкретной возрастной группы.

В пояснительной записке должны раскрываться:

  • цели и задачи реализации программы. Цель рабочей программы представляет собой конкретизацию цели ООП ДО (подцель) с учетом возрастных особенностей и возможностей воспитанников группы. Цель конкретизируется в задачах работы и соотносится с основными проектируемыми результатами;
  • принципы и подходы к формированию программы. В этом подразделе возможна ссылка на ООП ДО, например «Принципы и подходы к формированию рабочей программы полностью соответствуют заявленным в ООП ДО»;
  • значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей данной возрастной группы. Этот подраздел описывается подробно и должен включать характеристику контингента детей группы, семей воспитанников и т.п. (подробные примеры возможных параметров описания приведены в соответствующем разделе данного пособия). Для упорядочения написания программ, приведения их к единообразию важно, чтобы в Положении о рабочей программе ДОО было четко зафиксировано, какие конкретно характеристики обязательно должны быть указаны педагогом (например, списочный состав детей, распределение их по
  • группам здоровья, подгруппам для проведения занятий и тп.) и в какой форме они должны быть представлены (например, могут быть предло>.е-=. шц мя формы таблиц для характеристики семей воспитанников и пр.).
  • Планируемые результаты

освоения детьми рабочей программы указываются для конкретной возрастной группы. Для первой младшей и гюдготовительной групп они будут совпадать с целевыми ориентирами, для других возрастных групп необходимо прописать промежуточные ре-

зультаты освоения программы.

Напомним, что цель, задачи и планируемые результаты должны быть указаны как для обязательной части программы, так и для части, формируемой участниками образовательных отношений.

Содержательный раздел

Содержательный раздел ООП ДО должен включать, в первую очередь, описание образовательной деятельности в конкретной возрастной группе в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Предлагаем вариант написания и форму представления содержания образо вательной деятельности на примере средней группы (таблица -    20).

Таблица 20

Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями

Образовательная область

Тема, задачи

Форма и название НОД

Формы образовательной работы в режиме дня

Интегра-тивные связи

«Детский сад»:

        расширять представления о ближайшем окружении

ребенка по теме;

—        продолжать знакомить детей с помещениями детского сада (музыкальный зал, спортивный зал, холлы и

т.п.). Беседы «Летний отдых», «Наш детский сад». Компьютерная презентация «Правила поведения в детском саду». Чтение стихотворения О. Высотской «Детский сад», рассказа Н. Забилы «Ясоч-кин садик», фрагмента рассказа Н. Гернет «Сестренка».

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»: сюжеты «Дети на прогулке», «Наблюдения в природе», «В уголке ряжения», «Занятия в детском саду». Рассматривание картин из серии «Наш детский сад».

Целевая прогулка по зданию детского сада «Мой любимый детский сад»

И т.д. по каждой образовательной области

При описании содержания данного раздела следует руководствоваться заявленными в ООП ДО примерными программами и УМК к ним (для обязательной части) и парциальными программами (для части, формируемой участниками образовательных отношений). При этом педагог может иметь свое видение реализации содержания образовательной работы, что должно найти отражение в данном разделе.

Обращаем внимание, что предложенная в таблице 20 форма является лишь примерной формой представления содержания программы. В любом случае выбор вариантов описания данного раздела остается за педагогическим коллективом ДОО. Главное, чтобы содержание было представлено в полном объеме, включало необходимое количество НОД и других форм организации образовательной деятельности, «поддерживающих» освоение детьми содержания программы в течение всего времени их пребывания в группе. Когда и в какой последовательности реализуется заявленное содержание программы — на этот вопрос дает ответ другой документ — календарный план образовательной деятельности педагогов.

Содержательная часть дополняется описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, которые специфичны для данной возрастной группы и (или) контингента детей.

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей данной группы(если эта работа предусмотрена ООП ДО) проводится аналогично (пример представлен в Приложении).

Организационный раздел

В содержание организационного раздела рабочей программы должно входить:

описание материально-технического обеспечения программы, оснащения методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы;

  • режимы дня для теплого и холодного периодов года, расписание НОД на учебный год; возможно представление, например, режима проведения закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми и пр.;
  • особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в группе.

Разработка программ различного уровня — новое и достаточно сложное направление профессиональной деятельности педагога ДОО. Оно предполагает практическое применение педагогами аналитико-прогностических умений, владение основами проектирующей деятельности. Надеемся, что методические материалы данного пособия помогут организовать эффективную работу педагогов на разных этапах проектирования образовательного процесса и успешно реализовать их в практике работы дошкольной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)

Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...