Главные вкладки

    Семинар для педагогов "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешной работы ДОУ"
    методическая разработка на тему

    Данилова Татьяна Викторовна

    Семинар для педагогов о важности психологического здоровья детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_psihologicheskoe_zdorove_detey.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ДОУ»

    - Для начала, я предлагаю Вам небольшой тест.

    Отвечать нужно только «ДА» или «НЕТ»

    1. Когда я узнаю из прессы о несчастном случае, часто думаю, что это могло произойти и со мной.

    2. Иногда меня охватывает совершенно непонятная тревога.

    3. В моей повседневной жизни нет ничего интересного.

    4. Почти всегда жизнь для меня связана с большим напряжением.

    5. Я редко чувствую себя счастливым.

    6. Иногда мне кажется, что я ни на что не годен.

    7. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

    8. Я постоянно думаю о своих материальных и служебных делах.

    9. Меня часто мучают ночные кошмары.

    10. Меня очень тревожат возможные неудачи.

    11. У меня часто бывает прерывистый и беспокойный сон.

    12. У меня часто бывает чувство, что сделал что-то неправильное или нехорошее.

    13. Я часто разочаровываюсь в людях.

    Подсчитайте очки: за каждый ответ "да" прибавляйте 1.

    1-2  -   Тревоги, страхи, неуверенность в себе Вам почти не знакомы. Вы живете в гармонии с собой.

    3-7 -  Про Вас можно сказать, что Вы - человек чувствительный, ранимый. Возможно, вам не хватает уверенности в себе. Постарайтесь уделять больше внимания своему здоровью.

    8-13 - Вы, вероятно, переживаете не лучшие времена. Тревоги, неуверенность в себе, уныние стали вашими постоянными спутниками. Это мешает вам и в работе, и дома, в семье. Вам следует всерьез обратить на себя внимание. Не лишним будет задуматься о своем психологическом здоровье.

    1. Информационная часть.

    Тема психического и психологического здоровья человека  бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо и значимо то, что с вопросом, а зачастую с проблемой о поддержании и формировании психологического здоровья сталкиваются педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.

    Чем же отличается психическое здоровье от психологического?

    (Ответы участников семинара.)

    Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам (память, внимание, воображение и т.д.), а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить проблемы психического.

    Именно тему психологического здоровья человека мы с вами затронем, поскольку психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

    Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.

    Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

    Что характеризует, по-вашему, психологически здорового человека? (Ответы участников семинара.)

    Конечно, если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией.

    Психологически здоровый человек  полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

    Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

    Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

    2. Специфика психологического здоровья ребенка.

    Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

    К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

    К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.

    К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

    3. Факторы риска психологического здоровья детей.

    Для эффективного оказания помощи необходимо определить факторы риска.

    Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

    Что можно отнести к средовым и субъективным факторам? (Ответы участников семинара.)

    К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности ребенка.

    Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

    К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

    В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

    Бесспорно, психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении необходима. И ее может предоставить не только педагог-психолог, но и воспитатель. В чем же заключается психологическая поддержка?

    4. Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

    Задачи психологической поддержки детей:

    1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
    2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
    3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

    Рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:

    1. Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
    2. Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
    3. Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
    4. Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
    5. В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
    6. Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
    7. Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
    8. Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
    9. При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
    10. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

    Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

    Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы.

    Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

    Начнем с себя.

    Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

    1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.

    Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

    2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

    Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.

    Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

    Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

    Еще несколько вариантов упражнений представлены на информационном стенде

    Упражнения на саморегуляцию для детей.

    (несколько вариантов упражнений можно посмотреть на стенде, которые в дальнейшем можно применять в вашей работе совместно с детьми)

    Эти упражнения можно выполнять как перед сном, чтобы ребенку помочь легко заснуть, так в течение дня.

    Давайте все вместе подведем итог, что же такое психологическое здоровье  и что необходимо, чтобы быть психологически  здоровым человеком.  (памятка для педагогов)

    • Человек, считающий себя культурным и цивилизованным, должен с уважением относиться и к себе, и к окружающим. Он сам отвечает за судьбу, поэтому должен уметь принимать решения и брать на себя ответственность.
    • Только от самого человека, какие жизненные цели он выберет, какие способы их достижения сочтет наилучшими.
    • Постоянно стремитесь к самосовершенствованию, постигайте что-то новое, интересное.
    • Чтобы сохранить психическое здоровье, учитесь контролировать и правильно выражать эмоции. Полезнее для организма, если человек не подавляет чувства, а управляет ими. Особенно, если речь идет об очень сильных эмоциях.
    • Научитесь сохранять уверенность в себе, вместе с тем пытайтесь находить разумный компромисс. Будьте готовым не только отстаивать точку зрения, но и вести конструктивный диалог.
    • Избегайте стрессовых ситуаций. Они побуждают человека быть агрессивным и психически неустойчивым. Воспитайте чувство собственного достоинства, ведь уважение является главным признаком психического благополучия человека.
    • Тщательно следите за здоровьем, больше отдыхайте. Прогулки на свежем воздухе благоприятно скажутся на психическом и физическом состоянии.
    • Одним из главных аспектов уравновешенной психики является удовлетворение потребностей, которые с возрастом меняются.
    • Немаловажную роль в формировании психики играет умение противостоять неудачам.

    Психологическое здоровье — это, прежде всего, социальная адаптированность: возможность поддерживать долговременные отношения в мире людей (родители, учителя, сверстники и т.д.), достаточно успешно выполнять задачи, которые ставит жизнь. Для ребенка это: овладевать необходимыми навыками, учиться преодолевать неуспех, сохранять мотивацию собственного роста и развития.

    Как же выглядит, по мнению психологов, психологически здоровый человек? Выделяют несколько качеств, позволяющих определить психологическое здоровье.

    Во-первых, психологически здоровый человек ориентирован на реальность. Всем понятно, что нужно обращать внимание на происходящее, трезво оценивать ситуацию и каким-то образом участвовать в этой жизни. Не то она пройдёт мимо.

    Во-вторых,  психологически здоровый человек принимает себя и окружающих такими, какие они есть. Согласитесь, это очень трудно. Ведь всегда хочется, чтобы люди ну хотя бы иногда видели свои глупости и замечали в нас хорошее.

    В-третьих,  спонтанность. В словаре Ожегова читаем: “Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный”. То есть, человек ведёт себя спонтанно, когда делает то, что ему захотелось. Возможно, это нарушает чьи-либо представления о приличиях, правилах поведения. Но без этого важного качества все мы были бы похожи друг на друга. Ведь чёткое следование правилам поведения невозможно. Каждый человек должен в первую очередь знать чего хочет он сам, чтобы его жизнь удалась, чтобы ему хотелось жить.

    В-четвёртых,  когда возникают проблемы у психологически здорового человека, то он не начинает терзать себя любимого, не упрекает себя за попадание в неприятности, а рассматривает свою проблему под своим внутренним микроскопом мысли. И даже если возникла проблема в нём самом, то он ищет проблему в себе, а не себя в проблеме.

    В-пятых,  как ни странно, психологически здоровый человек нуждается в одиночестве. Постоянно находиться в обществе просто невозможно. Можно перестать быть психологически здоровым человеком. А одиночество даёт нам не только отдых от шума, суеты, людей, но и помогает сосредоточиться на единственном человеке, который всегда с нами.

    В-шестых,  психологически здоровый человек автономен и независим. Если проще – свободен. Он не нуждается в постоянном одобрении своих поступков, в пинках и поглаживаниях при принятии решения. Он сам может это сделать для себя, если начинает сомневаться.

    В-седьмых,  у него отсутствует склонность воспринимать людей и окружающее стереотипно. Да, если будет только белое и чёрное, этот плохой, потому что так сказал Вася, а этот хороший, как считает Маня, можно и свихнуться. Где же тогда моё мнение и право каждого человека изменяться?

    Восьмое,    идентификация с человечеством. Это понятно. Здоровый не будет себя считать другим животным, если он знает, что человек.

    Девятое,  психологически здоровый человек способен к близким отношениям с людьми.

    И в заключение ещё три параметра, но не последние (психологи у нас народ дотошный): наличие чувства юмора, высокая креативность и низкая конформность. Юмор при этом не агрессивный.

    Вот такой он – психологически здоровый человек. Будьте и вы такими. Психологически здоровыми!

    Как ни банально звучит фраза о том, что каждый взрослый должен заботиться о будущем детей, но это так. Подрастающее поколение отплатит нам в будущем той же монетой, как мы сейчас относимся к своим детям. Причем психическое и психологическое здоровье дошкольника стоит на том же уровне по своей важности, что и здоровье физическое.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    План проведенияИнформационная часть.Психологическое здоровье человека.Специфика психологического здоровья ребенка.Факторы риска психологического здоровья детей.Психологическая поддержка детей в дошкол...

    "Психологическое здоровье детей, как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения"

    Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной россий...

    Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешной работы дошкольного учреждения

    Педагоги дошкольного образования - это те люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взросл...

    Семинар – практикум «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения»

    Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

    ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Цель: ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей, психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении....

    Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения

    Данная работа посвящена здоровью не только воспитанников, но и воспитателей. Психологической зарядке, положительному настрою и т.д.Работа проводится в виде мастер-класса, теория - игра - закрепление т...

    Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения.

    Обзор о психологическом здоровье человека. О причинах эмоциональных срывов. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения....