Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие успешной реализации инновационного проекта
статья на тему

Халикова Валентина Владимировна
Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность субъекта деятельности, в нашем случае – воспитательной. В реализации инновационного проекта востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие успешной реализации инновационного проекта

В.В. Халикова, канд. пед. наук.,

отличник народного просвещения,

старший воспитатель,

halikova-valentina@yandex.ru

ГБОУ «Школа № 842», Москва, Зеленоград. Россия. 

В.В. Богачева, воспитатель

bogacheva_vassa@mail.ru

ГБОУ «Школа № 842», Москва, Зеленоград. Россия. 

Аннотация: Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность субъекта деятельности, в нашем случае – воспитательной. В реализации инновационного проекта востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог.

Ключевые слова: инновационная деятельность, профессиональная компетентность, профессиональная среда, эффективная социализация.

Для организации эффективной работы образовательного учреждения  в инновационном режиме важно определить направления, задачи и систему мероприятий со всеми участниками образовательного процесса.  Поэтому существует технология составления плана работы коллектива в инновационном режиме и  основные этапы подготовки и реализации   инновационного проекта.  

Первое, с чего мы начали инновационную деятельность -  выбор   проектного совета, который осуществляет общее руководство инновационной деятельностью. Советом разработан План (проект) инновационной деятельности по теме: «Современная технология эффективной социализации детей в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия» на 2016-2020гг., ключевой фигурой которого является педагог. Проект предполагает разработку особой сбалансированной системы повышения профессиональной компетентности педагогов – участников инновационного проекта.

 В рамках инновационной деятельности профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых профессиональных задач. Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных инновационных условиях. Это требует соответствующего подхода к ее решению, который во многом зависит от самого педагога, его личностного и профессионального потенциала, раскрывающегося в процессе взаимодействия с детьми и определяющего успешность их саморазвития и эффективность социализации. Следовательно, рядом  с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.  

В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляют профессиональную компетентность субъекта деятельности, в нашем случае – воспитательной. В реализации инновационного проекта востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Это может быть обеспечено посредством совершенствования и развития:

- профессионализма педагогов, который не сводится лишь к совокупности их профессиональных знаний и умений, а определяется ещё и качественной совокупностью профессионально важных личностных качеств;

- направленности их личности;

- мотивации деятельности;

- потребности и готовности педагогов в саморазвитии и постоянном профессиональном росте в условиях инновационной деятельности.  

Безусловно, развитие и проявление перечисленных характеристик, необходимость формирования профессиональной компетентности имеет важное значение в развитии социальных качеств ребенка, в   эффективной социализации детей дошкольного возраста.    

Для того чтобы этот процесс был успешным, необходимо постоянно повышать требования к развитию профессионализма воспитателей дошкольных учреждений.  И это не случайно, т. к. профессионализм выступает одним из факторов создания творческой, развивающей среды в ДОУ и одним из условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса,   направленного на успешную и  эффективную социализацию детей.  

 Таким образом, в инновационных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании профессионально-педагогических задач: от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ребенка и педагога в процессе их взаимодействия.

Компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионализм в решении задач инновационной деятельности определяется, прежде всего, субъектной позицией педагога и умением использовать свой образовательный, профессиональный и жизненный опыт.

Субъектная позиция педагога проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, т.е. обязательные качества современного педагога-профессионала.  

Технология развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ прописана в ежегодном плане инновационной деятельности и призвана обеспечить достижение обозначенной цели  за счет реконструкции содержательно-процессуальных и организационных характеристик профессиональной среды ДОУ.

Профессиональная среда ДОУ представляет собой функциональное и пространственное объединение субъектов профессиональной педагогической деятельности, между которыми устанавливаются разноплановые групповые взаимосвязи, направленные на реализацию основных целей деятельности дошкольного учреждения. Профессиональная среда ДОУ обладает образовательным потенциалом в плане повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и рассматривается нами как развивающая.

Обеспечение образовательного потенциала профессиональной         среды ДОУ заключалось в следующем:

- выявление опыта педагогов, обладающих высоким уровнем психолого-педагогической компетентности;

- осознание проблем и трудностей реального взаимодействия в системе «воспитатель-ребенок»;

- познание основных характеристик и особенностей своей педагогической деятельности;

- обмен личностно-значимой информацией, смыслами профессиональной педагогической деятельности в ДОУ.

Важной характеристикой профессиональной среды как пространства образования педагогов является наличие в ней системы (Программы) повышения компетентности воспитателей ДОУ, которая представлена как совокупность методических мероприятий, программ, структурированных в определенной логике воссоздания целостного психолого-педагогического знания. (Комплекс методических мероприятий).

  План инновационной деятельности имеет четкую структуру, которая содержит:

- Цель, задачи на конкретный учебный год (согласно этапу инновационной деятельности);

- содержание деятельности;

- ожидаемый результат;

- продукты деятельности.

План расписан по направлениям:  

- организационное направление (работа Проектного Совета);

- методическое направление (система повышения профессионального уровня педагогов в рамках инновационной деятельности).

- деятельностное направление (работа с детьми).

Цель системы повышения компетентности – развитие профессионально-личностной готовности педагогов к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности, развития субъект-субъектных отношений, что очень важно в реализации технологий Н.П. Гришаевой.

Анализируя инновационную деятельность педагогов, мы обнаружили, что большинство из них остаются на технократических позициях, отличительным признаком которых является манипулятивный подход к детям.  Система повышения компетентности педагогов является основным способом организации личностно-развивающей профессиональной среды, в которой раскрывается функционально-ролевой репертуар педагога в управлении образовательной деятельностью, обеспечивающей траекторию развития ребенка. Позиция педагога-фасилитатора заключается в том, что здесь воспитатель не транслирует культуру, не просто поддерживает ребенка при взаимодействии с ней. Он организует сам акт встречи с культурой, делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими ребенку, личностно значимыми для него, имеющими смысл и ценность. Это позиция развивающего образования, реализуемая средствами смысловой педагогики. Назначение педагога в такой ситуации  - это вписывание культуры в контекст жизненных смыслов ребенка, в то время как традиционное образование связано с преобразованием смыслов ребенка в соответствии со значениями культуры.  

Актуальной ситуацией для педагога становится функция «перестать быть нужным ребенку», то есть идеальный педагог – тот, которого перерос ребенок, который перестал быть актуальным для ребенка.

Основная цель на этот год – рассмотреть аспекты фасилитации персонализировано по ребенку и педагогу, сделать акцент на взаимодействии как кумулятивном эффекте взаимной фасилитации и определить перспективы автофасилитации. Следовательно, фасилитация является зоной потенциального развития каждого, при условии взаимного развития. Таким образом, постановка проблемы фасилитации развития субъекта в образовании не ограничивается ситуацией «педагог как фасилитатор», она логично продолжается в ситуации «ребенок как фасилитатор» и «эффекты взаимной фасилитации». Только тогда технологии эффективной социализации будут работать в полном объеме с пользой для ребенка, для его успешной социализации в обществе.

Профессиональная компетентность педагогов ДОУ повышается и будет повышаться, если будут созданы условия, а именно:

- создание личностно-развивающей среды;

- организация профессиональных объединений из педагогов-специалистов;

- профессиональный рост педагогов в специально созданных условиях – разнообразных форм методической работы;

- индивидуальное проектирование профессионального роста педагога, учет естественных различий личностей педагогов и вариативности их образовательных запросов;

- участие педагогов в методических мероприятиях различного уровня по внедрению инновационных технологий с целью формирования профессионального образа педагога нового типа.

Проведенный анализ развития профессиональной компетентности педагогов как условия реализации инновационного проекта, позволяет сделать вывод о возможности ее развития при организации специальных условий в ДОУ. Отсутствие специальной работы по развитию профессиональной компетентности педагогов  приводит к значительному снижению показателей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.  

Необходимо привлекать педагогов к активному участию в методических мероприятиях различного уровня и направлений, что будет являться мотивацией для развития и саморазвития каждого педагога. Реализация специально организованной личностно-развивающей профессиональной среды для развития и саморазвития профессиональной компетентности в ходе участия в различных методических мероприятиях в максимальной степени будет стимулировать процесс и  приведет к определенным изменениям позитивного характера.

В рамках реализации инновационного проекта возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблемы самообразования и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий для успешного самообразования каждого педагога.

Таким образом, в соответствии с новыми целевыми ориентациями в профессиональной деятельности педагогов ДОУ становится актуальным вопрос от необходимости развития их профессиональной компетентности как условия успешной реализации инновационного проекта.  

Библиографический список

1. Агапов, И.Г., Агапова, С.А. Проектирование инициативной педагогической среды в условиях компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.Г. Агапов, С.А. Агапова // Педагогика образования и наука. – 2011. № 10. С. 9-13.

2. Антипина, Л.Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса [Текст] / Л.Б.Антипина // Методист. – 2010. - № 5.  – С.39-44.

3. Биссенек, Н.П. Изучение особенностей мотивации профессионального развития педагогов [Текст] / Н.П. Биссенек // Управление образованием. – 2007. № 7. С. 92-95.

4. Кузнецова, Е.Б., Волкова, С.М. Влияние новых форм методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] / Е.Б. Кузнецова, С.М. Волкова // Управление образованием. – 2009. № 7. С.27-31.

5. Кузнецова, Е.Б. Внедрение инноваций – обязательное условие реформирования ДОУ [Текст] / Е.Б. Кузнецова // Управление образованием. – 2007. № 6. С.16-18.

6. Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [Текст] / А.А. Майер // Управление образованием – 2007. № 1. С.8-14.

7. Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст]: методическое пособие  / А.А. Майер, Л.Г. Богославец. – М.: ТЦ Сфера. 2012. – 78 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

актуализация развития профессиональной компетентности педагога (Форма проведения - Круглый стол)...

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.

Региональный семинар “Особенности организации профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации в условиях перехода к реализации ФГОС”, проводимый НФ ИЭУП г. Казань в Нижне...

«Траектория развития профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями к кадровым условиям реализации Программы»

В статье актуализируется компетентностный подход в эпоху нового качества образования, где основной задачей в преобразовании структуры управления определен алгоритм движения от понятия "Квалификаия" к ...

« Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях сетевого взаимодействия».

Развитие компетенций педагогов в системе сетевого взаимодействия...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Развитие профессиональной компетентности педагога как условие обеспечения качества образования через способы становления функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах че...

Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед о...