Педагогический анализ физкультурного занятия
консультация на тему

В методическом пособии представлены различные варианты педагогического анализа физкультурного занятия как ведущей форма обучения дошкольников физическим упражнениям. Педагогический анализ направлен на исследование и оценку занятия в целом и его составных элементов. Умение качественности оценить деятельность детей и педагога, следовательно, составлять педагогический анализ физкультурного занятия одно из важнейших качеств  профессионализма педагога дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_analiz_fizkulturnogo_zanyatiya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

ГОУ Якутский педагогический колледж №2

Якутск 2009

ГОУ Якутский педагогический колледж №2

Дошкольное отделение

ПЛАТОНОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ   АНАЛИЗ  

ФИЗКУЛЬТУРНОГО   ЗАНЯТИЯ

Методическое пособие

Якутск 2009

Методическое пособие

Составитель: Платонова Татьяна Владимировна

        В методическом пособии представлены различные варианты педагогического анализа физкультурного занятия как ведущей форма обучения дошкольникам физическим упражнениям. Педагогический анализ направлен на исследование и оценку учебного занятия в целом и его составных элементов. Умение качественности оценить деятельность детей и педагога, следовательно, составлять педагогический анализ физкультурного занятия – одно из важнейших качеств  профессионализма педагога дошкольного учреждения.


Пояснительная записка

Оптимизация процесса физического воспитания дошкольников обеспечивается рядом мероприятий, гарантирующих постоянный педагогический и медицинский контроль состояния здоровья детей, их эмоционального состояния, уровня физической подготовленности и интеллектуального развития [13].

Педагогический анализ занятий – один из видов методической работы в образовательных учреждениях образования, направленный на исследование и оценку учебного занятия в целом и его составных элементов с целью оказания методической помощи педагогам, изучения и обобщения их опыта (Н.Н.Кожухова).

        Педагогический анализ физкультурного занятия – это анализ занятия, при котором внимание обращается на реализацию образовательных, оздоровительных задач, качественные и количественные показатели при выполнении физических упражнений. Педагогическое наблюдение отличается от бытового наблюдения, во-первых, конкретностью объекта наблюдения и, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.). Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать без нарушения процесса обучения и воспитания. Строгая системность в наблюдениях позволяет не только описывать действительность, но и давать объяснение наблюдаемых фактам. С этой целью предварительно разрабатываются схемы наблюдений.

        При наблюдении и последующем анализе физкультурного занятия обращается внимание на реализацию образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физического воспитания; методы и приемы обучения, качественные и количественные показатели при выполнении физических упражнений, способов организации детей на их выполнение, рациональное распределение времени на отдельные части занятия.

В первой части физкультурного занятия обращается внимание на сложность строевых упражнений (построений, перестроений, поворотов, смыканий, размыканий), способов их выполнения, на соответствие подводящих упражнений характеру основного движения, которое будет осваиваться детьми в третьей части. Обращается внимание на четкость подачи команд, предъявления требования к качественному выполнению упражнений, их анализу.

Во второй (подготовительной) части занятия наблюдается соответствие общеразвивающих упражнений, их подбор, количество, подготовки мышц к выполнению основных движений в основной части. При включении новых общеразвивающих упражнений, обращается внимание на соответствие приемов обучения возрастным особенностям детей в старшей и подготовительной группах – это конкретное указание направления с точными пространственными характеристиками во всех элементах движения, а в младшей и средней группах использование имитации, образов, опора на представления детей.  С целью создания и уточнения мышечных представлений используется помощь и оценка при выполнении упражнений.

В третьей (основной) части занятия обращается внимание на сочетание подобранных основных движений с учетом подвижной игры, на способы организации детей при выполнении основных движений, приемы обучения, количественные и качественные показатели движений и воспитание физических качеств.

        Одним из показателей эффективности физкультурного занятия является моторная плотность. Моторная плотность – это отношение времени затраченного одним ребенком на выполнение движений в течение занятий к общей его длительности. Определяется моторная плотность с помощью хронометрирования деятельности ребенка на занятии. Хронометраж производится с помощью секундомера. Наблюдение ведется за одним ребенком. Секундомер включается в начале занятия и выключается в конце. Заносится время, затраченное на выполнение движений, отмечаются остановки, связанные с объяснением физических упражнений, простоями.        Педагоги выделяют два вида анализа физкультурных занятий: комплексный и аспектный. Комплексный анализ – это совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единое целое. Аспектный анализ – это взгляд, точки зрения, в соответствии с которой рассматривается какое – либо явление, понятие, перспектива.

        


Комплексный анализ занятий по физической культуре

1. Учебно-тренировочное занятие. Решаются задачи формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств, совершенствования умений и навыков (50% всех занятий).

Вопросы для анализа:

  1. Условия проведения (подготовка места, инвентаря).
  2. Одежда и обувь детей и воспитателя.
  3. Эффективность решения задач физического воспитания: качество выполнения упражнений детьми; способы организации детей при выполнении упражнений; соответствие методов и приемов возрасту и подготовленности детей, этапам обучения, регулирование физической нагрузки; самочувствие детей (заинтересованность в результатах, активность, внимание, взаимоотношения с другими детьми).
  4. Уровень подготовки воспитателя: качество показа физических упражнений, правильность объяснений, подачи команд и распоряжений; умение видеть всех детей; помощь детям при выполнении упражнений; умение предупреждать ошибки, исправлять их, обеспечивать страховку; характер ведения занятия.
  5. Моторная плотность занятия.

2. Сюжетное физкультурное занятие. Построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты», «В гости к зайке», «В подводном царстве», «В зимнем лесу» и т.д.). Решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитания интереса к физическим упражнениям через интересный для детей сюжет.

Вопросы для анализа:

  1. Сведения о сюжете (по какой сказке проводится физкультурное занятие).
  2. Соответствует ли пособия по персонажам. Соблюдены ли гигиенические условие у этих пособий.
  3. Совершались ли задачи совершенствованию двигательных умений и навыков: соответствует ли название  упражнений к сюжету.
  4. Эффективность решения задач воспитания интереса к физическим упражнениям: интересно ли детям; качественное выполнение упражнений.
  5. Правильность методики проведения занятий:

- дозировку физических упражнений;

- темп их выполнения;

- правильность объяснения, указаний, команд, распоряжений.

- индивидуальный подход к детям.

      6. Правильность описания физических упражнений.

      7. Как сюжет помогает решать задачи физкультурной занятии.

3.  Игровое занятие. Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к физическим упражнениям, двигательная самостоятельность в наиболее приемлемой для дошкольника виду деятельности – подвижной игре.

Вопросы для анализа:

  1. Условия проведения игрового занятия.
  2. Подготовленность места и физкультурного инвентаря.
  3. Одежда и обувь детей и воспитателя.
  4. Организация игр: своевременность начала и окончание, длительность игр в целом, время на каждое повторение и на выполнение отдельных упражнений, рациональное использование помещения, раздача и сбор инвентаря, атрибутов.
  5. Эффективность решения развивающих задач: приемы развития физических качеств (ловкости, быстроты и др.).
  6. Общая оценка проведения игрового физкультурного занятия.
  7. Какие виды игр использованы, игровые упражнения, использовались ли малоподвижные, подвижные игры.

4. Комплексное занятие. Направлено на синтез различных видов деятельности – двигательной, речевой, изобразительной, конструктивной и т.д. Комплексно и одновременно решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.

Вопросы для анализа:

  1. Степень решения воспитательных задач: содействие умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию; использование музыкального сопровождения.
  2. Уровень педагогического мастерства воспитателя: умение видеть всех детей и осуществлять контроль за качеством выполнения упражнений, самочувствием, поведением и настроением детей.

5. Физкультурно-познавательное занятие. Носит комплексный характер, решает задачи, например, эколого-физического развития ребенка, нравственного и физического развития, умственного и физического развития ребенка и т.д.

Вопросы для анализа:

  1. Какое направление имеет физкультурное занятие.
  2. Какие методы и приемы использованы для развития физкультурно-познавательного, физкультурно-умственного, физкультурно-нравственного наряду с двигательной сферой

6. Тематическое физкультурное занятие. Посвящено изучению какого-либо вида спортивных игр или упражнений – катание на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т.д. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

Вопросы для анализа:

  1. На какую тему направлено.
  2. Соответствуют ли задачи данной теме.
  3. Созданы ли адекватные условия обучения.
  4. Владеет ли сам педагог техникой выполнения данных видов упражнений.
  5. Соблюдается ли постепенность в обучении сложных видов упражнений.
  6. Соблюдаются требования техники безопасности при обучении.


Аспектный анализ занятий по физической культуре

1. Уровень методической подготовленности воспитателя:

  1. Качество разработки плана - конспекта занятия, грамотность и  обоснованность формулировки программного содержания занятия.
  2. Соответствуют ли знания  о структурных компонентов плана-конспекта занятия и возрастных особенностей.
  3. Владение разнообразными приемами обеспечивающие занятия.
  4. Использование приемов основанные на знания индивидуальных особенностей детей.
  5. Соответствует ли качество показа упражнений; правильность объяснений, указаний, подачи команд и распоряжений;
  6. Владение голосом и культура речи; тон в обращении с детьми;
  7. Умение осуществлять контроль за качеством выполнения упражнений детьми;
  8. Использование приемы стимулирования детей к самостоятельности и творчеству.
  9. Характер ведения занятия (уверенно, неуверенно).

2. Подбор физических упражнений для решения поставленных задач:

     1. В основной части занятия (соответствие основных физических упражнений поставленным задачам, целесообразность их методической последовательности на занятии; количество, характер и методическая последовательность подводящих упражнений; дозировка физических упражнений);

     2. В подготовительной части занятия (разнообразие и эффективность физических упражнений в подготовке к решению основных задач урока, их методическая последовательность);

     3. В заключительной части занятия (разнообразие и эффективность физических упражнений в завершении занятия, их методическая последовательность);

     4. Соответствие фактического материала занятия с запланированным в конспекте и с конкретно сложившимися условиями проведения занятия.

3. Использование методов обучения и воспитания и степень их эффективности:

     1. Словесные методы (объяснения, команды, подсчет, оценка и пр.), уровень речевой подготовленности педагога, знание терминологии, владение командным языком;

     2. Наглядные методы (показ изучаемого двигательного действия, демонстрация плакатов, моделей и пр.), качество показом педагогом, использование детей для показа, сочетание показа со словом;

      3. Практические методы (метод разучивания по частям, метод разучивания в целом, игровой, соревновательный и прочие методы);

      4. Разнообразие применяемых на занятии методов, их соответствие поставленным задачам, особенностям учебного материала, условиям работы и индивидуальным особенностям детей.

4. Активизация умственной деятельности детей на физкультурных занятиях:

  1. Сформулированы в программном содержании задачи по активизации умственной деятельности детей.
  2. Какие из нижеперечисленных приемов активизация умственной деятельности детей были использованы на занятии:
  • Выделение отдельных сторон движения в образной, игровой форме.
  • Опора на наглядность.
  • Включение заданий на ориентировку в пространстве.
  • созданы поисковые ситуации.
  • Задания на контрастные мышечные ощущения
  • Задания с постепенным изменением мышечных ощущений.

Как занимательная игровая форма занятия решала задачи активизации умственной деятельности детей на физкультурных занятиях.

  1. Была ли эффективность устранение раздражителей.
  2. Удобность расположения во время показа и объяснения.
  3. Была ли установка на качественное выполнение движения.

5.  Адекватность используемых приемов в зависимости от этапа обучения двигательному навыку:

1 этап – первоначальное разучивание.

1. При ознакомлении с двигательным действиями, какие из перечисленных методов имели место:

  • Сообщение цели;
  • Безукоризненный показ в нужном темпе;
  • Расчлененный показ в медленном темпе;
  • Практическое выполнение детьми;

2. Характер движений детей (создать целостное представление о движении; формирование умения выполнять движение в общих чертах). Какие методические приемы использованы воспитателем для устранения:

  • Излишней мышечной напряжении;
  • Неуверенность в движениях;
  • Отсутствие слитности между его элементами;

2 этап – углубленное разучивание.

1.  При уточнении правильности выполнения элементов техники движении какие из перечисленных методов имели место:

  • Напоминание без показа;
  • Расчлененный показ;
  • Вопросы;
  • Повторение движений;
  • Анализ;
  • Рассказ;
  • Оценки;

2. Характер движений детей (создать правильное представление о каждом элементе техники; выработать умение четко и слитно выполнять их; постепенное исправление имеющихся ошибок). Какие методические приемы использованы воспитателем для устранения:

  • Попеременной ухудшении и улучшении действий.

3 этап – закрепление навыка, совершенствование техники.

1. При закреплении и совершенствовании навыка какие из перечисленных методов имели место:

  • Метод творческих заданий;
  • Метод проблемного обучения;

2. Характер движений детей (закрепить приобретенное умение в навык; уметь применять действие в различных условиях (игры, повседневная жизнь)). Какие методические приемы использованы воспитателем для устранения:

  • Движений экономные свободные, эмоциональные, достаточно четкие.

6.  Приемы регулирования психологической и физической нагрузки:

  1. Выбор оптимального способа организации при выполнении основных движений.
  2. Умение воспитателя наблюдать и замечать внешние признаки утомления (окраска кожи; лица и шеи; потливость; дыхание; движение; самочувствие);
  3. Умение воспитателя наблюдать и замечать допустимую степень утомления (небольшое покраснение лица; незначительная потливость; дыхание ровное; движения бодрые; общее самочувствие хорошее);
  4. Умение воспитателя наблюдать и замечать значительную степень утомления (резкое покраснение или побледнение лица; общее выступание соли на коже; дыхание частое, поверхностное, может быть одышка; дрожание конечностей; головокружение; шум в ушах, рвота).

7.   Оценка двигательной активности и эффективность занятия:

  1. Общая плотность занятия.
  2. Моторная плотность занятия.
  3. Методы и приемы повышения моторной плотности занятия:
  • четкость и краткость речи воспитателя;
  • использование наиболее рационального способа организации детей (поточный, фронтальный, групповой);
  • многократное повторение движений;
  • эффективное использование физкультурного оборудования (можно использовать один вид пособия, достаточного по количеству; расставить оборудование до занятия; привлечь детей к его расстановке и т.д.).
  • правильно ли был использован переход от одной части к другой, была ли последовательность, логичность и не нарушался ли общего темпа и ритма.
  1. Практические умения воспитателя для проведения:

Подготовка педагога к занятию:

  • Разработка конспекта занятия (его полнота, грамотность, качество оформления);
  • Подготовка места занятий, оборудования и учебных пособий;
  • Внешний вид педагога.

Подготовка к занятию – продумывание содержания занятия, подготовка оборудования, пособий, наметить конечные результаты.

  • Предусмотреть достаточно ли площадь проведения занятия, гигиену физкультурного зала, одежду и обувь воспитателя, удобное размещение пособий.

Разминка – подготовка организма к нагрузке, вызвать интерес к занятию: продумывание целесообразности движений, их разнообразие по построению, направлению, темпу, способу выполнения, нагрузке.

  • Не допустила ли длительных бесцельных движений;
  • Дала ли четко, кратко организационно-методические указания;
  • Продумывание ритмических сопровождений (счет, бубен, грамзапись, музыкальное сопровождение).

Общеразвивающие  упражнения – выполнение с наибольшей пользой для организма (правильная осанка, дыхание, и.п., темп, и т.п.).

  • Предусмотрены ли названия упражнений, смена и.п. для каждого, их разнообразие подачи (по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию и т.д.
  • Использовано ли ритмическое сопровождение (счет, слово, звук, музыка, выполнение в свободном темпе).

Основные движения – овладение на уровне выдвинутых задач: научить выполнять в целом – на I этапе, элементам техники – на II, творческому исполнению – III.

  • Поставлены ли перед детьми задачи;
  • Созданы ли условия для многократного творческого повторения движений;
  • Продумывание методов и приемов обучения.

Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать у детей желание к выполнению движений.

Подвижная игра – совершенствование движений, обеспечить пика нагрузки, упражнять в поведении.

  • Объяснение игры (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших – выделить правила игры);
  • Распределены ли роли (на каждом занятии по-разному);
  • Использование всю площадь;
  • Добивалась ли выполнение правил, качественного творческого выполнения движений;
  • Регулирование нагрузки.

Заключительная часть – восстановление пульса и дыхания.

  • Не допущены ли резкая остановка после бега и др. нагрузочные упражнения;
  • Восстановила ли дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений.

9. Поведение детей во время занятия:

     1. Отношение детей к отдельным упражнениям и к занятию в целом (интерес, активность, настойчивость);

     2. Взаимопомощь между детьми;

     3. Дисциплина;

     4. Внешний вид занимающихся.

Заключение

Таким образом, физкультурное занятие – это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план – конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно – гигиенических условий, за одеждой детей.

        Характерными чертами занятия являются: ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки; постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

        Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно – оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Использованная литература:

  1. Алямовская В. Физкультура в детском саду. – М.:2005.
  2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.: ил.
  3. Кожухова Н.Н. и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.
  4. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Методика по физической культуре в дошкольных учреждениях: под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 320с.
  5. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 192с.
  6. Кенеман А.В. и Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1972.
  7. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986 – 304с., ил.
  8. Организация врачебно-педагогического контроля за физическим развитием детей дошкольного возраста. – Иркутск 1981.
  9. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат-ий центр «академия», 2001. – 368с.
  10. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 96с.
  11. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста – М.:2005.
  12. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. – М. – 1974.
  13. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 416с., ил.
  14. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащ-ся пед. уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и №2002 «Дошкольное воспитание». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984 – 208с.,ил.
  15. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для средних педагогических заведений. –М.: Издат-й центр «Академия», 1996. – 192с.
  16. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Пособие для педагогов дошк. Учреждений: В 3 ч. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1 Программа «Старт». Методические рекомендации. – 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ физкультурного занятия в бассейне

Анализ физкультурного занятия в бассейне...

Анализ физкультурного занятия

Анализ физкультурного занятия...

Анализ физкультурного занятия в ДОУ

Анализ физкультурного занятия в ДОУ...

Анализ физкультурного занятия

Анализ физкультурного занятия...

Анализ физкультурного занятия

Анализ физкультурного занятия...

Карта анализа физкультурного занятия

Карта анализа физкультурного занятия...

Шаблон "Анализ физкультурного занятия в ДОУ"

Предлагается схема анализа проведения классического физкультурного занятия в ДОУ....