Районный конкурс для учителей – логопедов и учителей – дефектологов образовательных организаций Ашинского муниципального района «Лучшее педагогическое мероприятие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лисина И.В.

Автоматизация звука [Р] во фразах и предложениях с использованием «Фразового конструктора». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Детский сад комбинированного вида №8" города Сим

Ашинского района Челябинской области

Районный конкурс

для учителей – логопедов и учителей – дефектологов

образовательных организаций Ашинского муниципального района

«Лучшее педагогическое мероприятие»

Тема: «Индивидуальная комплексная непрерывно – образовательная  деятельность по автоматизации звука [Р] во фразах и предложениях с использованием  фразового конструктора».

Возрастная категория детей: подготовительная к школе группа

Выполнила:

Лисина Ирина Владимировна

учитель – логопед МКДОУ № 8 г. Сим

первой категории

стаж работы 41 год

Аша 2022

I.Тема индивидуальной комплексной непрерывной образовательной деятельности:. «Автоматизация звука [Р] во фразах и предложениях с использованием фразового конструктора».

II.Программное содержание:

Коррекционно – образовательные задачи:

- закреплять умение определять место звука в слове;

- закреплять произношение звука [Р] в словах;

- продолжать работу по автоматизации звук [Р] во фразах и предложенияхс помощью фразового конструктора, состоящих 2-х слов (существительное + глагол), 3-х слов (существительное + глагол + существительное), (прилагательное + существительное + глагол), из 4–х слов (прилагательное + существительное + глагол + существительное), в предложениях с предлогом;

- активизировать и расширять словарь ребенка.

Коррекционно – развивающие задачи:

- закреплять развитие кинетических основ артикуляционных движений;

- продолжать развивать у ребенка мелкую моторику рук;

- закреплять развитие речевого дыхания;

- продолжать развивать познавательные процессы путем активизации    

  ребенка на занятии;

- продолжать работу по  развитию фонематического слуха.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;

- продолжать воспитывать правильную звуковую культуру речи;

- воспитывать самостоятельность и способность к самооценке.

III.Оборудование: иллюстрация робота Робби, разрезанная на несколько частей, картинки - отгадки, лента памяти  артикуляционных упражнений на звук [Р], емкость для мыльного раствора, коктейльные трубочки, акварельные краски, картон,колокольчик, карточки с речевым материалом, крышки, платочки, паровоз с вагончиками и набором картинок на звук [Р], фразовые конструкторы, ноутбук,  игрушка Робот с дистанционным управлением.

IV. Методы и приемы:

Информационно-рецептивный: объяснение, рассматривание, напоминание, вопросы к ребенку, использование схем, картинок.

Эвристический, с помощью которого ребенку была дана возможность проявить   выдвижение предположений (откуда попало послание).

Репродуктивный: выполнение упражнений, игровых заданий.

Исследовательский: решение проблемной ситуации (расшифровать послание).

Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка ребенком результатов деятельности)

V. Предварительная работа: работа с фразовым конструктором в свободной деятельности.

Ход  индивидуальной непрерывной образовательной деятельности

I.Вводная часть.Организационный момент. 3 мин.

У нас сегодня на занятии появилось загадочное послание. (На столе перевернутый лист бумаги, разрезанный на части, на каждой части стоит номер).  Там что- то зашифровано. На послании лежит инопланетная тарелка. Ты хотел бы отгадать, что там и кто его прислал. Тогда тебе необходимо выполнить ряд заданий, и мы узнаем, что это за послание.

Приступаем к выполнению.

II часть - основная (15 минут)

1.Первое задание – загадки (с картинками отгадками).

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это очень

Быстрая………(ракета).

           Все мы любим слушать

           Как поет Тамара,

           И в руках её послушна

Шестиструнная….. (гитара)

Любит солнышко сеньор

Красный, спелый…..(помидор).

           Целый день бам, бам, бам

           Мы играли в….. (барабан)

           Остановка!

           Не зевай,

           Поскорей садись в…(трамвай)

Когда ребенок отгадывает загадку, переворачивается часть послания.

Какой звук повторяется в этих словах? Правильно звук [Р] (переворачиваем первую часть послания рисунком вверх).

Сообщение по теме.

- Как ты думаешь, какой звук на занятии будет главным? Ты прав, главным будет звук [Р].Мы будем сегодня продолжать правильно его говорить не только в словах, но и в предложениях .

Итак, мы продолжаем с тобой выполнять задания.

Следующий задание под номером 2. Тебе предстоит выполнить упражнение для пальчиков

2. Пальчиковая гимнастика с крышечками.

«Прогулка»

Пальчики вставляются в крышки, выполняется плавные движения пальцев по столу.

Крышки пальчики обули.

Смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку на веселую прогулку.

«Крокодильчики»

Упражнение с платочком из мягкой ткани. Платочек кладется на поверхность стола. Ребенок кладет ладошку на платочек и не отрывая руки, пальчиками собирает платочек в кулак.

У меня в ладошках

Живут крокодилы.

Все платочки мои проглотили.

Логопед выкладывает ленту памяти с артикуляционной гимнастикой. Как ты думаешь, что необходимо сделать сейчас?  Выполнить артикуляционную гимнастику. Гимнастику мы будем выполнять под музыку с движением рук.

3. Артикуляционная гимнастика.

Название упражнения

Движения артикуляционного аппарата

Движения мелкой моторики

Маляр

Улыбнуться, открыть рот и «погладить»

кончиком языка твердое небо, делая движения языком

вперед-назад.

Ладошками выполняется движение вперед назад

Гармошка

Присосать язык

всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот.

Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык

прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Пальчики собрать в клювики, открывать и закрывать клювики

«Грибок»

Присосать язык

всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык

должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.

Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Указательный палец – ножка гриба подставляем к ладони другой руки – шляпке, под медленный счет меняем руки.

«Лошадка»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык

прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком

оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя

челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Барабаним по поверхности стола пальцами, имитируя бег лошадки.

«Вкусное варенье»

 Слегка приоткрыть рот и широким

передним краем языка облизать верхнюю губу, делая

движение языком сверху вниз, но не из стороны в

сторону. Следить, чтобы работал только язык, а

нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык

должен быть широким.

Кисть руки горизонтально, сгибаем пальцы в ритм движению.

«Качели»

от открыт, губы в улыбке.

Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем

опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не

сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не

прикусывают язык.

Движение кисти рук вверх, вниз, сгибая  в лучезапястном суставе.

Ты, молодец, хорошо выполнил артикуляционную гимнастику.

Следующее задание (4)– упражнение на дыхание.

4. Упражнения на дыхание (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).

Название упражнения на дыхание, задача

Оборудование

Выполнение действий

«Хрустальная горка».

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Оборудование: емкость с  мыльной пеной, трубочка-соломинка

Взрослый знакомит ребенка со способом действия и побуждает его выдувать мыльные пузыри

«Капелька»

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.

Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.

Упражнение «Хрустальная горка».Тебе сегодня предстоит выдуть хрустальную горку  из мыльных пузырей. Скажи пожалуйста, как правильно дышать. Ребенок вспоминает, что   вдох необходимо делать через нос, выдох- через рот. Молодец, у тебя получилась очень красивая горка.

Упражнение «Капелька». С помощью второго упражнения на дыхание, ты поможешькапельки  превратиться в ручеек и добраться до моря.

Следующее задание.

5. Игра «Колокольчик» (на развитие фонематического слуха). Педагог называет слово, ребенок должен зазвонить, если услышит звук [Р].

Речевой материал:рама, катер, машина, рак, коробка, марка, бабочка, трава, картина, дубок, петушок, корона, небо, арбуз, корка, шапка, карандаш, ворона, муравей.

Переходим к следующему заданию.

6. Игра  «Рассади по вагончикам» (определение места звука  в слове: в начале, середине и в конце слова)

Ребенку даются картинки со звуком Р, он должен определить, место звука в слове и положитьв соответствующий вагончик.

7. Упражнения с фразовым конструктором.

Сегодня мы продолжим правильно произносить звук[Р]в предложениях. Мы уже выполняли такие задания.  Но сегодня   при составлении предложений необходимо использовать слова со звуком[Р].Выполнить данное задание тебе поможет фразовый конструктор.

Упражнение «Кто что делает?» Составление предложений из 2-х слов на планшете с помощью карточек-схем (существительное + глагол).

Картинки: Рома

Схемы: жарит, рисует, говорит, играет.

Ребенку даются схемы, картинки, обозначающие предмет и действие, дошкольник самостоятельно составляет предложения из двух слов.

Упражнение «Добавь слова». Составление предложений из 3-х слов (существительное +глагол + существительное)с помощьюфразового конструктора в альбоме.

Первый вариант: даны картинки с существительным и глаголом, ребенок должен закончить предложение, поставив подходящую картинку.

Роза покупает-арбузы, пирамидку, рыбу, пирожное, кефир

Второй вариант «Мостик»: Дана схема глагола, ребенок подбирает картинки с существительными и составляет предложения.

Рома дарит – корабль, кружку, шарф, барабан, шорты, кроссовки.

Упражнение «Эмоции». Составление предложений из 3-х слов с прилагательным, выражающим эмоциональный настрой героя (прилагательное + существительное + глагол) с помощью кубиков.

Перед ребенком выкладываются кубики с картинками и схемами, ребенок составляет предложения.

Картинки: Рома, играет, Рая, Роберт, рисует, сидит.

Схемы: радостный, грустный, сердитый.

Упражнение «Составь предложение».Составление предложений из 4-х слов (прилагательное + существительное + глагол + существительное), выбрав слова со звуком  [Р].

Картинки:заяц, Рома, гриб, рыбка, Малыш, ромашка, матрешка, роза, машина, кошка, слива, конфета, морковь.

Табло со схемами: рисует, везёт.

Упражнение «Добавь словечко». Составление предложений с предлогом с помощью кубиков. Перед ребенком составляется предложение, ему необходимо вставить предлог.

Картинки: черепаха, Рома, трава, робот, Роберт, дом.

Схемы: ползет, играет, везет, к, с, в.

III. Заключительная часть непрерывной образовательной деятельности (1 минута)

Мы перевернули все части послания.  Что здесь зашифровано? Правильно Робот Роббер, он прибыл к нам с планеты Марс, чтобы искать клады и сокровища на планете Земля.

Включается робот. Он приглашает ребенка отправиться на поиски сокровищ. Ты хотел бы с ним поиграть? Хорошо, ты будишь с ним искать клады, сокровища по окончанию занятия.

IV. Итог непрерывной образовательной деятельности (1 минута)

Рефлексия.

Тебе понравилосьрасшифровывать таинственное задание из космоса?  Какое задание было самым сложным? Какой звук мы учились правильно выговаривать? Что тебе помогло составлять предложения? Как ты считаешь, ты справился с заданиями?

Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р].  Ты можешь отправиться сроботом Робби на поиски приключений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2017 год, сентябрь. Участие в районном смотре-конкурсе на лучший речевой центр среди дошкольных образовательных организаций Николаевского муниципального района

   Создание развивающей речевой среды в группах раннего возраста, это одно из условий расширения и обогащения речевого опыта детей....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на районном методическом объединении учителей- логопедов и учителей -дефектологов

Тема РМО:" Коррекционно- развивающая работа с детьми функциональными расстройствами зрения...

Статья в информационной газете для педагогов образовательных организаций Ашинского муниципального района, на тему: " ГТО в детском саду"

Статья в информационной газете для педагогов образовательных организаций Ашинского муниципального района, на тему: " ГТО в детском саду"...