Консультация "Требования к рабочей программе воспитателя"
консультация на тему
Консультация "Требования к рабочей программе воспитателя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_rabochey_programme_vospitatelya.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА
На технологическом этапе проектирования осуществляется разработка локальных нормативно-правовых и методических документов, необходимых для организации образовательного процесса вДОО: рабочих программ, учебных планов, расписаний НОД, календарных планов работы педагогов и пр. Среди них особо выделим рабочую программу—локальный документ внутреннего пользования, в котором моделируется педагогическая деятельность по реализации ООП ДО с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников ДОО.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой» [66]. Таким образом, рабочая программа педагога есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ, а также основание для оценки качества образовательного процесса.
Так, органы управления образованием, надзора и контроля в сфере дошкольного образования определяют соответствие содержания образования в ДОО требованиям ФГОС ДО не только по ее ООП ДО, но и на основе разрабатываемых и используемых педагогами рабочих программ. Последние являются внутренним стандартом образования и определяют специфику организации образовательного процесса в конкретной возрастной группе и (или) каждым педагогом. Следовательно, сегодня задача руководителей ДОО, на которых возложена персональная ответственность за наличие и качество реализации рабочих программ, — активизировать педагогов детского сада на самостоятельную разработку рабочих программ.
Рабочая программа — это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта и ООП ДО. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальную модель образования.
Рабочая программа может стать инструментом совершенствования качества образования, если учитывает потребности социальных заказчиков на образовательные услуги, способствует достижению социально-значимых результатов образования воспитанников, стимулирует профессиональное развитие самих педагогов.
Рабочие программы педагогов прилагаются к ООП ДОО и обязательно должны находиться у руководителя ДОО.
Технология моделирования рабочей программы
В первую очередь, в ДОО должно быть разработано Положение о рабочей программе, закрепленное локальным актом. В Положении указываются требования к разработке программ, их структура, сроки утверждения, ответственные исполнители и процедура разработки.
Рабочая программа составляется педагогами и другими специалистами детского сада на основе ООП ДО для конкретной возрастной группы на учебный год. Проектирование содержания рабочей программы осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания образовательных областей. Допускается совместное написание рабочей программы воспитателями, работающими в паре в одной возрастной группе, а также творческим коллективом педагогов детского сада. Например, в случае если в детском саду функционирует
несколько групп одного возраста и одной направленности, творческая(рабочая)группа может разработать макет программы, который затем дополняется (корректируется) конкретным педагогом (или педагогами) в соответствии с особенностями каждой группы (при этом учитываются контингент детей, профессиональные интересы педагогов группы, пожелания родителей и пр.). Решение о коллективной разработке, а также о конкретном составе рабочих групп и их объеме работы должно быть принято коллегиально на педагогическом Совете и закреплено в Положении.
Рабочие программы утверждаются ежегодно в начале учебного года приказом руководителя ДОО. Утверждение программ предполагает следующие процедуры:
- обсуждение и принятие (рассмотрение) рабочих программ на заседании педагогического Совета;
- желательно получение экспертного заключения (согласования) у заместителя заведующего (старшего воспитателя), курирующего образовательный процесс; допускается проведение экспертизы программ с привлечением внешних экспертов;
- утверждение программ руководителем ДОО;
при несоответствии программ установленным Положением требованиям руководитель ДОО накладывает резолюцию о необходимости их доработки с указанием конкретного срока исполнения.
Реализация одной рабочей программы допускается двумя воспитателями, работающими в паре в одной возрастной группе, а также педагогами, замещающими их по производственной необходимости (во время очередных отпусков в течение учебного года, на время действия больничных листов и других форс-мажорных обстоятельств). Некоторые части рабочих программ (например, задачи образовательных областей художественно-эстетического, физического развития дошкольников) могут реализовываться другими педагогами детского сада — музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре и другими специалистами. При этом они должны принимать непосредственное участие в процессе разработки программ для возрастных групп по профилю своей педагогической деятельности.
Макет рабочей программы педагога
Для организаций, реализующих программы дошкольного образования, действующим законодательством не предусмотрена какая-то особая структура рабочих программ, не определено и их конкретное содержание, поэтому при разработке необходимо руководствоваться требованиями ФГОС ДО как документа более высокого уровня. Так, ФГОС ДО содержит раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему», следовательно, в соответствии с ними должна быть составлена и рабочая программа педагога.
Титульный лист
Титульный лист рабочей программы должен содержать:
- полное название ДОО,
- грифы «Утверждаю: заведующий (дата, подпись)», «Принято (рассмотрено) — (в зависимости от того, как это указано в Положении): на заседании педагогического Совета {дата, номер протокола)», «Согласовано: заместитель заведующего (старший воспитатель) (дата, подпись)» (при необходимости);
- название программы с указанием конкретной возрастной группы и года реализации (например, «Рабочая программа педагогов старшей группы «Солнышко» общеразвивающей направленности на 2014-2015 учебный год»);
- перечисление разработчиков программы с указанием фамилий и инициалов педагогов, их должностей;
- город (населенный пункт), год разработки.
Содержание программы
На втором листе рабочей программы должно быть представлено ее содержание с указанием страниц.
Целевой раздел
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения рабочей программы для конкретной возрастной группы.
В пояснительной записке должны раскрываться:
- цели и задачи реализации программы. Цель рабочей программы представляет собой конкретизацию цели ООП ДО (подцель) с учетом возрастных особенностей и возможностей воспитанников группы. Цель конкретизируется в задачах работы и соотносится с основными проектируемыми результатами;
- принципы и подходы к формированию программы. В этом подразделе возможна ссылка на ООП ДО, например «Принципы и подходы к формированию рабочей программы полностью соответствуют заявленным в ООП ДО»;
- значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей данной возрастной группы. Этот подраздел описывается подробно и должен включать характеристику контингента детей группы, семей воспитанников и т.п. (подробные примеры возможных параметров описания приведены в соответствующем разделе данного пособия). Для упорядочения написания программ, приведения их к единообразию важно, чтобы в Положении о рабочей программе ДОО было четко зафиксировано, какие конкретно характеристики обязательно должны быть указаны педагогом (например, списочный состав детей, распределение их по
- группам здоровья, подгруппам для проведения занятий и тп.) и в какой форме они должны быть представлены (например, могут быть предло>.е-=. шц мя формы таблиц для характеристики семей воспитанников и пр.).
- Планируемые результаты
освоения детьми рабочей программы указываются для конкретной возрастной группы. Для первой младшей и гюдготовительной групп они будут совпадать с целевыми ориентирами, для других возрастных групп необходимо прописать промежуточные ре-
зультаты освоения программы.
Напомним, что цель, задачи и планируемые результаты должны быть указаны как для обязательной части программы, так и для части, формируемой участниками образовательных отношений.
Содержательный раздел
Содержательный раздел ООП ДО должен включать, в первую очередь, описание образовательной деятельности в конкретной возрастной группе в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Предлагаем вариант написания и форму представления содержания образо вательной деятельности на примере средней группы (таблица - 20).
Таблица 20
Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями
Образовательная область
Тема, задачи
Форма и название НОД
Формы образовательной работы в режиме дня
Интегра-тивные связи
«Детский сад»:
— расширять представления о ближайшем окружении
ребенка по теме;
— продолжать знакомить детей с помещениями детского сада (музыкальный зал, спортивный зал, холлы и
т.п.). Беседы «Летний отдых», «Наш детский сад». Компьютерная презентация «Правила поведения в детском саду». Чтение стихотворения О. Высотской «Детский сад», рассказа Н. Забилы «Ясоч-кин садик», фрагмента рассказа Н. Гернет «Сестренка».
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»: сюжеты «Дети на прогулке», «Наблюдения в природе», «В уголке ряжения», «Занятия в детском саду». Рассматривание картин из серии «Наш детский сад».
Целевая прогулка по зданию детского сада «Мой любимый детский сад»
И т.д. по каждой образовательной области
При описании содержания данного раздела следует руководствоваться заявленными в ООП ДО примерными программами и УМК к ним (для обязательной части) и парциальными программами (для части, формируемой участниками образовательных отношений). При этом педагог может иметь свое видение реализации содержания образовательной работы, что должно найти отражение в данном разделе.
Обращаем внимание, что предложенная в таблице 20 форма является лишь примерной формой представления содержания программы. В любом случае выбор вариантов описания данного раздела остается за педагогическим коллективом ДОО. Главное, чтобы содержание было представлено в полном объеме, включало необходимое количество НОД и других форм организации образовательной деятельности, «поддерживающих» освоение детьми содержания программы в течение всего времени их пребывания в группе. Когда и в какой последовательности реализуется заявленное содержание программы — на этот вопрос дает ответ другой документ — календарный план образовательной деятельности педагогов.
Содержательная часть дополняется описанием вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, которые специфичны для данной возрастной группы и (или) контингента детей.
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей данной группы(если эта работа предусмотрена ООП ДО) проводится аналогично (пример представлен в Приложении).
Организационный раздел
В содержание организационного раздела рабочей программы должно входить:
описание материально-технического обеспечения программы, оснащения методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы;
- режимы дня для теплого и холодного периодов года, расписание НОД на учебный год; возможно представление, например, режима проведения закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми и пр.;
- особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в группе.
Разработка программ различного уровня — новое и достаточно сложное направление профессиональной деятельности педагога ДОО. Оно предполагает практическое применение педагогами аналитико-прогностических умений, владение основами проектирующей деятельности. Надеемся, что методические материалы данного пособия помогут организовать эффективную работу педагогов на разных этапах проектирования образовательного процесса и успешно реализовать их в практике работы дошкольной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в 1 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во 2 младшей группе (рабочая программа воспитателя)...
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)
Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе (рабочая программа воспитателя)...