Сопровождение ребенка с ТНР в условиях инклюзивного образования. Дошкольная образовательная организация.
статья по логопедии

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

В статье рассмотрены вопросы инклюзии детей дошкольного возраста с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение ребенка с ТНР в условиях инклюзивного образования. Дошкольная образовательная организация.

Учитель-логопед: Морева Н.А.

Каждый ребёнок, несмотря на свои физические возможности, имеет право на получение образования. Что такое инклюзивное образование? - «Равные среди равных». Цель инклюзии - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей детям с ОВЗ получать знания, реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей. Основными задачами инклюзии являются: создание единой образовательной среды для детей с особенностями развития и организация эффективного психолого - педагогического сопровождения процесса.  Инклюзивный процесс в ДОУ выполняется следующим образом:

  • Диагностика   индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ;
  • Составление Индивидуального образовательного маршрута;
  • Планирование образовательного процесса с учетом особых индивидуальных потребностей детей;
  •  Организация совместной жизнедеятельности детей;  
  • Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса.

 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование направлены на:

1) обеспечение коррекции речевых  нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.                                                                                                          

     Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалия и заикание, детская афазия и др. У детей с ТНР   снижена потребность в общении, не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь), недостаточный  уровень произвольного внимания, слуховой памяти, продуктивность запоминания. Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания. Специфические особенности вербального мышления, которые по своему психо-речевому механизму первично связаны с недоразвитием всех компонентов речи, а не с нарушением собственно (невербального) мышления. Для реализации цели и  решения поставленных задач, для ребёнка с ОВЗ разрабатывается адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), которая включает в себя программу коррекционной работы “Адаптированная образовательная программа (АОП). АОП составляется на основе рекомендаций ТПМПК и  предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов ППК: учителя – логопеда, педагога – психолога и воспитателей.                                                                                                             Целью деятельности учителя-логопеда является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы. Основной задачей сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности.

Сопровождение детей осуществляется поэтапно, в качестве основных, можно выделить следующие:

  1. Диагностический этап - комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования. Наиболее важен, так как именно от качественной диагностики зависит грамотное построение комплексного сопровождения ребенка с учетом его приоритетов;
  2. Консультативно-проективный этап - обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных вариантов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений, прогнозирование эффективности работы.
  3. Деятельностный этап - обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалистов службы сопровождения состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.

Учитель-логопед координирует индивидуальную работу всех специалистов, даёт им рекомендации по определению методов, способов и направления работы с детьми, индивидуализирует её, контролирует процесс коррекционного воздействия, его результативность. Каждый участник «команды»,  ставит свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности. Рассмотрим область деятельности каждого специалиста службы комплексного сопровождения ребенка:

Учитель-логопед: диагностика речевого развития, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком.

Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, учителя-логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами логоритмики, танцевальной, театральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога.

Использование разнообразных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ОНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.

Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ТНР. Нарушения речи у детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер.  Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

             Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР:

  • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
  • систематическая коррекционно-логопедическая помощь;
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога;
  • наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения и коррекционно-логопедической работы,
  • объективная оценка результатов освоения АОП;
  • здоровьесберегающие, комфортный режим обучения и  адекватное распределение нагрузок.

Заключение: Логопедическое сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи ребенка с ОВЗ способствует развитию его познавательной деятельности и  дальнейшей социальной адаптации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"

Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...

Схема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

В данном материале представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияОдна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении п...

"Модель и технологии сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в ДОУ"

Материал содержит характеристику на воспитанника; этапы сопровождения; индивидуальную коррекционно-развивающую программу...