Семинар – практикум «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения»
методическая разработка на тему
Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikm.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения»
Деятельность, направленная на сохранение и укрепление психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда. Воздействие этих факторов неблагоприятно влияет на психическое здоровье педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.
Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:
Внешние источники:
-незнание способов саморегуляции;
-снижение физической активности, сидячий образ жизни;
-нерациональный режим труда и отдыха.
Социальные источники:
-преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;
-высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.
Внутренние источники:
- личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.
- интеллектуальные, психоэмоциональные и физические перегрузки;
-факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь, перенесенные инфекции и длительные заболевания.
При работе с педагогическим коллективом мною было выявлено, что в процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное, негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится негибким и стереотипным.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов и воспитанников.
План проведения
- Информационная часть:
- психологическое здоровье человека.
- специфика психологического здоровья ребенка.
- факторы риска психологического здоровья детей.
- психологическая поддержка детей в ДОУ.
2.Рефлексия.
Воспитатели проходя в зал вытягивают фишки четырех цветов и рассаживаются по четырем столам согласно цвету.
- Тренинг для успешной , сплоченной работы всех воспитателей «Скажи другому комплимент» - всем воспитателям предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
2. Раздаются карточки квадратики четырех цветов – нужно ответить на 4 вопроса и написать ответы . После этого прикрепить на мольберты
- Что я желаю для себя лично на этом семинаре ?
- Что я ожидаю от коллег ?
- Что я хочу узнать по теме семинара ?
- Что я жду от руководителя семинара ?
Карточки прикрепляются к мольберту
- Игра «Карусель»
Воспитатели делятся на два круга один внутри другого. Под музыку они начинают двигаться в разные стороны. Музыка останавливается они объединяются в пары около кого остановились и начинают обсуждать заданный вопрос.
- Что такое психологическое здоровье человека ?
- Признаки психического здоровья ?
- В чем специфика психологического здоровья ребенка ?
- Факторы риска психологического здоровья детей 7
4.воспитатели разбиваются на микро группы на 4 стола по цвету.
На столах лежат листы бумаги с вопросами ( теме же что обсуждались в кругу). Отвечают , обсуждают и каждый стол дает свой обоснованный ответ. А затем старший воспитатель дает научный ответ.
_- Чтобы помочь ребенку сохранить его психологическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития. Я предлагаю вам ответить на вопросы касающиеся теории психического здоровья :
- Чем характеризуется год «большого скачка» (2-3 года) ;
- почему происходит кризис 3 –х лет, его симптомы ?
- что означает психологическая подготовка к школе ?
- Перечислите признаки психомоторного неблагополучия во внешних проявлениях ребенка.
5. Таким образом задачами психологической поддержки детей в дошкольном учреждении являются:
Задачи психологической поддержки детей:
- Обучение положительному самоотношению и принятию других людей .
- Обучение рефлексивным умениям ( умение осознавать свои чувства, причины поведения).
- формирование потребности в саморазвитии ( умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.
Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:
- диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
- Включение детей , отнесенных ко второму уровню психологического здоровья в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
- подключение детей , отнесенных к третьему уровню психологического здоровья , к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Воспитателям дошкольного учреждения в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка.
- Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
- Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
- Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
- Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
- В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
- Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
- Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих детей.
- Учите детей устанавливать связи между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
- При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
- Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
6. На психологическое здоровье детей огромное влияние оказывает наше окружение это и помещение, и мебель и цвета окружающие нас. Выступление педагога дополнительного образования «Психология цвета».
7. Практический инструментарий.
Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д. которые тесно взаимосвязаны между собой, а так же с эмоциональным состоянием педагога.
Чему научаться дети, каким будет их эмоциональное состояние , зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
Начнем с себя.
Упражнения на саморегуляцию для педагогов, детей.
8. Рефлексия.
В начале нашего семинара вы заполнили карточки и ответили на вопросы. Теперь давайте посмотрим что вы написали и оправдались ли ваши ожидания.
На первый ответ, на второй, третий, четвертый.
- Чем оказалась полезной для Вас именно данная встреча ?
-Какие конкретные приемы вы возьмете на вооружение в своей работе ?
Ваши пожелания мне как руководителю семинара .
СПАСИБО, ДОСВИДАНИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
План проведенияИнформационная часть.Психологическое здоровье человека.Специфика психологического здоровья ребенка.Факторы риска психологического здоровья детей.Психологическая поддержка детей в дошкол...
"Психологическое здоровье детей, как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения"
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной россий...
Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешной работы дошкольного учреждения
Педагоги дошкольного образования - это те люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взросл...
Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения
Данная работа посвящена здоровью не только воспитанников, но и воспитателей. Психологической зарядке, положительному настрою и т.д.Работа проводится в виде мастер-класса, теория - игра - закрепление т...
Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения.
Обзор о психологическом здоровье человека. О причинах эмоциональных срывов. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения....
Презентация для воспитателей " Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения".
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологич...
Формирование психологического здоровья детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И.В. считает, что необходимым условием ...