РППС средней группы: реализация требований ФГОС
статья (средняя группа) на тему

Елена Витальевна Замяткина

ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamyatkina_elena_vitalevna_rpps.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Замяткина Елена Витальевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №61

Приморского Района

Санкт-Петербурга

РППС средней группы: реализация требований ФГОС

ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Развитие ребенка осуществляется только в игре.  Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Одним из требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде является доступность, что предполагает: доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.

Организация РППС в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда в средней группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В группе должны находиться предметы, которые отражают потребности каждого ребенка. Созданная среда предоставляет возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Должны быть включены в игровые материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, бусы, банты, сумочки и т.п. Для мальчиков детали военной формы, предметы обмундирования, различные технические игрушки и т.п.

Особенность детей среднего дошкольного возраста -  проявление разных темпов развития. Поэтому предметно – пространственная среда сохраняет некоторые особенности среды для младших детей, но в тоже время учитываются потребности детей более старших.

В среднем дошкольном возрасте усиливается интерес к познанию себя определению своего места в этом мире. Важно помочь ребенку осознать свои особенности, умения, уточнить представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, разных профессий и т.д. Для этого периодически при участии детей и их родителей могут оформляться тематические альбомы с подборками иллюстраций, фотографий: «Какой я?», «Люди такие разные и такие одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

В этом возрасте дети начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель старается стимулировать проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучаю общение детей со сверстниками, создаю условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах.

Дети 4–5 лет ревностно относятся к своим игровым территориям и проявляют открытый негативизм к сверстникам, которые на них вторгаются без спроса. Это может служить источником конфликтов, чтобы избежать этого в группе должна быть ширма, игровые коврики, служащие обозначением границ игровых пространств. Остальные дети учатся уважать игровое пространство играющих.

Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления. Можно фотографировать постройки и оформлять в фотоальбом, чтобы показать детям значимость их достижений.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в их многочисленных вопросах: «Почему?, Зачем?, Для чего?». Развивающая способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждает интерес к окружающему миру. Определенный опыт его познания у ребенка уже есть - он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью подбирают предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств. Например, музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки – видеть, осязать; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т. п.

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают различные средства и способы познания; незаменимыми помощниками при этом являются обучающие и развивающие игры.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специально выделенном месте.

В среднем дошкольном возрасте проявляется интерес к языку, речи. Большое внимание в этом возрасте уделяют книгам, подбираются книги, среди которых познавательная и справочная литература, обучающие книги, рабочие тетради. Большое внимание также уделяется играм на развитие речи «Расскажи сказку», «Сказочное лото», «Собери картинку», «Противоположности».

В этом возрасте важно накапливать у детей опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности.

Дети испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного ее удовлетворения они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Чтобы избежать этого, в группе должны быть созданы условия для разнообразной двигательной активности. Двигательная активность детей среднего дошкольного возраста значительно возрастает, в ней ярко выражены индивидуальные различия. У детей заметно увеличивается интерес не только к процессу выполнения движений, но и к результатам их выполнения. В средней группе поручают детям ведущие роли в играх, показ упражнений, ведь копировать движения сверстника не только интереснее, но и значительно проще.

Насыщенная РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. РППС является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»

Краткая аннотация ОЭР Гипотеза  исследования:Апробация  профилактических  модели  и  программы  ДОО, соответствующих  требованиям  ФГОС  ДО и  об...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (реализация в ФГОС)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (реализация в ФГОС)...

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (реализация в ФГОС)

Комплексно-тематическое планирование в средней группе (реализация в ФГОС)...

Развивающая предметно-пространственной среда группы. Реализация требований ФГОС (из опыта работы)

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...

Развивающая предметно-пространственная среда средней группы: реализация требований ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда средней группы: реализация требований ФГОС....

Статья на тему :«Использование современных здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС до в средней группе»

Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в...

Развитие речи дошкольников средней группы: аспекты требований ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогаще...