ФГОС дошкольного образования
статья по теме

Пименова Ольга Борисовна

1.Федеральный образовательный стандарт.

2.Приказ 1598-ФГОС ОВЗ.

3.Приказы и нормативные документы Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора.

4.Программы дошкольного образования.

5.Внедрение  примерных основных образовательных программ дошкольног образования в субъектахРФ.

6.Организация развиавющей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

7.Методические рекомендации для педагогических работников дошкольной образовательной организации и детей дошкольного возраста.

8.Письмо министерства образования и науки №08-249 от 28февраля 2014"Коментарии к ФГОС дошкольного образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС дошкольного образования

 

 



Предварительный просмотр:

План внедрения профессионального стандарта (дорожной карты)

 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

в МАОУ Горненская СОШ ГДО

Цель: Обеспечение перехода учреждения на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагога» с 01.07.2017г.

Задачи:

1. Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников учреждения в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог».

2. Внедрение пакета типовых документов МАОУ Горненская СОШ ГДО, работающего в условиях профстандарта «Педагог».

3. Апробация методики оценки соответствия педагогических работников уровню профстандарта «Педагог».

Пояснительная записка:

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта – обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

В сравнении с действующим (до введения профессионального стандарта) «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 №761-н) в профессиональном стандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) представленные в разрезе специализации педагогических работников.

Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов

Мероприятие

Форма реализации

Ответственные

Срок исполнения

Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение

✓▪Ознакомление педагогических работников ГДО с содержанием профессионального стандарта «Педагог»:

- организация обсуждения на педагогических, методических советах;

- размещение информации на стендах ГДО, официальном сайте ГДО.

Информационный стенд с материалами профстандарта.

Создание на официальном сайте  подрубрики «Профстандарт педагога».

Старший воспитатель, рабочая группа

2017 г.

✓▪Определение списка профессиональных стандартов подлежащих применению в ГДО

План мероприятий по информированию педагогических работников о содержании профессионального стандарта.

Старший воспитатель рабочая группа

Май 2017 г.

✓▪Изучение профессиональных стандартов , подлежащих применению.

Повышение уровня знания содержания профессионального стандарта педагогическими работниками ГДО.

Старший воспитатель .

Сентябрь 2017 г.

✓▪Проведение анализа штатного расписания на предмет соответствия наименования должности профессиональным стандартам

Приказ директора

Старший воспитатель .

Май 2017г.

✓▪Определение перечня локальных актов  нормативных и других документов организации, подлежащих изменению в связи с применением профессиональных стандартов..

План мероприятий

Администрация ГДО, рабочая группа по внедрению профессионального стандарта в ГДО.

Май 2017г.

ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА В ДОУ

1. Организация  обучения педагогических работников.

✓▪Планирование и осуществление повышения квалификации (профессиональной переподготовки) воспитателей на очередной учебный год с учетом предложений и рекомендаций коллегиальных органов управления организации, представленных органов участников образовательных отношений, аттестационных комиссий и др.

График повышения квалификации

Старший воспитатель .

Сентябрь 2017г.

2. Совершенствование методической работы.

✓▪Консультационная поддержка «Профессиональный стандарт педагога»

Годовой план ГДО

Старший воспитатель .

 2017 уч.г.

✓▪Участие педагогов в работе семинаров,  вебинарах, кустовых методических объединениях.

Годовой план ГДО, план КО.

Старший воспитатель .

2017-2018 уч.г.

✓▪Участие педагогов ГДО во всероссийских, краевых, районых (в том числе дистанционных) конкурсах педагогического мастерства.

Достижения педагогов и воспитанников ГДО.

Старший воспитатель ., педагогический коллектив ГДО

Ежемесячно

3. Аттестация педагогических работников.

✓▪Планирование аттестации педагогических работников.

График аттестации педагогических работников

Старший воспитатель .

Ежегодно, сентябрь

✓▪Консультационная поддержка:

- процедура прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности;

- процедура прохождения аттестации на квалификационную категорию (первую, высшую).

Старший воспитатель .

В течение

2016 – 2019 уч.г.

✓▪Создание и организация деятельности аттестационной комиссии в ГДО с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности.

Кадровое и организационно-методическое обеспечение деятельности аттестационной комиссии в ГДО.

Старший воспитатель .

В течение

2016 – 2019 уч.г.

✓▪Организация и проведение квалификационных испытаний педагогических работников.

Приказы о соответствии педагогических работников занимаемой должности.

Старший воспитатель .

В течение

2016 – 2019 уч.г.

✓▪Рассмотрение результатов повышения квалификации, переподготовки педагогов.

Протокол педсовета

Администрация ГДО, отчеты педагогов.

В течение

2016 – 2019 уч.г.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ГДО

✓▪Проведение педагогическими работниками самооценки профессионального уровня.

Лист самооценки

Администрация ГДО, педагогический коллектив ГДО.

Ноябрь  2016г.

✓▪Составление индивидуальных планов профессионального развития педагогов ГДО на основе выявленного дефицита компетентностей.

Администрация ГДО, рабочая группа по внедрению профессионального стандарта в ГДО.

Декабрь 2016г.

✓▪Утверждение планов саморазвития педагогов:

- изучение нормативной и психолого-педагогической литературы;

- освоении педагогических технологий, выстраивание собственной методической системы;

- разработка диагностического инструментария;

- участие в реализации программы развития ГДО, в методической работе ГДО;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- участие в работе творческих групп, проведение индивидуальной исследовательской работы;

- обобщение собственного опыта педагогический деятельности.

Отчеты педагогов по темам саморазвития, открытые мероприятия, методическая продукция, портфолио, мастер-классы, педагогические проекты, профконкурсы.

В течение

2016 – 2019 уч.г.

Планируемые результаты:

➢▪Создание современной, гибкой системы повышения квалификации педагогов ГДО.

➢▪Разработка единых, индивидуальных подходов к определению, содержанию повышения квалификации педагогических работников ГДО.

➢▪Совершенствование учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

➢▪Повышение профессионального мастерства педагогов.

 

➢▪Внедрение современных технологий в образовательный процесс.



Предварительный просмотр:

Образовательная область «Физическое развитие» 

включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей:

  • двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость (в ФГТ + скорость, сила и выносливость); 
  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых  видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; 
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; 
  • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности:

  • в младенческом возрасте и в раннем возрасте это двигательная активность и тактильно-двигательные игры; 
  • для детей дошкольного возраста это игровая и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, а так же  музыкально-ритмические движения.

В группе может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга)..

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: 

  •  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  •  оптимизации работы с группой детей.

Интеграция образовательной области «Физическое развитие» по ФГОС



Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраст

                ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование 

познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того 

стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактуетпознавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: раз

витие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. На наш взгляд, такое понимание познавательного развития   дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавтельной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мыотносим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. 

 Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

  1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самогопредмета;
  2. занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве 

примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тотфакт, что в 2–3 года ребёнок сосредотачивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как любознатность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. 

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность,основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно познавательная задача. 

               Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию вопределённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектовокружающего мира и экспериментирование с ними).В качестве рекомендуемых нами видов деятельности обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, котороерассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя раз

нообразные формы воздействия на не.го. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.   

                 В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания,предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, которыйсостоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам 

видов деятельности.

                После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: 

выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его прчинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель дол.жен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы

двигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельностьобеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений са

мостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

           Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Формирование элементарных математических представлений. 

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 

- Ознакомление с предметным окружением. 

- Ознакомление с социальным миром. 

- Ознакомление с миром природы. 



Предварительный просмотр:

Речевое развитие

Речевое развитие

- Владение речью как средством общения и культуры;

- Обогащение активного словаря;

- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Развитие речевого творчества;

- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательная область «Речевое развитие»

- Развитие речи

- Художественная литература



Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

                             - Приобщение к искусству. 

                             - Изобразительная деятельность.

                             - Конструктивно-модельная деятельность. 

                                                          - Музыкальная деятельность

 

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • Наблюдение
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы
  • Игра
  • Игровое упражнение
  • Проблемная ситуация
  • Конструирование из песка
  • Лепка, рисование, аппликация
  • Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.)
  • Создание коллекций
  • Занятия (рисование, аппликация,  худож. конструирование, лепка)
  • Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр
  • Экспериментирование
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Тематические досуги
  • Выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций

 

  • Украшение личных предметов
  • Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)
  • Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства
  • Самостоятельная изобразительная деятельность
  •  

 

  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды
  • Проектная деятельность
  • Экскурсии
  • Прогулки
  • Создание коллекций

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

"Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учётом интересов всех участников образовательного процесса".

     Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденн...

Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования (Педагогическая диагностика)

Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения ( в частности, с появлением в нашей стра...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

«ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности»

Одним из современных требований к российскому образованию, изложенных в Концепции модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое определяется, прежде все...