Главные вкладки

    Семинар – практикум «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения»
    методическая разработка на тему

    Белова Элина Валерьевна

    Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и  факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда.  Воздействие этих факторов  неблагоприятно влияет на психическое здоровье  педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.

    Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_-praktikm.docx21.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум

    «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения»

    Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и  факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда.  Воздействие этих факторов  неблагоприятно влияет на психическое здоровье  педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.

    Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:

    Внешние источники:

    -незнание способов саморегуляции;

    -снижение физической активности, сидячий образ жизни;

    -нерациональный режим труда и отдыха.

    Социальные источники:

     -преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;

    -высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.

    Внутренние источники:

    - личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.

    - интеллектуальные, психоэмоциональные и физические  перегрузки;

    -факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь,  перенесенные инфекции и длительные заболевания.

    При работе с педагогическим коллективом мною было выявлено, что в процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное,  негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится  негибким и стереотипным.

    Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов и воспитанников.

    План проведения

    1. Информационная часть:

    - психологическое здоровье человека.

    - специфика психологического здоровья ребенка.

    - факторы риска психологического здоровья детей.

    - психологическая поддержка детей в ДОУ.

    2.Рефлексия.

    Воспитатели проходя в зал вытягивают фишки четырех цветов и рассаживаются по четырем столам согласно цвету.

    1. Тренинг для успешной , сплоченной работы всех воспитателей «Скажи другому комплимент» - всем воспитателям предлагается  по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.

    2. Раздаются карточки квадратики четырех цветов – нужно ответить на 4 вопроса и написать ответы . После этого прикрепить на мольберты

    • Что я желаю для себя лично на этом семинаре ?
    • Что я ожидаю от коллег ?
    • Что я хочу узнать по теме семинара ?
    • Что я жду от руководителя семинара ?

     Карточки прикрепляются к мольберту

    1. Игра «Карусель»

    Воспитатели делятся на два круга  один внутри другого. Под музыку они начинают двигаться в разные стороны. Музыка останавливается они объединяются в пары около кого остановились и начинают обсуждать заданный вопрос.

    1. Что такое психологическое здоровье человека ?
    2. Признаки психического здоровья ?
    3. В чем специфика психологического здоровья ребенка ?
    4. Факторы риска психологического  здоровья детей 7

    4.воспитатели разбиваются на микро группы на 4 стола по цвету.

    На столах лежат листы бумаги с вопросами  ( теме же что обсуждались в кругу). Отвечают  , обсуждают  и каждый стол дает свой обоснованный ответ. А затем старший воспитатель дает научный ответ.

     _- Чтобы помочь ребенку сохранить его психологическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития. Я предлагаю вам ответить на вопросы касающиеся теории психического здоровья :

    - Чем характеризуется год «большого скачка» (2-3 года) ;

    - почему происходит кризис 3 –х лет, его симптомы ?

    - что означает психологическая подготовка к школе ?

    - Перечислите признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка.

     5.   Таким образом задачами психологической поддержки  детей в дошкольном учреждении являются:

    Задачи психологической поддержки детей:

    1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей .
    2. Обучение рефлексивным умениям ( умение осознавать свои чувства, причины поведения).
    3. формирование потребности в саморазвитии ( умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

    Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

    Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

    1. диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
    2. Включение детей , отнесенных ко второму уровню психологического здоровья в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
    3. подключение детей , отнесенных к третьему уровню психологического здоровья , к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.

    РЕКОМЕНДАЦИИ

    Воспитателям дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии  ребенка.

    • Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
    • Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
    • Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
    • Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
    • В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
    • Создавайте условия для формирования  у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
    • Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих детей.
    • Учите детей устанавливать связи между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
    • При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
    • Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

    6. На психологическое здоровье детей огромное влияние оказывает наше окружение это и помещение, и мебель и цвета окружающие нас.  Выступление педагога дополнительного образования «Психология цвета».

    7. Практический инструментарий.

     Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д. которые тесно взаимосвязаны между собой, а так же с эмоциональным состоянием педагога.

        Чему научаться дети, каким будет их эмоциональное состояние , зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом чтобы  не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными  проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

       Начнем с себя.

    Упражнения на саморегуляцию для педагогов, детей.

    8. Рефлексия.

    В начале нашего семинара вы заполнили карточки и ответили на вопросы. Теперь давайте посмотрим что вы написали и оправдались ли ваши ожидания.

    На первый ответ, на второй, третий, четвертый.

    - Чем оказалась полезной для Вас именно данная встреча ?

    -Какие конкретные приемы вы возьмете на вооружение в своей работе ?

     Ваши пожелания мне как руководителю семинара .

    СПАСИБО, ДОСВИДАНИЯ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    План проведенияИнформационная часть.Психологическое здоровье человека.Специфика психологического здоровья ребенка.Факторы риска психологического здоровья детей.Психологическая поддержка детей в дошкол...

    "Психологическое здоровье детей, как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения"

    Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной россий...

    Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешной работы дошкольного учреждения

    Педагоги дошкольного образования - это те люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взросл...

    ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Цель: ознакомление педагогов с факторами риска психологического здоровья детей, психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении....

    Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения

    Данная работа посвящена здоровью не только воспитанников, но и воспитателей. Психологической зарядке, положительному настрою и т.д.Работа проводится в виде мастер-класса, теория - игра - закрепление т...

    Семинар для педагогов "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешной работы ДОУ"

    Семинар для педагогов о важности психологического здоровья детей...

    Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения.

    Обзор о психологическом здоровье человека. О причинах эмоциональных срывов. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения....