Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО
презентация по теме

Нужнова Наталья Николаевна

О повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введеия ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._sopr._pedagogov_dou_1.pptx770.71 КБ
Файл metodicheskoe_sopr_pedagogov.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО». Н.Н.Нужнова старший воспитатель МБДОУ детский сад №1 «Улыбка» г.Сергач , Нижегородская обл.

Слайд 2

« Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание» Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Али Апшерони

Слайд 3

Нормативно-правовая база Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 г. Приказ МОРФ от 30.08. 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» Приказ МОРФ от 17.10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» Приказ МОРФ от 18.10. 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Письмо МОРФ от 13.01.2014 №08-10 «О плане действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного образования» Письмо МОРФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Федеральный уровень

Слайд 4

Компетенции педагогов в соответствии с ФГОС ДО и Приказом МОРФ от 18.10. 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Применять современные педагогические технологии обучения и подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО Контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами Учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей и реагировать на их потребности Создавать эмоционально благоприятный микроклимат в группе. Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном уровне. Проектировать психологически комфортную образовательную среду.

Слайд 5

Январь 2015 год Анализ итогов анкетирования педагогов « Готовы ли вы к введению ФГОС ДО?» Анкетирование педагогов по вопросам введения ФГОС ДО Тест «Знатоки ФГОС ДО» Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период введения ФГОС «Самооценка уровня развития профессиональной компетентности педагогов в контексте ФГОС ДО» Эссе « Педагог в условиях введения ФГОС ДО»

Слайд 7

П роблемы: 1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения ФГОС дошкольного образования; 2. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий; 3. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса. 4. Недостаточное умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами. 5. Несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям ФГОС.

Слайд 8

План-график мероприятий по ведению ФГОС ДО План график мероприятий по введению ФГОС.doc

Слайд 9

Цель: информационно-методическая поддержка педагогических кадров по подготовке к введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования Задачи: Проанализировать готовность педагогов к введению ФГОС и выявить профессиональные затруднения. Обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, формировать уверенность в своих силах. Организовать методическое сопровождение педагогов, создавать благоприятные условия для самообразования, используя активные и интерактивные формы работы Реализовать намеченные мероприятия, перестроив образовательную деятельность дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. Кадровое обеспечение План информ . метод. сопров.дс №1.doc

Слайд 10

Ожидаемые результаты по кадровому обеспечению введения ФГОС ДО Перспективный план-график повышения квалификации руководящих и педагогических работников. Курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО. Перспективный план аттестации педагогов , методическая помощь в обобщении опыта педагогической работы аттестуемых. Руководство самообразованием педагогических кадров. Сопровождение молодых специалистов по вопросам реализации ФГОС ДО

Слайд 11

Дифференциация педагогов по возрасту

Слайд 12

Стаж работы

Слайд 13

Уровень образования педагогических работников

Слайд 14

Обучение на курсах повышения квалификации по введению ФГОС ДО Самообразование Индивидуальная консультация

Слайд 15

Уровень педагогических работников по квалификационным категориям

Слайд 16

Постоянно-действующий семинар «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» «Использование ИКТ в деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» « Деятельностный подход – как основная форма организации работы с детьми» «Проектный метод, как инновационная педагогическая технология в период введения ФГОС ДО» Педагогический час «Развитие кадрового потенциала в процессе введения ФГОС ДО» Цель: Создание благоприятных условий для активного творческого развития педагогов, оказание методической помощи, оперативное решение вопросов введения ФГОС ДО, изучение и обсуждение нормативно-правовой документации, методической литературы и публикаций в периодических изданиях.

Слайд 17

Педагогические советы: « Готовность ДОО к введению ФГОС ДО» « Введение ФГОС ДО: проблемы, перспективы» « К новому качеству дошкольного образования через новые стандарты» «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в условиях введения ФГОС ДО »

Слайд 18

Повышение уровня ИКТ компетентности педагогов Автоматизированное рабочее место Новые формы связанные с использованием ИКТ: электронные рассылки материалов он- лайн конференции, семинары вебинары ; скайп-консультации презентации на собственных сайтах педагогов; тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах ДО виртуальные методические выставки образовательных ресурсов Интернет - мастерские

Слайд 19

Проект «Организация предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО» (срок реализации октябрь 2014 по май 2015) Проект реорганизации среды дс№1.rtf Конкурс « Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО» Положение о смотре конкурсе Положение о конкурсе предметно пространственной среды.doc Аналитическая справка Аналитическая справка развивающей. docx План обновления развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО ПЛАН обновления среды. docx

Слайд 20

Январь 2015 год Самооценка уровня развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в контексте ФГОС ДО

Слайд 21

Ролевая игра Работа в малых группах ИНТЕРАК ТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Слайд 22

Результаты деятельности по методическому сопровождению педагогов в условиях введения ФГОС ДО субъектная позиция педагога в отношении введения ФГОС дошкольного образования, осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов; активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности; самореализация педагога в профессиональной деятельности ; увеличение доли педагогов с первой категорией и профессиональным образованием «Дошкольное образование»; у мение применять современные педагогические технологии обучения и подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд    

Титульный лист «Методическое сопровождение педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО».

2 слайд

Актуальность. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание»

Ключевую роль в данном процессе призван сыграть кадровый потенциал.

Нормативно- правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», приказ Минобрнауки России от17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО» привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования.

Приказ МОРФ от 18.10. 2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» вступит в силу с 01.01.2017года

Впервые ДО стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны это требует повышенного внимания к ДО, с другой – к повышению профессиональной компетенции работников данной сферы.

Деффицит кадрового потенциала, способного обеспечить модернизацию ДО признан как один из главных факторов тормозящих ход стандартизации ДО.

Принятие нормативных документов привело к необходимости освоения педагогами компетентий в соответствии с ФГОС  и Профстандартом. Требования к современному педагогу предъявленны во ФГОС и Проф. стандарте педагога (вы видите на слайде)

Применять современные педагогические технологии обучения и подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами

Учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей и реагировать на их потребности

Создавать эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном уровне.

Проектировать психологически комфортную образовательную среду.

 3 слайд

А.К. Маркова (1993, 1996) в профессиональной  компетентности

учителя выделяет  4  блока:

1) профессиональные психологические и педагогические знания;

2) профессиональные педагогические умения; 3) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; 4) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем проф. знаниями и умениями

   Позднее она выделяет 4 вида проф. компетентности:

  1. специальную, 2) социальную, 3) личностную и 4) индивидуальные

    Стратегия модернизации содержания общего образования: «Материалы для разработки документов по обновлению общего образования» (2001). Понятие «компетентность» включает 1) когнитивную,

2) операциональную – технологическую составляющие;

3) мотивационную, 4) этическую, 5) социальную и 6) поведенческую

    А.В. Хуторской  (2002) -7 основных ключевых компетенций:

1) ценностно-смысловая, 2) общекультурная, 3) учебно-познавательная,

4) информационная, 5) коммуникативная, 6) социально-трудовая, 7) личностная

    И.А. Зимняя (1992) - 3 основных группы компетентностей:

1) относящиеся к самому себе как личности, как субъекту

2) относящиеся к взаимодействию человека с др. людьми

3) относящиеся к деятельности человека,

    проявляющиеся во всех ее типах и формах

 4 слайд

7 слайд

Анализируя готовность педагогов нашего ДОУ к введению ФГОС были получены следующие данные: 20% осознают роль и значение ФГОС, 80% не принимают идеологию введения ФГОС. Так же проведены разнообразные анкетирования по темам: «Знатоки ФГОС ДО», анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период введения  ФГОС,  «Самооценка уровня развития профессиональной компетентности педагогов в контексте ФГОС ДО»

Педагоги писали эссе на тему «Педагог в условиях введения ФГОС ДО»

 8 слайд

В результате опроса выявились основные затруднения педагогов на этапе введения ФГОС:

-  смутное представление по переходу на ФГОС;

- упрощенное понимание сущности и технологии реализации деятельностного подхода;

- ранее сложившаяся методика проведения занятий  становится препятствием  в достижении  планируемых   результатов  освоения  основной  образовательной  программы;  

- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, развитие базовых способностей личности); 

-отсутствие опыта  разработки разделов  основной образовательной программы ДОУ, части, формируемой участниками образовательного процесса  и др.

    В силу личностных особенностей некоторые педагоги продолжат проявлять повышенную тревогу, связанную с переменами в дошкольном образовании.. Некоторые педагоги не смогут освоить современные технологии, использовать новые формы сотрудничествам и партнерства ДО с воспитанниками и семьями.

     Следовательно, мы видим противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС и недостаточной подготовленностью педагогов  к внедрению ФГОС.

Отсюда вытекает ряд проблем:

9 слайд

1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения ФГОС дошкольного образования;

2. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий;

3. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.

4. Недостаточное умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.

5. Несоответствие сложившейся профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям ФГОС.

10 слайд

В ДОУ разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, включая  «План- график мероприятий по ведению ФГОС ДО» по 5 направлениям: нормативно-правовое, методическое и аналитическое, организационное, кадровое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.

11 слайд

Составлен план информационно-методического сопровождения введения ФГОС ДО.

Цель: информационно-методическая поддержка педагогических кадров по подготовке к введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Задачи:

Проанализировать готовность педагогов к введению ФГОС и выявить профессиональные затруднения.

Обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, формировать уверенность в своих силах.

Организовать методическое сопровождение педагогов, создавать благоприятные условия для самообразования, используя активные и интерактивные формы работы

Реализовать намеченные мероприятия, перестроив образовательную  деятельность дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.

12 слайд

Ожидаемые результаты по кадровому обеспечению введения ФГОС ДО

Перспективный план-график повышения квалификации руководящих и педагогических работников.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО.

Перспективный план аттестации педагогов, методическая помощь в обобщении опыта педагогической работы аттестуемых.

Руководство самообразованием педагогических кадров.

Сопровождение молодых специалистов по вопросам реализации ФГОС ДО

13 слайд  

В нашем детском саду работает 9 педагогов. Средний возраст педагогов составляет 36 лет. Происходит омоложение коллектива.

14 слайд

Пришли молодые педагоги без стажа работы в ДОУ.

Стаж педагогической деятельности более 15 лет имеют 22% педагогов,

Это говорит о стабильно сложившимся коллективе.

15 слайд

Изучив кадровый состав, мы выявили, что на начало введения ФГОС 100% педагогов имели высшее образование. 89% педагогов имели высшее педагогическое образование, один человек (11%)имел высшее экономическое. Этот же педагог  имел среднее педагогическое образование.

Специального дошкольного образования небыло ни у кого.

7 педагогов (67%) прошли профессиональную переподготовку по программе «Дошкольное образование» на базе ГБОУ ДПО НИРО.

На 01.09.2015 - 78% имеют высшее дошкольное образование.

1 чел. (11%) - высшее педагогическое, 1 чел. (11%) - среднее педагогическое, поступил учится в АГПИ им. Гайдара по специальности «Дошкольное образование»

16 слайд

За 2014-15 учебный год все педагоги (100%) прошли курсы повышения квалификации в рамках каскадной модели повышения квалификации «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО». В ДОУ на начало учебного года утверждены темы по самообразованию.

У каждого педагога имеется программа самообразования по темам, отражающим введение ФГОС ДО. Педагогам оказывается индивидуальные консультации. Они обобщают свой опыт работы, показывают открытые мероприятия, учавствуют в конкурсах педагогического мастерства.

17 слайд

Статьи 49 части 4 ФЗ оот 29.12.12 273-ФЗ и приказом Минобрнауки от 27.04.2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Педагоги проходят аттестацию согласно перспективного плана проведения аттестации.

В ДОУ организована работа аттестационной комиссии. Происходит консультирование аттестуемых, оказывается моральной поддержка, помощь аттестуемым в подготовке и проведении образовательной деятельности, демонстрация педагогического опыта.

Процент педагогов без категории уменьшилось с 2013-2014 уч.года, а с СЗД увеличился.

В 2016 г.заявились на 1 категорию 3 педагога.

18 слайд

С целью непрерывного обучения педагогов и практического закрепления ими новых знаний в течении учебного года был разработан план проведения постоянно действующего семинара практикума «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» в рамках которого были изучены следующие технологии:

«Использование ИКТ в деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

« Деятельностный подход – как основная форма организации работы с детьми»

«Проектный метод, как инновационная педагогическая технология в период введения ФГОС ДО»

Один раз в месяц проводится педагогический час  «Развитие кадрового потенциала в процессе введения ФГОС ДО»

Цель: Создание благоприятных условий для активного творческого развития педагогов, оказание методической помощи, оперативное решение вопросов введения ФГОС ДО, изучение и обсуждение нормативно-правовой документации, методической литературы и публикаций в периодических изданиях.

На педагогическом часе просмотр и обсуждение педагогами видеозаписи серии вебинаров по обсуждению вопросов введения ФГОС  

19 слайд

За прошедший период прошли педагогические советы на темы:

«Готовность ДОО к введению ФГОС ДО»

«Введение ФГОС  ДО: проблемы, перспективы»  

«К новому качеству дошкольного образования через новые стандарты»

«Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

Педсоветы прошли в разных активных формах: педагогический ринг, КВН, методическое объединение-презентация, педагогическая мастерская.

20 слайд

Для повышение уровня ИКТ компетентности педагогов в матодическом кабинете оборудовано автоматизированное рабочее место.

Используются новые формы связанные с использованием ИКТ:

электронные рассылки материалов, он-лайн конференции, семинары, вебинары;скайп-консультации; презентации на собственных сайтах педагогов; тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах ДО; виртуальные методические выставки образовательных ресурсов; Интернет - мастерские

21 слайд

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде. В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Исходя из этого в МБДОУ детский сад №1 «Улыбка» был разработан проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО»

В рамках проекта проведен смотр-конкурс « Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»,

Разработано «Положение о смотре конкурсе».

Каждый педагог составлял аналитическую справку и  «План  обновления развивающей предметно-пространственной среды  в соответствии с ФГОС ДО» своей возрастной группы.

22 слайд

В сентябре 2015 года в ДОУ был проведена «Самооценка уровня развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в контексте ФГОС ДО» с целью изучения выявления затруднений педагогов в применении современных педагогических технологий обучения и подходов к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО, результаты которого показали, что воспитатели и специалисты имеют разный уровень подготовки по данному вопросу.

23-24 слайды

Для создания системы методического обеспечения деятельности по изучению и внедрению современных подходов по организации образовательного процесса, эффективному использованию педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО был разработан постоянно действующий семинар-практикум «Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС ДО». В рамках семинара были изучены следующие технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение, проектная деятельность и др. С педагогами использовались активные и интерактивные формы работы по ознакомлению с современными педагогическими технологиями: тренинг, педагогический ринг, деловая, ролевая игра, работа в малых группах.

25 слайд

Результаты деятельности по методическому сопровождению педагогов в условиях введения ФГОС ДО:

субъектная позиция педагога в отношении введения ФГОС дошкольного образования,

осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;

активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;

самореализация педагога в профессиональной деятельности;

увеличение доли педагогов с первой категорией и профессиональным образованием  «Дошкольное образование»;

100% обучение на курсах повышения квалификации по ФГОС ДО.

умение применять современные педагогические технологии обучения и подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО