Возможности реальной и виртуальной предметно-пространственной среды ДОУ
статья по теме

Титова Марина Алексеевна

Развитие общей культуры ребенка в ФГОС ДО определено в качестве основной задачи дошкольного образования. Решать эту задачу можно только в процессе активного освоения детьми культурного наследия во всем многообразии его ценностей, смыслов и взаимосвязей. Для этого коллективу ДОУ необходимо выполнить ряд обязательных условий и создать для детей предметно-пространственную развивающую среду, соответствующую всем современным требованиям. Надею, данный материал поможет педагогам грамотно выстроить свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_titova_m.a.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Титова М.А.

Заведующий ГБДОУ детский сад № 35

Фрунзенского района СПб, Санкт-Петербург

Возможности реальной и виртуальной предметно-пространственной среды ДОУ

Развитие общей культуры ребенка в ФГОС ДО определено в качестве основной задачи дошкольного образования. Решать эту задачу можно только в процессе активного освоения детьми культурного наследия во всем многообразии его ценностей, смыслов и взаимосвязей. Для этого коллективу ДОУ необходимо выполнить ряд обязательных условий и создать для детей предметно-пространственную развивающую среду, соответствующую всем современным требованиям.

В нашем детском саду в целях развития общей культуры дошкольника создано интерактивное музейно-педагогическое пространство, являющееся интегратором всего культуроориентированного образовательного процесса ДОУ.

Интерактивное музейно-педагогическое пространство ДОУ выстроено в логике музейной коммуникации и соответствует концепции “умного пространства” (“смарт-пространства”), отличительными чертами которого являются нацеленность на индивидуализацию образовательного процесса и оправданное использование информационно-коммуникационных технологий. Это обуславливает деятельность ИМПП ДОУ как единого координационного и информационного центра, часть работы которого может осуществляться в виртуальном пространстве с помощью ИК-технологий (сайт, электронная почта, социальные сети и т.д.), а часть – в условиях реального взаимодействия взрослых и детей в пространстве ДОУ.

Реальное интерактивное музейно-педагогическое пространство объединяет предметно-пространственную развивающую среду ДОУ и включает в себя центральную экспозицию (в помещении изостудии), систему интерактивных выставочных пространств в холлах ДОУ и  музейный фонд. Деятельность ИМПП ДОУ разворачивается в течение учебного года в последовательности семи музейно-выставочных проектов, которые позволяют осуществить погружение в определенную тему одновременно в средней, старшей и подготовительной группах.

Центральная экспозиция оформляется для каждой выставки таким образом, чтобы наиболее полно и при этом сжато представить основную идею выставочного проекта. В пространстве центральной экспозиции проходят музейно-педагогические занятия, которые включают различные виды деятельности детей: исследование предметов музейных коллекций, организацию фасилитированных обсуждений произведений различных видов искусства, музейное путешествие, игру, музейно-театральное действие и т.д. Здесь же проходят  мастер-классы для детей и родителей, связанные с темой выставки.

Интерактивные выставочные зоны в холлах детского сада представляют собой «филиалы» главной экспозиции, раскрывающие отдельные аспекты темы выставки в соответствии с возрастными возможностями детей определенной группы, интересами их родителей и педагогов. Эти локальные зоны открыты для всех и позволяют реализовывать разнообразные межгрупповые дизайн-проекты.

В интерактивном выставочном пространстве в холлах перед группами размещаются материалы для интерактивного взаимодействия детей и родителей, групп детей с воспитателем в соответствии с темой выставочного проекта. Это развивающие творческие задания, интеллектуальные игры, фрагменты литературных произведений, фотографии, другие иллюстративные и информационные материалы. Там же экспонируются творческие работы детей, семей воспитанников.

В детском саду постоянно хранится лишь небольшая часть музейных предметов, наиболее ярко представляющих тему каждой выставки – ее смысловое ядро. Эти объекты учтены, обеспечена система их хранения в музейном фонде ДОУ. Там же находятся материалы для методического сопровождения выставок (подборки детской художественной литературы, маршрутные листы, дидактические материалы, рекомендации для родителей, справочная информация для педагогов).

Все остальные экспонаты для выставок предоставляют во временное пользование сотрудники детского сада и семьи воспитанников. Чаще всего это бытовые современные вещи, имеющие ярко выраженное утилитарное, символическое и художественное значение. Исследование  таких  предметов  в  ходе  музейно-педагогических  занятий способствует формированию у детей положительного отношения к труду и его результатам, становлению художественного вкуса и креативности дошкольников.

Виртуальная часть структуры интерактивного музейного педагогического пространства ДОУ реализована средствами облачных технологий и включает в себя следующие компоненты: электронный каталог экспонатов, виртуальная часть методического кабинета ИМПП ДОУ, виртуальные выставки, виртуальные ведущие.

Электронный каталог экспонатов создается по итогам каждого выставочного проекта. Он нужен для того, чтобы сохранить изображения предметов, составляющих как постоянную, так и временную часть экспозиции. Каждый объект фотографируется, размещается в облаке Google средствами сервиса “Диск”, снабжается кратким информационным комментарием - своеобразной “музейной этикеткой”, включающей основные данные: название предмета, утилитарное значение (при необходимости), физические особенности и свойства (цвет, размер, материал и т.д.), время создания (год, десятилетие и т.д.), страну изготовления (происхождения), индекс  - место нахождения предмета в музейном фонде ДОУ.

Перекрестные ссылки позволяют легко найти необходимый предмет для любого музейно-педагогического занятия.

Виртуальная часть методического кабинета ИМПП представляет собой совокупность методических и дидактических материалов, размещенных в облаке Google средствами сервиса “Диск” и сервиса “Сайты”. В виртуальной папке с регламентированным доступом размещены разработки занятий, методические рекомендации по организации выставочных программ, диагностические материалы. Каждый педагог детского сада может также познакомиться там с фотоархивом выставок, коллекцией мультимедийных ресурсов, банком авторских мультимедийных презентаций и интерактивных игр. На сайте “Интерактивное музейно-педагогическое пространство ДОУ” располагаются электронный каталог экспонатов, виртуальные выставки, книжная полочка литературных проектов.

Виртуальные выставки не являются копиями реально проходящих в интерактивном музейно-педагогическом пространстве ДОУ. Их задача - дать возможность всем участникам образовательного процесса совместно создавать творческий информационный и (или) художественный продукт в ходе действующего выставочного музейно-педагогического проекта.

Виртуальные ведущие. Каждая возрастная группа воспитанников ДОУ в интерактивном музейно-педагогическом пространстве решает свою «задачу года». В соответствии с этой задачей за три года дети последовательно знакомятся с тремя “проводниками” в мир осваиваемой ими культуры. Например, задача года  для средней группы - приобщение детей к ценностям народной культуры, а проводником в этот незнакомый городским дошкольникам мир является матрешка Матрена. Сервис Voki.com позволяет создать анимированный говорящий аватар, который педагог может озвучивать своим голосом, предварительно записанным в виде файла и добавленным к изображению. Создание “виртуальных ведущих” и включение их работу педагога,  позволяет развивать такое перспективное направление образовательной деятельности, как дистанционное взаимодействие в условиях ДОУ.

Это далеко не все возможности, которые нам удалось освоить за время создания ИМПП ДОУ. Мы получили богатый опыт, позволяющий говорить о том, что для успешного использования в образовательной деятельности  современного детского сада потенциала реальной и виртуальной предметно-пространственной среды необходимо соблюдение основных организационно-педагогических условий:

1. Подготовка педагогов ДОУ к использованию инновационных музейно-педагогических технологий в работе с детьми, повышение уровня их информационно-коммуникационной компетентности;

2. Наличие достаточного количества специально подобранных бытовых вещей и музейных объектов для проведения детских исследований в соответствии с темами и разделами образовательной программы;

3. Оборудование части пространства ДОУ в соответствии с логикой музейной коммуникации;

4. Разработка комплекса музейно-педагогических занятий, адресованных разным возрастным категориям воспитанников, наличие банка и дидактических материалов к таким занятиям;

5. Выделение достаточного времени для подгрупповой исследовательской работы с детьми в условиях интерактивного музейно-педагогического пространства;

6. Участие родителей и организация исследовательской деятельности детей в условиях семьи (дома, в музеях Санкт-Петербурга, в городском пространстве).

Наш педагогический коллектив с уверенностью может сказать, что создание и виртуальной, и реальной составляющей такого пространства возможно в любом дошкольном образовательном учреждении. Достаточно только Вашего желания и заинтересованности.

Литература:

  1. Манжура В.А., Подгорнова С.В., Титова М.А. Становление общекультурной компетенции детей 4-7 лет в условиях современного ДОУ: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Проект «Калейдоскоп возможностей» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в технологии инклюзивного пространства

Проект «Калейдоскоп возможностей»по созданию развивающей предметно-пространственной средыв группе старшего дошкольного возраста в технологии инклюзивного пространства...