«Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Остапчук Вера Николаевна

Методическое сопровождение педагогов в условиях ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методическое сопровождение педагогов в условиях  внедрения ФГОС ДО»

подготовила Остапчук В.Н., зам.заведующего

МДОУ №14 «Малышок» г.о.Тейково

В 2013 году нашему детскому саду был присвоен статус региональной пилотной площадки. Как мы начали осваивать   ФГОС ДО?  Конечно же,  непросто. С чего начали работу?  

  • Были изучены нормативные  документы
  • Получены консультации в ИРО,  информационно-методической службе городского отдела образования,  онлайн-консультации.
  • Составлен план  подготовки МДОУ к переходу на ФГОС ДО.
  • Опыт подготовки МДОУ к переходу на ФГОС транслирован для ДОУ муниципалитета.

Мы проанализировали итоги мониторинга уровня готовности педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО. Мониторинг  показал, что восприимчивость педагогов к новому составляет 83%, т.е. допустимый уровень. Причём видят перспективу и прогнозируют свою деятельность 80% педагогов, открыты новому 90 %. Квалификационная готовность коллектива к освоению инноваций 100%, т.е. все педагоги имеют первую и высшую категории.

Проанализировав уровень мотивационной готовности педагогов к освоению нового, мы выявили причины, которые  побуждает большинство педагогов применять новое.

Желание создать хороший, эффективный детский сад – 60 %, желание улучшить достигнутые результаты – 50%, потребность в поиске, исследовании -30%, потребность в новизне, преодолении рутины – 30 %. А вот потребность в самосовершенствовании 10%, ощущение собственной готовности участвовать в инновациях, уверенность в себе – 20%.  Почему? 58% наших педагогов постпенсионного возраста. Здесь и плюсы (имеют хорошее базовое образование) и минусы (с трудом отходят от накатанной колеи, считают, что у нас и так всё хорошо). 

Возникла необходимость повышения квалификации педагогов. Курсовую подготовку по вопросам внедрения ФГОС прошли 83% педагогов. В ДОУ было спланировано методическое сопровождение педагогов по внедрении. ФГОС ДО.

При составлении Образовательной программы дошкольного образования прослушаны видеолекции Скоролуповой О.А. «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования»,    семинары «Возможные подходы к корректировке образовательных программ дошкольных учреждений», видеоконференции ФИРО «Эффективный переход региональных систем дошкольного образования на деятельность в условиях ФГОС ДО»,  получены консультации Кузьмина С.В. на семинаре-практикуме по составлению Образовательной программы, выездные семинары старшего преподавателя ИРО Виноградовой О.В.,

В составлении Образовательной программы мы, как пилотная площадка, оказали методическую помощь и  другим ДОУ муниципалитета.  Были проведены семинары-практикумы для заместителей заведующих,  затем взаимный аудит Программ, а по его итогам коррекция Образовательных программ детских садов города.

Авторы Стандарта акцентируют внимание на том,  что ФГОС – это стандарт  условий.  Как говорит директор Института психологопедагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец, при переходе на стандарт дошкольного образования понятие «вчера – сегодня» не работает: чтобы создать условия, нужно довольно много времени.

Не секрет, что первое и самое главное условие – это кадры. Реализовать ФГОС в детском саду  сможет   только высокопрофессиональный педагог. И это созвучно с социальным запросом родителей наших воспитанников.

В пункте 3.4.2. ФГОС сказано: «Педагогические работники…должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».  Методическое сопровождение педагогов в нашем детском саду организовано через постоянно действующий семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО». План ПДС  довольно многоплановый и разносторонний. Поэтому к участию в нём, мы, как пилотная  площадка,  приглашаем педагогов города.

Одним из важнейших принципов осуществления Стандарта является принцип интеграции содержания дошкольного образования. В рамках ПДС на базе нашего детского сада прошёл городской семинар-практикум «Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО». Воспитатели так же учились  анализу деятельности с учётом критериев оценивания видеозанятия при аттестации.

Как  уже отмечалось ранее,  наш педагогический коллектив на 58% состоит из опытных воспитателей, возраст которых превышает 50 лет. Не все ещё освоили функции мобильных телефонов, но работа с компьютером вошла в нашу жизнь плотно. Четвёртый год педагоги нашего ДОУ – участники и победители городского конкурса электронных учебно-методических материалов. Создать презентацию, слайд-шоу на любую тему к занятию, утреннику умеет 83% педагогов. А шли к этому через приобретение ноутбуков, организацию мастер-классов, материальное стимулирование.

В этом году каждый педагог создал своё электронное портфолио в среде PowerPoint. Такую работу можно назвать педагогической копилкой своего опыта. Совершенствование работы с Интернет-ресурсами, с ИКТ, систематизация опыта работы даёт возможность построения развивающего образования.  И второе - легко адаптироваться к прохождению аттестации.

Опыт  работы детского сада по созданию электронного банка передового педагогического опыта был транслирован на городском методическом совете заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ.

На примере своего электронного портфолио музыкальный руководитель нашего ДОУ   показала разные виды использования ИКТ в работе в рамках городского семинара-практикума «Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

Следующий городской семинар-практикум был так же посвящён использованию компьютерных технологий.  Музыкальных руководителей познакомили с технологией создания учебно-методического материала в виде презентации к занятию.

Стандарт  включает в себя требования к развивающей предметно-пространственной  среде. Как промежуточный этап  нашей работы по совершенствованию среды, можно назвать совещание заведующих «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ».

В этом учебном году несколько  педагогов предложили выполнять написание календарно-тематического плана работы с детьми в электронном виде. Была создана рабочая группа, куда вошли как опытные педагоги, так и начинающие.  Созданную форму плана обсудили на педсовете и приняли её. Без споров в коллективе не обошлось. Главный вопрос: а нужно ли это?- занимал всех не одну неделю.

К сентябрю несколько инициативных  педагогов  начали планировать образовательную работу  в электронном виде, а с октября каждый.

Остановлюсь на форме написания плана. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса  подразумевает планирование по всем направлениям развития ребёнка в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

Календарно-тематический план состоит из разделов:

  • тема недели;
  • задачи по образовательным областям;
  • НОД, занятия;
  • интеграция образовательных областей;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • взаимодействие  с родителями.  

В разделах совместной и самостоятельной деятельности предложены адекватные возрасту разнообразные формы работы с детьми. Воспитатель дополняет их конкретным содержанием. Аналогично предложен раздел взаимодействия с родителями. В разделе интеграции прописаны образовательные  области, логично интегрируемые.  Педагог при необходимости меняет их.

Так как опыт планирования, на наш взгляд, оказался успешным, мы, как площадка поделились им на семинаре заместителей заведующих и можем предложить материалы по планированию другим площадкам    и пригласить их   к сотрудничеству.

 Говорят: есть два типа людей. Одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: "Куда катится этот мир!?" Трудно перестраивать свою работу, но это  необходимость.

Что в перспективе нашей работы?

  • Активное вовлечение родителей в образовательную деятельность
  • Обеспечение эмоционального благополучия детей через создание предметно-пространственной среды, отвечающей ФГОС ДО.
  • Дальнейшее профессиональное развитие педагогических работников.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 « Малышок » г.о. Тейково Методическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС ДО Заведующий МДОУ: Ермолаева Л.В. Зам. заведующего: Остапчук В.Н.

Слайд 3

Методическое сопровождение педагогов МДОУ №14 «Малышок» Составлен план подготовки МДОУ к переходу на ФГОС ДО Проведён мониторинг уровня готовности педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО Составлена образовательная программа дошкольного образования МДОУ №14 Организован постоянно действующий семинар «Изучение и внедрение ФГОС ДО» Организована курсовая подготовка всех педагогов по вопросам внедрения ФГОС Пополняется банк передового педагогического опыта

Слайд 4

Семинар-практикум «Особенности разработки Образовательной программы дошкольного образования» Цель: Транслировать опыт разработки Образовательной программы дошкольного образования для ДОУ муниципалитета

Слайд 5

месяц тема семинара-практикума сентябрь Структура и содержание ФГОС ДО. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса Планирование образовательного процесса в группах октябрь Использование ИКТ в профессиональной деятельности педагога Электронное портфолио в среде PowerPoint – педагогическая копилка опыта ноябрь Образовательные области и виды детской деятельности. Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО декабрь Организация игры как ведущего вида деятельности. Проектирование совместной деятельности взрослых и детей с целью решения образовательных программ январь Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми февраль Обновление предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО март Социальный портрет ребёнка 7 лет как целостный ориентир и результат освоения образовательной программы дошкольного образования апрель Оценка индивидуального развития детей для решения задач индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей май Взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность Постоянно действующий семинар-практикум для воспитателей « Изучение и внедрение ФГОС ДО »

Слайд 6

Семинар-практикум «Интеграция образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагогов в вопросах технологии интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 7

Требование профстандарта педагога дошкольного образования – Владение ИКТ-компетентностями , необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Слайд 8

Педагогическая копилка опыта – персональное портфолио педагога Цель: Создание банка компьютерных дидактических и методических разработок как отражение информационно-коммуникативной компетентности

Слайд 9

Семинар-практикум «Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального рукодителя » Цель: Освоение инновационных образовательных технологий и методов

Слайд 10

Семинар-практикум «Использование ИКТ в образовательном процессе» Цель: Трансляция и распространение инновационного педагогического опыта

Слайд 11

Совещание заведующих «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ» Цель: Выявление новых подходов к обеспечению эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 12

Разделы планирования: тема недели задачи по образовательным областям НОД, занятия интеграция образовательных областей совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах самостоятельная деятельность детей взаимодействие с родителями

Слайд 13

Задачи по образовательным областям НОД, занятия Инт егр обр обл Совместная деятельность воспитателя с детьми в режимных моментах Самостоятель ная деятельность детей Взаимодействие с родителями Познавательное развитие ФЦКМ: ФЭМП: Сенсорика : Позн-исслед деятельность: Наблюдения в природе: Р, С Ситуативные разговоры с детьми о== , беседа о ==, изготовление == (предметов, макетов, украшений), раскраски, оформление выставки= , изготовление книги о =, отгадывание загадок о =, рассматривание иллюстраций, картин о =, наблюдения за погодой, изменениями в природе== . Экспериментирование с = . С.-р. игра= Предм.картинки= , сюжетные картинки= , лото= , домино= , энциклопедия= тематические раскраски = Атрибуты к с-р инре= . Родительское собрание= Информационный лист на тему= Консультация= Буклет= Стенд на тему= Беседа с родителями= на тему= Речевое развитие Развитие речи: Ознакомление с художественной литературой: П, Ф Дидактическая игра= , словесная игра= , Чтение и обсуждение= (5 ), инсценирование и драматизация отрывков из сказки= , разучивание стихотворения= , развитие артистических способностей в подвижной игре имитационного характера= («Где мы были…) Альбом= , сюжетные картинки= , иллюстрации= Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность: Приобщение к моральным нормам: Труд: ОБЖ: П, Р В с-р игре = взять на себя роль = В игре == показать ролевое взаимодействие = и =. Обучающая игра = (« Как мы поедем …») В игре== использовать игрушки-заместители. Дополнить игровую среду= ( мягкими модулями). Объединить игры = и= в единый сюжет. Создание ситуации морального выбора= , беседа о= , ситуативный разговор о= . Наблюд за трудом =. Изготовление =. Атрибуты игры =, лейки, тряпочки, знаки для ухода за растениями Художественно-эстетическое развитие Лепка: Аппликация : Рисование: Конструирование: Музыка: П, С, Р Изготовление украшений= , творческая мастерская= , устройство выставки= . Рассматр . и обсуждение иллюстраций к= . Слушание и обсуждение музыки= . Совместное пение= . Хоровод= . Д.игра= Пластилин, карандаши, краски, цветная бумага, бубны, кастаньеты, колокольчики . Физическое развитие Здоровье: Физическая культура: С, Р Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Двигательная деятельность с = в физкультурном уголке Мячи, кегли, кольцеброс , скакалки, ленты, Календарно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю Тема_____________________________________________

Слайд 14

Семинар-практикум «Планирование воспитательно-образовательной работы» Цель: Развитие профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации ФГОС ДО

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модель методического сопровождения педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Аннотация: Целью статьи является описание модели методического сопровождения педагогов ДОУ по организации работы повышения уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования. Способствовать...

ПРОЕКТ «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования»

ПРОЕКТ «Методическое сопровождение педагогов ДОУ на пути перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования»...

«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования»

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...

Методическое сопровождение педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагог...

Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО

О повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введеия ФГОС ДО...

ПРОЕКТ Организация методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 20» по введению ФГОС в образовательный процесс учреждения.

«Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО»     Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки граж...

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании

методическое сопровождение педагогов в ДОУ согласно ФГОС в ДО...