Деловая игра «Багаж», как нетрадиционная форма работы с педагогами по активизации профессиональных и личностных качеств.
статья на тему

Воскресенская Ирина Викторовна

Нетрадиционная форма работы с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_bagazh.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Багаж», как нетрадиционная форма работы с педагогами по активизации профессиональных

и личностных качеств.

Цель: Определить свои профессиональные и личностные ресурсы, пережить опыт решения жизненной задачи.

Задачи: Определить профессиональные и жизненные ценности; выявить и закрепить имеющиеся потенциальные ресурсы личности.

Сюжет игры: На первом этапе ведущий сообщает о том, что у всех имеется возможность попробовать себя в различных профессиях, необходимых для дошкольного детства, и «корабля» с таким же названием. Предлагается выбрать профессию, реальную или фантастическую, определить должностные обязанности и поле деятельности на борту корабля «Дошкольное детство». Важно, чтобы на данном этапе педагоги осознавали важность и ценность своей профессии. Это способствует личностной идентификации с профессией.

Предполагается, что они проходят процедуру приема на работу в корабельную команду. Участники обычно называют достаточно «земные» профессии, которым они готовы соответствовать, например, повар, корабельный врач, боцман, экскурсовод, аниматор и т. д. но встречаются и совершенно неожиданные.

Затем участникам предлагают убедительно объяснить, почему именно их надо взять в команду, что они умеют делать хорошо, чем известны. Сообщения о мнимых реальных профессиональных достижениях весьма диагностичны: в сущности, они говорят о реальных притязаниях. Можно констатировать: уровень профессиональных притязаний в большинстве случаев оказывается невысоким, и здесь проявляется ориентация на внешнее проявление профессиональных достижений (грамоты, разряды, поощрения). Кроме того, зачастую достижениями считается просто выполнение должностных обязанностей.

Затем участникам предлагается взять с собой по десять предметов, необходимых для плавания и выполнения своих обязанностей. Данный этап направлен на актуализацию жизненного опыта. Участники записывают на бланках перечень предметов и обосновывают свой выбор вслух.

В следующей части игры сообщается о том, что корабль потерпел крушение и необходимо пересесть в шлюпки. Места в них мало, поэтому можно взять только по одному предмету из списка. Каждый из участников пишет название выбранного предмета и кладет в общий сундучок. Затем с помощью жеребьевки эти предметы раздаются участникам в случайном порядке. При этом можно услышать возгласы радости или разочарования. Данный этап, оставляющий все меньше внешних примет профессии, позволяет ориентировать участников на дальнейшие игровые действия, стимулировать возникновение опоры на содержательные стороны заявленной профессии и внутренние личностные ресурсы.

Ведущий сообщает, что на острове, на который попали участники, с ними встретятся представители местного муниципалитета и, так как связь с большой землей будет налажена нескоро, им предлагается высказать пожелания о том, какую работу они хотели бы получить, на какую зарплату рассчитывают и на что должно ее хватать.

На данном этапе определяется несколько моментов: некоторые хотят приспособить новую среду под себя, стараются диктовать условия, не очень желают замечать изменившуюся картину мира. Достаточно редко участники начинают интересоваться тем, какие профессии востребованы на острове.

Следующий этап связан с рождением нового знания и позитивного социального опыта. Ведущий предлагает участникам ответить на четыре вопроса:

  1. Как вы собираетесь сохранить свою квалификацию?
  2. Как и какой будете создавать имидж и каким образом устанавливать деловые и эмоциональные связи с другими?
  3. Каким образом собираетесь зарабатывать деньги?
  4. Что станете предпринимать для возвращения домой?

На этом этапе игры раскрывается невостребованный творческий потенциал участников, ярко проявляются их лидерские качества: разумность предлагаемых действий, принятие ответственности на себя, инициатива в объединение участников в одну группу, готовность проявить себя в новой профессиональной и социальной роли. Участие в игре становиться все более заразительным и переходит в стадию обсуждения возможностей реализации совместных проектов.

На заключительном этапе предлагается сформулировать всем вместе «Памятку эмигранту или что может сделать человек, чтобы профессионально и личностно адаптироваться к новым условиям жизни и труда». Участники предлагают совершать необходимые, с их точки зрения, действия: не паниковать и не отчаиваться – всегда есть выход; отнестись к ситуации как к новому повороту судьбы, найти в ней положительные стороны, быть готовым приобрести новый опыт; не просить, а предлагать; сохранять себя как личность, как часть культуры, не размениваться, не терять человеческого достоинства; найти «своих»; помнить, что мы многое можем, а еще больше можем вместе.

Завершающий этап игры – коллективное обсуждение полученного опыта. Отвечая на вопрос, что дало участие в игре, участники отмечали: «увидели нового себя», узнали «о себе много нового», «есть над чем подумать и поработать».

Деловая игра «Багаж»

Цель: определение профессиональных и личностных ресурсов педагога.

Задачи:

-       самоопределение в жизненных и профессиональных ценностях;

- выявление скрытого творческого потенциала, самооценки, коммуникативных качеств.

Оборудование: листы бумаги, шариковые ручки, доска, маркер, шкатулка.

Количество участников: 5-6 человек

Предполагаемый результат: выявление индивидуального профессионального ресурса педагога.

Ход игры:

Ведущий: Для того, чтобы выполнить поставленные цель и задачи в деловой игре, я приглашаю 5-6 участников (участникам предлагается встать в круг).

Для определения эмоционального настроя каждого участника, я предлагаю:

Упражнение «Здравствуйте, я …. Сегодня я вот такая…»

Участники встают в круг, первым говорит ведущий: «Здравствуйте, я…(имя). Сегодня я вот такая… (мимикой или жестом показывает свое эмоциональное состояние)». Группа отвечает: «Здравствуйте! Сегодня …. вот такая» (повторяют действия участника).

Ведущий: Вы все творчески и талантливо показали свои эмоции.

Задумывались вы о том, что такое талант? (Мнение педагогов)

Ведущий: На экране вы видите высказывание известных людей о том, что талант.

Ведущий предлагает сесть за столы, взять лист бумаги разделить его на две половины. Затем, не советуясь, не обсуждая друг с другом, в первой колонке написать список самых главных качеств, которые, на их взгляд заключают в себе талант воспитателя, педагога. (Индивидуальная работа педагогов).

Ведущий: Теперь отложите листочки, мы вернемся к ним позже.

Давайте теперь немного поиграем. Предлагаю игру, которая называется «Багаж».

Ведущий: Нам пришло письмо, в котором написано, что в самом лучшем городе на свете, в самом лучшем его здании открывается новый оборудованный по последнему слову техники детский сад. В нем не хватает только коллектива педагогов. Нас приглашают поучаствовать в отборе работников на вакантные должности. Едем?

Ведущий: Мы стоим в порту возле самого комфортабельного корабля, какой только бывает на свете. Подняться на борт мы сможем, только предъявив своего рода билет – назвав свою миссию, с которой мы отправляемся в путь.

          Каждому из вас нужно выбрать для себя, на ваш взгляд, миссию, т.е. педагогическую профессию в детском саду – реальную или совсем фантастическую. Главное помнить, что ваша профессия – важная и очень ценная!

     

Ведущий: Теперь каждому из вас дается слово: постарайтесь убедить нас, почему именно ваша миссия так важна и почему именно вы ей соответствуете в большей мере. (Выступления педагогов)

Ведущий: Ну что, команда в сборе! Отправляемся в путешествие? Нет! Мы забыли багаж! Но багаж наш не простой – это лучшие качества, действия, отношения талантливого педагога, которые помогут ему в выполнении его миссии. Предлагаю взять собой по 5 качеств, самых на ваш взгляд, необходимых. Участники записывают их на листках (индивидуальная работа педагогов).

Ведущий: Поехали! Долго ли коротко ли плыли... И вот – шторм! Корабль терпит крушение, и нам срочно нужно эвакуироваться в шлюпки. Места в шлюпках мало, поэтому возьмите  с собой только по одному предмету - слову из списка – самому главному. Оторвите ненужные слова. Бросайте ваши записки в коробку! Скорее!.. Уф! Выплыли! Разбирайте, не глядя бумажки из коробки. Посмотрите, что вам досталось? Расскажите, нужное качество вам досталось для выполнения  миссии.

 (Ведущий записывает на доске список коллективно отобранных качеств).

Ведущий: Плыли, мы плыли и вот шлюпки приплыли к острову!

На острове всех встречает представитель острова

Представитель острова: Здравствуйте, вы кто такие, как оказались на нашем острове?

Ведущий и участники игры говорят о том, как они оказались на острове.

Представитель острова: Может быть кто–нибудь из вас захочет остаться на нашем острове работать. У нас тоже есть обычный муниципальный детский сад,  дети говорят на разных языках, группы разновозрастные. Есть одна школа, продовольственный магазин и магазин одежды, музей истории острова, рынок, рыбоперерабатывающий комбинат. Который оборудован по последнему слову техники, молодым работникам предоставляется жилье и высокая заработная плата, правда работать на этом заводе не легко. Но может быть кто-нибудь захочет остаться на нашем острове работать.

Мнения педагогов

           Пожелавшие остаться на этом острове остаются.

Ведущий слышит звук самолета и говорит о том, что это за ними прилетели спасатели, предлагает вернуться домой.

Ведущий: Мы вернулись и теперь можем  обсудить состоявшуюся игру.

Ведущий:  Что дало вам лично участие в этом «путешествии»?  Было ли сложно? (ответы участников).

Давайте узнаем мнение коллеги, довольна ли она свои сделанным выбором, используем современное средство связи телемост.

 Уважаемый коллега довольны ли сделанным выбором? (коллега говорит о своем выборе обосновывая его). Участница может быть довольна сделанным выбором, может остаться неудовлетворенной. Ведущий спрашивает в чем заключается её неудовлетворенность?

Ведущий (обращается к участникам): Уважаемые коллеги давайте попробуем убедить её вернуться, так у человека неопределенна профессиональная и жизненная позиция (мнения педагогов). Я в свою очередь тоже могу предложить разработать для вас индивидуальный маршрут по повышению самооценки (повысить мотивацию, отравить на курсы повышения квалификации, перевести на специалиста).

Ведущий: В заключении  давайте обратимся к нашим записям, которые мы сделали  в начале встречи. Помните, мы записали на листках качества, заключенные в таланте воспитателя? А на доске – список качеств, которые были отобраны участниками как самые главные для талантливого педагога. Согласны ли вы с тем, что самые важные качества для талантливого педагога именно те, которые записаны на доске (участники высказывают своё мнение).

Ведущий: в завершение игры позвольте пожелать успехов в вашей работе, стремитесь и далее накапливать в себе те качества, о которых мы сегодня говорили.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма работы с родителями. Деловая игра "Мы за здоровый образ жизни"

Родительское собрание в нетрадиционной форме.Деловая игра «Здоровый образ жизни – залог долголетия»Ведущий 1:  (слайд 1) Добрый вечер, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня в нашем...

Нетрадиционные формы работы с педагогами

Одним из эффективных путей профессионального совершенствования и самосовершенствования педагога является его участие в деловых играх, которые способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме...

Деловая игра как одна из форм работы с родителями в ДОУ.

Опыт работы с семьями воспитанников: проведение деловой игры с родителями в младшей группе "Путешествие в страну - Развитие речи"....

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Интерактивные формы работы с педагогами ДОО как фактор повышения качества образования

Перед руководителями методических объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником  работы  различных  форм ме...

«Нетрадиционные формы работы с педагогами» (Из опыта работы)

laquo;Нетрадиционные формы работы с педагогами» (Из опыта работы)...