Педсовет "Формирование связной речи у дошкольников"
учебно-методический материал на тему

Оденцова Оксана Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Формирование связной речи у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Форма проведения - деловая игра

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития связной речи у детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы  речевого развития  дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Повестка дня:

Теоретическая часть:

1.Вступление (Оденцова О.Г.)

2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. (Нагайская А.В.)

3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи (Оденцова О.Г.)

4. Отчет воспитателей: «Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников» (Звонарева Д.Н., Луговская Н.А., Львова О.В., Корягина К.С., Таракановская Е.А., Нагайская А.В.)

5.Разное

Практическая часть: 

1. Деловая игра «Развиваем речь»

Рефлексия.

Ход педсовета:

1.Вступление

 Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста.

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности.

Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.

К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.

2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. (Нагайская А.В.)

3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи

4. Отчет воспитателей: "Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников»

5.Разное

Практическая часть: 

Деловая игра «Развиваем речь»

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Прежде, чем перейти к игре, я хочу вас настроить на успешную работу - «Квик – настройка»:

1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем

дороже ценятся.

4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и

стареть не дает.

5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Теперь переходим к игре.

Все играющие делятся на 2 команды, выбирают капитанов. Объясняются правила игры, обращается внимание на время выполнения каждого задания.

Ведущий напоминает правила игры:

— уметь слушать других;

— вырабатывать общее решение вопроса;

— принимать активное участие в игре;

— соблюдать культуру речи и тактичность.

Задание 1 «Приветствие»

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин)

Задание 2 «Разминка»

 На дереве висят воздушные шары с вопросами. Каждая команда по очереди подходят к дереву берут шары с вопросами и отвечают на них. Жюри оценивает правильность ответа и время. (за правильный ответ 1 балл)

1.Разыгрывание сюжета без предварительной подготовки (импровизация)
2.Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)

3.Изложение прослушанного произведения (пересказ)
4.Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы (бибабо)
5.Правильное, разборчивое и четкое произношение звуков. слогов, слов, фраз(дикция) 
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7.Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин,игрушек (образец)
8.Жанр литературного произведения, используемый в доу для пересказа детьми (сказка)

9.Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание).

10.Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование).

11.Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос).

12.Приём, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).

Разминка для капитанов: разложить серию картинок по порядку и составить рассказ, чётко соблюдая требования по составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Задание 3 Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

1 команда:
Яркие слова– (солнце, лето, картинка, звезда)
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

2 команда:

Быстрые слова- (ракета, самолет, тигр, орел).

Кислые слова – (яблоко, сок, лимон, борщ, кефир)

Легкие слова – (шар, пух, снег, вата)

Задание 4 «Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

1 команда:

1 Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

2 команда:

2.Я купила кошке к празднику сапожки

Причесала ей усы, сшила новые трусы

Только как их одевать?

Хвостик некуда девать.

Задание 5 «Посади божью коровку на нужный цветок»

Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них  приемы. Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы (они прописаны на божьих коровках). На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т.е. посадить божью коровку на нужный цветок. Каждая команда получает по три цветка.

Словесный:

 -Чтение произведение.

-Вопросы к детям по содержанию произведений.

-Пересказ произведения.

-Заучивание наизусть.

-Выразительное чтение.

-Беседа по произведению.

-Прослушивание грамзаписи.

 Практический:

 -Элементы инсценировки.

-Игры-драматизации.

-Дидактические игры.

-Использование разных видов театра.

-Игровая деятельность.

Наглядный:

-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

-Показ движений пальцами, руками.

-Схемы.

-Алгоритмы.

-Просмотр видеофильмов, диафильмов.

Задание 6 «Работа с пословицами»

Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

(ответ: третья пословица)

 «Найдите пары пословиц»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)

Музыкальная пауза

Музыкальный руководитель исполняет 4 мелодии русских народных песен или плясок, игроки должны отгадать их название. За правильный ответ – 1 балл.

Не секрет, что речь педагогов не всегда бывает правильной. Мы допускаем ошибки, часто используем слова-паразиты, неправильное словообразование, ударение.

Воспитатель – не просто человек, а человек, который находится в ответе за своих воспитанников. Поэтому ему следует помнить о том, что речь – это не только показатель ума, но и мощное средство воздействия на чужие умы.

Задание 7 «Зарядка для ума»

Уважаемые коллеги, вам необходимо провести фронтальную работу в своих командах, где:

  • одни должны будут выполнить задание, в котором необходимо найти примеры с ошибками в образовании формы слова;
  • другие – разгадать кроссворд, который называется «Развиваем речь» и показать свои знания в области теории.

1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около пятиста фотографий

2) поезжайте в город

3) пара носков

4) наиболее уместный

1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) любимые профессора

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько яблок

2) лежит на шкафе

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) богатейший выбор

1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара сапог

2) килограмм помидоров

3) ехай вперёд

4) в две тысячи пятом году

1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфлей

2) выправь текст

3) несколько полотенец

4) старых профессора

Кроссворд "Развиваем речь"

2п

 о

 в

 о

 т

 п

 б

 р

 а

 з

 е

 ц

 р

 р

 б

 ъ

 я

 с

н 

 е

н 

и 

 е

с 

 н

 и

3п

 е

 с

 е

 д

 а

 л

 р

 п

 и

 а

 н

 и

 е

 е

 в

 к

 с

 о

5п

 о

г 

 о

 в

 о

 р

 к

 а

р 

 а

 о

 з

 г

6п

 о

 с

 л

 о

 в

 ц

 а

 в

 н

 о

 н

 о

 л

 о

 г

 т

 р

 о

 к

 н

 а

 и

 а

 л

 о

 г

 ц

 и

 х

 е

 е

 в

 а

я 

по вертикали:

1.Словесное обращение, требующее ответа (вопрос)                                

2.Неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания (повторение)                

3. Изложение содержания прочитанного или услышанного текста. (пересказ)

4.Основная единица языка        (слово)                                                

5.Трудно-произносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)                                

6.Смысловая, эмоциональная окраска речи (интонация)                                  по горизонтали:                                                                                

1.Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя,  доступная для повторения, подражания – это речевой…(образец)

2.Раскрытие сущности какого-либо явления или образа действий (объяснение)

3.Словесный метод активизации словаря (беседа)                                        

4.Изложение характерных признаков предмета или явления (описание)

5.Образное краткое изречение (фраза), содержащая в себе прямой совет и подсказывает как поступить в данной ситуации (поговорка)                        

6.Краткое, выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)                

7. Связная речь одного лица (монолог)                                        

8.Беседа нескольких людей Тип связной речи (диалог)                

9.Ученый-методист занимавшийся изучением речи детей раннего возраста (Тихеева)                                                                                

Задание 8 «Шуточная викторина!»

Вопрос:- Кто из героев сказок мог дать такое объявление?

1. «Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину»

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина)

2. «Несу золотые яйца. Дорого!»

(«Курочка Ряба» из р. н. сказки)

3. «Отмою всё!»

(«Мойдодыр» - из сказки К. И. Чуковского)

4. «Нашедшему ключ из драгоценного золотого металла гарантирую         вознаграждение!».

(Буратино из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»- А.       Толстого.)

5. «Отнесу пирожок вашей бабушке!»

(«Красная шапочка»- из сказки Ш. Перро.)

6. «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света!»

(«Доктор Айболит»- из сказки К. И. Чуковского)

7. Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.

(“Гуси-лебеди”).

8. «Я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.»

(«Кот и лиса», Котофей Иванович)

Задание 9 «Отгадай-ка»

Отгадать загадки:

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,

Поют – кто в лес, кто … (по дрова) !

Ребята слушать их не станут:

От этих песен уши … (вянут) !

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет … (до корней волос).

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь … (землю провалиться).

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши … (бил) с утра!

Медвежья услуга, кто в лес, кто по дрова, уши вянут, краснеть до корней волос, готов сквозь землю провалиться, бить баклуши – что это за выражения? (Это фразеологизмы).

Сейчас мы проверим не только ваше знание фразеологизмов, но и умение их изображать. Конкурс называется «Нарисуй и отгадай фразеологизм».

На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать.

За каждый разгаданный фразеологизм команда получает один балл. Готовы? Время пошло.

Фразеологизмы для 1 команды:

капля в море;

обвести вокруг пальца.

Фразеологизмы для 2 команды:

кот наплакал;

как ветром сдуло.

Игровая разминка:

Участники на месте.

- Если вы на что- то сердиты то, закройте глаза.

- Если вы недовольны тем, что кто-то вас постоянно достаёт и что-то требует от вас, покачайте головой;

- Если вы полагаете, что ваше настроение не зависим от настроения окружающих, подмигните друг другу;

- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь

-Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.

- Если вам здесь нравится, то похлопайте в ладоши.

Задание 10: Составьте правильно пословицу

Лень человека кормит, а труд портит.

Труд человека кормит, а лень портит.

Выловишь из пруда рыбку и не без труда.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Душа вместе, так и на месте вся семья.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Один раз отмерь, семь - отрежь.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Не имей сто друзей, а имей сто рублей.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Конь дрожит – земля бежит.

Конь бежит – земля дрожит.

Кто много, много знает тот читает.

Кто много читает, тот много знает.

Рефлексия

А сейчас мы обобщим все знания, полученные на деловой игре. Мы будем создавать картину. (На мольберт крепится лист ватмана. Педагог читает стихотворение и по ходу прикрепляет к листу заготовки, выполненные на самоклеющейся бумаге).

Культура речи

Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга.(Прикрепляется изображение радуги.)

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильностьлогичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность(Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)

Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)

Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)

Вот задача педагога –

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью,

Её величеством и силой.

Ну, а знания о речи

Только радость приносили!

Итак, согласны ли вы со словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного - двух лет, а чтобы научиться говорить на своем родном языке как следует, надо полжизни!»?

 Говорите, пожалуйста, правильно, ведь слово – это одежда мыслей.

Запомнить компоненты речи помогут радуги цвета. Ведь радуга, как речь, замечу, Игрива, звучна и проста. Логичность, правильность и точность линий, Богатство красок, чистота, Как выразительны, красивы, Уместны все ее цвета!

Уважаемые игроки и жюри попрошу вас на небольших листочках написать пожелания рекомендации, ваше настроение после игры. Приклеить их на этот «Чемоданчик» «Наполнить его багажом» и этот багаж я возьму с собой, который пригодиться мне в дальнейшей работе.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы способствующие речевому развитию детей.

Решение педагогического совета.

1. Педагогам ДОУ усилить самоконтроль за собственной речью и контроль за речью детей.

Срок: постоянно.

Ответственные: педагоги ДОУ.

2.Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок апрель- май)

- оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок – апрель месяц).

- Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный зам. заведующего, анализ календарных планов ежемесячно)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные зам. заведующего посещение НОД в группах)

4. Вовлекать родителей в образовательный процесс, проводить мастер-классы, родительские гостиные по развитию речи детей.

5.​ Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие связной речи дошкольника"

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание речевых уголок в группах ДОУ

1-я младшая группа

1 Картинки по лексическим темам

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные картинки.

7 Различные виды театров.

8 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,

сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и т.д.)

2-я младшая группа

1 Картинки по лексическим темам (альбомы).

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7 Различные виды театров.

8 Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,

гладит т.д.).

Средняя группа

1 Картинки по лексическим темам.

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7 Различные виды театров.

8 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный,

сладкий-горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,

гладит т.д.).

ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна

кукла – много кукол);

ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш)

9 Зеркало или индивидуальные зеркала.

Старшая группа

1 Картинки по лексическим темам.

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз

работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор,

трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка,

электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый,

горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет,

гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

з) с изображением животных во множественном числе;

и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);

к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8 Зеркало или индивидуальные зеркала.

Подготовительная группа

1 Картинки по лексическим темам.

2 Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3 Художественные произведения по программе и др.

4 Словесные дидактические игры.

5 Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6 Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7 Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз

работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор,

трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка,

электрическая мясорубка, миксер);

д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый,

горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);

ж) с изображением синонимов;

8 Зеркало или индивидуальные зеркала.

Памятка для родителей

1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.

2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.

3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.

4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.

6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.

7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно и речь.

8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.

9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13. Играйте с ребёнком в разные игры.

14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

Правила для смелых и упорных педагогов

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи , то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью… но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом- улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Основные правила культуры речи:

1) Избегать многословия в любой ситуации общения. Если хотите донести до слушателя какую-то мысль, не нужно лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.

2) Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулировать для себя цель предстоящего общения.

3) Стараться всегда говорить кратко, понятно и точно.

4) Стремиться к речевому разнообразию. Для каждой конкретной ситуации общения нужно находить подходящие слова, отличные от тех, которые применимы в других ситуациях. Чем больше комплексов разнообразных слов для отдельных ситуаций подготовлено, тем выше станет речевая культура. Если человек не умеет подбирать слова, отвечающие требованиям той или иной ситуации общения, значит, он не владеет культурой речи.

5) Научиться находить общий язык с любым собеседником. Независимо от манеры общения визави, соблюдать принципы культуры речи, быть вежливым и дружелюбным.

6) Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускаться до уровня своего плохо воспитанного собеседника. Следуя принципу «око за око» в подобной ситуации, человек продемонстрирует только отсутствие собственной культуры речи.

7) Научится быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей. Стараться всегда проявлять правильный отклик на слова своего визави. Непременно отвечать собеседнику, если видишь, что он нуждается в совете или внимании. Помнить, когда не отвечаешь на слова собеседника, то грубейшим образом нарушаешь речевой этикет.

8) Следить за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали разум. Сохранять самоконтроль и самообладание.

9) Нарушение правил речевого этикета возможно в тех случаях, когда необходимо добиться выразительности речи. Однако ни в коем случае нельзя опускаться до употребления нецензурных слов. В противном случае, ни о какой культуре речи не может быть и разговора.

10) Общаясь с собеседником, не перенимать его стиль общения: придерживаться своих положительных речевых привычек. Конечно, необходимо искать общий язык с любым собеседником, но подражая его манере общения, теряешь свою индивидуальность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педсовет «Формирование связной речи у дошкольников» МДОБУ д / с №3 «Чебурашка» Март 2018

Слайд 2

Игровое упражнение «Мы с тобой похожи» - А вы не задумывались над тем, почему Мы вместе, почему каждый из Вас выбрал профессию педагога, почему у нас с вами общие на всех заботы? Наверно потому, что МЫ похожи. А в чем именно, узнаем с помощью следующей игры. Один участник выходит в центр круга и выбирает себе пару по сходному признаку (в одежде, интересах, мнениях и т.д.): «Елена, Николаевна, мы с тобой похожи тем, что…». После чего 1-й участник садится на место 2-го, а 2-й продолжает игру.

Слайд 3

План педсовета 1.Вступление ( Оденцова О.Г.) 2.Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. ( Нагайская А.В.) 3.Рекомендации к проведению НОД по развитию связной речи 4. Отчет воспитателей: "Организация и эффективность работы по развитию связной речи дошкольников» 5.Разное Практическая часть: 1. Деловая игра «Развиваем речь» Рефлексия.

Слайд 4

ДЕЛОВАЯ ИГРА «Развиваем речь»

Слайд 5

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету » К.Д. Ушинский

Слайд 6

Настройка на успешную игру 1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей . 2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют. 3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся. 4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает. 5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Слайд 7

Задание №1 . «Представление команд» Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин)

Слайд 8

Задание №2. «Разминка» Каждый участник команды по очереди отвечает на вопросы.

Слайд 9

Разминка для капитанов Р азложить серию картинок по порядку и составить рассказ, чётко соблюдая требования по составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Слайд 10

Задание 3 Игра : «Похожие слова » П одобрать существительные к прилагательному по ассоциации. 1 команда: Яркие слова Сладкие слова Веселые слова 2 команда : Быстрые слова Кислые слова Легкие слова

Слайд 11

Задание 4 « Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

Слайд 14

Задание 5 « Посади божью коровку на нужный цветок» Предлагаю вам для каждого метода подобрать соответствующие приемы (они прописаны на божьих коровках). На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т.е. посадить божью коровку на нужный цветок.

Слайд 15

Задание 6 Найдите лишнюю пословицу: «Хвастать – не косить, спина не болит» «Не спеши языком – торопись делом» «Язык до Киева доведет» «От слова до дела – сто перегонов» «Найдите пары пословиц» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» «Руби дерево по себе» «Знания никому не в тягость» «Без корня и полынь растет» «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха» «По Сеньке и шапка»

Слайд 16

Музыкальная пауза Кристина Викторовна исполнит мелодии русских народных песен или плясок, вы должны отгадать их название.

Слайд 17

Задание 7 Н айти примеры с ошибками в образовании формы слова

Слайд 18

Задание 8 Разгадать кроссворд « Развиваем речь»

Слайд 19

«Шуточная викторина!» Кто из героев сказок мог дать такое объявление?

Слайд 20

Задание №9 «Нарисуй и отгадай фразеологизм » На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать. .

Слайд 21

Игровая разминка - Если вы на что- то сердиты то, закройте глаза. - Если вы недовольны тем, что кто-то вас постоянно достаёт и что-то требует от вас, покачайте головой; - Если вы полагаете, что ваше настроение не зависим от настроения окружающих, подмигните друг другу; - Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь -Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу. - Если вам здесь нравится, то похлопайте в ладоши.

Слайд 22

Задание10 «Составьте правильно пословицу» 1 команда: Лень человека кормит, а труд портит. Выловишь из пруда рыбку и не без труда. Душа вместе, так и на месте вся семья. Один раз отмерь, семь - отрежь .

Слайд 23

Задание10 «Составьте правильно пословицу» 2 команда: Не имей сто друзей, а имей сто рублей. Порознь , а, вместе, хорошо, петь, говорить. Конь дрожит – земля бежит. Кто много, много знает тот читает .

Слайд 24

Проверь себя Труд человека кормит, а лень портит. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Вся семья вместе, так и душа на месте. Семь раз отмерь, один - отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Петь хорошо вместе, а говорить порознь . Конь бежит – земля дрожит. Кто много читает, тот много знает.

Слайд 25

Рефлексия « Культура речи»

Слайд 26

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ



Предварительный просмотр:

Разыгрывание сюжета без предварительной подготовки


Связное развернутое изложение какого-либо факта

Изложение прослушанного произведения

Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы


Правильное, разборчивое и четкое произношение звуков, слогов, слов, фраз


То, что служит основой рассказа по памяти

Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек

Жанр литературного произведения, используемый в доу для пересказа детьми

Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию

Сообщение, в котором факты следуют один за другим

Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения

Приём, который позволяет оценить детский рассказ

Подобрать существительные к прилагательному по ассоциации

Яркие слова


Сладкие слова  –

Веселые слова –

Подобрать существительные к прилагательному по ассоциации

Быстрые слова –

Кислые слова –

Легкие слова –


«Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

2.Я купила кошке к празднику сапожки

Причесала ей усы, сшила новые трусы

Только как их одевать?

Хвостик некуда девать.

«Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

1 Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

Словесный:

 -Чтение произведение.

-Вопросы к детям по содержанию произведений.

-Пересказ произведения.

-Заучивание наизусть.

-Выразительное чтение.

-Беседа по произведению.

-Прослушивание грамзаписи.

 Практический:

 -Элементы инсценировки.

-Игры-драматизации.

-Дидактические игры.

-Театрализованные игры.

-Использование разных видов театра.

-Игровая деятельность.

Наглядный:

-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

Демонстрация действий педагога

-Движение пальцами, руками.

-Схемы.

-Алгоритмы.

-Просмотр видеофильмов, диафильмов.

-Оформление выставки.

Найдите лишнюю пословицу:

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

«Найдите пары пословиц»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

Найдите примеры с ошибками в образовании формы слова

1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около пятиста фотографий

2) поезжайте в город

3) пара носков

4) наиболее уместный

1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) любимые профессора

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько яблок

2) лежит на шкафе

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) богатейший выбор

1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара сапог

2) килограмм помидоров

3) ехай вперёд

4) в две тысячи пятом году

1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфлей

2) выправь текст

3) несколько полотенец

4) старых профессора

Кроссворд "Развиваем речь"

по вертикали:

1.Словесное обращение, требующее ответа                        

2.Неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания        

3. Изложение содержания прочитанного или услышанного текста

4.Основная единица языка                                                        

5.Трудно-произносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками                

6.Смысловая, эмоциональная окраска речи                                

по горизонтали:                                                                                

1.Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя,  доступная для повторения, подражания – это речевой…

2.Раскрытие сущности какого-либо явления или образа действий

3.Словесный метод активизации словаря                                        

4.Изложение характерных признаков предмета или явления

5.Образное краткое изречение (фраза), содержащая в себе прямой совет и подсказывает как поступить в данной ситуации                

6.Краткое, выразительное изречение, имеющее поучительный смысл        

7. Связная речь одного лица                                        

8.Беседа нескольких людей. Тип связной речи        

9.Ученый-методист занимавшийся изучением речи детей раннего возраста                        

Кто из героев сказок мог дать такое объявление?

«Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину»

«Несу золотые яйца. Дорого!»

«Отмою всё!»

«Нашедшему ключ из драгоценного золотого металла гарантирую вознаграждение!».

«Отнесу пирожок вашей бабушке!»

«Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света!»

Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами.

«Я из сибирских лесов обещаю быть воеводой на вашей территории»

капля в море

обвести вокруг пальца

кот наплакал

как ветром сдуло

Составьте правильно пословицу

Лень человека кормит, а труд портит.

Выловишь из пруда рыбку и не без труда.

Душа вместе, так и на месте вся семья.

Один раз отмерь, семь - отрежь.

Составьте правильно пословицу

Не имей сто друзей, а имей сто рублей.

Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить.

Конь дрожит – земля бежит.

Кто много, много знает тот читает.

Рекомендации для воспитателей по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

  Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

Последовательность работы над связной речью:

1. воспитание понимания связной речи;

2. воспитание диалогической связной речи.

Воспитание монологической связной речи, приемы работы:

- работа над составлением рассказа - описания;

- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

- работа над пересказом;

- работа над самостоятельным рассказом.

Методические приемы работы по формированию связной речи.

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы.

- Каких животных ты видишь на этой картинке?

- Волка, медведя и лису.

- Что ты знаешь о волке?

- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.

- А что ты можешь сказать о медведе?

- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.

 - А что ты знаешь о лисе?

- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.

 - Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках.

- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов - учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори». Приведем примеры последовательных картинок.

 6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить. Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы. «Белый медведь и бурый медведь» Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил: - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля - льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый: - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья. Белый медведь сказал: - Верно, мы братья. И делить нам нечего. Лесной медведь сказал: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал: - А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

 Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

 - Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

- Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

- полноту пересказа;

- последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;

- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);

- характер употребляемых предложений и правильность их построения;

- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

 Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду;

• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка - и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Занятия  по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи детей   проводятся один раз в месяц, чередуя их друг с другом: пять занятий по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды занятий по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием.

Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - консультирование, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит "Игротека" - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.



Предварительный просмотр:

Итоговый протокол подсчёта баллов

Название конкурса

I команда

II команда

1

1 задание  «Приветствие»

2

2 задание «Разминка»

3

3 задание «Похожие слова»

4

4 задание «Составь мнемотаблицу»

5

5 задание «Посади божью коровку на нужный цветок»

6

6 задание «Работа с пословицами»

7

7 задание «Найди примеры с ошибками»

8

8 задание «Кроссворд»

9

9 задание «Нарисуй и отгадай фразеологизм»

10

10 задание «Составьте правильно пословицу»


Итого

Задание 1 «Приветствие»

Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», девиз команды. (1мин) (5 баллов)

Задание 2 «Разминка»

Каждая команда по очереди отвечают на вопросы. Жюри оценивает правильность ответа и время. (за правильный ответ фишка) Команда набравшая наиболшее количество фишек зарабатывает 1 балл

1.Разыгрывание сюжета без предварительной подготовки (импровизация)
2.Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)

3.Изложение прослушанного произведения (пересказ)
4.Простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы (бибабо)
5.Правильное, разборчивое и четкое произношение звуков. слогов, слов, фраз(дикция) 
6.То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
7.Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
8.Жанр литературного произведения, используемый в доу для пересказа детьми (сказка)

9.Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание).

10.Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование).

11.Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос).

12.Приём, который позволяет оценить детский рассказ (анализ).

Разминка для капитанов: разложить серию картинок по порядку и составить рассказ, чётко соблюдая требования по составлению рассказа по серии сюжетных картинок. (Оценивается в 3 балла)

Задание 3 Игра: «Похожие слова».
Подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
1 команда:
Яркие слова
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)

2 команда:

Быстрые слова-(ракета, самолет, тигр, орел).

Кислые слова

Легкие слова

Задание 4 «Составь мнемотаблицу для разучивания стихотворения»

(оценивается в 3 балла)

1 команда:

1 Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

2 команда:

2.Я купила кошке к празднику сапожки

Причесала ей усы, сшила новые трусы

Только как их одевать?

Хвостик некуда девать.

Задание 5 «Посади божью коровку на нужный цветок»

На цветках прописаны методы, вам необходимо соотнести приемы с методами т.е. посадить божью коровку на нужный цветок. Каждая команда получает по три цветка. (Оценивается в 3 балла)

Словесный:

 -Чтение произведение.

-Вопросы к детям по содержанию произведений.

-Пересказ произведения.

-Заучивание наизусть.

-Выразительное чтение.

-Беседа по произведению.

-Прослушивание грамзаписи.

 Практический:

 -Элементы инсценировки.

-Игры-драматизации.

-Дидактические игры.

-Использование разных видов театра.

-Игровая деятельность.

Наглядный:

-Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

-Показ движений пальцами, руками.

-Схемы.

-Алгоритмы.

-Просмотр видеофильмов, диафильмов.

Задание 6 «Работа с пословицами»

«Найдите лишнюю пословицу»

«Хвастать – не косить, спина не болит»

«Не спеши языком – торопись делом»

«Язык до Киева доведет»

«От слова до дела – сто перегонов»

(ответ: третья пословица)

 «Найдите пары пословиц»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Руби дерево по себе»

«Знания никому не в тягость»

«Без корня и полынь растет»

«Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

«По Сеньке и шапка»

(Ответ: 1- 3, 2-6, 4 –5)

  Задание 7 «Найди примеры с ошибками в образовании формы слова»

1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около пятиста фотографий

2) поезжайте в город

3) пара носков

4) наиболее уместный

1.1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) любимые профессора

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

1.2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько яблок

2) лежит на шкафе

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) богатейший выбор

1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара сапог

2) килограмм помидоров

3) ехай вперёд

4) в две тысячи пятом году

1.3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфлей

2) выправь текст

3) несколько полотенец

4) старых профессора

Задание 8 Кроссворд "Развиваем речь"

2п

 о

 в

 о

 т

 п

 б

 р

 а

 з

 е

 ц

 р

 р

 б

 ъ

 я

 с

н 

 е

н 

и 

 е

с 

 н

 и

3п

 е

 с

 е

 д

 а

 л

 р

 п

 и

 а

 н

 и

 е

 е

 в

 к

 с

 о

5п

 о

г 

 о

 в

 о

 р

 к

 а

р 

 а

 о

 з

 г

6п

 о

 с

 л

 о

 в

 ц

 а

 в

 н

 о

 н

 о

 л

 о

 г

 т

 р

 о

 к

 н

 а

 и

 а

 л

 о

 г

 ц

 и

 х

 е

 е

 в

 а

я 

по вертикали:

1.Словесное обращение, требующее ответа (вопрос)                                

2.Неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания (повторение)                

3. Изложение содержания прочитанного или услышанного текста. (пересказ)

4.Основная единица языка        (слово)                                                

5.Трудно-произносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)                                

6.Смысловая, эмоциональная окраска речи (интонация)                                  по горизонтали:                                                                                

1.Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя,  доступная для повторения, подражания – это речевой…(образец)

2.Раскрытие сущности какого-либо явления или образа действий (объяснение)

3.Словесный метод активизации словаря (беседа)                                        

4.Изложение характерных признаков предмета или явления (описание)

5.Образное краткое изречение (фраза), содержащая в себе прямой совет и подсказывает как поступить в данной ситуации (поговорка)                        

6.Краткое, выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)                

7. Связная речь одного лица (монолог)                                        

8.Беседа нескольких людей Тип связной речи (диалог)                

9.Ученый-методист занимавшийся изучением речи детей раннего возраста (Тихеева)                                                                                                        

Задание 9 «Нарисуй и отгадай фразеологизм».

На карточке у каждой команды написано по два фразеологизма. Вам за три минуты необходимо нарисовать заданные фразеологизмы. А команда соперников должна их разгадать.

За каждый разгаданный фразеологизм команда получает один балл. Фразеологизмы для 1 команды:

капля в море;

обвести вокруг пальца.

Фразеологизмы для 2 команды:

кот наплакал;

как ветром сдуло.

Задание 10: Составьте правильно пословицу

Лень человека кормит, а труд портит.

Труд человека кормит, а лень портит.

Выловишь из пруда рыбку и не без труда.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Душа вместе, так и на месте вся семья.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Один раз отмерь, семь - отрежь.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Не имей сто друзей, а имей сто рублей.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Конь дрожит – земля бежит.

Конь бежит – земля дрожит.

Кто много, много знает тот читает.

Кто много читает, тот много знает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...