Формирование психологического здоровья детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения
учебно-методическое пособие

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.
Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И.В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.

Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.  Таким образом, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными.

Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья является весьма актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publication.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

 « Формирование психологического здоровья детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения».

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.

Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И.В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.

Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.  Таким образом, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными.

Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья является весьма актуальной.

 Научная обоснованность – разработкой теоретических положений и основ формирования психологического здоровья занимались учёные и психологи, такие какВ.А. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, Н.И.Гуткина, И.В.Дубровина, В.В.Зацепин, А.Б.Николаева, В.Э.Пахальян, Н.Н.Толстых, Н.В.Шурова и другие. Авторы показали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - "психологическое здоровье" и развели понятия "психическое здоровье" и "психологическое здоровье".Термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, а термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом.

В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

На сегодняшний  день,  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования, направленного на решение одной из первостепенных задач «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни»,  созданы все условия для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья детей  в образовательных учреждениях. 

Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме.

Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

 Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье  ребёнка становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения, показателем достижения ими современного качества образования.

Формирование защитных механизмов у обучающихся в процессе обучения и воспитания по сохранению и укреплению психологического здоровья детей возможно только при сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса. Одна из важнейших целей работы с педагогическим коллективом – формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых. Такая работа проводится через комплекс мероприятий по повышению психолого-педагогической компетентности  педагогов по вопросам формирования  психологического здоровья.

Общения и систематизации  моего опыта работы с педагогами по формированию психологического здоровья ребёнка, представлена ниже.

 Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).

Модель психологического здоровья

Система из 5 компонентов:

1. Аксиологический (самоотношение) компонент предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а также ценности и уникальности окружающих. Принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятии других. Полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей.

2.Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

 3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т.е. в самоизменении и личностном росте. Человек полностью принимает ответственность за свою жизнь.

4. Развивающий компонент предполагает наличие динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии. Не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний. Человек находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей.

5. Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно действовать, развиваться в окружающих его социально- культурных условиях. Умение понимать и взаимодействовать с людьми.

Понятно, что представленный образ «психологического здоровья» можно рассматривать как эталон, но дети в большинстве своем имеют те или иные отклонения.

Критерии психологического здоровья:

        позитивное самоощущение (позитивный эмоциональный фон настроения);

        высокий уровень развития рефлексии;

        успешное прохождение возрастных кризисов;

        адаптированность к социуму (умение приспосабливаться к изменяющимся условиям).

       Специфика  психологическое здоровье детей, безусловно, имеет свои особенности. Его условно разделяют на три уровня: креативный, адаптивный и дезадаптивный.

Креативный – самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.

Адаптивный – средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой  психологической поддержке со стороны взрослых.

Дезадаптированный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить.  Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

          Различают следующие факторы риска психологического здоровья детей: средовые (окружающая среда ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

         

 К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.

           К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

          Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.   

            В задачи психологической поддержки входят:         

1.Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.

2.Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).

3.Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых    ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

           Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно  относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной професссии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

1.Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.

2.Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.

3.С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями  рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.

Формы работы с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:

1. Овладение детьми языком эмоций

Мимика.

Пантомимика.

Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

2. Коррекция агрессивности

Коррекция драчливости у дошкольников.

Снятие конфликтности в общении детей.

Снятие вербальной агрессии.

Преодоление импульсивности.

3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Снятие тревожности.

Коррекция страхов.

Формирование адекватной положительной самооценки.

Формирование у детей уверенности в собственных силах. 

4. Формирование социальных навыков у ребенка

Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

Овладение коммуникативными навыками. 

Развитие эмпатии.

Развитие дружеских взаимоотношений.

5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения

Формирование нравственного сознания

Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками.

Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

Рекомендации педагогам дошкольных учреждений по профилактике формирования психологического неблагополучия в развитии ребенка:

1.Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;

2.Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;

3.Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;

4.Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;

4.В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;

5.Создать условия для формирования у детей положительных 6.взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;

7.Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

8.Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;

9.При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

10.Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка при построении воспитательно-образовательной и оздоровительной работы в ДОУ. В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию педагогов, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком.  Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития,  может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям. Таким образом, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного процесса. Важнейшим условием эффективности этой работы является профессионализм и эмоциональное благополучие педагогов.

Список использованной литературы

Выготский,  Л.С. Психология развития человека, Л.С. Выготский – М.: Издательство «Смысл», 2005. – 1136с.

Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.

Хухлаева, О.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О.М. Хухлаева, И.М. Первушина, www.klex.ru/ewf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

План проведенияИнформационная часть.Психологическое здоровье человека.Специфика психологического здоровья ребенка.Факторы риска психологического здоровья детей.Психологическая поддержка детей в дошкол...

"Психологическое здоровье детей, как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения"

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной россий...

Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешной работы дошкольного учреждения

Педагоги дошкольного образования - это те люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взросл...

Семинар – практикум «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения»

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения

Данная работа посвящена здоровью не только воспитанников, но и воспитателей. Психологической зарядке, положительному настрою и т.д.Работа проводится в виде мастер-класса, теория - игра - закрепление т...

Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешной работы дошкольного учреждения.

Обзор о психологическом здоровье человека. О причинах эмоциональных срывов. Экспресс-приёмы снятия эмоционального напряжения....

Презентация для воспитателей " Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения".

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологич...