Выступление на 2 районном форуме педагогов коррекционного и инклюзивного образования в образовательных организациях Ашинского муниципального района.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Мастер-класс на тему:
«Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ через тактильные ощущения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 285.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ через тактильные ощущения».
Мешочек в руку ты возьми,
На ладонь ты положи.
В кулаке его пожми,
А потом в другом пожми.
Пальцами ты пощипай.
Что внутри ты отгадай.(Предлагаются мешочки из ткани наполненные рисовой крупой, горохом, мукой, песком)
Возьмите все мешочки и хорошо их ощупайте. Что вы можете сказать о своих ощущениях. Какой мешочек? Как вы думаете, что лежит в вашем мешочке? Горячий или холодный, мокрый или сухой, колючий или гладкий – всё это тактильная информация. Тактильную информацию мы воспринимаем кожей,
“Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств…» Б.Прейер
Актуальность: для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его познавательных процессов и моторики. Ребенок прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он сравнивает различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять и разграничивать окружающие его предметы и явления, т. е наиболее успешно мыслить.
Цель: Развитие у детей тактильного восприятия.
Задачи: 1. Учить находить точные слова для определения своих ощущений.
2. Развивать у детей через тактильные ощущения память, внимание, воображение, мелкую моторику.
С детьми c ОВЗ я работаю уже много лет. В моей группе находились и находятся дети с особенностями в физическом и психическом развитии. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром. Приоритетное место среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторная сфера, поскольку является важным компонентом для интеллектуального развития. Тактильные ощущения относятся к этой сфере.
Стимулирование тактильных чувств положительно влияет на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.
В первую очередь-это игра, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игры на тактильные ощущения развивают у детей восприятие всевозможных предметов через прикосновение. Ребёнок учится узнавать их, сравнивать, определять существующие между ними различия. Глен Домен говорил: «С самого рождения дети развиваются при условии постоянной стимуляции ощущения собственного тела и окружающей среды». И чем разнообразнее, ярче, интереснее она будет, тем лучше. А так как у детей с ОВЗ слабый тип нервной системы я использую в играх элементы релаксации.
Итак, давайте поиграем. Вы любите путешествовать? Закрываем глаза, и вот мы уже на большом корабле, плывем по морю. А впереди необитаемый остров. Но посмотрите что это, неужели здесь были пираты. А вот и записка.
Мы на этом острове спрятали сокровища.
Одна часть их закопана в песке, в двух местах
Под цифрой 5.
И это число вы получите, когда их раскопаете.
А другая часть сокровищ спрятана в море.
Это слитки золота разной формы.
Кто хочет испытать удачу и найти сокровища в песке?( приглашается два человека. Перед ними два лотка с песком , в котором закопаны сокровища и их 5, а на верху стоит цифра 5.)
Пока два человека ищут сокровища в песке, предлагаю остальным испытать удачу в поисках сокровищ на дне моря.
Участникам раздаются мешочки с гелем и разными фигурами и маски.
Надеваем водолазные маски и погружаемся в воду. А теперь попробуйте нащупать золотые слитки, какой формы они у вас, сколько их.
Подводим итоги. В поисках сокровищ какие познавательные процессы участвовали? Итак, мы видим что игры на тактильное ощущение развивают внимание, память, речь, мышление, воображение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2017 год, сентябрь. Участие в районном смотре-конкурсе на лучший речевой центр среди дошкольных образовательных организаций Николаевского муниципального района
Создание развивающей речевой среды в группах раннего возраста, это одно из условий расширения и обогащения речевого опыта детей....
Буклет. Муниципальные «Зимние Олимпийские игры» среди образовательных учреждений Рыбинского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Буклет для родителей: общее положение, план проведения мероприятия, этапы соревнований, личное первенство, подведение итогов....
Сценарий V юбилейной спортивно - патриотической игры «Юнармейчик» для воспитанников от 6 до 7 лет дошкольных образовательных организаций Красноармейского муниципального района Саратовской области
-воспитание патриотизма, ответственности и взаимовыручки;-укрепление здоровья и развитие физических качеств у старших дошкольников;-формирование у детей знаний о военных профессиях, потребности ...
Выступление на 2 районном форуме педагогов коррекционного и инклюзивного образования в образовательных организациях Ашинского муниципального района.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ через тактильные ощущения»....
Сопровождение ребенка с ТНР в условиях инклюзивного образования. Дошкольная образовательная организация.
В статье рассмотрены вопросы инклюзии детей дошкольного возраста с ТНР....
Районный конкурс для учителей – логопедов и учителей – дефектологов образовательных организаций Ашинского муниципального района «Лучшее педагогическое мероприятие»
Автоматизация звука [Р] во фразах и предложениях с использованием «Фразового конструктора»....
Статья в информационной газете для педагогов образовательных организаций Ашинского муниципального района, на тему: " ГТО в детском саду"
Статья в информационной газете для педагогов образовательных организаций Ашинского муниципального района, на тему: " ГТО в детском саду"...