Материал выступления на методическом дне в рамках традиционных Августовских мероприятий «Инклюзивное образование в ДОУ. Расширение работы методической службы»
статья на тему

Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая право на образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_avg_konferentsiyu.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского районаЧелябинской области

Материал выступления на методическом дне  в рамках традиционных Августовских мероприятий

«Инклюзивное образование в ДОУ. Расширение работы методической службы»

        Старший воспитатель 

Нестерова Е.Е.

2018г.

 

1, Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая право на образование.

Согласно закону «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.

Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

2. Развитие инклюзивного образования – процесс сложны, многогранный, затрагивающий, помимо научных  и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.

  Одна из задач современного детского сада – перераспределять ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие. Инклюзия успешна, если она становится действительно профессиональной и культурной ценностью педагогического и родительского сообщества образовательного  учреждения.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию в обществе.

3. В МКДОУ №10 г.Сим действует 12 групп, 2 из них группы компенсирующей направленности,  1гр. Для детей с ЗПР, 1 гр. Для детей с нарушением речи, с 1 сентября 2018 г. в соответствии с муниципальной программой «Развития дошкольного образования в АМР на 2018-2020 годы» открывается еще одна логопедическая группа для детей с ТНР. Наполняемость коррекционных групп по 15 человек, воспитанники каждой коррекционной группы прошли ТПМПК   и получают специализированную помощь учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

          Содержание работы с детьми ОВЗ определяется Основными Адаптированными  программами для детей ЗПР и ТНР, индивидуальными программами обучения и компетентным подходом.

4. В настоящее время в детском саду проектируется и реализуется модель инклюзивного образовательного учреждения, через  взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ, взаимодействие с родителями воспитанников, ПМПк ДОУ и сетевое взаимодействие,через  систему служб, таких как консультативный пункт, лекотека.

Цель:  создание условий для повышения  доступности, качества и полноценной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включенных в образовательный процесс.

Опыт работы нашего детского сада и коллег показывает, что результатов в коррекционной работе можно достичь только совместными усилиями единой команды, обеспечивающей сотрудничество и тесную связь педагогов, детей и родителей.

Одна из эффективных форм взаимодействия специалистов – это ПМП консилиум. После всестороннего изучения ребенка участники консилиума разрабатывают индивидуальную программу развития воспитанника и поддержки семьи.

Выстраивая инклюзивное пространство, мы базируемся на следующих принципах.

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.

Принцип активного включения всех участников образовательного процесса обеспечивает вовлечение детей, родителей, педагогов в реализацию программы развития ребенка, в общую деятельность детского  сада для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип вариативной  развивающей среды предполагает изменение и пополнение образовательного пространства в зависимости от особенностей воспитанников, которые приходят в группу.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка обеспечивает  возможность выбора вида деятельности из широкого спектра. В детском саду существует программа дополнительного образования – студия вокала и хореографии, где занимаются и воспитанники коррекционных групп.

5.Однако существует и ряд проблем, связанных с реализацией инклюзивного образования.

  Основной проблемой включения детей с ОВЗ является неготовность воспитателей к работе с такими детьми. С одной стороны, неготовность связана с психологической неготовностью принять и работать с особыми детьми.

Существующее финансирование не позволяет сформировать штат с необходимым количеством специалистом, подготовленных к работе с особыми детьми. Для работы с каждым ребенком требуется сразу несколько профессионалов (у на с нет психолога, детского невролога) и соответствующая материально-техническая база.

В современных условиях бывает сложно убедить родителей здоровых детей в том, что ребенок особенный.

     6.  Важным условием эффективной работы инклюзивного образования является ориентация на сопровождение семьи. Способами включения родителей в коррекционно-развивающую деятельность являются индивидуальные консультации,  мастер-классы, семинары, проекты. С родителями проводятся тематические родительские собрания и консультации   о работе по инклюзии.

7. Для успешного достижения результатов в детском  саду совершенствуются специальные условия развивающей  среды с учетом потребностей инклюзивного образования.

8. Индивидуальные и групповые занятия для детей с нарушением развития проходят в специально оснащенных группах и в кабинетах дефектолога и

9.и  логопеда.

10. Для детей с ДЦП организована доступная среда: установлен пандус, расширенны входные проходы.

11. По уровню включения в образовательный процесс различают эпизодическую, частичную, полную.

При эпизодической инклюзии ребенок включается в коллектив сверстников кратковременно: на праздниках, в играх, на прогулках.

Частичная – это включение ребенка в группу в режиме половины дня или половины недели.

Полная инклюзия – это посещение ребенком с ОВЗ группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.

         В нашем ДОУ практикуется эпизодическая инклюзия. Дети с ОВЗ участвуют в праздниках, конкурсах, экскурсиях.

       12. С педагогами массовых групп проводим педсоветы, круглые столы по повышению педагогической грамотности в работе с детьми ОВЗ. Такие как, «Инклюзивное образование – равный доступ к качественному образованию»,

13. Мы сотрудничаем с дошкольными учреждениями АМР через семинары, РМО, наши специалисты являются постоянными участниками на методическом дне в рамках Августовской конференции, на форуме «Мы вместе».

      14.    Результаты работы показывают, что из количества выпускников коррекционных групп 94% идут в общеобразовательный  класс с  нормой.

15. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является достаточно актуальным.

И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения,участие в проведении мероприятий методической направленности...

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности

Активное участие в работе методического объединения, участие в проведении мероприятий методической направленности...

Участие педагога в работе методического объединения и в проведении мероприятий методической направленности.

Участие в работе методического объединения и в проведении мероприятий методической направленности....